Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 18:07
Лучший материал недели
по мнению редакции
Фотоальбом

Новый Иерусалим. День полный красоты. Разной

Истра — Россия Июль 2022
SM-A325F
80 51

Сегодня Крещенский Сочельник, заканчиваются Святки, и, пожалуй, очень кстати будет вспомнить поездку в Новый Иерусалим прошлым летом.

Вообще-то давным-давно, еще в студенческие годы, я здесь уже бывала. Но впечатления от двух посещений одного и того же места настолько разные, что в голове моей «тот» монастырь и нынешний так и не объединились. Хотя бы и потому, что «та» картинка предстает в памяти практически монохромной – дело было по первому снегу, белыми, без всякого декора, запомнились и стены храмов, а худо-бедно восстановленные к тому времени после разрушений последней войны купола – черными (бесчинства немцев в Новом Иерусалиме рассматривались на Нюрнбергском процессе!). Мыслимо ли сравнить с теперешней, к тому же летней, торжественной нарядностью?!

В доисторические  времена первой поездки угодили мы в Новый Иерусалим институтской группой на бесплатную экскурсию. Подозреваю, что бесплатность и возможность махнуть куда-то всей компанией как раз и явились определяющими мотивами того мини-путешествия))) Потому как вряд ли кто из студиозусов-технарей осознавал, куда, собственно, едем. Во всяком случае, для меня абсолютным откровением явился рассказ экскурсовода о том, что когда-то на российской земле была устроена своя Палестина. Внимали, удивлялись, и сильно сомневались, что прежнее величие когда-либо возродится… Казалось немыслимым такое «поднять»! Это теперь уже всем и каждому знакомо – «то, что невозможно человеку, возможно Богу», а тогда большинство из нас слов этих не слыхали…

Однако, свершилось! И вот уже несколько лет любуемся мы русской Палестиной во всем ее великолепии… Продолжая изумляться замыслу Патриарха Никона – создать на Московской земле подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность православным россиянам созерцать места великих событий священной истории, не отправляясь в дорогостоящее и небезопасное по тем временам путешествие на Ближний Восток.

А Новым Иерусалимом впервые назвал обитель царь Алексей Михайлович, присутствуя на освящении Воскресенской (тогда еще деревянной) церкви 18 октября 1657 года. Библейские названия получили и окрестные холмы - Фавор, Ермон, Синай, Елеон; река Истра в районе монастыря стала Иорданом, прилегающий сад – Гефсиманским, ручей в саду – потоком Кедрон.

Интересно, что хотя направленный на Святую Землю Патриархом ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов доставил в Россию чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, задача воссоздать КОПИЮ всех сооружений вовсе не ставилась.

Новый Иерусалим – это «архитектурная икона», цель которой передать духовный смысл первообраза. И хотя в соборе воспроизведены все главные святыни иерусалимского храма – Голгофа, Кувуклия с Гробом Господним, Камень Помазания – искать в них мельчайшие нюансы и особенности исторических прототипов бессмысленно. Эта Палестина – русская, и потому повсюду здесь оригинальность художественного замысла, сочетающего в себе образы христианского Востока и национальные, характерные для России 17-го-18-го веков черты.

Делюсь увиденным…

А еще предлагаю заглянуть на выставку в музей «Новый Иерусалим». Надеюсь, это «вкрапление» не покажется неуместным, ибо считаю, что подлинное искусство всегда от Бога…

Сдается мне, безлошадный паломник (или турист) оказывается здесь в выигрыше. На машине подъедете вы по ревущему шоссе (а то и постояв в пробке) прямиком к воротам монастыря. Совсем другое дело подходить к его стенам по цветущим полям, по вантовому мостику через речку... Успеваешь стряхнуть с себя дорожно-городскую суету, настроиться... (А непосредственно от станции Новоиерусалимская к этой природной благодати ведет удобная дорожка, с указателями, со скамеечками - приятная забота о паломниках!)
Сдается мне, безлошадный паломник (или турист) оказывается здесь в выигрыше. На машине подъедете вы по ревущему шоссе (а то и постояв в пробке) прямиком к воротам монастыря. Совсем другое дело подходить к его стенам по цветущим полям, по вантовому мостику через речку... Успеваешь стряхнуть с себя дорожно-городскую суету, настроиться... (А непосредственно от станции Новоиерусалимская к этой природной благодати ведет удобная дорожка, с указателями, со скамеечками - приятная забота о паломниках!)
Ну, а вот и он - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Солидно выглядит! В центре - надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим со Святыми воротами, слева Гефсиманская башня, справа башня Дамасская. Вот обогнув ее, и прогуляюсь вдоль стен монастыря, полюбуюсь  окрестными далями.
Ну, а вот и он - Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Солидно выглядит! В центре - надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим со Святыми воротами, слева Гефсиманская башня, справа башня Дамасская. Вот обогнув ее, и прогуляюсь вдоль стен монастыря, полюбуюсь окрестными далями.
Стены и башни монастырской ограды начали строиться в одно время с надвратной церковью,   закончены были в 1694 году. За Дамасской башней - башня Ефремова и башня Варуха (библейский пророк, мне привычнее Барух, даже было призадумалась, что за "варУха" такая))), . Названия башни получили в 18-м веке, частично по аналогии с названиями башен в Иерусалиме. Жаль, траву уже скосили...
Стены и башни монастырской ограды начали строиться в одно время с надвратной церковью, закончены были в 1694 году. За Дамасской башней - башня Ефремова и башня Варуха (библейский пророк, мне привычнее Барух, даже было призадумалась, что за "варУха" такая))), . Названия башни получили в 18-м веке, частично по аналогии с названиями башен в Иерусалиме. Жаль, траву уже скосили...
