Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Цикл материалов «Санкт-Петербург в июне 22-го»:
Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что «попутное»
Санкт-Петербург. По Петроградской стороне
Санкт-Петербург. Июньская весна и хрупкая красота музея на Елагином острове
Дворцы, и особенно, если интерьеры их выглядят так, будто хозяева «на минуточку вышли», моя неизменная слабость. Потому — благо в Санкт-Петербурге подобных смотреть — не пересмотреть — как правило, очередной раз в Питер собираясь, какой-нибудь из них планирую посетить. Правда, почему-то некоторые в «листе ожидания» задерживаются, становясь словно заколдованными: то и дело что-то мешает там побывать. Именно так долгое время получалось с дворцом Шереметевых на Фонтанке. И мне даже кажется, что «облом» с дворцом на Елагином острове «устроен» был специально, чтобы, наконец, визит в Шереметевский состоялся))).
Вот только очень жаль, что отправилась я туда после шести вечера, рассудив, что если в Юсуповском на Мойке бродила четыре часа, то уж здесь-то оставшегося до закрытия времени (по средам до 21–00) хватит за глаза. Собственно, галопом проскакать по парадной анфиладе можно и минут за тридцать. Но с моей любовью порассматривать детальки, вроде какой-нибудь мебельной ножки в виде львиной лапы, и поиздеваться над собственной шеей, ахая над роскошеством потолков, два с половиной часа — впритык!
А ведь Фонтанный дом это еще и один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства — коллекция музыкальных инструментов Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч «единиц хранения», являясь одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. И вот на это времени мне уже не хватило совсем…
Хотя, что бог не делает, все к лучшему. Потому как, с моей точки зрения, в гости к уникальным роялям, скрипкам, виолончелям и т. п. (причем многое из «и т. п." иной раз идентифицировать затруднительно!) идти следует специально. Чтобы с чувством, с толком и свежей головой.
О том, что в заднем флигеле усадьбы жила Анна Ахматова, и теперь там расположен ее музей, и говорить нечего — это уж совсем отдельная история.
Так что в альбоме этом впечатления именно об анфиладе парадных залов дворца.
Фонтанный дом (название это закрепилось за усадьбой графов Шереметевых еще с 18-го века) — почти ровесник Санкт-Петербурга. Архитектором главного усадебного дома был С. И. Чевакинский. А в создании интерьеров в разное время принимали участие Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д.Кваренги, Х.Мейер, Д.Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и другие.
Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение нескольких столетий игравших важную роль в российском государстве. Некое представление об этой истории дает выставка, размещенная в небольшом зале, в который попадаешь, поднявшись по парадной лестнице. Называется она «Четвертое столетие с именем Петра» и посвящена трем знаменательным событиям: 370-летию со дня рождения фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, 310-летию основания усадьбы (1712) и 350-летию со дня рождения Петра I.
Например, можно здесь узнать о происхождении прозвища, а потом и фамилии Шереметевы. Совсем ведь не по-русски звучит, правда? Оказывается, версий несколько; мне больше прочих понравилась та, что отсылает к турецкому «человек львиной храбрости». Вполне подходит для военачальника, одержавшего первую победу над неприятелем в Северной войне.
Кстати, графский титул — первый в России, с правом передачи по наследству — Борис Петрович Шереметев получил за подавление восстания посадских и работных людей, солдат и стрельцов, вспыхнувшего в Астрахани после обнародования царского указа о запрете ношения бороды и русского платья. Сам Борис Петрович за то, что носил «немецкую» одежду и очень удачно подражал «немецким обычаям», был в особой милости у царя.
Хотя отношения их простыми назвать сложно. В том числе и из-за того, что Борис Петрович «горячо сочувствуя великим начинаниям Петра и содействуя им всеми силами своего твердого и цельного характера, … остался верен Древней Руси во всем, что почитал заслуживающим сочувствия и ограждения».
Удача, что в парадных залах дворца проходит сейчас выставка «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву» — результат многолетнего сотрудничества петербургского Фонтанного дома и московского музея-усадьбы Останкино. В рамках этого проекта более 50 предметов из Останкино временно вернулись во дворец на Фонтанке, причем не в витрины, а на те самые места, на которых они могли быть при Шереметевых.
Собственно, такие вот «перемещения» являлись обычным делом в прежние времена — скульптуры, мебель, предметы прикладного искусства «кочевали» вслед за хозяевами из дома в дом, из Петербурга в Москву и обратно — дабы любимое и привычное было всегда на глазах. Дополненные предметами из Останкино интерьеры выглядят еще более «живыми», помогают погрузиться в «ту самую» атмосферу былых — блистательных! — времен…
Надеюсь, фото хоть в какой-то мере позволят эту атмосферу ощутить…