20220414_115404.jpg
И не только живопись! Большой девятичинный квадрат «Благодать».
Назван в честь ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Квадрат состоит из девяти подрушников, каждый лоскуток которых несет духовный смысл. По центру помещен квадрат, символизирующий всеобъемлющего Господа и Его творение – Землю. Вокруг расположены двенадцать треугольников по числу апостолов Иисуса Христа. По углам размещены квадраты, символизирующие четырех Евангелистов (Матфея, Иоанна, Луку, Марка), а также четыре полосы на все стороны света.
По словам Олега Молчанова квадрат «Благодать» являет собой духовную альтернативу «Черному квадрату» Казимира Малевича.
Подрушник, как элемент молитвенной практики в настоящее время остался только у старообрядцев: когда православный христианин возносит молитву с земным поклоном, простертые ладони обеих рук кладутся на подрушник, обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подрушнике.
После реформы патриарха Никона (1653) подрушники, как и земные поклоны, а также лестовки (особый вид чёток) были упразднены.
Интересно, что именно от подрушника пошло известное народное выражение : обратная его сторона подбита, но обезличена, никаких узоров из лоскутов там нет. Называется она в простонародье «грязь». То есть, если вдруг кого-то угораздило во время земного поклона неправильно положить подрушник, про него можно сказать, что он «ударил в грязь лицом». Хотя, полагаю, случалось такое ну очень редко! Подрушник, кстати, полагалось содержать в идеальной чистоте, а к обратной его стороне даже после молитвы прикасаться не рекомендовалось. Для того, чтобы этого избежать, к подрушнику крепились специальные ручки или петли.
«Пейзажа русского душа —
Она ничем неистребима,
Как родниковая вода
Живительной питает силой…»
Это стихи Олега Молчанова, заслуженного художника России, академика Российской академии художеств. На выставку его работ я собиралась еще осенью 20-го года. Проходила она в залах Академии художеств, про автора я на тот момент ничегошеньки не знала, просто понравилось название: «Под шум берез».
Но, буквально через три дня после вернисажа, случился очередной налёт ковида на музеи, театры и концертные залы (чрезвычайно культурноориентированный вирус!), выставку закрыли, а после снятия ограничений не возобновили. Не попала! Обидно… И казалось бы, если обидно, выброси поскорей вырезку из газеты с анонсом, чтобы душу не травила, ан нет… Хранила, в календаре на рабочем столе…
Ну, и не иначе, как в награду за верность, второй шанс увидеть пейзажи Молчанова мне все же был дан! На сей раз — уже весной 22-го — выставка открылась в Музейно-выставочном комплексе Школы акварели С.Андрияки, что в Гороховском переулке, дом 17.
В здании этом я оказалась впервые, и, пройдя по залам, подумала: «Что Бог ни делает, всё к лучшему!» Т. к. при всем моем уважении к Академии художеств, у Андрияки куда уютнее. А для столь душевной — и духовной! — выставки окружение, как мне кажется, немаловажно. Восприятие в разы усиливается.
К тому же, в первом зале вас встречает совершенно замечательная смотрительница. Не какая-то неприметная тетенька, скучающая в углу на стульчике, а нарядно одетая дама, у которой, несмотря на почтенный возраст, что называется, глаз горит и которая явно заинтересована в том, чтобы вам в ее «владениях» понравилось.
Собственно, не проникнуться я априори не могла, ибо пейзажи люблю, и тем более пейзажи в традиционной манере. А Олега Молчанова называют продолжателем лучших традиций русской пейзажной живописи. Как и знаменитые предшественники — Поленов, Левитан, Саврасов — мастер тонко чувствует и передает поэзию родной природы, воплощает в своих работах лирический образ России.
Писатель Валентин Распутин так охарактеризовал живописные работы Олега Молчанова: «Чистые, добрые, спокойные, тихие, располагающие к размышлению, к молитве, к пониманию глубоких истин. Тихая моя Родина — это они и есть».
По признанию живописца, ему хочется «своим творчеством хоть в малости отразить чистый, сокровенный лик Родины, прикоснуться к тайным потокам красоты и силы русской природы».
Для меня это точно была не «малость»! С первых же картин в эти «потоки красоты» погружаешься и появляется ощущение, которое я называю «крылышки за спиной развернулись», а в крови будто шампанского пузырьки… Восторг! Благодарность судьбе, за возможность увидеть, прикоснуться…
Сначала удивлялась, что мало на полотнах лета. Но оказалось, что Молчанов особенно любит переходные состояния природы, любимые его мотивы — ранний снежный покров, лучи мартовского солнца, золото осени, туманное утро…
Важна для художника тема православия. И иконы (да, Олег Молчанов и иконописец тоже), и пейзажи он пишет с верой и любовью. Потому на его картинах очень часто мы видим храмы и монастыри…
Родом художник из Костромы; и нынешний дом его там, в Ипатьевской слободе, спроектированный и построенный им самим в русском стиле. Второй же своей родиной Олег Молчанов считает Плёс, очарование которого, конечно же, тоже можно увидеть на картинах.
А еще мастер пишет стихи. По мне так замечательно проникновенные… (Несколько привожу в подписях к фото, жаль, что формат не позволяет их разбивать на строки). И с 2012 года ведет авторскую передачу «Мысли о прекрасном» на телеканале «Союз».
Живопись, иконопись, поэзия… И это еще не все! Архитектура и скульптура также в сфере интересов Олега Молчанова. Так, в Боровске установлен памятник протопопу Аввакуму его авторства. В Костроме Молчанов построил часовню «Царская Голгофа» и строит культурно-выставочный центр с храмом Преподобного Сергия Радонежского. В 2000-м году участвовал в реставрации храма Сергия Радонежского в Высоко-Петровском монастыре в Москве.
Как не вспомнить поговорку «талантливый человек талантлив во всем»! И как же хорошо, когда талант этот светлый и добрый!
«Мне с кистью, видно, не расстаться,
От сердца трепетным мазком
До сути бытия добраться
И Божий Дух постичь потом»