Пока идешь вдоль стен так и тянет заглянуть в маленькие окошки  - что же там внутри?..
Пока идешь вдоль стен так и тянет заглянуть в маленькие окошки - что же там внутри?..
Елизаветинская башня и спуск в Гефсиманский сад.  Оттуда по тропинке проход к святому источнику, который в недавние времена гонения на церковь местные власти старались уничтожить, периодически посылая сюда грузовики, доверху груженые землей или песком. Не вышло - родник все равно  пробивался на поверхность.
Елизаветинская башня и спуск в Гефсиманский сад. Оттуда по тропинке проход к святому источнику, который в недавние времена гонения на церковь местные власти старались уничтожить, периодически посылая сюда грузовики, доверху груженые землей или песком. Не вышло - родник все равно пробивался на поверхность.
Обойдя монастырские стены по кругу, наконец, захожу внутрь... Восторг да и только... Как хорошо, что можно здесь подняться на гульбище надвратной церкви и окинуть взглядом почти весь ансамбль монастыря.
Обойдя монастырские стены по кругу, наконец, захожу внутрь... Восторг да и только... Как хорошо, что можно здесь подняться на гульбище надвратной церкви и окинуть взглядом почти весь ансамбль монастыря.
Центром «подмосковной Палестины» Патриарха Никона является собор Воскресения Христова, возведенный по образу храма Гроба Господня. Подобно иерусалимскому прототипу он имеет трехчастное деление: собственно храм (Воскресенский собор), ротонду с Кувуклией на западе и подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены на востоке.
Центром «подмосковной Палестины» Патриарха Никона является собор Воскресения Христова, возведенный по образу храма Гроба Господня. Подобно иерусалимскому прототипу он имеет трехчастное деление: собственно храм (Воскресенский собор), ротонду с Кувуклией на западе и подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены на востоке.
В  прежние времена по этой галерее по торжественным дням шел крестный ход. А теперь галерея дает возможность приезжающим в монастырь полюбоваться его ансамблем с высоты. Жаль, что полный круг нельзя совершить, примерно с половины пути придется вернуться назад.
В прежние времена по этой галерее по торжественным дням шел крестный ход. А теперь галерея дает возможность приезжающим в монастырь полюбоваться его ансамблем с высоты. Жаль, что полный круг нельзя совершить, примерно с половины пути придется вернуться назад.
Парадная лестница ведет из монастырского двора к гульбищу надвратной церкви и на крепостные стены. Газон ухоженный, деревья со временем разрастутся, а вот цветов, мне кажется, стоит добавить... Когда-то территория монастыря была очень и очень зеленой, с красивыми елями в том числе. Вот их бы тоже не мешало посадить - для зимы!
Парадная лестница ведет из монастырского двора к гульбищу надвратной церкви и на крепостные стены. Газон ухоженный, деревья со временем разрастутся, а вот цветов, мне кажется, стоит добавить... Когда-то территория монастыря была очень и очень зеленой, с красивыми елями в том числе. Вот их бы тоже не мешало посадить - для зимы!
Если не знать, в чем дело, можно удивиться столь низко расположенным главкам церкви, что по центру кадра слева.   Церковь святых равноапостольных Константина и Елены специально была углублена в землю на шесть метров, т.к. именно на такой глубине, по преданию, царица Елена и обрела в Иерусалиме Животворящий Крест Господень.  В Новом Иерусалиме при рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, и теперь в Пещере обретения Животворящего Креста можно набрать святой воды.
Если не знать, в чем дело, можно удивиться столь низко расположенным главкам церкви, что по центру кадра слева. Церковь святых равноапостольных Константина и Елены специально была углублена в землю на шесть метров, т.к. именно на такой глубине, по преданию, царица Елена и обрела в Иерусалиме Животворящий Крест Господень. В Новом Иерусалиме при рытье котлована на месте, соответствующем месту обретения Креста, забил источник, и теперь в Пещере обретения Животворящего Креста можно набрать святой воды.
Необычна для нашей традиции  ротонда внутри которой располагается Кувуклия, часовня Гроба Господня. Известно, что патриарх Никон не благословлял строить храмы, увенчанные шатрами. Однако, в Новом Иерусалиме, нарушая собственный запрет, он воздвиг самый большой в России шатер, стараясь исконно русскими средствами прославить святость Гроба Господня.
Необычна для нашей традиции ротонда внутри которой располагается Кувуклия, часовня Гроба Господня. Известно, что патриарх Никон не благословлял строить храмы, увенчанные шатрами. Однако, в Новом Иерусалиме, нарушая собственный запрет, он воздвиг самый большой в России шатер, стараясь исконно русскими средствами прославить святость Гроба Господня.
Дамасская башня. Все башни крепостной стены завершаются шатрами сложной формы. Причем все эти навершия разные.
Дамасская башня. Все башни крепостной стены завершаются шатрами сложной формы. Причем все эти навершия разные.
И ради того, чтобы увидеть эту вот "надпись" на клумбе тоже стоит подняться на галерею.
И ради того, чтобы увидеть эту вот "надпись" на клумбе тоже стоит подняться на галерею.
На гульбище надвратной церкви. Шляпка-панама, купленная чуть раньше в Печорах, очень меня выручала все лето при посещении церквей и монастырей - куда удобнее платка)))
На гульбище надвратной церкви. Шляпка-панама, купленная чуть раньше в Печорах, очень меня выручала все лето при посещении церквей и монастырей - куда удобнее платка)))
Комплекс трапезных палат, башня Давидов дом, больничная церковь Трех Святителей. 
В палатах и сейчас трапезная. Можно пообедать, цены, правда, что тебе в центре Москвы...
Комплекс трапезных палат, башня Давидов дом, больничная церковь Трех Святителей. В палатах и сейчас трапезная. Можно пообедать, цены, правда, что тебе в центре Москвы...
Шатер Ротонды так и притягивает взгляд! И деревце очень кстати здесь. Кажется, это облепиха.
Шатер Ротонды так и притягивает взгляд! И деревце очень кстати здесь. Кажется, это облепиха.
Рождественская трапезная церковь. Очень мне нравится такая вот окраска "под руст" - радостно смотрится всегда. Построена церков в стиле московского барокко.  Расположенная внизу "теплая" церковь изначально была окружена открытой папертью. В 18-м веке ее заменили на  сохранившуюся до наших дней аркаду.
Рождественская трапезная церковь. Очень мне нравится такая вот окраска "под руст" - радостно смотрится всегда. Построена церков в стиле московского барокко. Расположенная внизу "теплая" церковь изначально была окружена открытой папертью. В 18-м веке ее заменили на сохранившуюся до наших дней аркаду.
Огибая храм, с разных ракурсов любуюсь шатром Ротонды, еще и небо картинное! С этой, северной, стороны вход в храм... И там я первым делом иду в Ротонду, к Кувуклии...
Огибая храм, с разных ракурсов любуюсь шатром Ротонды, еще и небо картинное! С этой, северной, стороны вход в храм... И там я первым делом иду в Ротонду, к Кувуклии...
Главная святыня Нового Иерусалима - Кувуклия, часовня над Гробом Господним.
Наружное ее убранство образует изразцовая аркада, повторяющая мраморную аркаду первообраза. Между колонками  изображения Пресвятой  Богородицы и апостолов. Как же повезло, что когда я сюда вошла, вокруг царила  тишина и не было вообще никого...
Главная святыня Нового Иерусалима - Кувуклия, часовня над Гробом Господним. Наружное ее убранство образует изразцовая аркада, повторяющая мраморную аркаду первообраза. Между колонками изображения Пресвятой Богородицы и апостолов. Как же повезло, что когда я сюда вошла, вокруг царила тишина и не было вообще никого...
Кувуклия Гроба Господня окружена колоннами ротонды, и, конечно же, совершенно ошеломляет огромный шатер, ротонду венчающий. Диаметр его 28 метров, выполнили его из металла в 1980-х годах, воспризведя форму утраченного деревянного шатра 18-го века. Поднимаешь голову и будто в Небеса возносишься, любуясь этой красотой...
Кувуклия Гроба Господня окружена колоннами ротонды, и, конечно же, совершенно ошеломляет огромный шатер, ротонду венчающий. Диаметр его 28 метров, выполнили его из металла в 1980-х годах, воспризведя форму утраченного деревянного шатра 18-го века. Поднимаешь голову и будто в Небеса возносишься, любуясь этой красотой...
Войдя в Кувуклию, попадаешь в придел Ангела, где лежит округлый камень - подобие того, который закрывал вход в Гроб Господень, и был отвален  Ангелом в ночь Воскресения Христова. Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем, каждому придется склониться...  Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе. 
Фотографировать внутри запрещено (сумки полагается оставлять у входа, рядом с охранником) , да и не знаю, есть ли те, кому в голову придет здесь фотографировать... Потому как пусть это всего лишь ОБРАЗ истинного Гроба Господня, но ощущения сильные... Не ожидала! И в результате  даже забыла, что выходить из пещеры полагается, не поворачиваясь спиной к ложу, невольно нарушив правило...
Войдя в Кувуклию, попадаешь в придел Ангела, где лежит округлый камень - подобие того, который закрывал вход в Гроб Господень, и был отвален Ангелом в ночь Воскресения Христова. Из придела Ангела в пещеру Гроба Господня ведет низкий и узкий проем, каждому придется склониться... Вдоль северной стены пещеры находится погребальное ложе. Фотографировать внутри запрещено (сумки полагается оставлять у входа, рядом с охранником) , да и не знаю, есть ли те, кому в голову придет здесь фотографировать... Потому как пусть это всего лишь ОБРАЗ истинного Гроба Господня, но ощущения сильные... Не ожидала! И в результате даже забыла, что выходить из пещеры полагается, не поворачиваясь спиной к ложу, невольно нарушив правило...
А вот так выглядела Кувуклия в начале прошлого века. Право слово, теперь, без излишней декоративности, лучше... Фото, разумеется, из Сети.
А вот так выглядела Кувуклия в начале прошлого века. Право слово, теперь, без излишней декоративности, лучше... Фото, разумеется, из Сети.
Изображения апостолов на стенах Кувуклии.
Изображения апостолов на стенах Кувуклии.
Вот вроде и ничего особенного, а совершенно меня это окошечко в Кувуклии заворожило...
Вот вроде и ничего особенного, а совершенно меня это окошечко в Кувуклии заворожило...
При Патриархе Никоне строительство ротонды Воскресенского собора завершить не успели. И хотя Патриархом шатер был задуман деревянным, подобно иерусалимскому, в первой половине 1680-х годов шатер был возведен из кирпича.  Однако просуществовал этот кирпичный шатер недолго: через сорок лет в праздник Пасхи (!!!) 23 мая 1723 года он обрушился. Видно, не угоден был высшим силам... Приступить к восстановлению шатра не могли больше тридцати лет из-за отсутствия средств. И лишь после того, как императрица Елизавета выделила 30 тысяч рублей на ремонтные работы в соборе, в 1756 - 1759 годах был сооружен новый шатер по проекту самого Растрелли. Уникальную конструкцию шатра - на сей раз деревянного - разработал итальянский инженер В. Бернардаччи, а руководил работами по его возведению московский архитектор К.И. Бланк. Растреллиевский шатер простоял над ротондой Воскресенского собора почти двести лет и сгорел при  взрыве собора 10 декабря 1941 года. Лепнина галереи ротонды и ее кирпичная кладка понесли значительные утраты и находились долгие годы в аварийном состоянии. Ротонда почти сорок лет была без покрытия. Нынешний, третий по счету шатер смонтирован в 1983-1993 годах, по проекту архитектора- реставратора Б.Л.Малхасова. На сей раз из металла.
При Патриархе Никоне строительство ротонды Воскресенского собора завершить не успели. И хотя Патриархом шатер был задуман деревянным, подобно иерусалимскому, в первой половине 1680-х годов шатер был возведен из кирпича. Однако просуществовал этот кирпичный шатер недолго: через сорок лет в праздник Пасхи (!!!) 23 мая 1723 года он обрушился. Видно, не угоден был высшим силам... Приступить к восстановлению шатра не могли больше тридцати лет из-за отсутствия средств. И лишь после того, как императрица Елизавета выделила 30 тысяч рублей на ремонтные работы в соборе, в 1756 - 1759 годах был сооружен новый шатер по проекту самого Растрелли. Уникальную конструкцию шатра - на сей раз деревянного - разработал итальянский инженер В. Бернардаччи, а руководил работами по его возведению московский архитектор К.И. Бланк. Растреллиевский шатер простоял над ротондой Воскресенского собора почти двести лет и сгорел при взрыве собора 10 декабря 1941 года. Лепнина галереи ротонды и ее кирпичная кладка понесли значительные утраты и находились долгие годы в аварийном состоянии. Ротонда почти сорок лет была без покрытия. Нынешний, третий по счету шатер смонтирован в 1983-1993 годах, по проекту архитектора- реставратора Б.Л.Малхасова. На сей раз из металла.
Взбитые сливки! Может кому-то и кажется эта пышность чрезмерной, но ведь как раз в духе елизаветинской эпохи! "Мощная романская ротонда Старого Иерусалима, соединённая с русской шатровой крепостной башней, и беспредельный в своих перспективных эффектах, огромной зодческой силы зал в духе барокко, насыщенный сиянием света, сверканием золота, морем лепки и росписей, слились в этом подмосковном соборе в единый ансамбль небывалой торжественности…" - лучше и не скажешь! (из книги В.А.Чивилихина "Память")
Взбитые сливки! Может кому-то и кажется эта пышность чрезмерной, но ведь как раз в духе елизаветинской эпохи! "Мощная романская ротонда Старого Иерусалима, соединённая с русской шатровой крепостной башней, и беспредельный в своих перспективных эффектах, огромной зодческой силы зал в духе барокко, насыщенный сиянием света, сверканием золота, морем лепки и росписей, слились в этом подмосковном соборе в единый ансамбль небывалой торжественности…" - лучше и не скажешь! (из книги В.А.Чивилихина "Память")
 Исторический иконостас главного престола собора не уцелел, при возрождении храма установили новый.
Слева от главного престола - Воскресения Христова -  находится придел Успения Пресвятой Богородицы, а справа - Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи .  Таким образом, средствами архитектуры повторен деисус -   моление Господу Иисусу Христу Божьей Матери и пророка Иоанна Крестителя, главных молитвенных заступников рода человеческого.
Исторический иконостас главного престола собора не уцелел, при возрождении храма установили новый. Слева от главного престола - Воскресения Христова - находится придел Успения Пресвятой Богородицы, а справа - Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи . Таким образом, средствами архитектуры повторен деисус - моление Господу Иисусу Христу Божьей Матери и пророка Иоанна Крестителя, главных молитвенных заступников рода человеческого.
Идя по этому невероятной пышности заалтарному проходу (что редкость для православных церквей), обнаруживаешь, что в храме опять же невероятное количество приделов. Первоначально предполагалось устроить 365! По числу дней в году, т.к. каждый день отмечается либо какой-то праздник, либо память определенного святого. И хотя собор огромный, совершенно  непонятно, где бы 365 поместились. Сейчас осталось 19, названия многих, кстати, тоже весьма для наших храмов необычны: Лонгина Сотника, например, или Разделения риз.
Идя по этому невероятной пышности заалтарному проходу (что редкость для православных церквей), обнаруживаешь, что в храме опять же невероятное количество приделов. Первоначально предполагалось устроить 365! По числу дней в году, т.к. каждый день отмечается либо какой-то праздник, либо память определенного святого. И хотя собор огромный, совершенно непонятно, где бы 365 поместились. Сейчас осталось 19, названия многих, кстати, тоже весьма для наших храмов необычны: Лонгина Сотника, например, или Разделения риз.
А это вход в церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Так и манит... Не иначе и потому что мой день Ангела как раз 3-го июня, в день памяти равноапостольной царицы Елены.
А это вход в церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Так и манит... Не иначе и потому что мой день Ангела как раз 3-го июня, в день памяти равноапостольной царицы Елены.
Ведет в подземную церковь довольно крутая лестница из 33 ступеней, по числу земных лет Христа.
Ведет в подземную церковь довольно крутая лестница из 33 ступеней, по числу земных лет Христа.
В Константино-Еленинской церкви сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины 18-го века. Никогда ничего подобного видеть не доводилось. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, который обретен, как известно, был благодаря раскопкам, предпринятым царицей Еленой. Справа и слева от Креста - святые равноапостольные Константин и Елена.
В Константино-Еленинской церкви сохранился медный, местами вызолоченный, чеканный иконостас середины 18-го века. Никогда ничего подобного видеть не доводилось. В первом ярусе, по сторонам Царских врат, изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. В центре второго яруса помещен образ Голгофского Креста, который обретен, как известно, был благодаря раскопкам, предпринятым царицей Еленой. Справа и слева от Креста - святые равноапостольные Константин и Елена.
Вход в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Находится он под Святой Голгофой (церковь на втором ярусе храма), и именно здесь "под Голгофой" завещал похоронить себя Патриарх Никон, что и было исполнено через десять дней после его кончины 26 августа 1681 года. В середине 1930-х годов погребение было вскрыто, судьба  останков Святейшего Патриарха Никона неизвестна, теперь в церкви находится лишь кенотаф...
Вход в придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Находится он под Святой Голгофой (церковь на втором ярусе храма), и именно здесь "под Голгофой" завещал похоронить себя Патриарх Никон, что и было исполнено через десять дней после его кончины 26 августа 1681 года. В середине 1930-х годов погребение было вскрыто, судьба останков Святейшего Патриарха Никона неизвестна, теперь в церкви находится лишь кенотаф...
Изразцовый иконостас церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Изразцовый иконостас церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Богатейшее обрамление иконы Богородицы... Ангелят - сонмы по всему собору!
Богатейшее обрамление иконы Богородицы... Ангелят - сонмы по всему собору!
Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую еще называют Темничной. Прообразом ее является пещера в горе Голгофа, где содержали под стражей узников, пока готовились орудия казни. Именно в этой пещере оплакивала своего Сына Богородица, когда Его повели на  распятие. 
 
В Новом Иерусалиме темная пещера преображена в удивительно красивую, светлую церковь, воплощающую тему Воскресения и Вознесения Богородицы, победы над смертью, торжества вечной жизни. Что изразцы, что лепнина - восторг!
Северные врата собора ведут в галерею, восточную часть которой занимает церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую еще называют Темничной. Прообразом ее является пещера в горе Голгофа, где содержали под стражей узников, пока готовились орудия казни. Именно в этой пещере оплакивала своего Сына Богородица, когда Его повели на распятие. В Новом Иерусалиме темная пещера преображена в удивительно красивую, светлую церковь, воплощающую тему Воскресения и Вознесения Богородицы, победы над смертью, торжества вечной жизни. Что изразцы, что лепнина - восторг!
Фрагменты иконостаса Успенской церкви. Апостол Петр.
Фрагменты иконостаса Успенской церкви. Апостол Петр.
Фрагменты иконостаса Успенской церкви. Апостол Павел.
Фрагменты иконостаса Успенской церкви. Апостол Павел.
Казалось бы "нагромождение" глав и главок, куполов и "куполят", а все вместе - гармония и радость!
Казалось бы "нагромождение" глав и главок, куполов и "куполят", а все вместе - гармония и радость!
Рождественская церковь и пока еще совсем юные розовые кусты... надеюсь, вон там, на пустом пока газоне, тоже однажды появятся цветы!
Рождественская церковь и пока еще совсем юные розовые кусты... надеюсь, вон там, на пустом пока газоне, тоже однажды появятся цветы!
Трапезные палаты. А окна-то как интересно обрамлены!
Трапезные палаты. А окна-то как интересно обрамлены!
 Выйдя через ворота Елизаветинской башни за стены монастыря, спускаюсь в Гефсиманский сад. Тропинка введет к мостику через Кедронский поток (и здесь образ Святой земли!), а на пригорке за ним  - скит Патриарха Никона, называемый также Богоявленской пустынью.  Изначально  стоял он на искусственном островке, который с одной стороны огибала река Иордан (Истра), а с другой – соединенный с нею подковообразный канал.  Теперь же окружает скит море цветущих трав… Построен он был  в 1658 – 1661 годах. 
Патриарх называл свой скит «столпом», на который он восходил во время постов. В пост Никон спал не более трех часов в сутки, а остальное время проводил «в безмолвии, богомыслии и ученых занятиях». 
Посетить скит сейчас, насколько я поняла, нельзя. Судя по наличию стройматериалов рядом, восстановление его интерьеров продолжается. Говорят, внутри были замечательные изразцовые печи с лежанками. Изразцами украшен скит и снаружи. 
На первом этаже скита находились хозяйственные палаты, на втором – прихожая и помещения для келейников Патриарха. На третьем – церковь Богоявления Господня, келья Святейшего Никона с прихожей и приемная. Интересно, что использовалась и плоская кровля, гульбище, куда ведет винтовая лестница, соединяющая  все этажи «столпа». В центре ее расположена восьмигранная церковь святых апостолов  Петра и Павла, маленькая башенка к востоку от нее – звонница. А «домик» слева от купола церкви – келья, где летом молился Патриарх.  И совсем уж необычно то, что гульбище скита  выложено белокаменными надгробными плитами 15-го  - начала 16-го веков, привезенными с неизвестного погоста.  Всего плит 148. Считается, что могильные плиты на кровле усиливают аскетическую строгость пустыни.
Выйдя через ворота Елизаветинской башни за стены монастыря, спускаюсь в Гефсиманский сад. Тропинка введет к мостику через Кедронский поток (и здесь образ Святой земли!), а на пригорке за ним - скит Патриарха Никона, называемый также Богоявленской пустынью. Изначально стоял он на искусственном островке, который с одной стороны огибала река Иордан (Истра), а с другой – соединенный с нею подковообразный канал. Теперь же окружает скит море цветущих трав… Построен он был в 1658 – 1661 годах. Патриарх называл свой скит «столпом», на который он восходил во время постов. В пост Никон спал не более трех часов в сутки, а остальное время проводил «в безмолвии, богомыслии и ученых занятиях». Посетить скит сейчас, насколько я поняла, нельзя. Судя по наличию стройматериалов рядом, восстановление его интерьеров продолжается. Говорят, внутри были замечательные изразцовые печи с лежанками. Изразцами украшен скит и снаружи. На первом этаже скита находились хозяйственные палаты, на втором – прихожая и помещения для келейников Патриарха. На третьем – церковь Богоявления Господня, келья Святейшего Никона с прихожей и приемная. Интересно, что использовалась и плоская кровля, гульбище, куда ведет винтовая лестница, соединяющая все этажи «столпа». В центре ее расположена восьмигранная церковь святых апостолов Петра и Павла, маленькая башенка к востоку от нее – звонница. А «домик» слева от купола церкви – келья, где летом молился Патриарх. И совсем уж необычно то, что гульбище скита выложено белокаменными надгробными плитами 15-го - начала 16-го веков, привезенными с неизвестного погоста. Всего плит 148. Считается, что могильные плиты на кровле усиливают аскетическую строгость пустыни.
А вот и Иордан (ну, или Истра). Мужичкам и уточкам позавидовала - тоже бы с удовольствием окунулась, день был жарким.
А вот и Иордан (ну, или Истра). Мужичкам и уточкам позавидовала - тоже бы с удовольствием окунулась, день был жарким.
Разувшись, по мосткам спустилась и хотя бы ногами по воде пошлепала. Вода на удивление оказалась весьма прохладной!
Разувшись, по мосткам спустилась и хотя бы ногами по воде пошлепала. Вода на удивление оказалась весьма прохладной!
Коли уж оказалась рядом, решила и до музея "Новый Иерусалим" дойти. Только вот шагать вдоль Волоколамского шоссе, как рекомендовала стрелочка на схеме у входа в монастырь, не хотелось ни капельки!  Почему на этой схеме не изображена пешая тропа к музею, загадка...Право же куда приятнее идти, любуясь  такими вот видами.
А повод побывать в музее - проходившая там выставка "Французский вкус князей Юсуповых". Как известно дворец в Архангельском уже невесть сколько времени на реставрации, но, к счастью, 37 картин работы французских мастеров  из собрания музея-усадьбы временно покинули закрытый дворец и стали доступны зрителям. Кстати, говорят, что на выставке картины эти представлены в куда более выгодном "положении" - не в  интерьерах, где чаще всего подойти к ним близко нельзя, и с правильным освещением.
Коли уж оказалась рядом, решила и до музея "Новый Иерусалим" дойти. Только вот шагать вдоль Волоколамского шоссе, как рекомендовала стрелочка на схеме у входа в монастырь, не хотелось ни капельки! Почему на этой схеме не изображена пешая тропа к музею, загадка...Право же куда приятнее идти, любуясь такими вот видами. А повод побывать в музее - проходившая там выставка "Французский вкус князей Юсуповых". Как известно дворец в Архангельском уже невесть сколько времени на реставрации, но, к счастью, 37 картин работы французских мастеров из собрания музея-усадьбы временно покинули закрытый дворец и стали доступны зрителям. Кстати, говорят, что на выставке картины эти представлены в куда более выгодном "положении" - не в интерьерах, где чаще всего подойти к ним близко нельзя, и с правильным освещением.
В 18-м столетии Франция стала признанной законодательницей мод и вкусов в искусстве. Это было время, когда "вся Европа говорила по-французски". Князь Николай Борисович Юсупов был тонким знатоком и почитателем французской живописи. Экспозиция состоит из нескольких разделов, каждый из которых отражает одну из граней коллекции. Конечно же, ни одно из собраний картин 18-го века не обходилась без "Портретной галереи".
Никола де Куртейль. Портрет Братьев Колосовых. 1819. Сергей и Алексей Колосовы - сыновья московской балерины Екатерины Петровны Колосовой, внебрачные дети Н.Б.Юсупова. Уж не знаю, как сложилась их судьба впоследствии, но в раннем детстве явно вниманием отца братья обижены не  были.
В 18-м столетии Франция стала признанной законодательницей мод и вкусов в искусстве. Это было время, когда "вся Европа говорила по-французски". Князь Николай Борисович Юсупов был тонким знатоком и почитателем французской живописи. Экспозиция состоит из нескольких разделов, каждый из которых отражает одну из граней коллекции. Конечно же, ни одно из собраний картин 18-го века не обходилась без "Портретной галереи". Никола де Куртейль. Портрет Братьев Колосовых. 1819. Сергей и Алексей Колосовы - сыновья московской балерины Екатерины Петровны Колосовой, внебрачные дети Н.Б.Юсупова. Уж не знаю, как сложилась их судьба впоследствии, но в раннем детстве явно вниманием отца братья обижены не были.
Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Анжелики Каталани, известной итальянской певицы. В 16 лет она дебютировала в театре Ла Фениче в Венеции. Затем исполняла главные партии в крупнейших оперных театрах Италии. Долгое время гастролировала по Европе. Отказавшись от покровительства императора Наполеона, эмигрировала в Англию.
Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Анжелики Каталани, известной итальянской певицы. В 16 лет она дебютировала в театре Ла Фениче в Венеции. Затем исполняла главные партии в крупнейших оперных театрах Италии. Долгое время гастролировала по Европе. Отказавшись от покровительства императора Наполеона, эмигрировала в Англию.
И - вариация на тему! Никола де Куртейль. Портрет Анны Буруновой. 1821. Анна Бурунова - крепостная певица театральной труппы Н.Б.Юсупова. Портрет написан по образу предыдущего портрета Анжелики Каталани.
И - вариация на тему! Никола де Куртейль. Портрет Анны Буруновой. 1821. Анна Бурунова - крепостная певица театральной труппы Н.Б.Юсупова. Портрет написан по образу предыдущего портрета Анжелики Каталани.
Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет М.В.Кочубей. Мария Васильевна Кочубей, урожденная Васильчикова - статс-дама, жена Виктора Павловича Кочубея, крупного дипломата , при Александре I  - канцлера и министра внутренних дел. М.В.Кочубей изображена рисующей бюст своего дяди, князя А.С. Васильчикова. Кстати - похожи ведь дядя с племянницей!
Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Портрет М.В.Кочубей. Мария Васильевна Кочубей, урожденная Васильчикова - статс-дама, жена Виктора Павловича Кочубея, крупного дипломата , при Александре I - канцлера и министра внутренних дел. М.В.Кочубей изображена рисующей бюст своего дяди, князя А.С. Васильчикова. Кстати - похожи ведь дядя с племянницей!
Неизвестный французский художник 18 века, круга Жана-Батиста Грёза. Девушка в чепчике. Мотив "девушки в чепчике" любим Ж.-Б.Грёзом. Однако это не копия, а самостоятельная работа одного из учеников мастера, либо художника, находившегося под его влиянием. Грустное очарование...
Неизвестный французский художник 18 века, круга Жана-Батиста Грёза. Девушка в чепчике. Мотив "девушки в чепчике" любим Ж.-Б.Грёзом. Однако это не копия, а самостоятельная работа одного из учеников мастера, либо художника, находившегося под его влиянием. Грустное очарование...
Сюжетам эротического содержания посвящен раздел "Под покровительством Амура". Франсуа Буше. Испуганная купальщица. 1736. Картина иллюстрирует один из эпизодов сказки Жана де Лафонтена "Река Скамандр". Герой сказки Симон увидел в гроте у реки купающуюся девушку редкой красоты. Представ перед ней в образе речного бога, он соблазнил ее, пообещав сделать своей спутницей, однако свадьба не состоялась.  Вот же ж негодяй какой!)))
Сюжетам эротического содержания посвящен раздел "Под покровительством Амура". Франсуа Буше. Испуганная купальщица. 1736. Картина иллюстрирует один из эпизодов сказки Жана де Лафонтена "Река Скамандр". Герой сказки Симон увидел в гроте у реки купающуюся девушку редкой красоты. Представ перед ней в образе речного бога, он соблазнил ее, пообещав сделать своей спутницей, однако свадьба не состоялась. Вот же ж негодяй какой!)))
Огюстен Бернар. Амур и Психея. 1785. Эпизоды истории любви Амура и Психеи из романа Апулея "Метаморфозы или Золотой осел" были весьма популярны в 18-м веке. Красота Психеи возбудила зависть самой Венеры. Амур посланный богиней разжечь любовь Психеи, влюбился в нее.
Огюстен Бернар. Амур и Психея. 1785. Эпизоды истории любви Амура и Психеи из романа Апулея "Метаморфозы или Золотой осел" были весьма популярны в 18-м веке. Красота Психеи возбудила зависть самой Венеры. Амур посланный богиней разжечь любовь Психеи, влюбился в нее.
Еще один раздел выставки - "Сцены повседневной жизни". Маргерит Жерар. Урок музыки. В собрании Н.Б.Юсупова были представлены наиболее известные женщины-художницы конца 18-го - начала 19-го века. М.Жерар была одной из самых модных художниц того времени. Считается, что именно она в 1780-е годы ввела моду на картины в голландском вкусе.
Еще один раздел выставки - "Сцены повседневной жизни". Маргерит Жерар. Урок музыки. В собрании Н.Б.Юсупова были представлены наиболее известные женщины-художницы конца 18-го - начала 19-го века. М.Жерар была одной из самых модных художниц того времени. Считается, что именно она в 1780-е годы ввела моду на картины в голландском вкусе.
Шарль Амеде Филипп ван Лоо. Электрический опыт.1777. В центре сюжета демонстрация электрических явлений с помощью вращающегося шара, из которого выкачан воздух, изобретенного англичанином Ф.Хоксби. Если такой шар потереть, он начинал светиться.
Шарль Амеде Филипп ван Лоо. Электрический опыт.1777. В центре сюжета демонстрация электрических явлений с помощью вращающегося шара, из которого выкачан воздух, изобретенного англичанином Ф.Хоксби. Если такой шар потереть, он начинал светиться.
Шарль Амеде Филипп ван Лоо. Пневматический опыт.
Чтобы показать, что всем существам на земле необходим воздух, из колбы его выкачивали. После чего бедная птичка погибала...
Шарль Амеде Филипп ван Лоо. Пневматический опыт. Чтобы показать, что всем существам на земле необходим воздух, из колбы его выкачивали. После чего бедная птичка погибала...
Безобразие да и только... Однако подобные демонстрации были весьма популярны в 18-м веке, а наличие таких картин  доме свидетельствовало о том, что хозяева в курсе достижений науки.
Безобразие да и только... Однако подобные демонстрации были весьма популярны в 18-м веке, а наличие таких картин доме свидетельствовало о том, что хозяева в курсе достижений науки.
Пейзажи всегда были чрезвычайно популярны у русских коллекционеров. Но Николай Борисович Юсупов превзошел если не всех, то многих, купив для Архангельского сразу две декоративные серии Юбера Робера. Каждая из четырех картин. Специально для них в усадьбе были устроены два зала восьмиугольной формы. Причем, пейзажи эти показывают так называемые "воображаемые путешествия" - в них объединяются античные руины с архитектурой эпохи Возрождения и барокко, персонажи в античных тогах с фигурами в современных костюмах.
Пейзажи всегда были чрезвычайно популярны у русских коллекционеров. Но Николай Борисович Юсупов превзошел если не всех, то многих, купив для Архангельского сразу две декоративные серии Юбера Робера. Каждая из четырех картин. Специально для них в усадьбе были устроены два зала восьмиугольной формы. Причем, пейзажи эти показывают так называемые "воображаемые путешествия" - в них объединяются античные руины с архитектурой эпохи Возрождения и барокко, персонажи в античных тогах с фигурами в современных костюмах.
"Кораблекрушение" Клода Жозефа Верне было написано в 1784 году по заказу князя Юсупова. Им же был предложен сюжет картины и в переписке с художником обсуждались даже конкретные детали композиции.
"Кораблекрушение" Клода Жозефа Верне было написано в 1784 году по заказу князя Юсупова. Им же был предложен сюжет картины и в переписке с художником обсуждались даже конкретные детали композиции.
Никола де Куртейль. Отдых на пути в Египет. Первый раз вижу Мадонну в столь откровенном наряде и с такими пышными формами... Младенец тоже странноват  - коленка, как от другого, куда более крупного дитяти...
Никола де Куртейль. Отдых на пути в Египет. Первый раз вижу Мадонну в столь откровенном наряде и с такими пышными формами... Младенец тоже странноват - коленка, как от другого, куда более крупного дитяти...
Жак Дюмон. Аполлон и Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного в нее Аполлона, Дафна обратилась за помощью к отцу, речному богу Пенею, который превратил ее в лавровое дерево.
Жак Дюмон. Аполлон и Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного в нее Аполлона, Дафна обратилась за помощью к отцу, речному богу Пенею, который превратил ее в лавровое дерево.
А это уже не Архангельское - немного прошлась и по другим залам музея. Робер Лефевр. Портрет княгини Марии Федоровны Барятинской с дочерью Ольгой.1817. Интересно, что портрет в русских нарядах написан в Париже. Муж ее Иван Иванович Барятинский, камергер, дипломат.
А это уже не Архангельское - немного прошлась и по другим залам музея. Робер Лефевр. Портрет княгини Марии Федоровны Барятинской с дочерью Ольгой.1817. Интересно, что портрет в русских нарядах написан в Париже. Муж ее Иван Иванович Барятинский, камергер, дипломат.
Генрих Гольпейн (австрийский художник более десяти лет работавший в России). Портрет Дарьи Порфирьевны Сипягиной. Она была дочерью помещика Черкасской губернии, владельца 1500 душ крепостных. В первом браке Дарья Порфирьевна была замужем за Сергеем Николаевичем Сипягиным. Сын ее Дмитрий Сергеевич (1853 года рождения) впоследствии сделал блестящую карьеру, встав во главе Министерства внутренних дел, иностранная пресса писала: Дмитрий Сипягин «высоко оценен и даже популярен в России», где его прозвали «Железная воля».
Генрих Гольпейн (австрийский художник более десяти лет работавший в России). Портрет Дарьи Порфирьевны Сипягиной. Она была дочерью помещика Черкасской губернии, владельца 1500 душ крепостных. В первом браке Дарья Порфирьевна была замужем за Сергеем Николаевичем Сипягиным. Сын ее Дмитрий Сергеевич (1853 года рождения) впоследствии сделал блестящую карьеру, встав во главе Министерства внутренних дел, иностранная пресса писала: Дмитрий Сипягин «высоко оценен и даже популярен в России», где его прозвали «Железная воля».
Мимо гарднеровского фарфора я точно не пройду)) Красота же!
Мимо гарднеровского фарфора я точно не пройду)) Красота же!
Неизвестный художник и Неизвестная... Но хороша ведь!
Неизвестный художник и Неизвестная... Но хороша ведь!
И снова фарфор...
И снова фарфор...
Назад снова, конечно же, шла лугами, постояв на мостике через "поток Кедрон", любуясь зарослями рогоза и полевых цветов...
Назад снова, конечно же, шла лугами, постояв на мостике через "поток Кедрон", любуясь зарослями рогоза и полевых цветов...
И снова Елизаветинская башня с воротами и караульными палатами.  Недельку бы назад сюда, пока траву не скосили! Возвращаюсь внутрь монастырских стен...
И снова Елизаветинская башня с воротами и караульными палатами. Недельку бы назад сюда, пока траву не скосили! Возвращаюсь внутрь монастырских стен...
Узкий проход между монастырской стеной и Трапезной палатой. И ни-ко-го... Надо сказать, во второй половине дня народу стало заметно меньше. Поубавилось суеты из серии  "сними меня на фоне",  стало слышно тишину...
Узкий проход между монастырской стеной и Трапезной палатой. И ни-ко-го... Надо сказать, во второй половине дня народу стало заметно меньше. Поубавилось суеты из серии "сними меня на фоне", стало слышно тишину...
Изразцы на Трапезных палатах, жаль к ним подобраться поближе нельзя...
Изразцы на Трапезных палатах, жаль к ним подобраться поближе нельзя...
А чтобы это окно хоть как-то рассмотреть вообще пришлось исхитриться...
А чтобы это окно хоть как-то рассмотреть вообще пришлось исхитриться...
Такое небо красивое над куполами... с расходящимися над облаком лучами солнца...
Такое небо красивое над куполами... с расходящимися над облаком лучами солнца...
Ангелы над каждым окном!
Ангелы над каждым окном!
До чего же красиво сочетание бирюзы с золотом! И эти изразцовые "пояски"!
До чего же красиво сочетание бирюзы с золотом! И эти изразцовые "пояски"!
Еще бы взлететь, чтобы вооон тот "кружевной" ободок рассмотреть в деталях!
Еще бы взлететь, чтобы вооон тот "кружевной" ободок рассмотреть в деталях!
Прощаюсь... День получился из тех, что помнятся, и спасибо, что он был!
Прощаюсь... День получился из тех, что помнятся, и спасибо, что он был!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому