Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 16:22
Фотоальбом

Санкт-Петербург. Еще один дворец в "копилочку" — Шереметевский на Фонтанке

SM-A325F, XZ-1
68 48

Цикл материалов «Санкт-Петербург в июне 22-го»:

Санкт-Петербург. Два храма, мини-город и кое-что «попутное»

Санкт-Петербург. По Петроградской стороне

Санкт-Петербург. Июньская весна и хрупкая красота музея на Елагином острове

Дворцы, и особенно, если интерьеры их выглядят так, будто хозяева «на минуточку вышли», моя неизменная слабость. Потому — благо в Санкт-Петербурге подобных смотреть — не пересмотреть — как правило, очередной раз в Питер собираясь, какой-нибудь из них планирую посетить. Правда, почему-то некоторые в «листе ожидания» задерживаются, становясь словно заколдованными: то и дело что-то мешает там побывать. Именно так долгое время получалось с дворцом Шереметевых на Фонтанке. И мне даже кажется, что «облом» с дворцом на Елагином острове «устроен» был специально, чтобы, наконец, визит в Шереметевский состоялся))).

Вот только очень жаль, что отправилась я туда после шести вечера, рассудив, что если в Юсуповском на Мойке бродила четыре часа, то уж здесь-то оставшегося до закрытия времени (по средам до 21–00) хватит за глаза. Собственно, галопом проскакать по парадной анфиладе можно и минут за тридцать. Но с моей любовью порассматривать детальки, вроде какой-нибудь мебельной ножки в виде львиной лапы, и поиздеваться над собственной шеей, ахая над роскошеством потолков, два с половиной часа — впритык!

А ведь Фонтанный дом это еще и один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства — коллекция музыкальных инструментов Шереметевского дворца насчитывает более трех тысяч «единиц хранения», являясь одной из пяти крупнейших в мире и лучшей в России. И вот на это времени мне уже не хватило совсем…

Хотя, что бог не делает, все к лучшему. Потому как, с моей точки зрения, в гости к уникальным роялям, скрипкам, виолончелям и т. п. (причем многое из «и т. п." иной раз идентифицировать затруднительно!) идти следует специально. Чтобы с чувством, с толком и свежей головой.

О том, что в заднем флигеле усадьбы жила Анна Ахматова, и теперь там расположен ее музей, и говорить нечего — это уж совсем отдельная история.

Так что в альбоме этом впечатления именно об анфиладе парадных залов дворца.

Фонтанный дом (название это закрепилось за усадьбой графов Шереметевых еще с 18-го века) — почти ровесник Санкт-Петербурга. Архитектором главного усадебного дома был С. И. Чевакинский. А в создании интерьеров в разное время принимали участие Ф. С. Аргунов, И. Д. Старов, А. Н. Воронихин, Д.Кваренги, Х.Мейер, Д.Квадри, И. Д. Корсини, Н. Л. Бенуа, А. К. Серебряков и другие.

Дворец являлся практически музеем истории рода Шереметевых, в течение нескольких столетий игравших важную роль в российском государстве. Некое представление об этой истории дает выставка, размещенная в небольшом зале, в который попадаешь, поднявшись по парадной лестнице. Называется она «Четвертое столетие с именем Петра» и посвящена трем знаменательным событиям: 370-летию со дня рождения фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, 310-летию основания усадьбы (1712) и 350-летию со дня рождения Петра I.

Например, можно здесь узнать о происхождении прозвища, а потом и фамилии Шереметевы. Совсем ведь не по-русски звучит, правда? Оказывается, версий несколько; мне больше прочих понравилась та, что отсылает к турецкому «человек львиной храбрости». Вполне подходит для военачальника, одержавшего первую победу над неприятелем в Северной войне.

Кстати, графский титул — первый в России, с правом передачи по наследству — Борис Петрович Шереметев получил за подавление восстания посадских и работных людей, солдат и стрельцов, вспыхнувшего в Астрахани после обнародования царского указа о запрете ношения бороды и русского платья. Сам Борис Петрович за то, что носил «немецкую» одежду и очень удачно подражал «немецким обычаям», был в особой милости у царя.

Хотя отношения их простыми назвать сложно. В том числе и из-за того, что Борис Петрович «горячо сочувствуя великим начинаниям Петра и содействуя им всеми силами своего твердого и цельного характера, … остался верен Древней Руси во всем, что почитал заслуживающим сочувствия и ограждения».

Удача, что в парадных залах дворца проходит сейчас выставка «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву» — результат многолетнего сотрудничества петербургского Фонтанного дома и московского музея-усадьбы Останкино. В рамках этого проекта более 50 предметов из Останкино временно вернулись во дворец на Фонтанке, причем не в витрины, а на те самые места, на которых они могли быть при Шереметевых.

Собственно, такие вот «перемещения» являлись обычным делом в прежние времена — скульптуры, мебель, предметы прикладного искусства «кочевали» вслед за хозяевами из дома в дом, из Петербурга в Москву и обратно — дабы любимое и привычное было всегда на глазах. Дополненные предметами из Останкино интерьеры выглядят еще более «живыми», помогают погрузиться в «ту самую» атмосферу былых — блистательных! — времен…

Надеюсь, фото хоть в какой-то мере позволят эту атмосферу ощутить…

Приглашение в красоту, а не ворота... Ограда эта была изготовлена в 19-м веке по проекту архитектора Корсини. Ажурная чугунная решетка будто кружевная. Кстати,  на мой взгляд в Петербурге предостаточно оград, заслуживающих внимания ничуть не меньшего, чем решетка Летнего сада. А известна почему-то главным образом она... Над аркой ворот - золоченый герб Шереметевых.
Приглашение в красоту, а не ворота... Ограда эта была изготовлена в 19-м веке по проекту архитектора Корсини. Ажурная чугунная решетка будто кружевная. Кстати, на мой взгляд в Петербурге предостаточно оград, заслуживающих внимания ничуть не меньшего, чем решетка Летнего сада. А известна почему-то главным образом она... Над аркой ворот - золоченый герб Шереметевых.
Ой, куда больше тут искушений))) Смотреть - не пересмотреть!
Интересно, что первоначально эта сторона дворца была "задней", парадный въезд в усадьбу был со стороны Литейного проспекта, через сад (как же в том саду хорошо... пусть он и не поражает роскошью, зато там выставка, посвященная Бродскому), в сад выходили и окна парадных комнат.
Ой, куда больше тут искушений))) Смотреть - не пересмотреть! Интересно, что первоначально эта сторона дворца была "задней", парадный въезд в усадьбу был со стороны Литейного проспекта, через сад (как же в том саду хорошо... пусть он и не поражает роскошью, зато там выставка, посвященная Бродскому), в сад выходили и окна парадных комнат.
Парадная лестница дворца.
Парадная лестница дворца.
И о чем, интересно, думают?)))
И о чем, интересно, думают?)))
А в этом зале скоро должен был начаться концерт, причем не классика, а что-то народное старинное. Громкое))) Звучало несколько странно в таких стенах, как мне показалось.
А в этом зале скоро должен был начаться концерт, причем не классика, а что-то народное старинное. Громкое))) Звучало несколько странно в таких стенах, как мне показалось.
Ну, а дальше - сплошное АХ... Белая гостиная. Создана в 1838 году по желанию графа Д.Н.Шереметева архитектором Иеронимом Доминиковичем Корсини (батюшка его был итальянец, приглашенный в Россию в качестве театрального декоратора, сам же Иероним родился и вырос в Петербурге). Последняя реставрация зала завершена в 2016 году. Помимо роскошной отделки комнаты как таковой, здесь сейчас можно полюбоваться живописью и скульптурой 18-го века из музея-усадьбы Останкино.
Ну, а дальше - сплошное АХ... Белая гостиная. Создана в 1838 году по желанию графа Д.Н.Шереметева архитектором Иеронимом Доминиковичем Корсини (батюшка его был итальянец, приглашенный в Россию в качестве театрального декоратора, сам же Иероним родился и вырос в Петербурге). Последняя реставрация зала завершена в 2016 году. Помимо роскошной отделки комнаты как таковой, здесь сейчас можно полюбоваться живописью и скульптурой 18-го века из музея-усадьбы Останкино.
Всегда меня занимает вопрос - часто ли обитатели дворца поднимали голову вверх?.. Моей-то шее достается в подобных интерьерах будь здоров))) А как иначе? С такими потолками и люстрами?!
Всегда меня занимает вопрос - часто ли обитатели дворца поднимали голову вверх?.. Моей-то шее достается в подобных интерьерах будь здоров))) А как иначе? С такими потолками и люстрами?!
Собрание скульптуры сложилось из вещей, приобретенных Николаем Петровичем Шереметевым для нового усадебного комплекса в Москве в 1790-е годы. Причем привозилась скульптура всегда сначала в Петербург - транспортировка морем, видимо, была удобнее. Понравился мне отрывок из распоряжения графа своему управляющему: "Из Италии корабль как скоро в Петербург придет то старатца тебе ... известные статуи достать и по  приеме из корабля оставить в петербургском доме в удобном месте до приезда моего и наблюдай чтоб не были изломаны". (Орфография и пунктуация автора))). "Девочка играющая в кости", Западная Европа, конец 18-го века, мрамор.
Собрание скульптуры сложилось из вещей, приобретенных Николаем Петровичем Шереметевым для нового усадебного комплекса в Москве в 1790-е годы. Причем привозилась скульптура всегда сначала в Петербург - транспортировка морем, видимо, была удобнее. Понравился мне отрывок из распоряжения графа своему управляющему: "Из Италии корабль как скоро в Петербург придет то старатца тебе ... известные статуи достать и по приеме из корабля оставить в петербургском доме в удобном месте до приезда моего и наблюдай чтоб не были изломаны". (Орфография и пунктуация автора))). "Девочка играющая в кости", Западная Европа, конец 18-го века, мрамор.
Начало систематической коллекции живописи было положено Петром Борисовичем Шереметевым. К концу 18-го столетия шереметевская коллекция была существенно дополнена графом Николаем Петровичем и стала одной из лучших в России. Наследники Николая Петровича отдавали предпочтение живописи современной и картинами старых мастеров коллекция уже не пополнялась.Однако к наследию предков относились с почтением, за все время существования коллекции ни одна из ранее приобретенных картин не была продана. Единственная - но какая!  - потеря случилась во время войны 1812-го  года, когда наполеоновскими солдатами из Останкина было похищено 122 картины из 135. На стенах этого зала можно увидеть работы итальянцев Алесандро Тиарини, Андреа Челести, Феличе Бозелли, француза Жана Батиста Пиллемана.
Начало систематической коллекции живописи было положено Петром Борисовичем Шереметевым. К концу 18-го столетия шереметевская коллекция была существенно дополнена графом Николаем Петровичем и стала одной из лучших в России. Наследники Николая Петровича отдавали предпочтение живописи современной и картинами старых мастеров коллекция уже не пополнялась.Однако к наследию предков относились с почтением, за все время существования коллекции ни одна из ранее приобретенных картин не была продана. Единственная - но какая! - потеря случилась во время войны 1812-го года, когда наполеоновскими солдатами из Останкина было похищено 122 картины из 135. На стенах этого зала можно увидеть работы итальянцев Алесандро Тиарини, Андреа Челести, Феличе Бозелли, француза Жана Батиста Пиллемана.
Дворцов вроде бы видела немало, но именно здесь впервые совершенно ошеломили музыкальные инструменты. Декором своим невероятным!
Дворцов вроде бы видела немало, но именно здесь впервые совершенно ошеломили музыкальные инструменты. Декором своим невероятным!
Пианино, Париж, третья четверть 19-го века. Дерево, бронза, полудрагоценный поделочный камень, мозаика, лак, инкрустация, декорирование. Даже и гаммы  наверняка  не так скучно играть, глядя на все эти художества!
Пианино, Париж, третья четверть 19-го века. Дерево, бронза, полудрагоценный поделочный камень, мозаика, лак, инкрустация, декорирование. Даже и гаммы наверняка не так скучно играть, глядя на все эти художества!
Дух перевести не дают))) Из Белой гостиной попадаешь в Лепную - настоящее испытание для натур впечатлительных! Интерьер (как и вся парадная анфилада) оформлен по проекту все того же И.Д.Корсини. В Лепной гостиной представлен великолепный гарнитур красного дерева в стиле чиппендейл. Причудливо изогнутые ножки, плавные линии подлокотников кресел, тонкая резьба в виде цветочных гирлянд, переплетающихся лент и  раковин - визитная карточка как раз этого стиля. Томас Чиппендейл славился умением соединить капризные мотивы рококо с удобными формами классицизма. "Эпоха махагони" - использование красного дерева в мебели, также связана с его именем.
Дух перевести не дают))) Из Белой гостиной попадаешь в Лепную - настоящее испытание для натур впечатлительных! Интерьер (как и вся парадная анфилада) оформлен по проекту все того же И.Д.Корсини. В Лепной гостиной представлен великолепный гарнитур красного дерева в стиле чиппендейл. Причудливо изогнутые ножки, плавные линии подлокотников кресел, тонкая резьба в виде цветочных гирлянд, переплетающихся лент и раковин - визитная карточка как раз этого стиля. Томас Чиппендейл славился умением соединить капризные мотивы рококо с удобными формами классицизма. "Эпоха махагони" - использование красного дерева в мебели, также связана с его именем.
Лепнина сложного эклектичного рисунка сплошь покрывает оштукатуренные стены и потолок. Орнамент включает в себя меандры, пальметты, астрагал, ионики, завитки аканта и лозу. Паркетный пол набран из швейцарского клена, мореной английской березы и английского дуба. Про астрагал я отродясь не слышала. Оказалось, это растение семейства бобовых, именуемое также царской травой или травой бессмертия. Все не просто так!
Лепнина сложного эклектичного рисунка сплошь покрывает оштукатуренные стены и потолок. Орнамент включает в себя меандры, пальметты, астрагал, ионики, завитки аканта и лозу. Паркетный пол набран из швейцарского клена, мореной английской березы и английского дуба. Про астрагал я отродясь не слышала. Оказалось, это растение семейства бобовых, именуемое также царской травой или травой бессмертия. Все не просто так!
Замереть и любоваться... Любимое мое занятие, если бы не вечернее время и необходимость успеть посмотреть и остальные залы дворца до его закрытия...
Замереть и любоваться... Любимое мое занятие, если бы не вечернее время и необходимость успеть посмотреть и остальные залы дворца до его закрытия...
"Спящая Венера", копия с итальянского оригинала конца 17-го века. Неизвестный художник. Образ спящей Венеры олицетворял счастливые брачные узы. Копия была исполнена крепостным художником с оригинала, хранившегося в Останкинском дворце специально для Фонтанного дома. Есть версия, что граф Николай Петрович заказал ее для своей в  ту пору еще  невенчанной жены Прасковьи Жемчуговой, проживавшей на "тайной семейной" половине дворца,  памятуя старую итальянскую традицию дарить "Спящую Венеру" на свадебные торжества. Обвенчались Николай Петрович и Прасковья в 1801  году, а уже в 1803-м, подарив супругу сына Дмитрия, Прасковья скончалась... В музей "Венера" вернулась совсем  недавно - в 2009-м году, из частной коллекции.
"Спящая Венера", копия с итальянского оригинала конца 17-го века. Неизвестный художник. Образ спящей Венеры олицетворял счастливые брачные узы. Копия была исполнена крепостным художником с оригинала, хранившегося в Останкинском дворце специально для Фонтанного дома. Есть версия, что граф Николай Петрович заказал ее для своей в ту пору еще невенчанной жены Прасковьи Жемчуговой, проживавшей на "тайной семейной" половине дворца, памятуя старую итальянскую традицию дарить "Спящую Венеру" на свадебные торжества. Обвенчались Николай Петрович и Прасковья в 1801 году, а уже в 1803-м, подарив супругу сына Дмитрия, Прасковья скончалась... В музей "Венера" вернулась совсем недавно - в 2009-м году, из частной коллекции.
Амурчик весь в делах))) Торопится куда-то!
Амурчик весь в делах))) Торопится куда-то!
В Белой столовой можно все же чуть выдохнуть - интересных вещиц немало, но не так, чтобы "не знаю, куда и смотреть"))). Над диваном - портрет поначалу удивляющий: явно ведь относительно современный. Оказалось, это Августа Михайловна Сараева-Бондарь — искусствовед, музейный работник,  вдова В.В.Стрекалова-Оболенского (фотографа-художника, известного коллекционера), завещавшая его коллекцию государственному музею театрального и музыкального искусства. Как раз предметы из этой коллекции дополняют сейчас экспозицию залов дворца.
В Белой столовой можно все же чуть выдохнуть - интересных вещиц немало, но не так, чтобы "не знаю, куда и смотреть"))). Над диваном - портрет поначалу удивляющий: явно ведь относительно современный. Оказалось, это Августа Михайловна Сараева-Бондарь — искусствовед, музейный работник, вдова В.В.Стрекалова-Оболенского (фотографа-художника, известного коллекционера), завещавшая его коллекцию государственному музею театрального и музыкального искусства. Как раз предметы из этой коллекции дополняют сейчас экспозицию залов дворца.
Часы с маятником, фигурками Амура и дельфина. Франция, первая половина 19-го века. Настольные украшения путти с цветочной гирляндой.
Часы с маятником, фигурками Амура и дельфина. Франция, первая половина 19-го века. Настольные украшения путти с цветочной гирляндой.
Секретер в стиле рентген. Фрагмент. Россия, первая половина 19-го века. Красное дерево, фанеровка, камень, золоченая бронза. Мебель Давида Рентгена славилась не только прекрасным исполнением в стиле рококо с использованием модной техники маркетри, но и удивительными механизмами, с помощью которых предметы приобретали возможность трансформироваться, прятать в своих недрах тайные отделения и  даже преображаться в мини-театры!
Секретер в стиле рентген. Фрагмент. Россия, первая половина 19-го века. Красное дерево, фанеровка, камень, золоченая бронза. Мебель Давида Рентгена славилась не только прекрасным исполнением в стиле рококо с использованием модной техники маркетри, но и удивительными механизмами, с помощью которых предметы приобретали возможность трансформироваться, прятать в своих недрах тайные отделения и даже преображаться в мини-театры!
Часы каминные "Читающая девушка". Россия, 1830-е. Мрамор, бронза, золочение, гравировка.
Часы каминные "Читающая девушка". Россия, 1830-е. Мрамор, бронза, золочение, гравировка.
Девушкой я залюбовалась... и канделябры идеальный ансамбль создают - Росиия, 19 век, хрусталь, металл.
Девушкой я залюбовалась... и канделябры идеальный ансамбль создают - Росиия, 19 век, хрусталь, металл.
Ваза в форме кратера. Россия.Императорский фарфоровый завод.1849 год.
Ваза в форме кратера. Россия.Императорский фарфоровый завод.1849 год.
А это уже "Предцерковная комната" (во дворце была домовая церковь). В центре - часы орган. Корпус часов в стиле жакоб - Россия, первая половина 19-го века, красное дерево, латунь, бронза, эгломизе. Механизм - Англия, 18-й век. Про "эгломизе" пришлось выяснять, ибо впервые слышу. Оказалось - способ и техника нанесения декора из металлической фольги на стекло.
А это уже "Предцерковная комната" (во дворце была домовая церковь). В центре - часы орган. Корпус часов в стиле жакоб - Россия, первая половина 19-го века, красное дерево, латунь, бронза, эгломизе. Механизм - Англия, 18-й век. Про "эгломизе" пришлось выяснять, ибо впервые слышу. Оказалось - способ и техника нанесения декора из металлической фольги на стекло.
В простенке шкаф-горка, Польша, конец 19-го - начало 20-го века. Дерево ценных пород, бронза, мрамор, маркетри
В простенке шкаф-горка, Польша, конец 19-го - начало 20-го века. Дерево ценных пород, бронза, мрамор, маркетри
А в шкафу бисквиты из собрания Останкинского дворца. Мейсен, Западная Европа, Франция, 19-й век.
А в шкафу бисквиты из собрания Останкинского дворца. Мейсен, Западная Европа, Франция, 19-й век.
Античная гостиная. С 1870-х здесь проводились парадные трапезы, и комната получила второе название - Серебряная столовая (вдоль стен располагались витрины с предметами "жалованного серебра", стены украшали серебряные блюда).
Античная гостиная. С 1870-х здесь проводились парадные трапезы, и комната получила второе название - Серебряная столовая (вдоль стен располагались витрины с предметами "жалованного серебра", стены украшали серебряные блюда).
Здесь по желанию графа Дмитрия Николаевича был выполнен карниз коринфского ордена с медальонами, порезками и розетками, фриз из гирлянд с масками а также лепные барельефы на античные темы.
Здесь по желанию графа Дмитрия Николаевича был выполнен карниз коринфского ордена с медальонами, порезками и розетками, фриз из гирлянд с масками а также лепные барельефы на античные темы.
Античная гостиная. Над диваном портрет  графа Петра Борисовича Шереметева. Копия Е.Рейхардт с оригинала П.Делапьера. 1770.
Античная гостиная. Над диваном портрет графа Петра Борисовича Шереметева. Копия Е.Рейхардт с оригинала П.Делапьера. 1770.
Рояль, мастер Тишнер, Россия, 1820-1830-е годы - детали-то какие! Даже и ножки необычные! За роялем, в углу - скульптура "Купальщица", бронзовая копия с мраморного оригинала К.-Г.Аллегрена, хранящегося в Лувре.
Рояль, мастер Тишнер, Россия, 1820-1830-е годы - детали-то какие! Даже и ножки необычные! За роялем, в углу - скульптура "Купальщица", бронзовая копия с мраморного оригинала К.-Г.Аллегрена, хранящегося в Лувре.
Дуговая комната  - понятно почему! Фонарики такие люблю очень... Нередки они в дворцовых интерьерах.
Дуговая комната - понятно почему! Фонарики такие люблю очень... Нередки они в дворцовых интерьерах.
Над диваном - портрет последней хозяйки дворца графини Екатерины Павловны Шереметевой Н.П.Богданова-Бельского. 1897. Дуговой кабинет  в конце 19-го века стали называть Попечительским, т.к. здесь хранились дела попечительства домовой церкви.
Над диваном - портрет последней хозяйки дворца графини Екатерины Павловны Шереметевой Н.П.Богданова-Бельского. 1897. Дуговой кабинет в конце 19-го века стали называть Попечительским, т.к. здесь хранились дела попечительства домовой церкви.
Ну, и еще одно из серии "никогда не слышала"))) Стипо а бамбоччи!  Stipo это кабинет (бюро) в переводе с итальянского, а вот "бамбоччи" - еще один стиль мебели. Производилась такая в Лигурии с 1560-х по 1610-е годы. Бамбоччи -пухлые детки, карапузы, маленькие толстячки. Вот их фигурки, выполненные в технике "высокой резьбы", то есть почти отделенными от основания, обильно украшали мебель "a bambocci".
Ну, и еще одно из серии "никогда не слышала"))) Стипо а бамбоччи! Stipo это кабинет (бюро) в переводе с итальянского, а вот "бамбоччи" - еще один стиль мебели. Производилась такая в Лигурии с 1560-х по 1610-е годы. Бамбоччи -пухлые детки, карапузы, маленькие толстячки. Вот их фигурки, выполненные в технике "высокой резьбы", то есть почти отделенными от основания, обильно украшали мебель "a bambocci".
Кабинет этот поступил в собрание музея в 1994 году из бывшего особняка Шереметевых на Шпалерной улице в руинированном состоянии. К счастью, мастерам удалось вернуть бюро к жизни, и теперь он радует нас матовым блеском вощеного дерева, и множеством "персонажей". Жаль, нельзя посмотреть, что там внутри. За откидной крышкой прячется множество ящичков и непременный для подобных кабинетов тайник.
Кабинет этот поступил в собрание музея в 1994 году из бывшего особняка Шереметевых на Шпалерной улице в руинированном состоянии. К счастью, мастерам удалось вернуть бюро к жизни, и теперь он радует нас матовым блеском вощеного дерева, и множеством "персонажей". Жаль, нельзя посмотреть, что там внутри. За откидной крышкой прячется множество ящичков и непременный для подобных кабинетов тайник.
Плакальщица. Конец 18 века. Мрамор
Плакальщица. Конец 18 века. Мрамор
Вернувшись назад в Белую гостиную, иду  теперь направо - смотрительницы следят за "порядком посещения", и правильно делают, ибо комнаты "справа" еще больше потрясают роскошью интерьеров.  Желтая или Золотая гостиная. Стены ее затянуты золотистым штофом.
Вернувшись назад в Белую гостиную, иду теперь направо - смотрительницы следят за "порядком посещения", и правильно делают, ибо комнаты "справа" еще больше потрясают роскошью интерьеров. Желтая или Золотая гостиная. Стены ее затянуты золотистым штофом.
Поверху стен идет золоченый лепной карниз, потолок  поражает узорами на золотом фоне с чернением (вот такого точно нигде раньше не видела!).
Поверху стен идет золоченый лепной карниз, потолок поражает узорами на золотом фоне с чернением (вот такого точно нигде раньше не видела!).
Портрет Варвары Петровны Шереметевой, (бабушка  и крестная малыша, что на портрете справа) неизвестный художник, середина 19 века. Портрет Николая Дмиртиевича.Шереметева, литография с оригинала Фридриха фон Амерлинга, 1840-е. Ваза декоративная, Императорский стеклянный завод, 1820-е, из коллекции В.М.Голод ( о самой Валентине Михайловне чуть позже)
Портрет Варвары Петровны Шереметевой, (бабушка и крестная малыша, что на портрете справа) неизвестный художник, середина 19 века. Портрет Николая Дмиртиевича.Шереметева, литография с оригинала Фридриха фон Амерлинга, 1840-е. Ваза декоративная, Императорский стеклянный завод, 1820-е, из коллекции В.М.Голод ( о самой Валентине Михайловне чуть позже)
Конечно, стало интересно, что за очаровательный мальчик такой... Оказлось, что родился он в этом доме, сын Дмитрия Николаевича и Анны Сергеевны Шереметвых. Назван в честь деда - Николая Петровича, крещен  4 мая 1839 года при восприемстве императора Николая Павловича, лично прибывшего в церковь на крестины. Казалось бы с "золотой ложкой во рту родился"... Но - прожил, бедняжка, всего четыре года с небольшим. Скончался от скарлатины...
Конечно, стало интересно, что за очаровательный мальчик такой... Оказлось, что родился он в этом доме, сын Дмитрия Николаевича и Анны Сергеевны Шереметвых. Назван в честь деда - Николая Петровича, крещен 4 мая 1839 года при восприемстве императора Николая Павловича, лично прибывшего в церковь на крестины. Казалось бы с "золотой ложкой во рту родился"... Но - прожил, бедняжка, всего четыре года с небольшим. Скончался от скарлатины...
Как же замечательно статуэтка сюда "вписывается"...
Как же замечательно статуэтка сюда "вписывается"...
Портрет Алексея Федоровича Львова, художник Эртингер, середина 19-го века. Никогда не задумывалась, кто является автором музыки гимна "Боже, Царя храни", оказывается - вот этот вот господин с портрета! Которому удивительным образом удавалась сочетать государственную деятельность (был сенатором) и творчество (известен как скрипач-виртуоз, композитор, дирижер). Под портретом очередной шедевр мастеров музыкальных инструментов - фисгармония фабрики "Александр", Франция, 1850-е.
Портрет Алексея Федоровича Львова, художник Эртингер, середина 19-го века. Никогда не задумывалась, кто является автором музыки гимна "Боже, Царя храни", оказывается - вот этот вот господин с портрета! Которому удивительным образом удавалась сочетать государственную деятельность (был сенатором) и творчество (известен как скрипач-виртуоз, композитор, дирижер). Под портретом очередной шедевр мастеров музыкальных инструментов - фисгармония фабрики "Александр", Франция, 1850-е.
И тоже произведение  искусства, вернее целого букета искусств. Так засмотрелась, что забыла табличку сфотать)))
И тоже произведение искусства, вернее целого букета искусств. Так засмотрелась, что забыла табличку сфотать)))
Портрет Анны Сергеевны Шереметевой. К.Робертсон, 1849. Современная копия с оригинала Государственного Русского музея. Граф Дмитрий Николаевич женился в 34 года на своей дальней родственнице, происходившей из нетитулованной ветви рода Шереметевых. Невесте было 26 лет, немало по тем временам. Свадьба была великолепна, венчание состоялось в церкви Аничкова дворца. Что неудивительно, т.к. Анна была фрейлиной императрицы. Кстати, выходить замуж абы за кого фрейлинам не полагалось - только с одобрения венценосных особ. (И даже прическу могла выбрать и "утвердить" императрица. В одном из писем к родителям в августе 1833 года Анна писала: «...Уже два вечера я причесываюсь с локонами по желанию Императрицы, которая предпочитает видеть меня с локонами, нежели с гладкими волосами. Государь также находит, что новая прическа лучше; так что я почти обязана оставить свою удобную прическу..». В этих локонах ее и изобразила Кристина Робертсон на портрете).       Государь и императрица присутствовали и на венчании, и на приеме после него. Николай Первый лично благословил молодых, встретив хлебом-солью, и пробыл в Фонтанном доме около часа.
Портрет Анны Сергеевны Шереметевой. К.Робертсон, 1849. Современная копия с оригинала Государственного Русского музея. Граф Дмитрий Николаевич женился в 34 года на своей дальней родственнице, происходившей из нетитулованной ветви рода Шереметевых. Невесте было 26 лет, немало по тем временам. Свадьба была великолепна, венчание состоялось в церкви Аничкова дворца. Что неудивительно, т.к. Анна была фрейлиной императрицы. Кстати, выходить замуж абы за кого фрейлинам не полагалось - только с одобрения венценосных особ. (И даже прическу могла выбрать и "утвердить" императрица. В одном из писем к родителям в августе 1833 года Анна писала: «...Уже два вечера я причесываюсь с локонами по желанию Императрицы, которая предпочитает видеть меня с локонами, нежели с гладкими волосами. Государь также находит, что новая прическа лучше; так что я почти обязана оставить свою удобную прическу..». В этих локонах ее и изобразила Кристина Робертсон на портрете). Государь и императрица присутствовали и на венчании, и на приеме после него. Николай Первый лично благословил молодых, встретив хлебом-солью, и пробыл в Фонтанном доме около часа.
Пианино фабрики "Эрар" , Франция, средина 19-го века. Анна Сергеевна музыку очень любила, обладала красивым контральто. Во время путешествия в Париж с сестрой, познакомилась с Фредериком Шопеном, который по семейным преданиям посвятил ей одну из мазурок.
Пианино фабрики "Эрар" , Франция, средина 19-го века. Анна Сергеевна музыку очень любила, обладала красивым контральто. Во время путешествия в Париж с сестрой, познакомилась с Фредериком Шопеном, который по семейным преданиям посвятил ей одну из мазурок.
С ума сойти от этих деталей!  А любовь к музыке это, видимо, семейное. Младший брат хозяйки Фонтанного дома, Борис Сергеевич, получил известность как композитор-любитель. В 1850-1870-х годах, он написал музыку на пушкинское «Я вас любил», на слова Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний», на стихи графа А.Толстого «Средь шумного бала». До наших дней эти романсы очень популярны.
С ума сойти от этих деталей! А любовь к музыке это, видимо, семейное. Младший брат хозяйки Фонтанного дома, Борис Сергеевич, получил известность как композитор-любитель. В 1850-1870-х годах, он написал музыку на пушкинское «Я вас любил», на слова Тютчева «Еще томлюсь тоской желаний», на стихи графа А.Толстого «Средь шумного бала». До наших дней эти романсы очень популярны.
 Графиня Анна Сергеевна устраивала в Фонтанном доме вечера, на которых присутствовали, кроме приглашенных гостей из высшего общества, иностранных дипломатов и путешественников, многие русские и зарубежные музыканты. Ее сын граф Сергей Дмитриевич писал об этом времени:-«Моя мать,внесла новую жизнь в наш старый дом.она любила книги,много читала. Музыка сблизила ее со знаменитою Зонтаг, тогда уже графинею Росси, часто посещавшей ее музыкальные вечера. Приезжие артисты, знаменитости 40-х годов, находили всегда гостеприимный приют у моей матери. Рубини,.Виардо, пианисты Тальберг, Делер, Лист были ее гостями».
Очень жаль, что яркая эта жизнь  оборвалась так рано... В 38 лет Анна Сергеевна умерла в любимом своем Кусково вроде бы от простуды (так написано в церковной книге). Но скоропостижная смерть женщины во цвете лет породила слухи о том, что ее отравили, «извели"...
Графиня Анна Сергеевна устраивала в Фонтанном доме вечера, на которых присутствовали, кроме приглашенных гостей из высшего общества, иностранных дипломатов и путешественников, многие русские и зарубежные музыканты. Ее сын граф Сергей Дмитриевич писал об этом времени:-«Моя мать,внесла новую жизнь в наш старый дом.она любила книги,много читала. Музыка сблизила ее со знаменитою Зонтаг, тогда уже графинею Росси, часто посещавшей ее музыкальные вечера. Приезжие артисты, знаменитости 40-х годов, находили всегда гостеприимный приют у моей матери. Рубини,.Виардо, пианисты Тальберг, Делер, Лист были ее гостями». Очень жаль, что яркая эта жизнь оборвалась так рано... В 38 лет Анна Сергеевна умерла в любимом своем Кусково вроде бы от простуды (так написано в церковной книге). Но скоропостижная смерть женщины во цвете лет породила слухи о том, что ее отравили, «извели"...
Этрусская гостиная. Помпейский стиль был весьма популярен в интерьерах середины 19-го века.
Этрусская гостиная. Помпейский стиль был весьма популярен в интерьерах середины 19-го века.
Во многих дворцах и особняках России середины позапрошлого века можно было встретить интерьеры в таком стиле, но мало где они сохранились. В Фонтанном доме Этрусская гостиная восстановлена во всем своем великолепии.
Во многих дворцах и особняках России середины позапрошлого века можно было встретить интерьеры в таком стиле, но мало где они сохранились. В Фонтанном доме Этрусская гостиная восстановлена во всем своем великолепии.
Снова - испытание для шеи)))
Снова - испытание для шеи)))
Ножки в виде львиных лап - одна из отличительных черт "помпеянских" гарнитуров.
Ножки в виде львиных лап - одна из отличительных черт "помпеянских" гарнитуров.
Некоторые элементы декора полностью повторяют аналогичные в Помпейской столовой Зимнего дворца, которая была утрачена при  переделке интерьера в 1894г.
Некоторые элементы декора полностью повторяют аналогичные в Помпейской столовой Зимнего дворца, которая была утрачена при переделке интерьера в 1894г.
Ножки в виде львиных лап, увенчанные оскалившимися звериными мордами - отличительная черта почерка А.П.Брюллова, автора гарнитура в Зимнем. Не исключено, что реплику табуретов для дворца на Фонтанке изготовил именно он.
Ножки в виде львиных лап, увенчанные оскалившимися звериными мордами - отличительная черта почерка А.П.Брюллова, автора гарнитура в Зимнем. Не исключено, что реплику табуретов для дворца на Фонтанке изготовил именно он.
Зеленая гостиная. Мебель и очень многие предметы здесь - как и в следующей, Малиновой гостиной -  из коллекции Валентины Михайловны Голод, женщины яркой, неординарной. Жизнь ее окутана легендами, главным  источником которых была... она сама))).  Ну, а что - "должна быть в женщине какая-то загадка", так ведь? Даже возраст В.М.Голод точно неизвестен.  В документах ее личного архива (медицинская карта, пенсионное свидетельство, оборотные стороны фотографий и др.) фигурируют три даты рождения – 1916, 1905, 1898!  Последняя цифра стала основанием для празднования столетнего юбилея Валентины Михайловны. Сати Спивакова вспоминала, что юбилярша комментировала это так: "…Чтоб устроить побольше шуму, по городу распространили слух, что мне 100 лет и устраивают бал — в честь этой даты. Чушь какая! К тому же там будет показ мехов, и я должна пройтись в шубе. Неудобно отказать, но предлагают демонстрировать шиншиллу, а я всю жизнь ненавижу этот мех!..".
Зеленая гостиная. Мебель и очень многие предметы здесь - как и в следующей, Малиновой гостиной - из коллекции Валентины Михайловны Голод, женщины яркой, неординарной. Жизнь ее окутана легендами, главным источником которых была... она сама))). Ну, а что - "должна быть в женщине какая-то загадка", так ведь? Даже возраст В.М.Голод точно неизвестен. В документах ее личного архива (медицинская карта, пенсионное свидетельство, оборотные стороны фотографий и др.) фигурируют три даты рождения – 1916, 1905, 1898! Последняя цифра стала основанием для празднования столетнего юбилея Валентины Михайловны. Сати Спивакова вспоминала, что юбилярша комментировала это так: "…Чтоб устроить побольше шуму, по городу распространили слух, что мне 100 лет и устраивают бал — в честь этой даты. Чушь какая! К тому же там будет показ мехов, и я должна пройтись в шубе. Неудобно отказать, но предлагают демонстрировать шиншиллу, а я всю жизнь ненавижу этот мех!..".
В одном из интервью о принципах собирания предметов искусства В.М. Голод говорила: «Я никогда не коллекционировала, просто покупала красивые вещи… Это дело вкуса, больше ничего… Покупать надо не то, что имеет подпись и ценность, а то, что нравится. Вот тут я не согрешила, ни разу не приобрела вещь, меня не захватившую. И не помню случая, чтобы ошиблась».
В одном из интервью о принципах собирания предметов искусства В.М. Голод говорила: «Я никогда не коллекционировала, просто покупала красивые вещи… Это дело вкуса, больше ничего… Покупать надо не то, что имеет подпись и ценность, а то, что нравится. Вот тут я не согрешила, ни разу не приобрела вещь, меня не захватившую. И не помню случая, чтобы ошиблась».
Французский Валентина Михайловна знала в совершенстве, переводила театральные пьесы. Старейший сотрудник фондов  музея  на Фонтанке Нинэль Семеновна Пляцковская, которая много лет лично знала Голод, вспоминала их первую встречу, которая состоялась в 1947 году: «Валентина Михайловна всегда поражала своей образованностью, элегантностью, изысканным вкусом. Она с легкостью переходила на французский язык, как в телефонных разговорах, так и при встрече своих гостей, приезжающих из Франции. Восхищала также способность Валентины Михайловны, очень естественная, легко поддерживать беседы с разными людьми и на разные темы: во всем присутствовала ненатужная естественная демократичность».
Французский Валентина Михайловна знала в совершенстве, переводила театральные пьесы. Старейший сотрудник фондов музея на Фонтанке Нинэль Семеновна Пляцковская, которая много лет лично знала Голод, вспоминала их первую встречу, которая состоялась в 1947 году: «Валентина Михайловна всегда поражала своей образованностью, элегантностью, изысканным вкусом. Она с легкостью переходила на французский язык, как в телефонных разговорах, так и при встрече своих гостей, приезжающих из Франции. Восхищала также способность Валентины Михайловны, очень естественная, легко поддерживать беседы с разными людьми и на разные темы: во всем присутствовала ненатужная естественная демократичность».
В собрании В.М. Голод наряду с живописными полотнами, предметами мебели и скульптуры, особый интерес представляют предметы художественного и бытового стекла и флаконы для духов.
В собрании В.М. Голод наряду с живописными полотнами, предметами мебели и скульптуры, особый интерес представляют предметы художественного и бытового стекла и флаконы для духов.
Ох, надолго я зависла возле горок и шкафчиков со всей этой прелестью...
Ох, надолго я зависла возле горок и шкафчиков со всей этой прелестью...
Бывает же! С утра стекло на Елагином острове, к вечеру - во дворце на Фонтанке! Причем, второе - уж вовсе неожиданно... Об этой коллекции я ни малейшего представления не имела. В крышечке графина справа - будто бокал. наполненный красным вином, такая вот изюминка!
Бывает же! С утра стекло на Елагином острове, к вечеру - во дворце на Фонтанке! Причем, второе - уж вовсе неожиданно... Об этой коллекции я ни малейшего представления не имела. В крышечке графина справа - будто бокал. наполненный красным вином, такая вот изюминка!
По словам исследователя русского стекла Н.А.Ашариной, "цвет в русском искусстве … компенсировал отсутствие красок в русской природе – длинная холодная, лишенная красок русская зима, короткое, скромное в красках лето… Национальная приверженность к яркому цвету нашла свое выражение и в развитии цветного стекла".
По словам исследователя русского стекла Н.А.Ашариной, "цвет в русском искусстве … компенсировал отсутствие красок в русской природе – длинная холодная, лишенная красок русская зима, короткое, скромное в красках лето… Национальная приверженность к яркому цвету нашла свое выражение и в развитии цветного стекла".
А тут , что цвет, что форма... Изумительно! и так нежно!
А тут , что цвет, что форма... Изумительно! и так нежно!
И разные дамские штучки хотелось рассматривать со всех сторон... Благо горка, стоящая по центру гостиной, давала такую возможность.
И разные дамские штучки хотелось рассматривать со всех сторон... Благо горка, стоящая по центру гостиной, давала такую возможность.
А для кого-то ведь это все было просто предметом обихода!
А для кого-то ведь это все было просто предметом обихода!
Перламутровая нежность...
Перламутровая нежность...
Портрет Великой княгини Елены Павловны. К.Робертсон, середина 19-го века.
Портрет Великой княгини Елены Павловны. К.Робертсон, середина 19-го века.
Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре. Начало 19-го века
Портрет императрицы Марии Федоровны в трауре. Начало 19-го века
При жизни Валентина Михайловна объездила многие музеи, "примеряя" на них свою коллекцию и определяя ее будущее. В середине 1990-х годов во время частного визита обсуждалась возможность ее переезда в Шереметевский дворец ради обеспечения сохранности коллекции и безопасности ее владелицы. Времена-то были лихие!  А тут - такие сокровища, просто в квартире очень уже  пожилой женщины...
При жизни Валентина Михайловна объездила многие музеи, "примеряя" на них свою коллекцию и определяя ее будущее. В середине 1990-х годов во время частного визита обсуждалась возможность ее переезда в Шереметевский дворец ради обеспечения сохранности коллекции и безопасности ее владелицы. Времена-то были лихие! А тут - такие сокровища, просто в квартире очень уже пожилой женщины...
Малиновая гостиная.
Малиновая гостиная.
Переезд не состоялся, но именно в Малиновой и Зеленой гостиных Шереметевского дворца на Фонтанке Голод увидела идеальную возможность для размещения своей коллекции.
Переезд не состоялся, но именно в Малиновой и Зеленой гостиных Шереметевского дворца на Фонтанке Голод увидела идеальную возможность для размещения своей коллекции.
Еще и "пёрышки" в люстре-то!!!
Еще и "пёрышки" в люстре-то!!!
16 июля 1999 года Валентины Михайловны не стало. В 2000 году Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства получил наследие В.М.Голод. По описи имущества оно включало 1338 предметов музейного и бытового характера.
16 июля 1999 года Валентины Михайловны не стало. В 2000 году Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства получил наследие В.М.Голод. По описи имущества оно включало 1338 предметов музейного и бытового характера.
В Малиновой и Зеленой гостиных была создана экспозиция "В гостях у прекрасной дамы". Кстати, коллеги - ленинградские коллекционеры - называли Валентину Михайловну "их благородие".
В Малиновой и Зеленой гостиных была создана экспозиция "В гостях у прекрасной дамы". Кстати, коллеги - ленинградские коллекционеры - называли Валентину Михайловну "их благородие".
Даже не представляю, как такие вещи могли долгие годы храниться в городской квартире... Пусть, полагаю, и не в самой простой квартире.
Даже не представляю, как такие вещи могли долгие годы храниться в городской квартире... Пусть, полагаю, и не в самой простой квартире.
Определенно "примерка" оказалась удачной. Замечательно коллекция прижилась в залах Фонтанного дома. И не менее замечательно их оживила.
Определенно "примерка" оказалась удачной. Замечательно коллекция прижилась в залах Фонтанного дома. И не менее замечательно их оживила.
Дом Валентины Михайловны Голод был салоном, где собирались представители культурной и творческой интеллигенции двух столиц и зарубежья. Ну, а теперь и мы, простые смертные, можем полюбоваться тем, что когда-то его хозяйка "просто покупала".
Дом Валентины Михайловны Голод был салоном, где собирались представители культурной и творческой интеллигенции двух столиц и зарубежья. Ну, а теперь и мы, простые смертные, можем полюбоваться тем, что когда-то его хозяйка "просто покупала".
Увы  и ах, но на раздел музыкальных инструментов времени мне категорически не хватало... Только и успела - почти бегом пролететь, в сопровождении сокрушающейся смотрительницы: "Мне так хочется, чтобы вы побольше увидели!", и понять, что сюда надо идти отдельно и часа на два минимум! Устроено все очень интересно, с различными интерактивными фишечками. С возможностью, например,  услышать "голос" инструментов очень редких. А тут еще ведь и "кабинет Глазунова", воспроизводящий интерьер парижской квартиры, где композитор провел последние годы жизни... Его и вовсе видела лишь мельком. Так что гештальт вроде бы и закрыт, но явно не полностью. Надо возвращаться!
Увы и ах, но на раздел музыкальных инструментов времени мне категорически не хватало... Только и успела - почти бегом пролететь, в сопровождении сокрушающейся смотрительницы: "Мне так хочется, чтобы вы побольше увидели!", и понять, что сюда надо идти отдельно и часа на два минимум! Устроено все очень интересно, с различными интерактивными фишечками. С возможностью, например, услышать "голос" инструментов очень редких. А тут еще ведь и "кабинет Глазунова", воспроизводящий интерьер парижской квартиры, где композитор провел последние годы жизни... Его и вовсе видела лишь мельком. Так что гештальт вроде бы и закрыт, но явно не полностью. Надо возвращаться!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому