Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 23:03
Фотоальбом

Дивный Павловск...

Павловск — Россия Октябрь 2021
XZ-1, SM-A325F
62 40

Может быть кто-то и терзался бы муками выбора, какой именно из дворцовых парков в окрестностях Петербурга предпочесть, имея в распоряжении всего один день, я же давным-давно мечтала увидеть осенью Павловск.

Ничуть не сомневаюсь, что и Царское, и Петергоф в золотую эту пору великолепны. Но мне хотелось именно природной — хотя и облагороженной великими мастерами паркового искусства — красоты Павловска.

Впервые оказалась я здесь в июле, влюбившись сходу в благоухающий жасмином Собственный садик императрицы Марии Федоровны (в Москве с жасмином уже распрощались до следующего года, а тут — такое вот возвращение в начало лета).

Выйдя потом к речке Славянке, любовалась плавными ее изгибами, будто бы случайными куртинами деревьев по берегам (а как тщательно продумана эта «случайность», да еще продумана «на вырост»), отражениями мостов в воде… Пожалуй, Чугунному мостику с «зеркалом» особенно повезло… Долго от него отойти не могла…

Пусть в этом парке нет никаких «затей» — ни фонтанов, ни роскошных цветников, но как же здесь хорошо… Изысканная, спокойная его красота проникает в душу, благо творя…

Впрочем, это летом она спокойная — тогда еще подумалось, что прощальный бал природы, когда на смену зелени придёт множество ярких акцентов, должен быть в Павловске великолепным! И, конечно, очень хотелось на нем побывать.

И вот, наконец — еще одно «наконец» последних двух лет! — всё сложилось, встреча с так памятными пейзажами, но уже в многоцветье октября, состоялась.

Приглашаю из снежного декабря вернуться ненадолго в золотую осень…

Угадать время желанной золотой осени всегда не просто. Год на год ведь не приходится! На счастье в 2021-м осень в Петербурге была очень теплой, мало того деревья в конце октября стояли еще во всей красе, но даже и розы кое-где цвели...

Колоннада Аполлона. Полюбовалась ею лишь с другого берега реки Славянки -  торопилась в Собственный сад императрицы Марии Федоровны.
Угадать время желанной золотой осени всегда не просто. Год на год ведь не приходится! На счастье в 2021-м осень в Петербурге была очень теплой, мало того деревья в конце октября стояли еще во всей красе, но даже и розы кое-где цвели... Колоннада Аполлона. Полюбовалась ею лишь с другого берега реки Славянки - торопилась в Собственный сад императрицы Марии Федоровны.
Мост Кентавров. И такое все прозрачно-осеннее вокруг...

