Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 23:21
Фотоальбом

Игорь Грабарь в Третьяковке. К 150-летию со дня рождения

SM-A325F
52 39

В июле 20-го, избавившись, наконец, от карантинных пут ковида, и рванув в Петербург, едва ли не первым делом поспешила я в корпус Бенуа Русского музея на выставку графики Шишкина, о которой знала и куда стремилась целенаправленно. С радостным изумлением обнаружив на стене возле касс баннер, обещавший еще и встречу с творчеством Игоря Грабаря. Радость, правда, была недолгой — оказалось, что Грабаря можно будет увидеть лишь дня через два … Тогда расстроилась, теперь думаю, что, может оно и к лучшему — планов в Питере и так всегда предостаточно, да и смотреть Шишкина с Грабарем одним днем, наверное, ни к чему. Однако, некая досада, конечно, осталась…

Потому, лишь только услыхав, что в Инженерном корпусе Третьяковки в ноябре уже 2022-го открывается выставка, приуроченная к 150-летию Игоря Грабаря, засобиралась в Лаврушинский, дабы ту «занозу» лета 20-го года ликвидировать.

Увы, не ведаю, что собой представляла экспозиция в Русском музее, но в Третьяковке получилось масштабно. Собственно, не удивительно, если учесть, что Игорь Эммануилович Грабарь с 1913-го года был попечителем галереи, и в течение шести лет с 1918 по 1924 являлся ее директором. Что, кстати, для меня стало открытием… Каким-то образом эта сторона деятельности Грабаря прошла мимо меня. То, что он огромное внимание уделял охране и реставрации памятников культуры знала: в 1918-м (время-то какое! когда только и стремились все «старорежимное» разрушить…) по инициативе Игоря Грабаря в Москве была создана Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, получившая в 1924 году название Центральные государственные реставрационные мастерские. Многие шедевры иконописи только благодаря существованию этой комиссии и были спасены…

А вот о том, что именно усилиями Грабаря — руководителя Третьяковская галерея из частного собрания, где картины располагались совершенно бессистемно и «поданы» были не лучшим образом, превратилась в первоклассный музей, с новейшим по тем временам подходом к демонстрации произведений искусства понятия не имела. Просветилась, благодаря демонстрировавшемуся на экране в одном из залов выставки рассказу. Лучше поздно, чем никогда!

Начинается же экспозиция с биографического раздела, удобно, кстати, устроенного — напротив стендов балкон, можно читать и смотреть фотографии, стоя на нем (ничьи головы-спины не мешают), а можно спуститься и расположиться на диванах под балконом.

Большая же часть выставки посвящена Грабарю-художнику. Впервые работы Игоря Грабаря зрители увидели на выставке журнала «Мир искусства» 1901–1902 годов. Это были осенние пейзажи, написанные в подмосковной усадьбе князей Щербатовых Наро-Фоминское. Девять произведений никому неизвестного автора, только что вернувшегося из Германии (где он обучался в частной студии знаменитого педагога Антона Ажбе), произвели сенсацию необычной трактовкой природы и манерой исполнения — импрессионизм не слишком распространен был в русской живописи того периода.

С 1904 года и до 1917-го Грабарь работает в усадьбе своего друга художника Николая Мещерина. Здесь, он создал свои лучшие пейзажи и натюрморты, среди которых «Февральская лазурь» и «Мартовский снег», «Хризантемы», «Неприбранный стол». Многие их этих работ написаны в технике пуантилизма, которую до Игоря Грабаря в России никто не использовал.

После революции художник продолжал писать пейзажи и натюрморты, создав в том числе замечательную серию произведений «День инея». Зиму он, вообще, похоже, очень любил — судя по дневниковым записям, отрывками из которых сопровождаются некоторые картины, пышные сугробы, иней, зимний свет вызывали у мастера восторг, заставляя браться за кисти и краски даже в сильный мороз.

В 20-е-30-е годы прошлого века Грабарь открывает для себя жанр портрета. Ему позируют родственники, друзья, люди творческих профессий. Создал он и несколько автопортретов.

Но для меня все же самым-самым на выставке были усадебные пейзажи, цветы — «Сирень и незабудки» не оторваться! — и великолепные натюрморты, особенно «Хризантемы» (фарфор, хрусталь, серебряные приборы, букеты роскошных желтых цветов), которые, увы, толком здесь показать не получится, т. к. очень уж бликовало стекло, полотно закрывающее…

Но — выставка продлится до 26-го февраля. Так что есть еще возможность увидеть и то, что есть в этом альбоме, и многое другое (фотаю, как всегда не все, а то, что больше всего тронуло) в натуре.

Филлип Малявин. Портрет Игоря Грабаря. 1895. Государственный Русский музей. Произнесенная художником в молодые годы фраза: "Мне надо только искусство, искусство и больше ничего" - стала девизом его жизни.
Филлип Малявин. Портрет Игоря Грабаря. 1895. Государственный Русский музей. Произнесенная художником в молодые годы фраза: "Мне надо только искусство, искусство и больше ничего" - стала девизом его жизни.
Сирень и незабудки. 1905. Ярославский художественный музей.
Сирень и незабудки. 1905. Ярославский художественный музей.
Утренний чай. 1917. ГМИИ Республики Татарстан, Казань
Утренний чай. 1917. ГМИИ Республики Татарстан, Казань
Дельфиниум. 1908. Государственный  Русский музей.
Дельфиниум. 1908. Государственный Русский музей.
За самоваром. 1905. Государственная Третьяковская галере. Картина написана в усадьбе Дугино. Изображена 13-летняя Валя Мещерина, будущая супруга художника. Модель была рыжеволосой с пылающим на щеках румянцем, и она прекрасно вписалась в эту пышущую жаром самовара предметную среду.
За самоваром. 1905. Государственная Третьяковская галере. Картина написана в усадьбе Дугино. Изображена 13-летняя Валя Мещерина, будущая супруга художника. Модель была рыжеволосой с пылающим на щеках румянцем, и она прекрасно вписалась в эту пышущую жаром самовара предметную среду.
Ветви деревьев. 1900. Государственная Третьяковская галерея.
Ветви деревьев. 1900. Государственная Третьяковская галерея.
Зимний вечер. Государственный Русский музей. 1903.
Зимний вечер. Государственный Русский музей. 1903.
Сентябрьский снег. 1903. Государственная Третьяковская галерея. Пейзаж создан в имении Титово Калужской губернии в гостях у тетки  Игоря Грабаря А.А. Ходобай: «Проснувшись как-то утром и взглянув в окно, я к удивлению увидел, что выпал снег: весь сад был в снегу, снегом была засыпана колонная терраса. Зрелище снега с ярко-желтой листвой было столь неожиданно и в то же время прекрасно, что я немедленно устроился на террасе…»
Сентябрьский снег. 1903. Государственная Третьяковская галерея. Пейзаж создан в имении Титово Калужской губернии в гостях у тетки Игоря Грабаря А.А. Ходобай: «Проснувшись как-то утром и взглянув в окно, я к удивлению увидел, что выпал снег: весь сад был в снегу, снегом была засыпана колонная терраса. Зрелище снега с ярко-желтой листвой было столь неожиданно и в то же время прекрасно, что я немедленно устроился на террасе…»
Золотые листья. 1901. Башкирский ГХМ имени М.В.Нестерова. На картине барский дом и уголок усадьбы Нара Калужской губернии, сгоревшей в 1930-е. Когда-то принадлежала генерал-губернатору князю А.Г.Щербатову, герою войны 1812 года. Его внук С.А.Щербатов был другом И.Грабаря.
Золотые листья. 1901. Башкирский ГХМ имени М.В.Нестерова. На картине барский дом и уголок усадьбы Нара Калужской губернии, сгоревшей в 1930-е. Когда-то принадлежала генерал-губернатору князю А.Г.Щербатову, герою войны 1812 года. Его внук С.А.Щербатов был другом И.Грабаря.
Заход солнца. 1907. ГМИИ Республики Татарстан, Казань. Картина написана в усадьбе Бугры, Калужской губернии, принадлежавшей И.И.Трояновскому, врачу, известному коллекционеру русской живописи.
Заход солнца. 1907. ГМИИ Республики Татарстан, Казань. Картина написана в усадьбе Бугры, Калужской губернии, принадлежавшей И.И.Трояновскому, врачу, известному коллекционеру русской живописи.
Дорожка в усадьбе. 1904. Из собрания Михаила Суслова, Москва
Дорожка в усадьбе. 1904. Из собрания Михаила Суслова, Москва
Павильон в Кузьминках. 1904. Саратовский ГХМ им.А.Н.Радищева. На картине - мыльня (Банный домик) в подмосковном имении Влахернское-Кузьминки, принадлежавшем князю С.М.Голицыну. Домик построен в 1816 - 1817 по проекту архитектора Жилярди.
Павильон в Кузьминках. 1904. Саратовский ГХМ им.А.Н.Радищева. На картине - мыльня (Банный домик) в подмосковном имении Влахернское-Кузьминки, принадлежавшем князю С.М.Голицыну. Домик построен в 1816 - 1817 по проекту архитектора Жилярди.
Вешний поток. 1904. Государственный Русский музей.
Вешний поток. 1904. Государственный Русский музей.
Васильки. Групповой портрет. 1914. Частное собрание, Москва. Картина написана в усадьбе Дугино, позировали художнику его жена Валентина и ее младшая  сестра Мария Мещерина. И куда же дамам СТОЛЬКО васильков!!!
Васильки. Групповой портрет. 1914. Частное собрание, Москва. Картина написана в усадьбе Дугино, позировали художнику его жена Валентина и ее младшая сестра Мария Мещерина. И куда же дамам СТОЛЬКО васильков!!!
Портрет Владимира Грабаря, брата художника. 1901. Частное собрание. Владимир Эммануилович Грабарь - доктор юридически наук, специалист по международному праву.
Портрет Владимира Грабаря, брата художника. 1901. Частное собрание. Владимир Эммануилович Грабарь - доктор юридически наук, специалист по международному праву.
Портрет О.И.Грабарь, дочери художника. 1935. Красноярский художественный музей им.В.И.Сурикова. Ольга (родилась в 1922) окончила биологический факультет МГУ,  в 1943 добровольцем ушла на фронт, после войны была научным сотрудником в Институте экспериментальной биологии, в Институте молекулярной биологии. Доктор биологических наук. Автор нескольких книг воспоминаний.
Портрет О.И.Грабарь, дочери художника. 1935. Красноярский художественный музей им.В.И.Сурикова. Ольга (родилась в 1922) окончила биологический факультет МГУ, в 1943 добровольцем ушла на фронт, после войны была научным сотрудником в Институте экспериментальной биологии, в Институте молекулярной биологии. Доктор биологических наук. Автор нескольких книг воспоминаний.
Голубая скатерть. 1907. Государственный Русский музей.
Голубая скатерть. 1907. Государственный Русский музей.
В саду. Грядка дельфиниумов. 1947. Курская государственная картинная галерея им.А.А. Дейнеки.
В саду. Грядка дельфиниумов. 1947. Курская государственная картинная галерея им.А.А. Дейнеки.
Яблоки. 1905. Саратовский ГХМ им.А.Н.Радищева. Полосатики! А как тарелочки с кувшинами перекликаются!
Яблоки. 1905. Саратовский ГХМ им.А.Н.Радищева. Полосатики! А как тарелочки с кувшинами перекликаются!
Ясный осенний вечер. 1923. Государственная Третьяковская галерея. Картина написана в селе Крылатское, недалеко от Кунцева, где И.Грабарь снимал дачу
Ясный осенний вечер. 1923. Государственная Третьяковская галерея. Картина написана в селе Крылатское, недалеко от Кунцева, где И.Грабарь снимал дачу
Сирень у Абрамцевской мастерской. 1949. Новокузнецкий художественный музей. В 1934-1935 годах государством были выделены участки и денежные субсидии для строительства мастерских 10 избранных художников, в том числе Грабаря. Поселок Ново-Абрамцево расположился на берегу реки Воря, напротив знаменитой усадьбы. Дом Грабаря был возведен по его проекту в стиле финского деревянного модерна. Поселок мыслился обителью нового содружества художников, подобно мамонтовскому кружку. И куст роскошный, и букет в кувшине на крыльце прелесть...
