Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
В июле 20-го, избавившись, наконец, от карантинных пут ковида, и рванув в Петербург, едва ли не первым делом поспешила я в корпус Бенуа Русского музея на выставку графики Шишкина, о которой знала и куда стремилась целенаправленно. С радостным изумлением обнаружив на стене возле касс баннер, обещавший еще и встречу с творчеством Игоря Грабаря. Радость, правда, была недолгой — оказалось, что Грабаря можно будет увидеть лишь дня через два … Тогда расстроилась, теперь думаю, что, может оно и к лучшему — планов в Питере и так всегда предостаточно, да и смотреть Шишкина с Грабарем одним днем, наверное, ни к чему. Однако, некая досада, конечно, осталась…
Потому, лишь только услыхав, что в Инженерном корпусе Третьяковки в ноябре уже 2022-го открывается выставка, приуроченная к 150-летию Игоря Грабаря, засобиралась в Лаврушинский, дабы ту «занозу» лета 20-го года ликвидировать.
Увы, не ведаю, что собой представляла экспозиция в Русском музее, но в Третьяковке получилось масштабно. Собственно, не удивительно, если учесть, что Игорь Эммануилович Грабарь с 1913-го года был попечителем галереи, и в течение шести лет с 1918 по 1924 являлся ее директором. Что, кстати, для меня стало открытием… Каким-то образом эта сторона деятельности Грабаря прошла мимо меня. То, что он огромное внимание уделял охране и реставрации памятников культуры знала: в 1918-м (время-то какое! когда только и стремились все «старорежимное» разрушить…) по инициативе Игоря Грабаря в Москве была создана Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, получившая в 1924 году название Центральные государственные реставрационные мастерские. Многие шедевры иконописи только благодаря существованию этой комиссии и были спасены…
А вот о том, что именно усилиями Грабаря — руководителя Третьяковская галерея из частного собрания, где картины располагались совершенно бессистемно и «поданы» были не лучшим образом, превратилась в первоклассный музей, с новейшим по тем временам подходом к демонстрации произведений искусства понятия не имела. Просветилась, благодаря демонстрировавшемуся на экране в одном из залов выставки рассказу. Лучше поздно, чем никогда!
Начинается же экспозиция с биографического раздела, удобно, кстати, устроенного — напротив стендов балкон, можно читать и смотреть фотографии, стоя на нем (ничьи головы-спины не мешают), а можно спуститься и расположиться на диванах под балконом.
Большая же часть выставки посвящена Грабарю-художнику. Впервые работы Игоря Грабаря зрители увидели на выставке журнала «Мир искусства» 1901–1902 годов. Это были осенние пейзажи, написанные в подмосковной усадьбе князей Щербатовых Наро-Фоминское. Девять произведений никому неизвестного автора, только что вернувшегося из Германии (где он обучался в частной студии знаменитого педагога Антона Ажбе), произвели сенсацию необычной трактовкой природы и манерой исполнения — импрессионизм не слишком распространен был в русской живописи того периода.
С 1904 года и до 1917-го Грабарь работает в усадьбе своего друга художника Николая Мещерина. Здесь, он создал свои лучшие пейзажи и натюрморты, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег», «Хризантемы», «Неприбранный стол». Многие их этих работ написаны в технике пуантилизма, которую до Игоря Грабаря в России никто не использовал.
После революции художник продолжал писать пейзажи и натюрморты, создав в том числе замечательную серию произведений «День инея». Зиму он, вообще, похоже, очень любил — судя по дневниковым записям, отрывками из которых сопровождаются некоторые картины, пышные сугробы, иней, зимний свет вызывали у мастера восторг, заставляя браться за кисти и краски даже в сильный мороз.
В 20-е-30-е годы прошлого века Грабарь открывает для себя жанр портрета. Ему позируют родственники, друзья, люди творческих профессий. Создал он и несколько автопортретов.
Но для меня все же самым-самым на выставке были усадебные пейзажи, цветы — «Сирень и незабудки» не оторваться! — и великолепные натюрморты, особенно «Хризантемы» (фарфор, хрусталь, серебряные приборы, букеты роскошных желтых цветов), которые, увы, толком здесь показать не получится, т. к. очень уж бликовало стекло, полотно закрывающее…
Но — выставка продлится до 26-го февраля. Так что есть еще возможность увидеть и то, что есть в этом альбоме, и многое другое (фотаю, как всегда не все, а то, что больше всего тронуло) в натуре.