Украсить мост фигурами кентавров пожелали владельцы Павловска - Павел Петрович и Мария Федоровна, так им понравились античные оригиналы  этих скульптур во время посещения Капитолийского музея.
Мост Кентавров. И такое все прозрачно-осеннее вокруг... Украсить мост фигурами кентавров пожелали владельцы Павловска - Павел Петрович и Мария Федоровна, так им понравились античные оригиналы этих скульптур во время посещения Капитолийского музея.
Помнится в давний первый раз я самими кентаврами как-то не впечатлилась, куда больше сам мостик, его изящная ограда понравились. А теперь вот, наконец,  и их оценила...
Помнится в давний первый раз я самими кентаврами как-то не впечатлилась, куда больше сам мостик, его изящная ограда понравились. А теперь вот, наконец, и их оценила...
Так и кажется, что кентавр хочет сорвать с клена последний лист...
Так и кажется, что кентавр хочет сорвать с клена последний лист...
Мост Кентавров и павильон Холодная ванна (летняя мыльня).
Павильон построен в 1799  по проекту Чарльза Камерона. В павильоне изначально были две "комнаты", первая служила для отдыха, здесь был камин с зеркалом, соответствующая мебель, картины на стенах.
В центре купольного помещения размещался бассейн для купания, в середине его стоял фонтан-душ в виде медного шара. Что там сейчас увидеть не удалось, закрыто. Хотя пишут, что в 2014-2015 годах проведена работа по капитальной реставрации павильона.
Мост Кентавров и павильон Холодная ванна (летняя мыльня). Павильон построен в 1799 по проекту Чарльза Камерона. В павильоне изначально были две "комнаты", первая служила для отдыха, здесь был камин с зеркалом, соответствующая мебель, картины на стенах. В центре купольного помещения размещался бассейн для купания, в середине его стоял фонтан-душ в виде медного шара. Что там сейчас увидеть не удалось, закрыто. Хотя пишут, что в 2014-2015 годах проведена работа по капитальной реставрации павильона.
Собственный садик императрицы Марии Федоровны мне хотелось увидеть очень, и так же очень я этого опасалась... Дело в том, когда-то что садик этот меня  совершенно очаровал... Тогда он предстал в пышном цветении начала июля, что-то там сейчас?.. Все же последняя треть октября...  Но опасения оказались напрасны: клумбы порадовали белыми и
алыми бегониями, а в воздухе плыл медовый аромат алиссума... Причем аромат был таким сильным, что  ощущался еще на подходе к саду.
Скрещиваю пальцы, глядя на этот вот выходящий в садик эркер... Кабинет-фонарик! Надеюсь все получится и удастся там сегодня побывать...
Собственный садик императрицы Марии Федоровны мне хотелось увидеть очень, и так же очень я этого опасалась... Дело в том, когда-то что садик этот меня совершенно очаровал... Тогда он предстал в пышном цветении начала июля, что-то там сейчас?.. Все же последняя треть октября... Но опасения оказались напрасны: клумбы порадовали белыми и алыми бегониями, а в воздухе плыл медовый аромат алиссума... Причем аромат был таким сильным, что ощущался еще на подходе к саду. Скрещиваю пальцы, глядя на этот вот выходящий в садик эркер... Кабинет-фонарик! Надеюсь все получится и удастся там сегодня побывать...
Нарочно не придумаешь такую вот композицию - бегонии и дубовые листья - а до чего хорошо получилось!
Нарочно не придумаешь такую вот композицию - бегонии и дубовые листья - а до чего хорошо получилось!
А вот этим зверям очень удивилась - ну не могла я такую симпатичную парочку не запомнить! Оказалось, бедолаги сильно пострадали в годы войны, и после реставрации вернулись на свои места лишь в 2014-м году.  Уф, с памятью все в порядке - я-то была раньше... 
Но, случился у меня тут однако же когнитивный диссонанс))) Только разбирая фотографии, уяснила,  что в голове моей перепутались лев и львица!
А вот этим зверям очень удивилась - ну не могла я такую симпатичную парочку не запомнить! Оказалось, бедолаги сильно пострадали в годы войны, и после реставрации вернулись на свои места лишь в 2014-м году. Уф, с памятью все в порядке - я-то была раньше... Но, случился у меня тут однако же когнитивный диссонанс))) Только разбирая фотографии, уяснила, что в голове моей перепутались лев и львица!
Как хотите, а из садика я уходила в уверенности, что львица вовсе даже этот персонаж, а не предыдущий)))  Ну потому что локоны  роскошные, и вообще кокетство какое-то и в позе, и в том, как мячик держит!
Про то, кому грива положена, а кому нет - в курсе))) Но вот такой заскок случился!

Львы родом из Италии, XVIII век, автор неизвестен.
Как хотите, а из садика я уходила в уверенности, что львица вовсе даже этот персонаж, а не предыдущий))) Ну потому что локоны роскошные, и вообще кокетство какое-то и в позе, и в том, как мячик держит! Про то, кому грива положена, а кому нет - в курсе))) Но вот такой заскок случился! Львы родом из Италии, XVIII век, автор неизвестен.
Потолок балкона, на который можно выйти из комнаты - "палатки" покоев Марии Федоровны.
Потолок балкона, на который можно выйти из комнаты - "палатки" покоев Марии Федоровны.
Этот октябрь в Петербурге определенно мне запомнится невероятным буйством шиповников!
Этот октябрь в Петербурге определенно мне запомнится невероятным буйством шиповников!
Дуэт дуба и бересклета
Дуэт дуба и бересклета
А до чего радостная калина!
А до чего радостная калина!
Совсем небольшой этот сад, но сколько здесь интересных уголков! 
Жаль, что просто посидеть на скамье, подставив нос солнцу, времени нет... Хочется и по парку погулять, а главное - успеть в "жилые комнаты императрицы Марии Федоровны".
Совсем небольшой этот сад, но сколько здесь интересных уголков! Жаль, что просто посидеть на скамье, подставив нос солнцу, времени нет... Хочется и по парку погулять, а главное - успеть в "жилые комнаты императрицы Марии Федоровны".
Фрески-обманки Галереи Гонзаго
Фрески-обманки Галереи Гонзаго
Галерея Гонзаго. Аллегория Осени. Неизвестный мастер, Италия, XVIII век.
И опавшие листья на полу - в  тему...
Галерея Гонзаго. Аллегория Осени. Неизвестный мастер, Италия, XVIII век. И опавшие листья на полу - в тему...
К счастью, даже и сейчас билеты во дворец можно купить в кассе, а не только он-лайн.  Правда, я порядком удивила кассира, отказавшись покупать комплексный билет "дворец + жилые комнаты императрицы", она все пыталась мне втолковать, что это же дешевле! На тот момент даже и вникать не стала, почему. Нет, я бы совсем не прочь повторить экскурсию по дворцу, но у меня просто не было времени на это. Да и все же во дворце когда-то была, а вот  комнаты Марии Федоровны почему-то в прошлый раз пропустила. Может быть туда и вовсе тогда не пускали?.. 
В итоге кассир кому-то позвонила, спросила, можно ли "даме" продать отдельный билет, и - аллилуйя! - разрешение было получено!
К счастью, даже и сейчас билеты во дворец можно купить в кассе, а не только он-лайн. Правда, я порядком удивила кассира, отказавшись покупать комплексный билет "дворец + жилые комнаты императрицы", она все пыталась мне втолковать, что это же дешевле! На тот момент даже и вникать не стала, почему. Нет, я бы совсем не прочь повторить экскурсию по дворцу, но у меня просто не было времени на это. Да и все же во дворце когда-то была, а вот комнаты Марии Федоровны почему-то в прошлый раз пропустила. Может быть туда и вовсе тогда не пускали?.. В итоге кассир кому-то позвонила, спросила, можно ли "даме" продать отдельный билет, и - аллилуйя! - разрешение было получено!
Уж не знаю, насколько массово народ идет после основных залов дворца в жилые комнаты императрицы, но на мое счастье ни с какой группой я не пересеклась. Поначалу и вовсе одна здесь оказалась, потом еще трое подошли. 
Это крыло дворца состоит из семи помещений: передней, камердинерской, пилястрового кабинета, кабинета "Фонарик", туалетной императрицы, спальни, и кабинета "палатка".
А еще очень повезло со смотрительницей, сопровождающей посетителей. Она оказалась человеком знающим, и видя искренний интерес, немало интересного рассказала. Хотя вообще-то им это запрещено...
Уж не знаю, насколько массово народ идет после основных залов дворца в жилые комнаты императрицы, но на мое счастье ни с какой группой я не пересеклась. Поначалу и вовсе одна здесь оказалась, потом еще трое подошли. Это крыло дворца состоит из семи помещений: передней, камердинерской, пилястрового кабинета, кабинета "Фонарик", туалетной императрицы, спальни, и кабинета "палатка". А еще очень повезло со смотрительницей, сопровождающей посетителей. Она оказалась человеком знающим, и видя искренний интерес, немало интересного рассказала. Хотя вообще-то им это запрещено...
В Камердинерской в дневные часы находился камердинер императрицы, исполнявший обязанности ее секретаря. 
Через эту комнату просители и служащие, ожидавшие приема, в сопровождении секретаря проходили в кабинет Марии Федоровны.
В Камердинерской в дневные часы находился камердинер императрицы, исполнявший обязанности ее секретаря. Через эту комнату просители и служащие, ожидавшие приема, в сопровождении секретаря проходили в кабинет Марии Федоровны.
Почти вся мебель в личных покоях вдовствующей императрицы выполнена в мастерской Г.Гамбса. 
Детали отделки из золоченой бронзы хочется рассматривать и рассматривать!
Почти вся мебель в личных покоях вдовствующей императрицы выполнена в мастерской Г.Гамбса. Детали отделки из золоченой бронзы хочется рассматривать и рассматривать!
Отделка комнаты была выполнена по проекту В.Бренны в 1798 году. 
В нише справа от входа  -  статуя Афродиты Анадиомены («отжимающая волосы», итальянская копия XVIII в. с античного оригинала). 
В обивке стульев и на бордюрах оконных драпировок использована вышивка крестом, которую часто выполняли воспитанницы сиротских приютов и институтов, находившихся в ведении императрицы. 
Над бюро - виды Петергофа, авторства первого российского пейзажиста Семена Щедрина.
Отделка комнаты была выполнена по проекту В.Бренны в 1798 году. В нише справа от входа - статуя Афродиты Анадиомены («отжимающая волосы», итальянская копия XVIII в. с античного оригинала). В обивке стульев и на бордюрах оконных драпировок использована вышивка крестом, которую часто выполняли воспитанницы сиротских приютов и институтов, находившихся в ведении императрицы. Над бюро - виды Петергофа, авторства первого российского пейзажиста Семена Щедрина.
Пилястровый кабинет. Комната неожиданно строгая для покоев, принадлежащих женщине. Но дело в том, что изначально она называлась «Большой кабинет Его Императорского Величества» и была отделана в 1800-м году архитектором Кваренги для Павла I. После его смерти Мария Федоровна пожелала по возможности интерьер сохранить. 
Название свое кабинет получил из-за использования в отделке пилястр из золотистого стукко с имитацией под сиенский мрамор.  
В утренние и дневные часы кабинет предназначался для аудиенций, вечером – для небольших приемов и домашних собраний.
Пилястровый кабинет. Комната неожиданно строгая для покоев, принадлежащих женщине. Но дело в том, что изначально она называлась «Большой кабинет Его Императорского Величества» и была отделана в 1800-м году архитектором Кваренги для Павла I. После его смерти Мария Федоровна пожелала по возможности интерьер сохранить. Название свое кабинет получил из-за использования в отделке пилястр из золотистого стукко с имитацией под сиенский мрамор. В утренние и дневные часы кабинет предназначался для аудиенций, вечером – для небольших приемов и домашних собраний.
Очарование эти амурчики на часах!
Очарование эти амурчики на часах!
Расстановка мебели группами была весьма характерна для жилого интерьера начала XIX века.
Собравшись за этим столиком, дамы могли заняться рукоделием. С четырех сторон выдвигались ящички с принадлежностями для шитья и вышивания, и даже подушечки для иголок  предусмотрены.
Расстановка мебели группами была весьма характерна для жилого интерьера начала XIX века. Собравшись за этим столиком, дамы могли заняться рукоделием. С четырех сторон выдвигались ящички с принадлежностями для шитья и вышивания, и даже подушечки для иголок предусмотрены.
А вот об этом предмете нам как раз и поведала смотрительница. Я бы решила, что просто подсвечник, но оказалось, что не только. Это светильник-миракль. 
Предназначались они для защиты глаз от яркого света. 
Полупрозрачный экран, изображавший пейзаж, городской вид или композицию с романтическим сюжетом крепился на вертикальном штофе, а под ним располагались рожки для свечей. И как только зажигали свечи, происходило волшебство: малейшее колебание пламени, подсвечивая экран, оживляло изображенные на нем руины, замки, водопады, деревья, облака… Иллюзия ожившей картинки воспринималась как чудо, отсюда и название – миракль.
 Причем миракли, в отличие от люстр, не создавали для конкретных интерьеров. Они легко "переезжали" из покоев в покои, из дворца во дворец, меняя одних владельцев на других. Такой светильник считался хорошим подарком. Дарили их в специальных футлярах, обеспечивающих безопасность транспортировки.
А вот об этом предмете нам как раз и поведала смотрительница. Я бы решила, что просто подсвечник, но оказалось, что не только. Это светильник-миракль. Предназначались они для защиты глаз от яркого света. Полупрозрачный экран, изображавший пейзаж, городской вид или композицию с романтическим сюжетом крепился на вертикальном штофе, а под ним располагались рожки для свечей. И как только зажигали свечи, происходило волшебство: малейшее колебание пламени, подсвечивая экран, оживляло изображенные на нем руины, замки, водопады, деревья, облака… Иллюзия ожившей картинки воспринималась как чудо, отсюда и название – миракль. Причем миракли, в отличие от люстр, не создавали для конкретных интерьеров. Они легко "переезжали" из покоев в покои, из дворца во дворец, меняя одних владельцев на других. Такой светильник считался хорошим подарком. Дарили их в специальных футлярах, обеспечивающих безопасность транспортировки.
На бюро – французские часы золоченой бронзы с крылатыми сфинксами патинированной бронзы на мраморном основании, по сторонам от них – уникальные парные обелиски калканской яшмы с бронзовыми египетскими сфинксами (Петергофская гранильная фабрика, по рисунку А. Воронихина, 1803 г.).
На бюро – французские часы золоченой бронзы с крылатыми сфинксами патинированной бронзы на мраморном основании, по сторонам от них – уникальные парные обелиски калканской яшмы с бронзовыми египетскими сфинксами (Петергофская гранильная фабрика, по рисунку А. Воронихина, 1803 г.).
Узнаваемый профиль Павла I  в окружении сонма ангелочков...
Узнаваемый профиль Павла I в окружении сонма ангелочков...
А вот тут, я, конечно, надолго "зависла": и столик с фарфоровой столешницей прелесть (ИФЗ, конец XVIII в) и ковер цветочный чудо. Тем более чудо, что это ВЫШИВКА! Да-да, в начале XIX века стало модным вышивать ковры! 
Искусной рукодельницей, кстати, считалась и Мария Федоровна.
А вот тут, я, конечно, надолго "зависла": и столик с фарфоровой столешницей прелесть (ИФЗ, конец XVIII в) и ковер цветочный чудо. Тем более чудо, что это ВЫШИВКА! Да-да, в начале XIX века стало модным вышивать ковры! Искусной рукодельницей, кстати, считалась и Мария Федоровна.
На фарфоре изображен ранний пейзаж Павловского парка с павильоном Руина.
На фарфоре изображен ранний пейзаж Павловского парка с павильоном Руина.
Фрагменты ковров вышивались по отдельности, и потом сшивались.
Фрагменты ковров вышивались по отдельности, и потом сшивались.
Ну, а здесь, мне кажется, все на какое-то время замирают от восторга... Хотя, увы, мы сейчас не можем видеть кабинет Фонарик в сиянии ликующего света - с некоторых пор запрещено поднимать шторы... 
Но все равно моментально понимаешь, почему небольшая эта комната считается одним из самых удивительных интерьеров Павловского дворца, архитектурным чудом, созданным архитектором А. Воронихиным в 1807 г.
Ну, а здесь, мне кажется, все на какое-то время замирают от восторга... Хотя, увы, мы сейчас не можем видеть кабинет Фонарик в сиянии ликующего света - с некоторых пор запрещено поднимать шторы... Но все равно моментально понимаешь, почему небольшая эта комната считается одним из самых удивительных интерьеров Павловского дворца, архитектурным чудом, созданным архитектором А. Воронихиным в 1807 г.
А до чего затейливый светильник!
Нежно-зеленая окраска стен кабинета-Фонарик перекликается с  зеленью деревьев и кустарников Собственного садика . По высокой падуге плафона вьются гирлянды дикого винограда. Все здесь создает иллюзию перетекания пространства кабинета в живую природу.
А до чего затейливый светильник! Нежно-зеленая окраска стен кабинета-Фонарик перекликается с зеленью деревьев и кустарников Собственного садика . По высокой падуге плафона вьются гирлянды дикого винограда. Все здесь создает иллюзию перетекания пространства кабинета в живую природу.
Как же интересно было рассматривать все эти очаровательные мелочи на столе! А мираклей тут даже два!
Фонарик был любимым рабочим кабинетом Марии Федоровны, являясь к тому же личной библиотекой и картинной галереей. 
За окнами застекленного эркера благоухает Собственный садик императрицы. Здесь в послеполуденное время, сидя за письменным столом, императрица Мария Федоровна писала письма родным и друзьям, делала записи в дневнике, читала книги, составляла каталоги коллекций. В перерывах между занятиями любовалась картинами и цветущим за окном садом.
Как же интересно было рассматривать все эти очаровательные мелочи на столе! А мираклей тут даже два! Фонарик был любимым рабочим кабинетом Марии Федоровны, являясь к тому же личной библиотекой и картинной галереей. За окнами застекленного эркера благоухает Собственный садик императрицы. Здесь в послеполуденное время, сидя за письменным столом, императрица Мария Федоровна писала письма родным и друзьям, делала записи в дневнике, читала книги, составляла каталоги коллекций. В перерывах между занятиями любовалась картинами и цветущим за окном садом.
Хрустальный столик - чудо-чудное! Говорят, прежде, когда шторы разрешалось поднимать, в зимние снежные дни солнечные лучи, отражаясь от сугробов Собственного садика, куда и выходит эркер Фонарика, снопы радужных искр высекали, попадая на резные ножки стола. А чуть  дальше, на другом столе -  темный с крестом -  макет памятника Павлу I работы его супруги. Воплощен, увы, не был.
Хрустальный столик - чудо-чудное! Говорят, прежде, когда шторы разрешалось поднимать, в зимние снежные дни солнечные лучи, отражаясь от сугробов Собственного садика, куда и выходит эркер Фонарика, снопы радужных искр высекали, попадая на резные ножки стола. А чуть дальше, на другом столе - темный с крестом - макет памятника Павлу I работы его супруги. Воплощен, увы, не был.
Туалетная  была отделана еще в 1800 году по проекту Дж. Кваренги для императора, потому на первый взгляд кажется строгой и простой.
Туалетная была отделана еще в 1800 году по проекту Дж. Кваренги для императора, потому на первый взгляд кажется строгой и простой.
Люстра само изящество...
Люстра само изящество...
Строгий декор стен в светлых тонах и зеркала служат великолепным фоном для уникальных предметов убранства русской работы начала XIX века.
Строгий декор стен в светлых тонах и зеркала служат великолепным фоном для уникальных предметов убранства русской работы начала XIX века.
Потолок и фриз в туалетной  расписаны в манере гризайли «под лепку».
Потолок и фриз в туалетной расписаны в манере гризайли «под лепку».
Ох, и это  - восторг полнейший! А ведь всего лишь ... умывальный прибор: таз и кувшин! Изготовлены из синего и бесцветного хрусталя, оправлены в золоченую бронзу. Стол, на котором таз с кувшином стоят, сам по себе шедевр: "шестигранная столешница из синего стекла в нарядном обрамлении из золоченой бронзы с рельефными пальметтами покоится на высокой витой ножке из так называемого янтарного стекла, которая установлена на четырехгранном плинте черного стекла с бронзовыми ножками в виде львиных лап". Пока читаешь, забудешь, с чего описание начиналось! )))
Родилось это изумительное произведение русского художественного стекла  на Императорском стеклянном казенном заводе, умывальный прибор – по рисункам А.Воронихина, а стол – по рисункам Ж.-Ф. Тома де Томона.
Ох, и это - восторг полнейший! А ведь всего лишь ... умывальный прибор: таз и кувшин! Изготовлены из синего и бесцветного хрусталя, оправлены в золоченую бронзу. Стол, на котором таз с кувшином стоят, сам по себе шедевр: "шестигранная столешница из синего стекла в нарядном обрамлении из золоченой бронзы с рельефными пальметтами покоится на высокой витой ножке из так называемого янтарного стекла, которая установлена на четырехгранном плинте черного стекла с бронзовыми ножками в виде львиных лап". Пока читаешь, забудешь, с чего описание начиналось! ))) Родилось это изумительное произведение русского художественного стекла на Императорском стеклянном казенном заводе, умывальный прибор – по рисункам А.Воронихина, а стол – по рисункам Ж.-Ф. Тома де Томона.
Справа у стены при входе в Туалетную размещен еще один шедевр – Зеленый туалет, исполненный на Императорском фарфоровом заводе и преподнесенный Марии Федоровне в день ее тезоименитства 22 июля 1803 года ее сыном, императором Александром I.
Справа у стены при входе в Туалетную размещен еще один шедевр – Зеленый туалет, исполненный на Императорском фарфоровом заводе и преподнесенный Марии Федоровне в день ее тезоименитства 22 июля 1803 года ее сыном, императором Александром I.
34 предмета туалетного прибора, включая чайный сервиз, отличаются изяществом формы и изысканностью отделки. На нежно-фисташковом фоне фарфора выделяются позолоченные рельефы, а в медальонах — античные сирены, расписанные под гризайль.
34 предмета туалетного прибора, включая чайный сервиз, отличаются изяществом формы и изысканностью отделки. На нежно-фисташковом фоне фарфора выделяются позолоченные рельефы, а в медальонах — античные сирены, расписанные под гризайль.
Бюро-жардиньерка из красного дерева со встроенными кашпо для живых цветов. Именно при императрице Марии Федоровне цветы стали неотъемлемой частью декора интерьеров, наполняя их живыми ароматами цветов, что способствовало очищению воздуха в комнатах.
Бюро-жардиньерка из красного дерева со встроенными кашпо для живых цветов. Именно при императрице Марии Федоровне цветы стали неотъемлемой частью декора интерьеров, наполняя их живыми ароматами цветов, что способствовало очищению воздуха в комнатах.
А ножки-то ножки у этого бюро!!!
Кстати, не знаю, как  насчет чистоты воздуха, а полы здесь идеально чистые - фотать же эту красоту приходилось опустившись на колени! Обтянутые темными вельветовым джинсами - ни пылинки не пристало!
А ножки-то ножки у этого бюро!!! Кстати, не знаю, как насчет чистоты воздуха, а полы здесь идеально чистые - фотать же эту красоту приходилось опустившись на колени! Обтянутые темными вельветовым джинсами - ни пылинки не пристало!
Спальня императрицы. А вот здесь уже культ цветов повсюду! По верхнему периметру стен, отделанных белым искусственным мрамором, идет живописная гирлянда из ярких цветов. Вокруг дверей – арки из нарисованных цветов сирени, в образовавшемся пространстве над дверями – колесницы Аполлона в серо-зеленой гамме на фоне белого искусственного мрамора стен.
Спальня императрицы. А вот здесь уже культ цветов повсюду! По верхнему периметру стен, отделанных белым искусственным мрамором, идет живописная гирлянда из ярких цветов. Вокруг дверей – арки из нарисованных цветов сирени, в образовавшемся пространстве над дверями – колесницы Аполлона в серо-зеленой гамме на фоне белого искусственного мрамора стен.
И снова вышитый ковер!
И снова вышитый ковер!
В падуге потолка на светлом фоне – гирлянды из цветов образуют подобие арок, между которыми изображены музыкальные инструменты.
В падуге потолка на светлом фоне – гирлянды из цветов образуют подобие арок, между которыми изображены музыкальные инструменты.
Плафон представляет собой голубое звездное небо, обрамленное расписными цветочными гирляндами и венками. И светильник чудо как хорош!
Плафон представляет собой голубое звездное небо, обрамленное расписными цветочными гирляндами и венками. И светильник чудо как хорош!
На главной стене, над узкой вдовьей кроватью – тканый портрет императора Павла I в золоченой раме работы Петербургской шпалерной мануфактуры (1799 г.).
На главной стене, над узкой вдовьей кроватью – тканый портрет императора Павла I в золоченой раме работы Петербургской шпалерной мануфактуры (1799 г.).
На тумбе справа очередной светильник-миракль. А сама тумба предназначалась для ночной вазы. Надпись на ней - пожелание "доброй ночи". Вот как люди - которые могли позволить себе всё! - умудрялись спать на таких кушетках, мне понять не дано...
На тумбе справа очередной светильник-миракль. А сама тумба предназначалась для ночной вазы. Надпись на ней - пожелание "доброй ночи". Вот как люди - которые могли позволить себе всё! - умудрялись спать на таких кушетках, мне понять не дано...
Подушечка для ног с  очень симпатичным барбосом...
Подушечка для ног с очень симпатичным барбосом...
Вообще в этой комнате хотелось рассмотреть всё-всё-всё! Такая она женственная! Но было неловко слишком уж злоупотреблять добротой смотрительницы...
Вообще в этой комнате хотелось рассмотреть всё-всё-всё! Такая она женственная! Но было неловко слишком уж злоупотреблять добротой смотрительницы...
И даже шкафы было принято украшать вышивкой - здесь она вмонтирована в круглый медальон дверцы.
И даже шкафы было принято украшать вышивкой - здесь она вмонтирована в круглый медальон дверцы.
Иногда по утрам императрица могла выпить в спальне чашечку чая или кофе. «Египетский сервиз» для завтрака, подаренный ей старшим братом королем Фридрихом I Вюртембергским в 1815 году. Проданный в 1930-е годы, сервиз был выкуплен на аукционе и возвратился в Павловск на свое историческое место, в Спальню императрицы Марии Федоровны, в 2015 году.
Иногда по утрам императрица могла выпить в спальне чашечку чая или кофе. «Египетский сервиз» для завтрака, подаренный ей старшим братом королем Фридрихом I Вюртембергским в 1815 году. Проданный в 1930-е годы, сервиз был выкуплен на аукционе и возвратился в Павловск на свое историческое место, в Спальню императрицы Марии Федоровны, в 2015 году.
А это потолок "Палатки" - так называется небольшая овальная комнатка, завершающая анфиладу жилых покоев императрицы. Интерьер создан А.Воронихиным в 1805 году. Здесь, как и в спальне, всюду цветы. "Палатка" являлась небольшим будуаром, за которым располагались служебные помещения - гардеробная, комната горничных. Дверь из "Палатки" вела на балкон-портик с выходом в Собственный садик.
А это потолок "Палатки" - так называется небольшая овальная комнатка, завершающая анфиладу жилых покоев императрицы. Интерьер создан А.Воронихиным в 1805 году. Здесь, как и в спальне, всюду цветы. "Палатка" являлась небольшим будуаром, за которым располагались служебные помещения - гардеробная, комната горничных. Дверь из "Палатки" вела на балкон-портик с выходом в Собственный садик.
Вдоль стены в "Палатке" помещен полукруглый диван, спинка которого украшена широким бордюром - вышивка крестом. Это подлинная вышивка русской работы начала XIX века. У дивана небольшой вышитый коврик с изображением бабочек, цветов и птиц. 
Кстати, удивило, что комнаты эти были исключительно летними. На зиму большинство предметов интерьера отсюда убиралось, при этом существовали подробнейшие записи и схемы, где-что должно стоять-лежать-висеть, дабы на следующий год точнехонько обстановку воспроизвести. К счастью, записи эти сохранились, и очень помогли впоследствии реставраторам Павловского дворца.
Вдоль стены в "Палатке" помещен полукруглый диван, спинка которого украшена широким бордюром - вышивка крестом. Это подлинная вышивка русской работы начала XIX века. У дивана небольшой вышитый коврик с изображением бабочек, цветов и птиц. Кстати, удивило, что комнаты эти были исключительно летними. На зиму большинство предметов интерьера отсюда убиралось, при этом существовали подробнейшие записи и схемы, где-что должно стоять-лежать-висеть, дабы на следующий год точнехонько обстановку воспроизвести. К счастью, записи эти сохранились, и очень помогли впоследствии реставраторам Павловского дворца.
Ну, а теперь  - в парк! В осеннее многоцветье! Венере Италийской (копия, разумеется) достался очень живописный уголок ...
Ну, а теперь - в парк! В осеннее многоцветье! Венере Италийской (копия, разумеется) достался очень живописный уголок ...
Вот как пройти мимо лиственницы в таком интересном "кашпо"?)))
Вот как пройти мимо лиственницы в таком интересном "кашпо"?)))
Двадцатые числа октября! А "веселым ребятам" хоть бы что!
Двадцатые числа октября! А "веселым ребятам" хоть бы что!
Как же хорошо-то! Сколько света и цвета!..
Храм Дружбы  - моментально узнаваемый символ павловского парка, создан Чарльзом Камероном в 1782г. в честь Екатерины II, над дверями сделана надпись из бронзовых золоченых букв: «Любовь, почтение и благодарность посвятили».
Как же хорошо-то! Сколько света и цвета!.. Храм Дружбы - моментально узнаваемый символ павловского парка, создан Чарльзом Камероном в 1782г. в честь Екатерины II, над дверями сделана надпись из бронзовых золоченых букв: «Любовь, почтение и благодарность посвятили».
Чугунный мостик - а ведь какой легкий с виду! Отлит на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске в 1823 году по проекту Росси. И абсолютная гармония вокруг...
Чугунный мостик - а ведь какой легкий с виду! Отлит на Александровском чугунолитейном заводе в Петрозаводске в 1823 году по проекту Росси. И абсолютная гармония вокруг...
Этот всплеск алого на фоне темной воды - чудо!..
Этот всплеск алого на фоне темной воды - чудо!..
Классика Павловска...
Классика Павловска...
Берега речки Славянки... Безмятежность дивного осеннего дня...
Берега речки Славянки... Безмятежность дивного осеннего дня...
По проекту Воронихина был сооружен в 1807 году Висконтиев мост, названный так по имени "каменных дел мастера" Висконти, руководившего постройкой. 
А на воде-то сколько цвета! И синее-синее небо отражается, и золотые деревья...
По проекту Воронихина был сооружен в 1807 году Висконтиев мост, названный так по имени "каменных дел мастера" Висконти, руководившего постройкой. А на воде-то сколько цвета! И синее-синее небо отражается, и золотые деревья...
А с моста такой вот вид...
А с моста такой вот вид...
И снова невероятно яркие шиповники! Это справа от моста...
И снова невероятно яркие шиповники! Это справа от моста...
А слева прямо-таки шиповниковые заросли! Вот бы глянуть на них в пору цветения!
А слева прямо-таки шиповниковые заросли! Вот бы глянуть на них в пору цветения!
Пиль-башня - тоже один из символов Павловского парка. Круглая постройка "о двух этажах" с крытой соломой конусообразной крышей сооружена на берегу Славянки в 1795 году по проекту Винченцо Бренны. В первые годы своего существования павильон использовался для отдыха после купания - башня стояла напротив деревянной купальни. После того, как в 1800 году купальню перенесли в павильон Холодная ванна, башня стала местом уединенного отдыха во время длительных прогулок по парку.
Пиль-башня - тоже один из символов Павловского парка. Круглая постройка "о двух этажах" с крытой соломой конусообразной крышей сооружена на берегу Славянки в 1795 году по проекту Винченцо Бренны. В первые годы своего существования павильон использовался для отдыха после купания - башня стояла напротив деревянной купальни. После того, как в 1800 году купальню перенесли в павильон Холодная ванна, башня стала местом уединенного отдыха во время длительных прогулок по парку.
По винтовой лесенке можно подняться в такую вот "светёлку" в башне. Неожиданно нежный интерьер.
По винтовой лесенке можно подняться в такую вот "светёлку" в башне. Неожиданно нежный интерьер.
Плафон в Пиль-башне.
Плафон в Пиль-башне.
Вроде бы ничего особенного, а надолго замираешь, любуясь темным-темным зеркалом воды почти сплошь укрытым опавшей листвой...
Вроде бы ничего особенного, а надолго замираешь, любуясь темным-темным зеркалом воды почти сплошь укрытым опавшей листвой...
Белочки в Павловске упитанные и балованные))) На входе в парк продаются орешки для них.
Белочки в Павловске упитанные и балованные))) На входе в парк продаются орешки для них.
Розовый павильон. И даже некоторые кусты цветут еще... Розы и внутри. На сей раз не пошла, не хотелось перебивать былое впечатление ...
Розовый павильон. И даже некоторые кусты цветут еще... Розы и внутри. На сей раз не пошла, не хотелось перебивать былое впечатление ...
Олений мост.
Олений мост.
Возвращаюсь на берега Славянки. Прощальный взгляд на красоту осеннего Павловска...
Возвращаюсь на берега Славянки. Прощальный взгляд на красоту осеннего Павловска...

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому