Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 19:49
Фотоальбом

Кострома, Романовский музей

SM-A325F
63 44

Музеев в Костроме великое множество, посетить все за короткое время поездки нереально, да и ни к чему. Но в Романовском, как мне кажется, стоит побывать каждому. Все же это главный музей города, и пусть он не исторический в буквальном смысле, но постоянная его экспозиция позволяет через живопись — и не только — с жизнью Костромы, начиная с 18-го века, познакомиться. Для меня, кстати, такой формат даже предпочтительнее обычного, с документами и т. п.

Расположен музей в двух шагах от Сусанинской площади, в доме № 5 на проспекте Мира. Мимо не пройдешь: белоснежный «терем» с ярко-зелеными шатровыми башенками, конечно же, привлекает внимание. Строительство здания (архитектор Н. И. Горлицын) велось с 1909 года на средства, собранные по подписным листам, при поддержке губернской власти, а также на пожертвования богатых граждан города.

Открытие музея состоялось 19 мая 1913 года в присутствии представителей царской семьи во главе с императором Николем II, и было приурочено к празднованию 300-летнего юбилея правления дома Романовых. На тот момент центральное место в экспозиции музея отводилось отделу, посвященному династии Романовых, что, разумеется, не удивительно — именно в Костроме был призван на царство первый представитель рода, Михаил Федорович.

Сейчас в Романовском музее основная часть залов отведена искусству дворянской усадьбы 18–19 веков, русскому искусству рубежа 19-го — 20-го веков, русскому авангарду начала 20-го века, а также соцреализму 1920–1930 годов. Материалы же, относящиеся к дому Романовых, как я поняла, экспонируются теперь в музейных помещениях Ипатьевского монастыря.

Открывается экспозиция залом, появившимся совсем недавно — «Икона на рези», посвященным деревянной культовой скульптуре 16-го — 17-го веков. Подобную резную икону видела я раньше только однажды, в одном из храмов Коломны. А оказывается, в Костромской губернии были они отнюдь не редкостью. Но вот что сохранились такие в «пожарищах» века 20-го — чудо! Очень понравился здесь синий — небесный! — цвет стен.

В следующих залах представлены портреты, поступившие в музей из дворянских усадеб Костромской губернии. Без портретной галереи — живописного генеалогического древа рода — трудно себе представить помещичий дом 19-го века. Почти всегда авторы этих работ неизвестны, довольно часто были они крепостными.

На стенде, рассказывающем об этом разделе экспозиции приведены слова из романа С.Аксакова «Семейная хроника»: «Вы не великие герои, не громкие личности; в тишине и безвестности прошли вы свое поприще и давно, очень давно его оставили: но вы были люди и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же исполнена поэзии, любопытна и поучительна для нас." Лучше не скажешь!

Искусство 19-го века представлено в музее в том числе пейзажами Шишкина, Левитана, Айвазовского, костромских художников братьев Григория и Никанора Чернецовых, бывших, между прочим, в дружеских отношениях с Пушкиным (так, украшением кабинета поэта был пейзаж кисти Никанора Чернецова «Дарьяльское ущелье», а на полях рукописи «Путешествие Онегина» сохранился пушкинский набросок портрета Григория Чернецова).

Кроме живописи в этих залах есть несколько витрин с великолепным фарфором.

Из картин рубежа 19-го-20-го веков особенно тронул пейзаж А.Головина «На островах», увы, фото вряд ли может передать всю его изысканную прелесть… И невероятно понравились «Цветы и фрукты» К.Коровина — всё в лучезарных солнечных бликах!

Основную экспозицию музея дополняют временные выставки. И вот тут мне повезло сказочно! «Совпала» с одной из них — «Обаяние хрупкости», фарфор и стекло из частной коллекции Ирины Красильниковой. Именины души! Как же я люблю рассматривать всю эту кузнецовско-гарднеровскую красоту! На сей раз особенно удивили табачницы: это же чего только не придумают, каких только форм!

А еще познакомилась с совершенно неизвестным для меня прежде стилем росписи стекла — «Мэри Грегори». В собрании И.Красильниковой предметов с подобной росписью немало. Изделия в стиле «Мэри Грегори» украшены белыми эмалевыми миниатюрами детей, напоминающими работы английской художницы Кейт Гринуэй, одной из наиболее известных британских иллюстраторов детских книг второй половины 19-го века. Нарядно одетые детишки в этих сюжетах резвятся в садах, ловят бабочек, собирают цветы на поляне. Идиллия! Окружающие детей деревья и травы выполнены также белой эмалью очень тонко, будто пером. При этом цвет стекла, на котором выполнен рисунок, может быть любым, и я даже затрудняюсь сказать, что мне нравится больше — темно-синий, нежно-голубой или клюквенный?..

Но кто же такая Мэри Грегори? Персонаж это вполне реальный: американская художница (1856 — 1908), непродолжительное время, с 1880 по 1884 год, работавшая в Бостоне на стекольном заводе Boston&Sandwich Glass Company. В живописи Мэри (до поступления на завод) преобладали изображения детей викторианской эпохи, которые она якобы воплотила затем в работах по стеклу. Факт этот весьма сомнителен в связи с тем, что в годы, когда Мэри числилась в компании декоратором, бостонский завод декоративное стекло уже не производил. Да и сам термин «стекло в стиле Мэри Грегори» возник лишь в 20-е годы 20-го века и преимущественно относился к европейскому стеклу. Так что вероятнее всего это был лишь маркетинговый ход для популяризации изделий из стекла с подобной росписью: производители не забывали упомянуть, что Мэри Грегори очень любила детей, но не имела своих. И ее работы — идеальная мечта о несбывшемся…

Стекло в стиле «Мэри Грегори» производится и сейчас, но, увы, теперь иногда вместо белой эмали — раскрашенные лица и волосы, наряду с детьми появляются и изображения взрослых, а сама роспись выглядит менее объемной. В общем, остерегайтесь подделок)))

Вступительное слово на этом заканчиваю и предлагаю посмотреть на некоторые, особенно впечатлившие работы из коллекции Романовского музея и собрания Ирины Красильниковой.

Святитель Николай Чудотворец Можайский. Первая четверть XVIII века. Происходит из церкви Троицы села Троицкого Буйского района Костромской области.
Святитель Николай Чудотворец Можайский. Первая четверть XVIII века. Происходит из церкви Троицы села Троицкого Буйского района Костромской области.
Рождество Христово. Последняя четверть XVII века. Происходит из церкви Николая Чудотворца с.Борщино Костромской области.
Рождество Христово. Последняя четверть XVII века. Происходит из церкви Николая Чудотворца с.Борщино Костромской области.
Святитель Никола Можайский. XVIII век. Происходит из пос.Парфеньево Костромской области.
Святитель Никола Можайский. XVIII век. Происходит из пос.Парфеньево Костромской области.
Страшный суд. XIX век. Из таблички узнала, что изображения Страшного суда в русской иконописи появляются лишь в XVI веке.
Страшный суд. XIX век. Из таблички узнала, что изображения Страшного суда в русской иконописи появляются лишь в XVI веке.
Страшный суд, фрагмент. Как всегда, самые колоритные - грешники!
Страшный суд, фрагмент. Как всегда, самые колоритные - грешники!
Покров Богоматери. 1764 год. Происходит из Никольской церкви с.Лосево Солигаличского района Костромской области
Покров Богоматери. 1764 год. Происходит из Никольской церкви с.Лосево Солигаличского района Костромской области
Богоматерь Цесаревская. Конец XVIII - начало XIX веков.
Богоматерь Цесаревская. Конец XVIII - начало XIX веков.
Неизвестный художник. Портрет мальчика. Первая половина XIX века.
Неизвестный художник. Портрет мальчика. Первая половина XIX века.
Парочка слева - пудреница, 19 век.
Тарелка глубокая, первая половина 19 века. Мейсен. 
Чайник фарфоровый, середина 19 века.
Сервиз кофейный на подносе. Вторая половина 19 века. Завод братьев Корниловых, Санкт-Петербург. 
Чашка с блюдцем. Конец 19 - начало 20 веков. Завод товарищества М.С.Кузнецова.
Парочка слева - пудреница, 19 век. Тарелка глубокая, первая половина 19 века. Мейсен. Чайник фарфоровый, середина 19 века. Сервиз кофейный на подносе. Вторая половина 19 века. Завод братьев Корниловых, Санкт-Петербург. Чашка с блюдцем. Конец 19 - начало 20 веков. Завод товарищества М.С.Кузнецова.
Статуэтка "Девочка с тележкой", 19 век, Тюрингия.
Чашка чайная с блюдцем, середина 18 века, Саксония.
Ваза для цветов, первая половина 19 века, Саксония.
Скульптура "Реверанс", начало 20 века, Тюрингия.
Статуэтка "Мальчик с тележкой", 19 век, Тюрингия.
Скульптура "Цветочница", середина 20 века, Тюрингия.
Статуэтка "Девочка с тележкой", 19 век, Тюрингия. Чашка чайная с блюдцем, середина 18 века, Саксония. Ваза для цветов, первая половина 19 века, Саксония. Скульптура "Реверанс", начало 20 века, Тюрингия. Статуэтка "Мальчик с тележкой", 19 век, Тюрингия. Скульптура "Цветочница", середина 20 века, Тюрингия.
И поближе то, что особенно понравилось в предыдущей витрине.
И поближе то, что особенно понравилось в предыдущей витрине.
Неизвестный художник первой половины XIX века. Мальчик с книгой.
Неизвестный художник первой половины XIX века. Мальчик с книгой.
Неизвестный художник первой половины 19 века. Женский портрет.
Неизвестный художник первой половины 19 века. Женский портрет.
Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны. 18 век.
Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны. 18 век.
Чернецов Н.Г. Вид на Волге. 1852
Чернецов Н.Г. Вид на Волге. 1852
Айвазовский И.К. В горах. 1876
Айвазовский И.К. В горах. 1876
Шишкин И.И. Осенний пейзаж. 1892
Шишкин И.И. Осенний пейзаж. 1892
Айвазовский И.К. Закат на море. 1886
Айвазовский И.К. Закат на море. 1886
Коровин К.А. Цветы и фрукты.1911-1912. В 1910-х годах художник буквально влюбляется  в розу, в этот период она роза становится чуть ли  не главной героиней его творчества. Более 20 работ посвятил Коровин этому царственному цветку.
Коровин К.А. Цветы и фрукты.1911-1912. В 1910-х годах художник буквально влюбляется в розу, в этот период она роза становится чуть ли не главной героиней его творчества. Более 20 работ посвятил Коровин этому царственному цветку.
Головин А.Я. "На островах", 1913. 
Пейзаж написан в тот период, когда оформился изысканный кружевной стиль художника. Пейзаж на грани реальности и сказки. Завораживает...
Головин А.Я. "На островах", 1913. Пейзаж написан в тот период, когда оформился изысканный кружевной стиль художника. Пейзаж на грани реальности и сказки. Завораживает...
Левитан И.И. Избушка на лугу.
Левитан И.И. Избушка на лугу.
Очень жаль, что бликует...До чего всегда красивы у Константина Маковского женщины и дети!
Очень жаль, что бликует...До чего всегда красивы у Константина Маковского женщины и дети!
Кустодиев Б.М. Гуляние. 1910. Кого что удивляет, а меня  - флаги))) Даже и не припомню их на какой-либо еще картине того периода.
Кустодиев Б.М. Гуляние. 1910. Кого что удивляет, а меня - флаги))) Даже и не припомню их на какой-либо еще картине того периода.
Сливочник, конец 19 века. Калужская область, с.Песочня. Масленка "Груша", конец 19- начало 20 века. Лифляндская губерния. Кувшин фаянсовый, конец 19 - начало 20 века. Московская губерния, дер.Кузяево. Тарелка фарфоровая, 19 век. Кувшин "Попугай", конец 19 - начало 20 века. Россия.
Сливочник, конец 19 века. Калужская область, с.Песочня. Масленка "Груша", конец 19- начало 20 века. Лифляндская губерния. Кувшин фаянсовый, конец 19 - начало 20 века. Московская губерния, дер.Кузяево. Тарелка фарфоровая, 19 век. Кувшин "Попугай", конец 19 - начало 20 века. Россия.
Вазочка на ножке с крышкой, первая треть 20 века;  Дятьково. Масленка с крышкой "Белочка на желуде", начало 20 века; Россия. Конфетница, вторая половина 20 века; Дятьково. Сухарница, конец 19 - начало 20 века; Россия.
Вазочка на ножке с крышкой, первая треть 20 века; Дятьково. Масленка с крышкой "Белочка на желуде", начало 20 века; Россия. Конфетница, вторая половина 20 века; Дятьково. Сухарница, конец 19 - начало 20 века; Россия.
Рождественский В.В. Алтайские цветы. 1936.
Рождественский В.В. Алтайские цветы. 1936.
Сервиз чайный, конец 19 века; Товарищество Кузнецова. Кувшин с ручкой "Белые вьюнки", 19 век; завод Гарднера.
Сервиз чайный, конец 19 века; Товарищество Кузнецова. Кувшин с ручкой "Белые вьюнки", 19 век; завод Гарднера.
Сервиз чайный "Ромашки и маки", завод Гарднера. Конфетница с двумя ручками и девочкой по центру, начало 20 века; Германия.
Сервиз чайный "Ромашки и маки", завод Гарднера. Конфетница с двумя ручками и девочкой по центру, начало 20 века; Германия.
Чайник заварочный на высокой подставке, 19 век; Россия, частный завод. Чашка чайная с блюдцем, начало 20 века; Товарищество М.С.Кузнецова. Чайная пара, 19 век; Завод И.Е.Кузнецова.
Чайник заварочный на высокой подставке, 19 век; Россия, частный завод. Чашка чайная с блюдцем, начало 20 века; Товарищество М.С.Кузнецова. Чайная пара, 19 век; Завод И.Е.Кузнецова.
Чайник заварочный на высокой подставке, 19 век; Россия, частный завод. Чашка чайная, 19 век; Товарищество М.С.Кузнецова. Чайная пара розовая с мелкими цветами, 19 век; завод Гарднера.
Чайник заварочный на высокой подставке, 19 век; Россия, частный завод. Чашка чайная, 19 век; Товарищество М.С.Кузнецова. Чайная пара розовая с мелкими цветами, 19 век; завод Гарднера.
А это, оказывается, современная реплика наряда 19-го века. Просто для антуража добавили.
А это, оказывается, современная реплика наряда 19-го века. Просто для антуража добавили.
Сервиз столовый "Калина", конец 19 века; Товарищество М.С.Кузнецова.
Сервиз столовый "Калина", конец 19 века; Товарищество М.С.Кузнецова.
Нежный очень...
Нежный очень...
Скульптура  "Мальчик с дудкой, сидящий на пне", 19 век; фабрика братьев Корниловых.Табачница "Врблюд", вторая половина 19 века; Товарищество М.С.Кузнецова. Шкатулка с мальчиком на крышке, конец 19 века; Товарищество М.С.Кузнецова.
Скульптура "Мальчик с дудкой, сидящий на пне", 19 век; фабрика братьев Корниловых.Табачница "Врблюд", вторая половина 19 века; Товарищество М.С.Кузнецова. Шкатулка с мальчиком на крышке, конец 19 века; Товарищество М.С.Кузнецова.
Ваза с разрезным верхом, конец 19 века; Товарищество М.С.Кузнецова. Табачница "Матрос на канате", конец 19 века,  Товарищество М.С.Кузнецова. Табачница с крышкой "Якорь на канате", конец 19 века,  Товарищество М.С.Кузнецова. Табачница "Петухом", 19 век; завод М.С.Кузнецова. Сливочник с малиной, конец 19 - начало 20 века; Товарищество М.С.Кузнецова.
Ваза с разрезным верхом, конец 19 века; Товарищество М.С.Кузнецова. Табачница "Матрос на канате", конец 19 века, Товарищество М.С.Кузнецова. Табачница с крышкой "Якорь на канате", конец 19 века, Товарищество М.С.Кузнецова. Табачница "Петухом", 19 век; завод М.С.Кузнецова. Сливочник с малиной, конец 19 - начало 20 века; Товарищество М.С.Кузнецова.
Предметы из сервиза "Полевые цветы"; карандашница "Петух", все - 19 век; Товарищество М.С.Кузнецова
Предметы из сервиза "Полевые цветы"; карандашница "Петух", все - 19 век; Товарищество М.С.Кузнецова
Сервиз чайный Сиреневый цвет с розовыми цветами. Фабрика И.Е.Кузнецова, середина 19 века.
Тарелка глубока в стиле шинуазри. Фабрика Граднера, 19 век.
Сервиз чайный Сиреневый цвет с розовыми цветами. Фабрика И.Е.Кузнецова, середина 19 века. Тарелка глубока в стиле шинуазри. Фабрика Граднера, 19 век.
Блюдо с полотенцем. Фабрика Храпунова-Нового, 19 век. Из металла полотенца видела, а из фаянса - впервые! Вот как не восхищаться?

Сахарница и кувшин  - завод Гарднера, середина 19 века.
Блюдо с полотенцем. Фабрика Храпунова-Нового, 19 век. Из металла полотенца видела, а из фаянса - впервые! Вот как не восхищаться? Сахарница и кувшин - завод Гарднера, середина 19 века.
На той чашке, что подальше надпись "Довольно одной" - она и в самом деле ого какого размера!  Чашки и чайник - завод Гарднера, вторая половина 19 века.
На той чашке, что подальше надпись "Довольно одной" - она и в самом деле ого какого размера! Чашки и чайник - завод Гарднера, вторая половина 19 века.
Чашка справа и вовсе гигант, на ней надпись "Пей другую", если осилишь, конечно))) Тоже Гарднер того же периода.
Чашка справа и вовсе гигант, на ней надпись "Пей другую", если осилишь, конечно))) Тоже Гарднер того же периода.
В центре - тарелка декоративная, завод И.Е.Кузнецова, вторая половина 19 века. Декор весь выпуклый.
В центре - тарелка декоративная, завод И.Е.Кузнецова, вторая половина 19 века. Декор весь выпуклый.
1. Табачница "Рыбами" ; 2. Шкатулка "Вера. Надежда. Любовь"; 3. Масленка "Маком"; 4. Табачница "Кролики" -  все Товарищество М.С.Кузнецова, конец 19 - начало 20 веков. 5.Масленка "Виноград, фабрика Попова начало 19 века; 6. Чайник с крышкой, Завод Гарднера, 19 век. 7. Масленка "Яблоко", торговый дом Барминых и Ко.
1. Табачница "Рыбами" ; 2. Шкатулка "Вера. Надежда. Любовь"; 3. Масленка "Маком"; 4. Табачница "Кролики" - все Товарищество М.С.Кузнецова, конец 19 - начало 20 веков. 5.Масленка "Виноград, фабрика Попова начало 19 века; 6. Чайник с крышкой, Завод Гарднера, 19 век. 7. Масленка "Яблоко", торговый дом Барминых и Ко.
Чайный уголок былых времен...
Чайный уголок былых времен...
Сервиз чайный в стиле шинуазри. Товарищество М.С.Кузнецова, конец 19 - начало 20 веков. Скульптура "Молочница", фабрика А.Попова, начало 19 века. Чайник с подогревом на высокой подставке. Производство неизвестно.
Сервиз чайный в стиле шинуазри. Товарищество М.С.Кузнецова, конец 19 - начало 20 веков. Скульптура "Молочница", фабрика А.Попова, начало 19 века. Чайник с подогревом на высокой подставке. Производство неизвестно.
Родченко А.М. Натюрморт с хризантемами. 1917
Родченко А.М. Натюрморт с хризантемами. 1917
О назначении этих посудинок в жизни бы без подписи не догадалась...
Оказывается - футляры для зубных щеток! Товарищество М.С.Кузнецова, 19 век
О назначении этих посудинок в жизни бы без подписи не догадалась... Оказывается - футляры для зубных щеток! Товарищество М.С.Кузнецова, 19 век
Туалетный набор, завод Гарднера, 19 век.
Туалетный набор, завод Гарднера, 19 век.
Стаканы и ваза с росписью "Мэри Грегори". Чашка двуцветного стекла с использованием венецианской нити.  Всё - конец 19 - начало 20 веков.
Стаканы и ваза с росписью "Мэри Грегори". Чашка двуцветного стекла с использованием венецианской нити. Всё - конец 19 - начало 20 веков.
Роспись в стиле "Мэри Грегори" весьма узнаваема. Все предметы - Европа, конец 19 - начало 20 веков.  Номер 7 - шкатулка "Девочка с птицей", Россия, 19 век; 8 - чайная  пара, Богемия, конец 19 - начало 20 веков.
Роспись в стиле "Мэри Грегори" весьма узнаваема. Все предметы - Европа, конец 19 - начало 20 веков. Номер 7 - шкатулка "Девочка с птицей", Россия, 19 век; 8 - чайная пара, Богемия, конец 19 - начало 20 веков.
И снова викторианские детишки "Мэри Грегори".
И снова викторианские детишки "Мэри Грегори".
Уже и подписи, мне кажется, не нужны. "Мэри Грегори" идентифицируется моментально)))
Уже и подписи, мне кажется, не нужны. "Мэри Грегори" идентифицируется моментально)))
Изящные вещицы...
Изящные вещицы...
Ну, и снова "Мэри Грегори", а кроме того - китайский флакон с пробкой в виде слона для нюхательного табака и чашка двухцветного стекла с венецианской нитью.
Ну, и снова "Мэри Грегори", а кроме того - китайский флакон с пробкой в виде слона для нюхательного табака и чашка двухцветного стекла с венецианской нитью.
Не Фаберже, но тоже есть интересные!
Не Фаберже, но тоже есть интересные!
Еще и секретик внутри какой-то ведь был!
Еще и секретик внутри какой-то ведь был!
Ну да, снова "Мэри Грегори", а также флаконы для духов, Европа, начало 20 века.
Ну да, снова "Мэри Грегори", а также флаконы для духов, Европа, начало 20 века.
Всякая всячина родом из Европы, конца 19-го - начала 20 веков. Затейливо до невозможности!
Всякая всячина родом из Европы, конца 19-го - начала 20 веков. Затейливо до невозможности!
И еще одна вариация на тему "Мэри Грегори"  - изящество!
И еще одна вариация на тему "Мэри Грегори" - изящество!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому