Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Музеев в Костроме великое множество, посетить все за короткое время поездки нереально, да и ни к чему. Но в Романовском, как мне кажется, стоит побывать каждому. Все же это главный музей города, и пусть он не исторический в буквальном смысле, но постоянная его экспозиция позволяет через живопись — и не только — с жизнью Костромы, начиная с 18-го века, познакомиться. Для меня, кстати, такой формат даже предпочтительнее обычного, с документами и т. п.
Расположен музей в двух шагах от Сусанинской площади, в доме № 5 на проспекте Мира. Мимо не пройдешь: белоснежный «терем» с ярко-зелеными шатровыми башенками, конечно же, привлекает внимание. Строительство здания (архитектор Н. И. Горлицын) велось с 1909 года на средства, собранные по подписным листам, при поддержке губернской власти, а также на пожертвования богатых граждан города.
Открытие музея состоялось 19 мая 1913 года в присутствии представителей царской семьи во главе с императором Николем II, и было приурочено к празднованию 300-летнего юбилея правления дома Романовых. На тот момент центральное место в экспозиции музея отводилось отделу, посвященному династии Романовых, что, разумеется, не удивительно — именно в Костроме был призван на царство первый представитель рода, Михаил Федорович.
Сейчас в Романовском музее основная часть залов отведена искусству дворянской усадьбы 18–19 веков, русскому искусству рубежа 19-го — 20-го веков, русскому авангарду начала 20-го века, а также соцреализму 1920–1930 годов. Материалы же, относящиеся к дому Романовых, как я поняла, экспонируются теперь в музейных помещениях Ипатьевского монастыря.
Открывается экспозиция залом, появившимся совсем недавно — «Икона на рези», посвященным деревянной культовой скульптуре 16-го — 17-го веков. Подобную резную икону видела я раньше только однажды, в одном из храмов Коломны. А оказывается, в Костромской губернии были они отнюдь не редкостью. Но вот что сохранились такие в «пожарищах» века 20-го — чудо! Очень понравился здесь синий — небесный! — цвет стен.
В следующих залах представлены портреты, поступившие в музей из дворянских усадеб Костромской губернии. Без портретной галереи — живописного генеалогического древа рода — трудно себе представить помещичий дом 19-го века. Почти всегда авторы этих работ неизвестны, довольно часто были они крепостными.
На стенде, рассказывающем об этом разделе экспозиции приведены слова из романа С.Аксакова «Семейная хроника»: «Вы не великие герои, не громкие личности; в тишине и безвестности прошли вы свое поприще и давно, очень давно его оставили: но вы были люди и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же исполнена поэзии, любопытна и поучительна для нас." Лучше не скажешь!
Искусство 19-го века представлено в музее в том числе пейзажами Шишкина, Левитана, Айвазовского, костромских художников братьев Григория и Никанора Чернецовых, бывших, между прочим, в дружеских отношениях с Пушкиным (так, украшением кабинета поэта был пейзаж кисти Никанора Чернецова «Дарьяльское ущелье», а на полях рукописи «Путешествие Онегина» сохранился пушкинский набросок портрета Григория Чернецова).
Кроме живописи в этих залах есть несколько витрин с великолепным фарфором.
Из картин рубежа 19-го-20-го веков особенно тронул пейзаж А.Головина «На островах», увы, фото вряд ли может передать всю его изысканную прелесть… И невероятно понравились «Цветы и фрукты» К.Коровина — всё в лучезарных солнечных бликах!
Основную экспозицию музея дополняют временные выставки. И вот тут мне повезло сказочно! «Совпала» с одной из них — «Обаяние хрупкости», фарфор и стекло из частной коллекции Ирины Красильниковой. Именины души! Как же я люблю рассматривать всю эту кузнецовско-гарднеровскую красоту! На сей раз особенно удивили табачницы: это же чего только не придумают, каких только форм!
А еще познакомилась с совершенно неизвестным для меня прежде стилем росписи стекла — «Мэри Грегори». В собрании И.Красильниковой предметов с подобной росписью немало. Изделия в стиле «Мэри Грегори» украшены белыми эмалевыми миниатюрами детей, напоминающими работы английской художницы Кейт Гринуэй, одной из наиболее известных британских иллюстраторов детских книг второй половины 19-го века. Нарядно одетые детишки в этих сюжетах резвятся в садах, ловят бабочек, собирают цветы на поляне. Идиллия! Окружающие детей деревья и травы выполнены также белой эмалью очень тонко, будто пером. При этом цвет стекла, на котором выполнен рисунок, может быть любым, и я даже затрудняюсь сказать, что мне нравится больше — темно-синий, нежно-голубой или клюквенный?..
Но кто же такая Мэри Грегори? Персонаж это вполне реальный: американская художница (1856 — 1908), непродолжительное время, с 1880 по 1884 год, работавшая в Бостоне на стекольном заводе Boston&Sandwich Glass Company. В живописи Мэри (до поступления на завод) преобладали изображения детей викторианской эпохи, которые она якобы воплотила затем в работах по стеклу. Факт этот весьма сомнителен в связи с тем, что в годы, когда Мэри числилась в компании декоратором, бостонский завод декоративное стекло уже не производил. Да и сам термин «стекло в стиле Мэри Грегори» возник лишь в 20-е годы 20-го века и преимущественно относился к европейскому стеклу. Так что вероятнее всего это был лишь маркетинговый ход для популяризации изделий из стекла с подобной росписью: производители не забывали упомянуть, что Мэри Грегори очень любила детей, но не имела своих. И ее работы — идеальная мечта о несбывшемся…
Стекло в стиле «Мэри Грегори» производится и сейчас, но, увы, теперь иногда вместо белой эмали — раскрашенные лица и волосы, наряду с детьми появляются и изображения взрослых, а сама роспись выглядит менее объемной. В общем, остерегайтесь подделок)))
Вступительное слово на этом заканчиваю и предлагаю посмотреть на некоторые, особенно впечатлившие работы из коллекции Романовского музея и собрания Ирины Красильниковой.