Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 22:14
Фотоальбом

Санкт-Петербург. Фарфоровый сюрприз

XZ-1, SM-A325F
122 43

Вообще-то собиралась я в этот день вовсе даже в Царское село, в ставший, наконец доступным после реставрации Александровский дворец. И все вроде бы складывалось удачно — во вторник дворец открыт (в отличие, например, от Русского музея и всех его филиалов, среди которых немало таких, куда бы с удовольствием сходила), и вторая половина вторника у меня как раз свободна.

Добросовестно изучила расписание электричек, посмотрела на сайте Царского, напряженно ли с билетами (электронные, по сеансам). Порадовалась, что даже и на выходные дни свободные «места» были. А уж на даты среди недели — тем более. Но, т. к. я человек беспокойный, в субботу перед «моим» вторником, решила все же билет купить… И — тадамм! — выясняется, что после 12–00 вообще никаких «сеансов» в расписании не значится! Хотя изменений в часах работы на сайте нет. Вот вам и здрасьте… Уж и не знаю, что такое случилось — то ли дворец закрыли для какого-то мероприятия, то ли вдруг, откуда ни возьмись, нагрянуло немыслимое по ковидным временам количество посетителей, но билетов не было…

Так расстроилась, что в голове образовался полный вакуум… При том, что разнообразных неосуществленных «хотелок» в Питере у меня, конечно, предостаточно. В прострации ткнула пальцем на сайт Эрмитажа (по принципу «знатоков», не иначе: не знаешь, что отвечать, говори — Пушкин))), ииии — ой, а что это?.. Музей Императорского фарфорового завода?! И как это я о нем до сих пор не слышала?.. Мало того, оказывается, он относится как раз к Эрмитажу, являясь его обособленным филиалом. И выходной, к счастью, понедельник! Подарок да и только! Неудача с Царским мигом забылась.

Еще и добираться удобно — метро Ломоносовская рядом. Посетить можно до 19–00, замечательно все успею! От метро и правда совсем близко. Выйти надо на улицу Бабушкина, перейти на другую ее сторону, и по переулку Матюшенко, затем по дорожке через Виноградовский сквер шагать к заводу. Мминут пять, не больше.

Музей находится при самом ИФЗ. Когда решался вопрос о передаче его в ведение какой-либо «культурной» организации, сначала подумали о Русском музее, но его руководство настаивало на обустройстве экспозиции в другом месте, не на заводе. А Михаил Борисович Пиотровский предложил оставить все как есть, лишь придав существующим залам статус филиала Эрмитажа. Казалось бы, какая разница? Но дело в том, что художники завода часто обращаются к опыту предшественников, вдохновляются их творчеством, а иногда и выполняют точные копии прежних шедевров. Куда удобнее, когда все под рукой.

Не знаю, как выглядит остальная часть завода, но вход оформлен красиво, в фирменных сине-белых тонах. Кстати, побывать на территории и посетить мастер-классы по изготовлению и росписи фарфора вполне реально. Мне настоятельно советовали это смотрители музея. Говорят, очень интересно.

Входной билет в настоящее время стоит 300 рублей. В доковидные времена вход для пенсионеров был бесплатным, но теперь эту щедрую опцию отменили. В пандемию завод не работал семь месяцев, сократили немалое количество персонала, но к счастью, совсем не тронули художников.

Фарфор ценится и сейчас, а вплоть до 19-го века он почитался редкой драгоценностью. Иметь в стране собственный фарфор было делом государственной важности и международного престижа. Разгадать секрет хрупкого чуда и наладить производство русского фарфора из отечественных материалов удалось Дмитрию Ивановичу Виноградову. Невская порцелиновая мануфактура была учреждена императрицей Елизаветой в 1744 году. С 1765-го года мануфактура уже носит имя Императорский фарфоровый завод.

Россия стала пятой страной в мире и третьей в Европе производящей свой собственный фарфор. Завод принадлежал семье Романовых и работал по заказам Императорского двора, создавая уникальные вещи высочайшего качества «ко славе Российской».

Всего в музее три зала. Ну-с, и начнем, благословясь! Надеюсь, любителям фарфора будет интересно… Правда, фотографировать было сложно — практически все экспонаты за стеклом, которое немилосердно бликует от подсветки…

Конечно же, экспонатов в музее гораздо больше, чем в этом альбоме. Фотаю только то, что за душу взяло. либо удивило. Так что, конечно же, при случае лучше заглянуть сюда самим, чтобы составить свой собственный альбом фрафоровой красоты.

В первом зале представлены образцы фарфора разных стран – Китая, Японии, знаменитых европейских мануфактур. Большей частью это подарки дому Романовых от других правящих фамилий.  

Предметы из Андреевского сервиза. Германия Майсен. Саксонская фарфоровая мануфактура. 1744. Дар курфюрста Саксонского Фридриха Августа II императрице Елизавете Петровне к свадьбе наследника престола.
В первом зале представлены образцы фарфора разных стран – Китая, Японии, знаменитых европейских мануфактур. Большей частью это подарки дому Романовых от других правящих фамилий. Предметы из Андреевского сервиза. Германия Майсен. Саксонская фарфоровая мануфактура. 1744. Дар курфюрста Саксонского Фридриха Августа II императрице Елизавете Петровне к свадьбе наследника престола.
Веджвуд узнаваем сразу! Предметы из кабинетного сервиза. Мануфактура Д.Веджвуда 1820-е.
Веджвуд узнаваем сразу! Предметы из кабинетного сервиза. Мануфактура Д.Веджвуда 1820-е.
А вот здесь - квест))) Который и специалисты вряд ли пройдут. Одной из задач Императорского фарфорового завода было изготовление "доделок" взамен утраченных из сервизов предметов. Отличить от оригинала эти самые доделки практически невозможно. Две тарелки в этой витрине - из Германии, одна  - наша. Подметила лишь разницу в окраске ажурной каймы - у оригинальных переплетения розовые, а у питерской - золотые.
А вот здесь - квест))) Который и специалисты вряд ли пройдут. Одной из задач Императорского фарфорового завода было изготовление "доделок" взамен утраченных из сервизов предметов. Отличить от оригинала эти самые доделки практически невозможно. Две тарелки в этой витрине - из Германии, одна - наша. Подметила лишь разницу в окраске ажурной каймы - у оригинальных переплетения розовые, а у питерской - золотые.
Предметы чайного сервиза с гирляндами цветов. Франция, Севр. Национальная фарфоровая мануфактура. 1838.
Предметы чайного сервиза с гирляндами цветов. Франция, Севр. Национальная фарфоровая мануфактура. 1838.
Скульптурная группа "Портной верхом на козле". Германия, Майсен. Королевская Саксонская фарфоровая мануфактура. 19-й век. 

Такой шикарный дядечка и на козле! )))
Скульптурная группа "Портной верхом на козле". Германия, Майсен. Королевская Саксонская фарфоровая мануфактура. 19-й век. Такой шикарный дядечка и на козле! )))
Скульптура "Морской петух". Дания, Копенгаген. Королевская фарфоровая мануфактура, 1902 (?)
Скульптура "Морской петух". Дания, Копенгаген. Королевская фарфоровая мануфактура, 1902 (?)
Во втором зале  представлены экспонаты, отражающие историю русского фарфора, произведенного на Императорском фарфоровом заводе. 

Тут я, конечно, зависала у каждой витрины надолго! Смотритель даже поинтересовался, не коллекционер ли я)) Заодно рассказав о владельце одной из самых известных личных коллекций фарфора Юрии Трайсмане. Конечно, я потом почитала о нем. Интересная личность, что и говорить! К тому же, не хранит свои сокровища за семью печатями, а организует выставки по всему миру. 

А эта тарелочка, пожалуй, самый старинный экспонат музея - из Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны. 1756 - 1762.  Вроде и ничего особенного, но бесконечный хоровод крохотных цветков завораживает.
Во втором зале представлены экспонаты, отражающие историю русского фарфора, произведенного на Императорском фарфоровом заводе. Тут я, конечно, зависала у каждой витрины надолго! Смотритель даже поинтересовался, не коллекционер ли я)) Заодно рассказав о владельце одной из самых известных личных коллекций фарфора Юрии Трайсмане. Конечно, я потом почитала о нем. Интересная личность, что и говорить! К тому же, не хранит свои сокровища за семью печатями, а организует выставки по всему миру. А эта тарелочка, пожалуй, самый старинный экспонат музея - из Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны. 1756 - 1762. Вроде и ничего особенного, но бесконечный хоровод крохотных цветков завораживает.
Тарелка с росписью "Цыганский танец" . 1808 - 1820.
Бутылочная передача с видами Биржи на стрелке Васильевского острова из Гурьевского (Русского) сервиза. 1890 (дополнение к основному составу 1809 - 1816) 
"Бутылочные передачи" меня поначалу порядком озадачили, пока не додумалась прочитать английский вариант - wine cooler! )))
Тарелка с росписью "Цыганский танец" . 1808 - 1820. Бутылочная передача с видами Биржи на стрелке Васильевского острова из Гурьевского (Русского) сервиза. 1890 (дополнение к основному составу 1809 - 1816) "Бутылочные передачи" меня поначалу порядком озадачили, пока не додумалась прочитать английский вариант - wine cooler! )))
Предметы из Бабьегонского сервиза. Тарелки с видами Павловска и Царского села. 1823 - 1824
Предметы из Бабьегонского сервиза. Тарелки с видами Павловска и Царского села. 1823 - 1824
Ну, а такой вот рисунок это для меня именины души! 
Пласт с изображением цветов и фруктов. 1861.
Ну, а такой вот рисунок это для меня именины души! Пласт с изображением цветов и фруктов. 1861.
И даже муравьишка и муха увековечены! Детально! И тень отбрасывают!
И даже муравьишка и муха увековечены! Детально! И тень отбрасывают!
Ваза в форме ритона. 1810 - 1825.
Ритон — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного или человека. Слово новое выучила))) Еще и поэтому день не напрасно прожит!
Ваза в форме ритона. 1810 - 1825. Ритон — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного или человека. Слово новое выучила))) Еще и поэтому день не напрасно прожит!
С росписью и без! Кому что нравится.
С росписью и без! Кому что нравится.
Скульптура "Сатир с совой", 1903. Никогда не видела столь юных и хорошеньких сатиров))) 

Скульптуры "Цапля на болоте"  и "Фазан", 1904
Скульптура "Сатир с совой", 1903. Никогда не видела столь юных и хорошеньких сатиров))) Скульптуры "Цапля на болоте" и "Фазан", 1904
Сервиз на две персоны "Тет-а-тет", 1796 - 1801
Сервиз на две персоны "Тет-а-тет", 1796 - 1801
Чернильный прибор с монограммой императора Павла I. 1796 - 1801.
Чернильный прибор с монограммой императора Павла I. 1796 - 1801.
Скульптурную мастерскую завода около четверти века возглавлял Жан Доминик Рашетт. Он выполнил более 150 моделей для фарфора. По его проектам создавались многофигурные аллегорические настольные украшения к парадным сервизам. Идея этой композиции  также принадлежит Рашетту.
Скульптурную мастерскую завода около четверти века возглавлял Жан Доминик Рашетт. Он выполнил более 150 моделей для фарфора. По его проектам создавались многофигурные аллегорические настольные украшения к парадным сервизам. Идея этой композиции также принадлежит Рашетту.
Мальчик с корзинкой фруктов (Аллегория осени). 1860-1870.
Девочка со снопом (Аллегория лета)
Мальчик с корзинкой фруктов (Аллегория осени). 1860-1870. Девочка со снопом (Аллегория лета)
Вазы в стиле "Второе рококо" с лепными цветами и птицами. Середина 19-го века.
Вазы в стиле "Второе рококо" с лепными цветами и птицами. Середина 19-го века.
Тончайшие чудеса... Очень такое люблю!
Тончайшие чудеса... Очень такое люблю!
Был в моей жизни опыт работы с фарфором, кстати. Немного представляю, насколько сложно такие вот лепесточки создавать...
Был в моей жизни опыт работы с фарфором, кстати. Немного представляю, насколько сложно такие вот лепесточки создавать...
Дверь с фарфоровым плакетками в бронзовой оправе. 1844
Дверь с фарфоровым плакетками в бронзовой оправе. 1844
Коллекция фигур из серии "Народности Российской империи" уникальна достоверностью воспроизведения облика и костюмов народов многонационального государства. Модели исполнял Павел Каменский с 1907 по 1917 год.
Коллекция фигур из серии "Народности Российской империи" уникальна достоверностью воспроизведения облика и костюмов народов многонационального государства. Модели исполнял Павел Каменский с 1907 по 1917 год.
Ткани так и кажутся натуральными!
Ткани так и кажутся натуральными!
Еще ведь и выражение лица у каждой фигурки! Кстати, сейчас - любой каприз за ваши деньги - можно заказать копию любой из них. И заказывают!
Еще ведь и выражение лица у каждой фигурки! Кстати, сейчас - любой каприз за ваши деньги - можно заказать копию любой из них. И заказывают!
Скульптурная группа "Торговки амурами". Конец 18-го века.

Посадили бедняжек в клетки, как птичек!
Скульптурная группа "Торговки амурами". Конец 18-го века. Посадили бедняжек в клетки, как птичек!
Пресс-папье "Гений с трофеями". 1810-1820.
Пресс-папье "Гений с трофеями". 1810-1820.
Тарелка десертная из Охотничьего сервиза. Дополнение к сервизу Королевской Саксонской фарфоровой мануфактуры в Майсене.
Тарелка десертная из Охотничьего сервиза. Дополнение к сервизу Королевской Саксонской фарфоровой мануфактуры в Майсене.
Ваза с лепным букетом. 1780-е.
Ваза с лепным букетом. 1780-е.
Скульптура "Последний вздох корабля". 1902
Скульптура "Последний вздох корабля". 1902
Предметы из чайного сервиза тет-а-тет "Евгений Онегин", 1915
Предметы из чайного сервиза тет-а-тет "Евгений Онегин", 1915
А вот эта красавица осталась без таблички... Но, подозреваю, что она "сестричка" той, что "последний вздох корабля"
А вот эта красавица осталась без таблички... Но, подозреваю, что она "сестричка" той, что "последний вздох корабля"
Зеркало в фарфоровой раме. 1840.
Зеркало в фарфоровой раме. 1840.
Ну, а это вообще чудо-чудное, диво-дивное... Начиная с собственно столика. Изготовлен он из бронзы, а столешница крепилась на рессорах. Дабы обеспечить транспортировку в Лондон на Всемирную выставку 1851-го года уникального фарфоровго букета. 
Но  - столик не успели изготовить вовремя! Букет в Лондон не поехал, решено было оставить его в музее завода.
Ну, а это вообще чудо-чудное, диво-дивное... Начиная с собственно столика. Изготовлен он из бронзы, а столешница крепилась на рессорах. Дабы обеспечить транспортировку в Лондон на Всемирную выставку 1851-го года уникального фарфоровго букета. Но - столик не успели изготовить вовремя! Букет в Лондон не поехал, решено было оставить его в музее завода.
Вот она, эта красота неземная... По величине (диаметр 70 сантиметров) и тонкости исполнения букет этот остается непревзойденным по сей день.
Автор - Петр Иудович Иванов. Секрет мастера заключался в рецепте особо пластичной фарфоровой массы. Не считая божьего дара, разумеется. Смотритель поведал мне, что по неизвестной причине у Иванова не было учеников, что вообще-то странно, работал ведь не частным образом, а на заводе, и, увы, секрет его ушел вместе с ним.
Вот она, эта красота неземная... По величине (диаметр 70 сантиметров) и тонкости исполнения букет этот остается непревзойденным по сей день. Автор - Петр Иудович Иванов. Секрет мастера заключался в рецепте особо пластичной фарфоровой массы. Не считая божьего дара, разумеется. Смотритель поведал мне, что по неизвестной причине у Иванова не было учеников, что вообще-то странно, работал ведь не частным образом, а на заводе, и, увы, секрет его ушел вместе с ним.
А тут и без подписи можно узнать - Анна Павлова в роли Жизели. И Леонид Собинов  - Ромео.
А тут и без подписи можно узнать - Анна Павлова в роли Жизели. И Леонид Собинов - Ромео.
Но не только высокие материи, вот например, такое веселье:
Ваза "Лягушки" 1901
Но не только высокие материи, вот например, такое веселье: Ваза "Лягушки" 1901
Пласт в фарфоровой раме с изображением Николая Чудотворца. 1845. 
И множество пасхальных яиц. К каждой Пасхе завод изготалвивал их сотнями.
Пласт в фарфоровой раме с изображением Николая Чудотворца. 1845. И множество пасхальных яиц. К каждой Пасхе завод изготалвивал их сотнями.
Пласт-тондо с копией картины Буджардини "Мадонна с Младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем". И это не фарфор, стекло. Дело в том, что одно время Императорский стеклянный завод и Императорский фарфоровый завод были объединены. Тондо  - пример высочайшего мастерства художников завода.
Пласт-тондо с копией картины Буджардини "Мадонна с Младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем". И это не фарфор, стекло. Дело в том, что одно время Императорский стеклянный завод и Императорский фарфоровый завод были объединены. Тондо - пример высочайшего мастерства художников завода.
Ну, а это уже зал третий  - период после 1917-го года до наших дней.
Честно говоря, я его побаивалась. Агит-фарфор это совершенно не моя тема. А галопом проскакать вроде бы неудобно, смотрители меня за коллекционера приняли, а я бегом?..
Но - оказалось, что и советский период это интересно! И тут, к счастью, не только примитивный фарфор с лозунгами 20-30-х годов. 

Такие вот композиции, как на этом фото, рассматривать весьма занимательно. Уже таким странным это все кажется, а ведь, в общем, не так и давно было...

"Обсуждение Сталинской конституции" 1937
Ну, а это уже зал третий - период после 1917-го года до наших дней. Честно говоря, я его побаивалась. Агит-фарфор это совершенно не моя тема. А галопом проскакать вроде бы неудобно, смотрители меня за коллекционера приняли, а я бегом?.. Но - оказалось, что и советский период это интересно! И тут, к счастью, не только примитивный фарфор с лозунгами 20-30-х годов. Такие вот композиции, как на этом фото, рассматривать весьма занимательно. Уже таким странным это все кажется, а ведь, в общем, не так и давно было... "Обсуждение Сталинской конституции" 1937
Композиция "Под солнцем Сталинской Конституции". 1951-1952
Композиция "Под солнцем Сталинской Конституции". 1951-1952
Девушки тоже из той самой композиции. Дружба народов!
Девушки тоже из той самой композиции. Дружба народов!
Детские чашечки 30-х годов.
Детские чашечки 30-х годов.
Масленка с крышкой "Мичуринская", 1951
Масленка с крышкой "Мичуринская", 1951
Галина Уланова в роли Одетты в "Лебедином озере".
Галина Уланова в роли Одетты в "Лебедином озере".
Уланова - Джульетта. Собственно и подписи не нужно...
Уланова - Джульетта. Собственно и подписи не нужно...
"Испанский танец"
"Испанский танец"
Сергей Корень в роли Меркуцио из "Ромео и Джульетты".
Сергей Корень в роли Меркуцио из "Ромео и Джульетты".
Сценки из жизни. Конец 1950-х. 
Умиление...
Сценки из жизни. Конец 1950-х. Умиление...
Такое все мирное...Темы  детства, природы были особенно популярны в послевоенные годы.
Такое все мирное...Темы детства, природы были особенно популярны в послевоенные годы.
"Лягушка-сплетница", 1950.
"Лягушка-сплетница", 1950.
Ну, а тут и вовсе всеобщее веселье! Такой забавный народец!
Ну, а тут и вовсе всеобщее веселье! Такой забавный народец!
Конечно, без знаменитой "кобальтовой сетки" в музее никак!
Конечно, без знаменитой "кобальтовой сетки" в музее никак!
А это уже времена совсем недавние. Блюдо "Спящая Россия", 1989
А это уже времена совсем недавние. Блюдо "Спящая Россия", 1989
Предметы из сервиза "Балаганчик". 1996
Предметы из сервиза "Балаганчик". 1996
Ваза "Хищники". 1950
Ваза "Хищники". 1950
Зебрёныш  - симпатяга невозможный!
Зебрёныш - симпатяга невозможный!
После музея можно продолжить "экскурсию" в магазине завода. Тут тоже красота невероятная. Но блики ужас как мешают!
После музея можно продолжить "экскурсию" в магазине завода. Тут тоже красота невероятная. Но блики ужас как мешают!
Цены отрезвляющие))) А было время, когда чашечки тогда еще ЛФЗ я покупала просто так, потому что захотелось...
Цены отрезвляющие))) А было время, когда чашечки тогда еще ЛФЗ я покупала просто так, потому что захотелось...
Балетные фигурки выпускают и сейчас. Ульяну Лопаткину узнала сразу же. А в правом нижнем углу  - Цискаридзе выглядывает.

В общем, неожиданная встреча с фарфором удалась на славу. Музей однозначно к посещению рекомендую!
Балетные фигурки выпускают и сейчас. Ульяну Лопаткину узнала сразу же. А в правом нижнем углу - Цискаридзе выглядывает. В общем, неожиданная встреча с фарфором удалась на славу. Музей однозначно к посещению рекомендую!
Комментарии к альбому