Сирень у Абрамцевской мастерской. 1949. Новокузнецкий художественный музей. В 1934-1935 годах государством были выделены участки и денежные субсидии для строительства мастерских 10 избранных художников, в том числе Грабаря. Поселок Ново-Абрамцево расположился на берегу реки Воря, напротив знаменитой усадьбы. Дом Грабаря был возведен по его проекту в стиле финского деревянного модерна. Поселок мыслился обителью нового содружества художников, подобно мамонтовскому кружку. И куст роскошный, и букет в кувшине на крыльце прелесть...
Мартовский снег. 1921. Государственная Третьяковская галерея. Багет здесь очень необычный, так и хочется потрогать, фактуру ощутить...
Мартовский снег. 1921. Государственная Третьяковская галерея. Багет здесь очень необычный, так и хочется потрогать, фактуру ощутить...
Дельфиниумы. 1944. Новокузнецкий художественный музей.
Дельфиниумы. 1944. Новокузнецкий художественный музей.
Березовая роща. 1908. Частное собрание, Москва. И снова багет изумительный...
Березовая роща. 1908. Частное собрание, Москва. И снова багет изумительный...
Иней. 1906. Ярославский художественный музей. "Пишу главным образом на всякие лады иней: в серый день, в солнце, утром, вечером.Задумываю большую сюиту "День инея", для которой пишу без конца маленькие быстрые цветные наброски - минут по пять-десять, дольше нельзя: стынет на морозе краска."
Иней. 1906. Ярославский художественный музей. "Пишу главным образом на всякие лады иней: в серый день, в солнце, утром, вечером.Задумываю большую сюиту "День инея", для которой пишу без конца маленькие быстрые цветные наброски - минут по пять-десять, дольше нельзя: стынет на морозе краска."
И еще один "Мартовский снег". 1904. Государственная Третьяковская галерея.
"Мартовский снег" относится к числу снежных пейзажей, созданных в Дугино на пленэре.   "В течение всего февраля, марта и половины апреля я переживал настоящий живописный запой, с утра до вечера, пока еще светло, работая на натуре. Меня очень заняла тема весеннего мартовского снега, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем. В солнечный день, в ажурной тени от дерева на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые давно уж меня манили..."
И еще один "Мартовский снег". 1904. Государственная Третьяковская галерея. "Мартовский снег" относится к числу снежных пейзажей, созданных в Дугино на пленэре. "В течение всего февраля, марта и половины апреля я переживал настоящий живописный запой, с утра до вечера, пока еще светло, работая на натуре. Меня очень заняла тема весеннего мартовского снега, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем. В солнечный день, в ажурной тени от дерева на снегу я видел целые оркестровые симфонии красок и форм, которые давно уж меня манили..."
Белая зима. Грачиные гнезда. 1904. Государственная Третьяковская галерея. "В деревне Шестове, верстах в двух от усадьбы, я заметил красивые плакучие березы, усеянные шапками грачиных гнезд.Мне давно хотелось написать такую березу в зимний серебристый день, без солнца. Я взял старую избенку со срубом цвета оксидированного серебра, занесенную снегом, а рядом с нею березу.Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна, без белильности, кажется удалась".
Белая зима. Грачиные гнезда. 1904. Государственная Третьяковская галерея. "В деревне Шестове, верстах в двух от усадьбы, я заметил красивые плакучие березы, усеянные шапками грачиных гнезд.Мне давно хотелось написать такую березу в зимний серебристый день, без солнца. Я взял старую избенку со срубом цвета оксидированного серебра, занесенную снегом, а рядом с нею березу.Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна, без белильности, кажется удалась".
Березовая аллея .1940. Государственная Третьяковская галерея. "Художник, воспевший березу, как олицетворение красоты русской природы, выстраивает композицию из прекрасных стройных и могучих деревьев, тянущихся своими белым стволами к небу и в перспективе вспыхивающими пламенем ветвей".
Березовая аллея .1940. Государственная Третьяковская галерея. "Художник, воспевший березу, как олицетворение красоты русской природы, выстраивает композицию из прекрасных стройных и могучих деревьев, тянущихся своими белым стволами к небу и в перспективе вспыхивающими пламенем ветвей".
Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. 1941. Государственная Третьяковская галерея. Мне эта картина интересна тем, что здесь изображен двор между Малой Ордынкой и Голиковским переулком,  с церковью Николая Мирликийского в Пыжах. Как же все изменилось! Особенно храм - сейчас он белоснежный, нарядный!
Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. 1941. Государственная Третьяковская галерея. Мне эта картина интересна тем, что здесь изображен двор между Малой Ордынкой и Голиковским переулком, с церковью Николая Мирликийского в Пыжах. Как же все изменилось! Особенно храм - сейчас он белоснежный, нарядный!
Портрет В.Г.Дуловой. Дар по завещанию знаменитой арфистки Государственной Третьяковской галерее.
Портрет В.Г.Дуловой. Дар по завещанию знаменитой арфистки Государственной Третьяковской галерее.
А вот здесь, увы, очень мешали блики... Хризантемы. 1905. Государственная Третьяковская галерея. Вместо темных теней старинных натюрмортов на полотнах Грабаря торжествуют свет и воздух, разложенные на радугу. Самый эффектный из них — «Хризантемы». Экзотические цветы и драгоценная посуда на столе — характерная черта обстановки усадьбы Дугино. В центре крупные желтые хризантемы, присланные коллекционером и цветоводом Иваном Ивановичем Трояновским, другом художника.
А вот здесь, увы, очень мешали блики... Хризантемы. 1905. Государственная Третьяковская галерея. Вместо темных теней старинных натюрмортов на полотнах Грабаря торжествуют свет и воздух, разложенные на радугу. Самый эффектный из них — «Хризантемы». Экзотические цветы и драгоценная посуда на столе — характерная черта обстановки усадьбы Дугино. В центре крупные желтые хризантемы, присланные коллекционером и цветоводом Иваном Ивановичем Трояновским, другом художника.
Неприбранный стол. 1907. Государственная Третьяковская галерея.
Неприбранный стол. 1907. Государственная Третьяковская галерея.
Февральская лазурь. 1904. Государственная Третьяковская галерея. "Настали чудесные солнечные февральские дни... В природе творилось нечто необычайное, казалось она праздновала какой-то необыкновенный  праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу..."
Февральская лазурь. 1904. Государственная Третьяковская галерея. "Настали чудесные солнечные февральские дни... В природе творилось нечто необычайное, казалось она праздновала какой-то необыкновенный праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу..."
 Морозное утро. Розовые лучи. 1906 г, коллекция В.И.Некрасова, Москва.
"Январь 1906 года прошёл под знаком инея. Тогда я написал морозное утро, с красными лучами, прямо из окна своей дугинской комнаты. Этот мотив занимал меня давно, но его долго не удавалось поймать. Берёзовая рощица возле дома, с несколькими соснами, вкраплёнными в них, заслоняла моё окно от восходящего солнца; лучи его покрывали огненно-розовыми брызгами всю площадь снега под деревьями, которые отбрасывали бирюзовые, расходящиеся радиально на зрителя тени. Всё это давало впечатление какого-то геометрического узора."
Морозное утро. Розовые лучи. 1906 г, коллекция В.И.Некрасова, Москва. "Январь 1906 года прошёл под знаком инея. Тогда я написал морозное утро, с красными лучами, прямо из окна своей дугинской комнаты. Этот мотив занимал меня давно, но его долго не удавалось поймать. Берёзовая рощица возле дома, с несколькими соснами, вкраплёнными в них, заслоняла моё окно от восходящего солнца; лучи его покрывали огненно-розовыми брызгами всю площадь снега под деревьями, которые отбрасывали бирюзовые, расходящиеся радиально на зрителя тени. Всё это давало впечатление какого-то геометрического узора."
Автопортрет с палитрой. 1934-1935. Государственная Третьяковская галерея. Автопортрет написан художником в период подведения итогов его разносторонней деятельности: художника, искусствоведа, музейного реформатора, организатора реставрационного дела. В эти годы Грабарь работает над автомонографией «Моя жизнь». Интересно расположение красок на палитре - полосы синего, белого и красного цветов — ассоциирующиеся с цветами французского флага, что вполне вероятно служит напоминанием о приверженности художника французской художественной культуре от импрессионизма до Сезанна. Белый халат, накинутый поверх костюма, призван поведать о третьей важной составляющей его деятельности —  реставратора, человека, причастного к сохранению и раскрытию памятников старины, хранителя культурного наследия.
Автопортрет с палитрой. 1934-1935. Государственная Третьяковская галерея. Автопортрет написан художником в период подведения итогов его разносторонней деятельности: художника, искусствоведа, музейного реформатора, организатора реставрационного дела. В эти годы Грабарь работает над автомонографией «Моя жизнь». Интересно расположение красок на палитре - полосы синего, белого и красного цветов — ассоциирующиеся с цветами французского флага, что вполне вероятно служит напоминанием о приверженности художника французской художественной культуре от импрессионизма до Сезанна. Белый халат, накинутый поверх костюма, призван поведать о третьей важной составляющей его деятельности — реставратора, человека, причастного к сохранению и раскрытию памятников старины, хранителя культурного наследия.
На таком вот брутальном фоне демонстрируются работы уже не Грабаря, а авторов, чьи произведения пополнили собрание Третьяковки при его участии. Наталья Гончарова. Букет и флакон красок. 1909.
На таком вот брутальном фоне демонстрируются работы уже не Грабаря, а авторов, чьи произведения пополнили собрание Третьяковки при его участии. Наталья Гончарова. Букет и флакон красок. 1909.
Петр Кончаловский. Портрет Натальи Кончаловской. 1915.
Петр Кончаловский. Портрет Натальи Кончаловской. 1915.
Илья Машков. Натюрморт. Камелия. 1913. Эклерчик я бы съела)))
Илья Машков. Натюрморт. Камелия. 1913. Эклерчик я бы съела)))
Борис Григорьев. Консьержка. 1918.
Ох, с такой консьержкой точно ни один лихой человек в подъезд не сунется)))
Борис Григорьев. Консьержка. 1918. Ох, с такой консьержкой точно ни один лихой человек в подъезд не сунется)))
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и великомученица Параскева Пятница. Вторая четверть 15-го века. Псков.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и великомученица Параскева Пятница. Вторая четверть 15-го века. Псков.
В 1929-1932 годах в Германии, Великобритании, США  в рамках выставки, подготовленной Игорем Грабарем, были показаны шедевры русской иконописи 12-го - 18-го веков. Для того, чтобы представление было более полным, с части икон - бесценных, вывоз которых из страны невозможен - были сделаны факсимильные - абсолютно идентичные, с повторением всех изъянов - копии. Это одна из них  - "Ангел Златые власы" кисти знаменитого реставратора Г.О.Чирикова.
В 1929-1932 годах в Германии, Великобритании, США в рамках выставки, подготовленной Игорем Грабарем, были показаны шедевры русской иконописи 12-го - 18-го веков. Для того, чтобы представление было более полным, с части икон - бесценных, вывоз которых из страны невозможен - были сделаны факсимильные - абсолютно идентичные, с повторением всех изъянов - копии. Это одна из них - "Ангел Златые власы" кисти знаменитого реставратора Г.О.Чирикова.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому