Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 19:49
Фотоальбом

Отличники. Выставка в музее Русского импрессионизма

SM-A325F
64 40

В музее Русского импрессионизма до 21-го мая открыта выставка «Отличники». Не факт, что заинтересовало было меня это название, но в анонсе обещали «путешествие в Италию» — кто же от такого откажется? Пусть путешествие и предполагается всего лишь посредством живописных работ…

«Италия» даже помогла позабыть про отпугивающее местоположение музея на Ленинградском проспекте. Собственно, потому я там до сих пор и не бывала: идти вдоль ревущей Ленинградки казалось очень и очень неприятным. Выяснилось, что опасения были напрасными: шоссе привели в божеский вид, поток транспорта разделили бульварчиком со скамейками. Правда, на скамьях сидеть все же лучше в парке, но тем не менее — «городская среда» и здесь определенно стала куда более комфортной.

Ну, и настоящим открытием для меня явилось пространство бывшей фабрики «Большевик» , на территории которого и находится музей. Будто и не в Москве оказываешься, сворачивая с проспекта: узкие улочки, уютные краснокирпичные здания, словно где-нибудь в северной Европе.

Чрезвычайно креативным и супер-современным выглядит и само здание музея. Вот только предупреждение на сайте о том, что внутри холодно, вечно мерзнущим экземплярам вроде меня, обязательно нужно учитывать. А уж если пойдете туда летом, то есть в легких одежках — тем более. Я даже в свитере замерзла, хорошо, что предупреждению вняла и взяла с собой палантин.

Выставка, как не трудно догадаться, посвящена итогам «пенсионерских поездок», которыми награждались лучшие выпускники Петербургской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. За казенный счет отправлялись молодые художники в путешествие по Европе «для усовершенствования в искусствах».

Зародилась эта традиция еще при Петре I, который в 1716 году впервые командировал в Европу живописцев, граверов, скульпторов, и не прерывалась двести лет, вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Причем, со времен Екатерины II, когда Академия художеств получила звание императорской, пенсионерство стало обязательным пунктом в программе художественного образования, что было закреплено в уставе Академии.

По возвращении на родину художники должны были представлять совету Академии отчетные работы, выполненные за время поездки. Часть именно таких отчетных работ, выполненных пенсионерами, начиная с 1845-го и заканчивая 1916-м годом, и представлена в залах музея.

Выстроена экспозиция хронологически: от классического пейзажа Ивана Айвазовского к сангинам Василия Шухаева и фантасмагорическому «Человеку и павиану» Александра Яковлева. Что, конечно же, позволяет проследить и смену господствовавших в изобразительном искусстве стилей, и становление отечественной школы живописи через поиск собственных средств выражения, своего пути в искусстве.

Для себя я еще и множество новых имен открыла. Как мастеров отечественных, так и зарубежных: на третьем этаже музея, «над» залами «отличников» можно увидеть работы европейских художников, чье творчество особенно привлекало пенсионеров.

Здесь представлены работы из коллекций Сергея Третьякова и Павла Харитоненко, в то числе полотна Шарля Добиньи, Камиля Коро, Жюля Дюпре и других «барбизонцев», пейзажи Гюстава Курбе, натюрморты Антуана Воллона, жанровые картины Жюля Бастьена-Лепажа.

А что же Италия? Была! Но не так и много на самом-то деле. Впрочем, экспозиция оказалась настолько интересной, что о побудительном мотиве этого моего похода в музей, я и думать забыла. Тем более, что температура внутри никак «думам об Италии» не способствовала — от Италии ведь мы ждем тепла? Хотя, конечно, и там всякое бывает!

Отреставрированные корпуса бывшей кондитерской фабрики "Большевик". Хотя правильнее было бы говорить - Товарищества фабрик А.Сиу и К. Так как именно сыновьями Адольфа Сиу  - одного из самых известных парфюмеров и кондитеров дореволюционной России  - в конце 19-го века были возведены эти краснокирпичные здания с белым декором на Петербургском шоссе.
Отреставрированные корпуса бывшей кондитерской фабрики "Большевик". Хотя правильнее было бы говорить - Товарищества фабрик А.Сиу и К. Так как именно сыновьями Адольфа Сиу - одного из самых известных парфюмеров и кондитеров дореволюционной России - в конце 19-го века были возведены эти краснокирпичные здания с белым декором на Петербургском шоссе.
После распада Союза, фабрика переходила из рук в руки, и производство теперь вынесено за пределы Москвы, а в отреставрированных корпусах размещаются бизнес-центр, апартаменты, кафе-магазины и музей Русского импрессионизма.  Пространство получилось необычное и стильное. Будто в другой город попадаешь, сворачивая сюда с Ленинградки.
После распада Союза, фабрика переходила из рук в руки, и производство теперь вынесено за пределы Москвы, а в отреставрированных корпусах размещаются бизнес-центр, апартаменты, кафе-магазины и музей Русского импрессионизма. Пространство получилось необычное и стильное. Будто в другой город попадаешь, сворачивая сюда с Ленинградки.
Оформление входного портала манящее что и говорить!
А вот сам металлическийцилиндр здания музея я почему-то не сфотографировала. Показался мне этот бывший склад муки и сахара несколько чужеродным среди уютного красного кирпича. Ну да и возвели его уже совсем в другую эпоху - в 1960-м году. Мука из цилиндра когда-то по трубам подавалась в цеха.
Оформление входного портала манящее что и говорить! А вот сам металлическийцилиндр здания музея я почему-то не сфотографировала. Показался мне этот бывший склад муки и сахара несколько чужеродным среди уютного красного кирпича. Ну да и возвели его уже совсем в другую эпоху - в 1960-м году. Мука из цилиндра когда-то по трубам подавалась в цеха.
Александр Яковлев. Человек и павиан. 1915. Государственная Третьяковская галерея. Петербуржец Александр Яковлев (1887 - 1938) по окончании Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств за конкурсную работу "В бане" получил звание художника и четырехлетнюю пенсионерскую поездку в Европу. Я было от этого "павиана" шарахнулась, оказавшись первым делом возле него случайно - в "правильном" направлении двигалась экскурсионная группа, и т.к. толкаться среди людей не хотелось, резко свернула от начала экспозиции к ее окончанию. И слава богу))) Для завершающего "аккорда" эта фантасмагория ну никак не подходит. Хотя, увидав рядом работу Василия Шухаева тут же вспомнила, что вот только на днях двойной автопортрет этих друзей -художников "Арлекин и Пьеро" видела в альбоме Леночки Сариевой <a rel="nofollow noreferrer noopener" href="https://elsarieva.tourister.ru/photoalbum/51107" class="ext_link" target="_blank">https://elsarieva.tourister.ru/photoalbum/51107</a> (Русский музей. Корпус Бенуа).  Занятной такая перекличка показалась, потому картину все же решила рассмотреть повнимательнее.Считается она аллегорически-мифологической, с отсылкой к греческой пластике и индуистскому пантеону - на  лице человека маска бога Ханумана. Академический совет отчетные работы пенсионера Яковлева удачными не посчитал (вот прямо как я))), но это тем не менее не помешало художнику показывать их на различных выставках.
Александр Яковлев. Человек и павиан. 1915. Государственная Третьяковская галерея. Петербуржец Александр Яковлев (1887 - 1938) по окончании Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств за конкурсную работу "В бане" получил звание художника и четырехлетнюю пенсионерскую поездку в Европу. Я было от этого "павиана" шарахнулась, оказавшись первым делом возле него случайно - в "правильном" направлении двигалась экскурсионная группа, и т.к. толкаться среди людей не хотелось, резко свернула от начала экспозиции к ее окончанию. И слава богу))) Для завершающего "аккорда" эта фантасмагория ну никак не подходит. Хотя, увидав рядом работу Василия Шухаева тут же вспомнила, что вот только на днях двойной автопортрет этих друзей -художников "Арлекин и Пьеро" видела в альбоме Леночки Сариевой https://elsarieva.tourister.ru/photoalbum/51107 (Русский музей. Корпус Бенуа). Занятной такая перекличка показалась, потому картину все же решила рассмотреть повнимательнее.Считается она аллегорически-мифологической, с отсылкой к греческой пластике и индуистскому пантеону - на лице человека маска бога Ханумана. Академический совет отчетные работы пенсионера Яковлева удачными не посчитал (вот прямо как я))), но это тем не менее не помешало художнику показывать их на различных выставках.
Василий Шухаев. Капри.1914. Государственный Русский музей. В отличие от своего друга Александра Яковлева, Василий Шухаев конкурсной картиной "Вакханалия" совет преподавателей ВХУ при Академии художеств не впечатлил. Звание художника ему присвоили, однако за границу не командировали. Однако после разгоревшейся в прессе по этому поводу дискуссии и похвалы самого Александра Бенуа совершить двухлетнюю пенсионерскую поездку Шухаева приглашает Кружок поощрения молодых русских художников в Риме. (Был, оказывается, и такой!). В конце 1912-го Василий Шухаев отправляется в Италию, он будет жить в Риме, посетит Флоренцию, Венецию, Падую, остров Капри. Часто графические листы Шухаева выполнены сангиной, которую художник особенно ценил за возможность создания объемных форм.
Василий Шухаев. Капри.1914. Государственный Русский музей. В отличие от своего друга Александра Яковлева, Василий Шухаев конкурсной картиной "Вакханалия" совет преподавателей ВХУ при Академии художеств не впечатлил. Звание художника ему присвоили, однако за границу не командировали. Однако после разгоревшейся в прессе по этому поводу дискуссии и похвалы самого Александра Бенуа совершить двухлетнюю пенсионерскую поездку Шухаева приглашает Кружок поощрения молодых русских художников в Риме. (Был, оказывается, и такой!). В конце 1912-го Василий Шухаев отправляется в Италию, он будет жить в Риме, посетит Флоренцию, Венецию, Падую, остров Капри. Часто графические листы Шухаева выполнены сангиной, которую художник особенно ценил за возможность создания объемных форм.
А это снова Александр Яковлев.Обезьяны. 1915. Вятский художественный музей им.В.М. и А.М.Васнецовых. И тут тоже сангина. Зарисовки животных Яковлев делал вместе с Шухаевым в римском зоологическом саду. Василию Шухаеву звери нужны были для полотна "Поклонение волхвов", так и не осуществленному впрочем.
А это снова Александр Яковлев.Обезьяны. 1915. Вятский художественный музей им.В.М. и А.М.Васнецовых. И тут тоже сангина. Зарисовки животных Яковлев делал вместе с Шухаевым в римском зоологическом саду. Василию Шухаеву звери нужны были для полотна "Поклонение волхвов", так и не осуществленному впрочем.
Первый раз вижу на выставке живописи такую вот фишечку: возле многих работ стояли сосуды с... ароматами. Большинство очень приятные, а некоторые так и вовсе хотелось "унести с собой"))). Причем возле каждой емкости имелась табличка с описанием. Так например предыдущий набросок обезьян сопровождался следующим: аромат художественных принадлежностей, выраженный нотами свежей древесины и перца, а также живой телесный запах шерсти, уютный, чуть сладковатый, сочетающий в себе янтарную амбру и пушистый белый мускус с оттенками молока, создающими ощущение материнской привязанности и теплоты чувства павиана к своим детенышам. Гым... У меня, наверное, нос неправильный))) Я совершено не в состоянии такое количество оттенков аромата уловить... Ну, или этому надо учиться...
Первый раз вижу на выставке живописи такую вот фишечку: возле многих работ стояли сосуды с... ароматами. Большинство очень приятные, а некоторые так и вовсе хотелось "унести с собой"))). Причем возле каждой емкости имелась табличка с описанием. Так например предыдущий набросок обезьян сопровождался следующим: аромат художественных принадлежностей, выраженный нотами свежей древесины и перца, а также живой телесный запах шерсти, уютный, чуть сладковатый, сочетающий в себе янтарную амбру и пушистый белый мускус с оттенками молока, создающими ощущение материнской привязанности и теплоты чувства павиана к своим детенышам. Гым... У меня, наверное, нос неправильный))) Я совершено не в состоянии такое количество оттенков аромата уловить... Ну, или этому надо учиться...
К счастью, группа с гидом переместилась в следующий зал, и можно было вернуться "на маршрут"))) То есть начать смотреть экспозицию так, как это задумывалось организаторами. Григорий Мясоедов. Голова итальянки. 1860-е. Тульское музейное объединение. Григорий Мясоедов — один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Сорок лет он входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. Происходит из семьи обедневшего тульского дворянина. В нужде прошли и его студенческие годы. "Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…» Пряники не помешали стать образцовым выпускником Императорской Академии художеств, удостоенным чести по окончании курса стажироваться за границей. Он был рьяным сторонником реализма и категорически отвергал какие бы то ни было новые веяния в искусстве, в частности импрессионизм. А ведь хороша эта совершенно реалистичная головка!
К счастью, группа с гидом переместилась в следующий зал, и можно было вернуться "на маршрут"))) То есть начать смотреть экспозицию так, как это задумывалось организаторами. Григорий Мясоедов. Голова итальянки. 1860-е. Тульское музейное объединение. Григорий Мясоедов — один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок. Сорок лет он входил в состав правления этого объединения и был автором первого варианта устава. Происходит из семьи обедневшего тульского дворянина. В нужде прошли и его студенческие годы. "Жил я, как и большинство студентов Академии художеств, на Васильевском острове в бедной комнате. Источником существования моего была работа на кондитерскую, где пеклись пряники, — я с товарищем раскрашивал их. Баранам и свиньям золотили головы, генералам — эполеты. Платили за это по три копейки с дюжины. Обедали на Неве, на барке, где давали за шесть копеек щи с кашей без масла…» Пряники не помешали стать образцовым выпускником Императорской Академии художеств, удостоенным чести по окончании курса стажироваться за границей. Он был рьяным сторонником реализма и категорически отвергал какие бы то ни было новые веяния в искусстве, в частности импрессионизм. А ведь хороша эта совершенно реалистичная головка!
А вот тут, сразу подумалось - неужели Семирадский?! И таки да - он самый! Видимо прошлогодняя роскошная выставка в Москве помогла мигом распознать стиль... Генрих Семирадский. Две фигуры у статуи сфинкса. 1876. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск (вот это география!)
А вот тут, сразу подумалось - неужели Семирадский?! И таки да - он самый! Видимо прошлогодняя роскошная выставка в Москве помогла мигом распознать стиль... Генрих Семирадский. Две фигуры у статуи сфинкса. 1876. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск (вот это география!)
Иван Айвазовский. Часовня на берегу моря. 1845. Музей "Новый Иерусалим", Истра. Редкий случай для картин Айвазовского, когда собственно моря не так и много. Зато совершенно изумительный воздух, перламутровый какой-то... Академию Айвазовский окончил с  большой золотой медалью, и конечно получает право стажировки за границей, куда отправляется в 1840-м году. Помимо Италии, где в Венеции знакомится с Гоголем, а во Флоренции с Александром Ивановым, работающим там над знаменитым "Явлением Христа народу", Айвазовский посещает Францию, Англию, Голландию и Испанию. Буквально в течение года выдвигаясь в ряды лучших маринистов Европы. Полотно "Хаос. Сотворение мира" приобрел, например, Папа Римский Григорий XVI. Возле "Часовни" также имелся сосуд с ароматом: воздух раннего утра наполнен свежестью морского бриза и нежным ароматом полевых цветов. Еще свежо, однако день обещает быть жарким.Сухие дикие растения источают чуть пряный аромат.Природа и люди в предвкушении нового дня. Поэтому в формуле есть мягкие цветочные и морские ноты, озон, мускус, легкий цитрусовый и специевый нюансы.
Иван Айвазовский. Часовня на берегу моря. 1845. Музей "Новый Иерусалим", Истра. Редкий случай для картин Айвазовского, когда собственно моря не так и много. Зато совершенно изумительный воздух, перламутровый какой-то... Академию Айвазовский окончил с большой золотой медалью, и конечно получает право стажировки за границей, куда отправляется в 1840-м году. Помимо Италии, где в Венеции знакомится с Гоголем, а во Флоренции с Александром Ивановым, работающим там над знаменитым "Явлением Христа народу", Айвазовский посещает Францию, Англию, Голландию и Испанию. Буквально в течение года выдвигаясь в ряды лучших маринистов Европы. Полотно "Хаос. Сотворение мира" приобрел, например, Папа Римский Григорий XVI. Возле "Часовни" также имелся сосуд с ароматом: воздух раннего утра наполнен свежестью морского бриза и нежным ароматом полевых цветов. Еще свежо, однако день обещает быть жарким.Сухие дикие растения источают чуть пряный аромат.Природа и люди в предвкушении нового дня. Поэтому в формуле есть мягкие цветочные и морские ноты, озон, мускус, легкий цитрусовый и специевый нюансы.
Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 (?). Тверская областная картинная галерея. Олива хороша... Много помнит!
Генрих Семирадский. Дорога из Рима в Альбано. Этюд. 1873 (?). Тверская областная картинная галерея. Олива хороша... Много помнит!
Рама так интересно подобрана, что будто бы смотришь в окно! Картина предоставлена музеем-заповедников В.Д.Поленова.
Рама так интересно подобрана, что будто бы смотришь в окно! Картина предоставлена музеем-заповедников В.Д.Поленова.
Василий Поленов. Венецианский дож. 1874. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Академию художеств Поленов окончил в 1871 году по классу исторической живописи. Большой золотой медали в тот год за сюжет "Воскрешение дочери Иаира" были удостоены сразу пять человек - случай беспрецедентный и противоречащий правилам Академии. Трое из пяти медалистов получили право на пенсионерскую поездку в Европу. Среди них Илья Репин и Василий Поленов. За границей Поленов посещает Италию, Францию и Германию. Причем, удивительное дело, но Рим его разочаровал, а вот Париж обогатил впечатлениями. Под влиянием барбизонской школы он учится работать на пленэре. Портрет дожа Поленов подарил академику и меценату Алексею Боголюбову, который опекал в Париже молодых художников. Интересно, что позировал для портрета тоже художник-пенсионер Алексей Харламов. Василий Поленов так описывает в письме к родным бал-маскарад в салоне Ивана Тургенева и Полины Виардо: "... первый приз за костюм взял Харламов, портретист, про которого я вам говорил; одет он был венецианским элегантом конца XV века.Весь костюм был сделан из материи того времени, удивительно хорош, точно с картины Карпаччо пришел".
Василий Поленов. Венецианский дож. 1874. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Академию художеств Поленов окончил в 1871 году по классу исторической живописи. Большой золотой медали в тот год за сюжет "Воскрешение дочери Иаира" были удостоены сразу пять человек - случай беспрецедентный и противоречащий правилам Академии. Трое из пяти медалистов получили право на пенсионерскую поездку в Европу. Среди них Илья Репин и Василий Поленов. За границей Поленов посещает Италию, Францию и Германию. Причем, удивительное дело, но Рим его разочаровал, а вот Париж обогатил впечатлениями. Под влиянием барбизонской школы он учится работать на пленэре. Портрет дожа Поленов подарил академику и меценату Алексею Боголюбову, который опекал в Париже молодых художников. Интересно, что позировал для портрета тоже художник-пенсионер Алексей Харламов. Василий Поленов так описывает в письме к родным бал-маскарад в салоне Ивана Тургенева и Полины Виардо: "... первый приз за костюм взял Харламов, портретист, про которого я вам говорил; одет он был венецианским элегантом конца XV века.Весь костюм был сделан из материи того времени, удивительно хорош, точно с картины Карпаччо пришел".
Василий Поленов. Черногорка. 1874. ГМИИ им.Пушкина. Характер будь здоров у девушки, сразу чувствуется! И наряд великолепный.
Василий Поленов. Черногорка. 1874. ГМИИ им.Пушкина. Характер будь здоров у девушки, сразу чувствуется! И наряд великолепный.
Илья Репин. Украинка. 1875. ГМИИ им.Пушкина. Тоже хороша дивчина! Венок на голове загляденье!
Илья Репин. Украинка. 1875. ГМИИ им.Пушкина. Тоже хороша дивчина! Венок на голове загляденье!
Илья Репин. Продавец новостей в Париже. 1873. Государственная Третьяковская галерея. Ну, и конечно, у каждого смотрящего недоумение - каких-таких новостей?! У господина на столике ведь какие-то баночки-флаконы! Оказалось, сам Репин подписал картину кратко "В Париже" - надпись эту видно слева внизу. Во Франции полотно стали именовать "Marchand de nouveautés à Paris", то есть "Продавец новинок в Париже", а переводя впоследствии на русский кто-то ошибся (видимо не смотрел на саму картину?!), и в России работа Репина так и живет с таким вот странным названием!
Илья Репин. Продавец новостей в Париже. 1873. Государственная Третьяковская галерея. Ну, и конечно, у каждого смотрящего недоумение - каких-таких новостей?! У господина на столике ведь какие-то баночки-флаконы! Оказалось, сам Репин подписал картину кратко "В Париже" - надпись эту видно слева внизу. Во Франции полотно стали именовать "Marchand de nouveautés à Paris", то есть "Продавец новинок в Париже", а переводя впоследствии на русский кто-то ошибся (видимо не смотрел на саму картину?!), и в России работа Репина так и живет с таким вот странным названием!
Василий Поленов. Пестрая шаль. Этюд. 1874. Музей-заповедник В.Д.Поленова. 
Шаль, конечно, хороша, узоры ее завораживают и не сразу "доходит", что, собственно, изображена-то здесь вовсе даже и не шаль, а сшитый из нее жакет или что-то вроде. Видно и пройму, и широкий рукав, и баску, лежащую на турнюре. К 1870-м шали как таковые выходят из моды, но неужели "добру"  пропадать? ))) Вот и приспосабливали их подобным образом. Интересно, что вдохновила эта вещица не только Поленова, но и Репина. И если у Поленова "бывшая шаль" осталась лишь на этюде, Репин изобразил даму в том же самом жакете уже на полноценной картине "Парижское кафе".
Василий Поленов. Пестрая шаль. Этюд. 1874. Музей-заповедник В.Д.Поленова. Шаль, конечно, хороша, узоры ее завораживают и не сразу "доходит", что, собственно, изображена-то здесь вовсе даже и не шаль, а сшитый из нее жакет или что-то вроде. Видно и пройму, и широкий рукав, и баску, лежащую на турнюре. К 1870-м шали как таковые выходят из моды, но неужели "добру" пропадать? ))) Вот и приспосабливали их подобным образом. Интересно, что вдохновила эта вещица не только Поленова, но и Репина. И если у Поленова "бывшая шаль" осталась лишь на этюде, Репин изобразил даму в том же самом жакете уже на полноценной картине "Парижское кафе".
Василий Поленов. Голова натурщицы Бланш Ормье. 1875. Музей-заповедник В.Д.Поленова. Бланш Ормье была любимой натурщицей Поленова, а этот этюд лег в основу его картины "Стрекоза". (Лето красное пропела...) Грустная головка... Сам Поленов писал о героине картины так: "Знакомство я свёл с девицей сией в те времена, когда она, думая позабавить господ и получить за сие соразмерное удовольствию вознаграждение, была изгнана (надо полагать, господа те к слушанию пения не всегда были склонны) и, таким образом, находилась в настроении грустном, ибо потерпела посмеяние, не получив вознаграждение..."
Василий Поленов. Голова натурщицы Бланш Ормье. 1875. Музей-заповедник В.Д.Поленова. Бланш Ормье была любимой натурщицей Поленова, а этот этюд лег в основу его картины "Стрекоза". (Лето красное пропела...) Грустная головка... Сам Поленов писал о героине картины так: "Знакомство я свёл с девицей сией в те времена, когда она, думая позабавить господ и получить за сие соразмерное удовольствию вознаграждение, была изгнана (надо полагать, господа те к слушанию пения не всегда были склонны) и, таким образом, находилась в настроении грустном, ибо потерпела посмеяние, не получив вознаграждение..."
Василий Смирнов. Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков.1889-1890. Государственная Третьяковская галерея. Вот тут я зависла надолго - ведь самой довелось побывать в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне! Так интересно было рассматриваться эту процессию в знакомых интерьерах! Правда, мне показалось, что мавзолей на этой картине вроде бы "подрос и расширился". По моим воспоминаниям там вовсе не так просторно.
Василий Смирнов. Утренний выход византийской принцессы к гробницам своих предков.1889-1890. Государственная Третьяковская галерея. Вот тут я зависла надолго - ведь самой довелось побывать в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне! Так интересно было рассматриваться эту процессию в знакомых интерьерах! Правда, мне показалось, что мавзолей на этой картине вроде бы "подрос и расширился". По моим воспоминаниям там вовсе не так просторно.
А наряды до чего тщательно выписаны! И удивили кроткие волосы женщин...
А наряды до чего тщательно выписаны! И удивили кроткие волосы женщин...
Мозаики мавзолея пусть и не "один в один" написаны, но моментально узнаваемы. Сцена с казнью святого Лаврентия.
Мозаики мавзолея пусть и не "один в один" написаны, но моментально узнаваемы. Сцена с казнью святого Лаврентия.
Александр Новоскольцев. Голова негра. 1883. Нижегородский государственный художественный музей. Это портрет также был снабжен персональным ароматом: теплый, пряный, древесно-специевый аромат призван поддержать живость изображенного персонажа. Ноты мускуса, дымного ветивера и древесины. А яркие цвета одеяния модели отображаются посредством специй - перца, кардамона и шафрана. (И не знала, что шафран пахнет...)
Александр Новоскольцев. Голова негра. 1883. Нижегородский государственный художественный музей. Это портрет также был снабжен персональным ароматом: теплый, пряный, древесно-специевый аромат призван поддержать живость изображенного персонажа. Ноты мускуса, дымного ветивера и древесины. А яркие цвета одеяния модели отображаются посредством специй - перца, кардамона и шафрана. (И не знала, что шафран пахнет...)
Исаак Аскзназий. Нищий в церкви. 1884. Государственный русский музей. Мне это имя не было знакомо совсем. Родом художник из Витебской области, учебу в Академии художеств в Петербурге начал в 14 лет (родился в 1856-м), а закончил курс картиной "Блудница перед Христом", за которую получил большую золотую медаль и право пенсионерской поездки. Через Германию и Австрию он направляется в Италию, в Рим.В Вене Аскзназий около полугода работает в мастерской Ганса Макарта, чьи картины отличались яркостью и декоративностью. Прибыв в Рим в течение следующих четырех лет пишет несколько больших произведений на религиозные темы, а также жанровые картины. Полотно "Нищий в церкви" проникнуто сочувствием к "маленькому человеку", состраданием к его нелегкой доле.
Исаак Аскзназий. Нищий в церкви. 1884. Государственный русский музей. Мне это имя не было знакомо совсем. Родом художник из Витебской области, учебу в Академии художеств в Петербурге начал в 14 лет (родился в 1856-м), а закончил курс картиной "Блудница перед Христом", за которую получил большую золотую медаль и право пенсионерской поездки. Через Германию и Австрию он направляется в Италию, в Рим.В Вене Аскзназий около полугода работает в мастерской Ганса Макарта, чьи картины отличались яркостью и декоративностью. Прибыв в Рим в течение следующих четырех лет пишет несколько больших произведений на религиозные темы, а также жанровые картины. Полотно "Нищий в церкви" проникнуто сочувствием к "маленькому человеку", состраданием к его нелегкой доле.
Алексей Кившенко. Возвращение с ловли мулей. 1881. Омский областной музей изобразительных искусств им.М.А.Врубеля. Алексей Кившенко приехал в Санкт-Петербург из Тульской губернии по рекомендации своего педагога в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств Иван Крамской. Пенсионерская поездка была наградой за конкурсную работу "Совет в Филях", вдохновленную романом Толстого "Война и мир".В Европе Алексей Кившенко работает в Мюнхене, посещает Францию. Его пенсионерские жанровые картины и пейзажи выполнены в духе передвижничества: сюжетность и социальность естественным образом "укладываются художником в европейские интерьеры и нормандские виды". Ни за что бы не подумала, что картина вообще написана русским художником - настолько сюжет кажется близким его создателю.
Алексей Кившенко. Возвращение с ловли мулей. 1881. Омский областной музей изобразительных искусств им.М.А.Врубеля. Алексей Кившенко приехал в Санкт-Петербург из Тульской губернии по рекомендации своего педагога в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств Иван Крамской. Пенсионерская поездка была наградой за конкурсную работу "Совет в Филях", вдохновленную романом Толстого "Война и мир".В Европе Алексей Кившенко работает в Мюнхене, посещает Францию. Его пенсионерские жанровые картины и пейзажи выполнены в духе передвижничества: сюжетность и социальность естественным образом "укладываются художником в европейские интерьеры и нормандские виды". Ни за что бы не подумала, что картина вообще написана русским художником - настолько сюжет кажется близким его создателю.
До чего выразительны персонажи на картине! И как же нелегко эти самые "мули" - мидии доставались...
До чего выразительны персонажи на картине! И как же нелегко эти самые "мули" - мидии доставались...
Иван Вельц. Город в горах. 1890-е. Рязанский государственный областной художественный музей им.И.П.Пожалостина. Мастерски выполненные работы не так широко растиражированы как произведения других классиков русской живописи, но они все же хорошо известны многим ценителям искусства. Картины Ивана Вельца являются достоянием многих знаменитых отечественных музеев и украшением частных собраний коллекционеров. Посмотрела другие его работы - чудо! Изумительные пейзажи!
Иван Вельц. Город в горах. 1890-е. Рязанский государственный областной художественный музей им.И.П.Пожалостина. Мастерски выполненные работы не так широко растиражированы как произведения других классиков русской живописи, но они все же хорошо известны многим ценителям искусства. Картины Ивана Вельца являются достоянием многих знаменитых отечественных музеев и украшением частных собраний коллекционеров. Посмотрела другие его работы - чудо! Изумительные пейзажи!
Михаил Ткаченко. В мастерской скульптора. 1891. Государственный русский музей. Михаил Степанович Ткаченко — замечательный украинский живописец и график, мастер пейзажной живописи и маринист. В качестве пенсионера Академии художеств продолжил обучение во Франции, в художественной Академии французского художника-реалиста и педагога Фернана Кормона. После окончания Академии поселился в Париже, регулярно приезжая на родину. Об этой работе Ткаченко писал матери из Парижа: "Через две недели надеюсь послать в Петербург четыре картины…Третья чисто жанровая, по ней меня окончательно не должны узнать, изображает внутренность мастерской скульптора, который в позе усердного работника трудится над барельефом из глины…". Эта работа была приобретена государем-императором для Музея Александра III в Санкт-Петербурге (ныне — Государственный Русский музей)
Айвазовского знают все, но, оказывается, и Михаил Ткаченко являлся одним из главных маринистов Российской империи. В 1902 году он был назначен на должность главного художника Главного морского штаба России. "Он сам сродни своим шедеврам", — написал когда-то о живописце Михаиле Степановиче Ткаченко французский художественный критик. Ткаченко даже называли "Последний маринист Российской империи"...
Михаил Ткаченко. В мастерской скульптора. 1891. Государственный русский музей. Михаил Степанович Ткаченко — замечательный украинский живописец и график, мастер пейзажной живописи и маринист. В качестве пенсионера Академии художеств продолжил обучение во Франции, в художественной Академии французского художника-реалиста и педагога Фернана Кормона. После окончания Академии поселился в Париже, регулярно приезжая на родину. Об этой работе Ткаченко писал матери из Парижа: "Через две недели надеюсь послать в Петербург четыре картины…Третья чисто жанровая, по ней меня окончательно не должны узнать, изображает внутренность мастерской скульптора, который в позе усердного работника трудится над барельефом из глины…". Эта работа была приобретена государем-императором для Музея Александра III в Санкт-Петербурге (ныне — Государственный Русский музей) Айвазовского знают все, но, оказывается, и Михаил Ткаченко являлся одним из главных маринистов Российской империи. В 1902 году он был назначен на должность главного художника Главного морского штаба России. "Он сам сродни своим шедеврам", — написал когда-то о живописце Михаиле Степановиче Ткаченко французский художественный критик. Ткаченко даже называли "Последний маринист Российской империи"...
Иван Порфиров. Лавка старьевщика в Венеции. 1892- 1895. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Ростов. 
Право слово, если бы не одежда  персонажей - все, как и сегодня... Такой и мы видим Венецию! Уроженец Костромской губернии Иван Порфиров в своей пенсионерской поездке предпочел Италию, в Риме его приняли в свой круг художники Александр и Павел Сведомские, Степан Бакалович, Генрих Семирадский. Павел Сведомский говорил о младшем коллеге: "Вот у Порфирова и воздух, и солнце, а меня заела сухая дюссельдорфская школа, не могу из нее выбраться!".  Аромат к картине: зеленый, древесно-акватический, призванный показать размеренность обычного венецианского дня. Легкий ветерок доносит запахи стоячей воды, прохладного серого камня и ветоши. Запах пропыленной лавки с тканями, развешанными за окнами, передан аккордами инжирного листа, сухого табака и пачули. Оттенки сырой древесины в аромате изображают гондолы и весла, пропитанные влагой. Композиция аромата, как и сама картина, исполнена в чуть приглушенных тонах и ощущается как бы сквозь легкую дымку.  Самое необычное во всем этом то, что авторы ароматов - незрячие парфюмеры проекта Pure Sense...
Иван Порфиров. Лавка старьевщика в Венеции. 1892- 1895. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Ростов. Право слово, если бы не одежда персонажей - все, как и сегодня... Такой и мы видим Венецию! Уроженец Костромской губернии Иван Порфиров в своей пенсионерской поездке предпочел Италию, в Риме его приняли в свой круг художники Александр и Павел Сведомские, Степан Бакалович, Генрих Семирадский. Павел Сведомский говорил о младшем коллеге: "Вот у Порфирова и воздух, и солнце, а меня заела сухая дюссельдорфская школа, не могу из нее выбраться!". Аромат к картине: зеленый, древесно-акватический, призванный показать размеренность обычного венецианского дня. Легкий ветерок доносит запахи стоячей воды, прохладного серого камня и ветоши. Запах пропыленной лавки с тканями, развешанными за окнами, передан аккордами инжирного листа, сухого табака и пачули. Оттенки сырой древесины в аромате изображают гондолы и весла, пропитанные влагой. Композиция аромата, как и сама картина, исполнена в чуть приглушенных тонах и ощущается как бы сквозь легкую дымку. Самое необычное во всем этом то, что авторы ароматов - незрячие парфюмеры проекта Pure Sense...
В жизни бы не догадалась, что это Кустодиев! И тем не менее - Борис Кустодиев. Танцовщица в кабаре. 1904. Государственный Русский музей.
В жизни бы не догадалась, что это Кустодиев! И тем не менее - Борис Кустодиев. Танцовщица в кабаре. 1904. Государственный Русский музей.
Борис Кустодиев. Юлия Кустодиева с сыном. 1904. Антикварная галерея "Петербург". Осенью 1903 года за дипломную работу "На базаре" Кустодиев получает право пенсионерской поездки. В декабре того же года он с женой и маленьким сыном Кириллом отправляется в Париж. Там он напишет множество этюдов в Версальском парке, но любимым моделями станут жена и сын.Из-за границы Кустодиев вернется раньше срока - слишком сильной окажется тяга к России.
Борис Кустодиев. Юлия Кустодиева с сыном. 1904. Антикварная галерея "Петербург". Осенью 1903 года за дипломную работу "На базаре" Кустодиев получает право пенсионерской поездки. В декабре того же года он с женой и маленьким сыном Кириллом отправляется в Париж. Там он напишет множество этюдов в Версальском парке, но любимым моделями станут жена и сын.Из-за границы Кустодиев вернется раньше срока - слишком сильной окажется тяга к России.
Дмитрий Щербиновский. Рене. 1898. Музей-усадьба А.М.Герасимова, Тамбовская областная картинная галерея. Уроженец Саратовской губернии Дмитрий Щербиновский поступил в Академию художеств уже после окончания юридического факультета Московского университета. Особое влияние на него во время учебы оказали Павел Чистяков и Илья Репин. Представленные им "отчетные работы" после года пенсионерской поездки так понравились академикам, что ему продлевают командировку еще на год. На это раз он живет не в столицах, а в Бретани. Пишет морские виды и портреты артистки Гранд-Опера Рене. В этих работах уже просматривается близость с произведениями французских импрессионистов.
Дмитрий Щербиновский. Рене. 1898. Музей-усадьба А.М.Герасимова, Тамбовская областная картинная галерея. Уроженец Саратовской губернии Дмитрий Щербиновский поступил в Академию художеств уже после окончания юридического факультета Московского университета. Особое влияние на него во время учебы оказали Павел Чистяков и Илья Репин. Представленные им "отчетные работы" после года пенсионерской поездки так понравились академикам, что ему продлевают командировку еще на год. На это раз он живет не в столицах, а в Бретани. Пишет морские виды и портреты артистки Гранд-Опера Рене. В этих работах уже просматривается близость с произведениями французских импрессионистов.
Ефим Чепцов. Соседки (Сплетницы).1913. Иркутский областной художественный музей им.В.П.Сукачева. Ефим Чепцов, уроженец Курской губернии до поступления в Академию успел поучиться в рисовальной школе Киево-Печерской лавры и рисовальной школе Марии Тенишевой. А также поучаствовать в росписи православной церкви во Флоренции.В конце 1911 года Чепцов направляется в пенсионерскую поездку в Париж, но уже в мае 1912 отчитывается перед советом Академии работами, сделанным в Италии и  просит продлить командировку на год. Возвратившись в Италию, на Капри, он вливается в русскую диаспору - круг друзей и знакомых Максима Горького. В России он часто бывает на родине - в селе Медвенке, наблюдая за жизнью крестьян. Будто следуя завету Репина: "Не пишите Италию, пишите Курскую губернию". Но Италия у Чепцова хороша!
Ефим Чепцов. Соседки (Сплетницы).1913. Иркутский областной художественный музей им.В.П.Сукачева. Ефим Чепцов, уроженец Курской губернии до поступления в Академию успел поучиться в рисовальной школе Киево-Печерской лавры и рисовальной школе Марии Тенишевой. А также поучаствовать в росписи православной церкви во Флоренции.В конце 1911 года Чепцов направляется в пенсионерскую поездку в Париж, но уже в мае 1912 отчитывается перед советом Академии работами, сделанным в Италии и просит продлить командировку на год. Возвратившись в Италию, на Капри, он вливается в русскую диаспору - круг друзей и знакомых Максима Горького. В России он часто бывает на родине - в селе Медвенке, наблюдая за жизнью крестьян. Будто следуя завету Репина: "Не пишите Италию, пишите Курскую губернию". Но Италия у Чепцова хороша!
Ефим Чепцов. Итальянский мотив.1913. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки.
Ефим Чепцов. Итальянский мотив.1913. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки.
Исаак Бродский. Портрет Максима Горького. Капри. 1910. Мемориальный музей А.М.Горького. Об истории создания этого портрета Бродский вспоминал так: "В один из дней, получив от Алексея Максимовича записку:"Готов, приходите", мы  - группа русских художников, живших на Капри - приступили к работе над его портретом. Он позировал нам в белом костюме, сидя в плетеном кресле, положив ногу на  ногу. Ежедневно, окруженный мольбертами, он просиживал по два-три часа и так несколько недель подряд". Интересно, что у остальных получилось?))) А вообще - хорошо же они там все жили, на Капри...
Исаак Бродский. Портрет Максима Горького. Капри. 1910. Мемориальный музей А.М.Горького. Об истории создания этого портрета Бродский вспоминал так: "В один из дней, получив от Алексея Максимовича записку:"Готов, приходите", мы - группа русских художников, живших на Капри - приступили к работе над его портретом. Он позировал нам в белом костюме, сидя в плетеном кресле, положив ногу на ногу. Ежедневно, окруженный мольбертами, он просиживал по два-три часа и так несколько недель подряд". Интересно, что у остальных получилось?))) А вообще - хорошо же они там все жили, на Капри...
Александр Савинов. Балкон, увитый цветами. Рим. 1910. Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова.
Александр Савинов. Балкон, увитый цветами. Рим. 1910. Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова.
Иссак Бродский. Дети на берегу моря. Капри.1909-1919.
Иссак Бродский. Дети на берегу моря. Капри.1909-1919.
Михаил Демьянов. На реке у белого моста. Конец 19-начало 20 веков. Химкинская картинная галерея им.С.Н.Горшина. Михаил Демьянов родился в Пермской губернии, художественное образование начал получать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставником был Исаак Левитан. В 1910-м оканчивает курс в Академии художеств и получает гправо на год пенсионерской поездки по Европе. По результатам поездки президент Академии Великая княгиня Мария Павловна лично распорядилась продлить заграничное содержание живописцу еще на год. В пенсионерских работах Демьянова видна увлеченность его теми странами, которые он посетил, и интерес к стилю современных ему западных художников. Пуантилизму в том числе.
Михаил Демьянов. На реке у белого моста. Конец 19-начало 20 веков. Химкинская картинная галерея им.С.Н.Горшина. Михаил Демьянов родился в Пермской губернии, художественное образование начал получать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставником был Исаак Левитан. В 1910-м оканчивает курс в Академии художеств и получает гправо на год пенсионерской поездки по Европе. По результатам поездки президент Академии Великая княгиня Мария Павловна лично распорядилась продлить заграничное содержание живописцу еще на год. В пенсионерских работах Демьянова видна увлеченность его теми странами, которые он посетил, и интерес к стилю современных ему западных художников. Пуантилизму в том числе.
Михаил Демьянов. Фламандская женщина. 1913. KGallery, Санкт-Петербург.
Михаил Демьянов. Фламандская женщина. 1913. KGallery, Санкт-Петербург.
Михаил Демьянов. Пейзаж города Амстердам. 1912. Краснодарский краевой художественный музей им.Ф.А.Коваленко
Михаил Демьянов. Пейзаж города Амстердам. 1912. Краснодарский краевой художественный музей им.Ф.А.Коваленко
Иван Куликов. Итальянки.1905. Муромский историко-художественный музей. В Академии наставником Куликова был Илья Репин. И по рекомендации Репина в Париже он особое внимание уделяет посещению Салонов. В течение следующих лет "парижские краски" проявятся в работах молодого живописца. Не знаю, как насчет парижских красок, но итальянский мотив очень хорош!
Иван Куликов. Итальянки.1905. Муромский историко-художественный музей. В Академии наставником Куликова был Илья Репин. И по рекомендации Репина в Париже он особое внимание уделяет посещению Салонов. В течение следующих лет "парижские краски" проявятся в работах молодого живописца. Не знаю, как насчет парижских красок, но итальянский мотив очень хорош!
Иван Мясоедов. Голова старухи. Портрет итальянки Антониэтты. 1911. Государстввенный Русский музей. Сын известного художника-передвижника Григория Мясоедова. В пенсионерской поездке входил в круг Максима Горького на Капри. Очень современное лицо у этой натурщицы, и как-то совсем не хочется называть ее старухой. Запросто представлю ее где-нибудь в горах на треккинговой тропе)))
Иван Мясоедов. Голова старухи. Портрет итальянки Антониэтты. 1911. Государстввенный Русский музей. Сын известного художника-передвижника Григория Мясоедова. В пенсионерской поездке входил в круг Максима Горького на Капри. Очень современное лицо у этой натурщицы, и как-то совсем не хочется называть ее старухой. Запросто представлю ее где-нибудь в горах на треккинговой тропе)))
Константин Горбатов. Кьоджа. 1910-е. Государственный Русский музей. Живописна была когда-то эта "прабабушка Венеции"!
Константин Горбатов. Кьоджа. 1910-е. Государственный Русский музей. Живописна была когда-то эта "прабабушка Венеции"!
Исаак Бродский. Сказка.1911. Государственный художественный музей Ханты-Мансийск. Далеко же оказалась эта действительно сказочная картина, написанная на Капри! Бродский написал ее в 1911 году, когда гостил у Максима Горького в Италии, на острове Капри. Писатель был первым, кому Исаак Израилевич показал готовую работу. Бродский представил её под названием «Вечная сказка». А Горький сказал, что это тавтология, как «масло масляное», потому что всякая сказка вечна. И картина стала называться просто «Сказка».
Исаак Бродский. Сказка.1911. Государственный художественный музей Ханты-Мансийск. Далеко же оказалась эта действительно сказочная картина, написанная на Капри! Бродский написал ее в 1911 году, когда гостил у Максима Горького в Италии, на острове Капри. Писатель был первым, кому Исаак Израилевич показал готовую работу. Бродский представил её под названием «Вечная сказка». А Горький сказал, что это тавтология, как «масло масляное», потому что всякая сказка вечна. И картина стала называться просто «Сказка».
Художник изобразил на картине некий собирательный образ чудесного итальянского городка. Как же хочется вот сию минуту там оказаться, на этой уютной площади, среди нарядных людей!
Художник изобразил на картине некий собирательный образ чудесного итальянского городка. Как же хочется вот сию минуту там оказаться, на этой уютной площади, среди нарядных людей!
А на первом плане - могучее дерево, цветы и плоды, и в  центре внимания - павлины. Оказывается, павлин в христианстве - символ бессмертия.
А на первом плане - могучее дерево, цветы и плоды, и в центре внимания - павлины. Оказывается, павлин в христианстве - символ бессмертия.
Искусствоведы единодушны в своём мнении: чувство восхищения щедростью южного края превратило эту картину в гимн средиземноморской природе. А цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи по стилю написания очень напоминает средневековые гобелены…
Искусствоведы единодушны в своём мнении: чувство восхищения щедростью южного края превратило эту картину в гимн средиземноморской природе. А цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи по стилю написания очень напоминает средневековые гобелены…
И даже просто ствол дерева и цветы хочется рассматривать и рассматривать...
И даже просто ствол дерева и цветы хочется рассматривать и рассматривать...
На следующем этаже музея выставка продолжалась работами уже не выпускников Петербургской Академии художеств, а тех современных им европейских авторов, чье искусство молодых русских художников вдохновляло. Едва ли не в каждом письме или академическом отчете "отличников" встречалось упоминание барбизонской школы. Пейзажи и жанровые сцены Теодора Руссо, Виржиля Нарцисса, Диаса де ла Пенья, Шарля Франсуа Добиньи, Жюля Дюпре и Констана Трайона производили впечатление совершенно новым подходом к изображению природы. В основе их метода лежала постоянная работа на пленэре и внимательное изучение натуры; формат полотен барбизонцев был камерным, а палитра  - оригинальной и весьма отличной от академической. "Небольшими, простыми, но близкими сердцу" называл их картины Исаак Бродский. Барбизонская школа во многом предвосхитила поиски импрессионистов, став важным этапом в европейской живописи.
На следующем этаже музея выставка продолжалась работами уже не выпускников Петербургской Академии художеств, а тех современных им европейских авторов, чье искусство молодых русских художников вдохновляло. Едва ли не в каждом письме или академическом отчете "отличников" встречалось упоминание барбизонской школы. Пейзажи и жанровые сцены Теодора Руссо, Виржиля Нарцисса, Диаса де ла Пенья, Шарля Франсуа Добиньи, Жюля Дюпре и Констана Трайона производили впечатление совершенно новым подходом к изображению природы. В основе их метода лежала постоянная работа на пленэре и внимательное изучение натуры; формат полотен барбизонцев был камерным, а палитра - оригинальной и весьма отличной от академической. "Небольшими, простыми, но близкими сердцу" называл их картины Исаак Бродский. Барбизонская школа во многом предвосхитила поиски импрессионистов, став важным этапом в европейской живописи.
Антуан Воллон. Натюрморт. Вторая половина 19-го века. ГМИИ им.А.С.Пушкина. В молодости Воллон был впечатлен натюрмортами голландских мастеров 17-го века, что отразилось в собственных работах мастера. Он писал в разных жанрах, но наиболее известны именно его натюрморты на темном фоне с пристальным вниманием к фактуре предметов. Воллона связывали дружеские отношения с Франсуа Добиньи, Оноре Домье и Александром Дюма-сыном, который активно приобретал полотна мастера и приглашал его погостить в своем доме в Нормандии. Высоко ценил натюрморты Воллона Василий Поленов. Он писал Ивану Крамскому из Парижа: "У нас главным образом имеет значение ЧТО сделано, а тут, КАК сделано. Например за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных тазов мастера первым живописцем, и, пожалуй, не без резону. Это Vоllon".
Антуан Воллон. Натюрморт. Вторая половина 19-го века. ГМИИ им.А.С.Пушкина. В молодости Воллон был впечатлен натюрмортами голландских мастеров 17-го века, что отразилось в собственных работах мастера. Он писал в разных жанрах, но наиболее известны именно его натюрморты на темном фоне с пристальным вниманием к фактуре предметов. Воллона связывали дружеские отношения с Франсуа Добиньи, Оноре Домье и Александром Дюма-сыном, который активно приобретал полотна мастера и приглашал его погостить в своем доме в Нормандии. Высоко ценил натюрморты Воллона Василий Поленов. Он писал Ивану Крамскому из Парижа: "У нас главным образом имеет значение ЧТО сделано, а тут, КАК сделано. Например за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных тазов мастера первым живописцем, и, пожалуй, не без резону. Это Vоllon".
Андерс Цорн. Купальщица. 1897. ГМИИ им.А.С.Пушкина. Мало кто из живописцев конца 19-го начала 20-го веков удостаивался такой же прижизненной славы, как швед Андерс Цорн. Мальчик из крестьянской семьи сделал блестящую карьеру, окончив Художественно-промышленную школу и Академию художеств в Стокгольме. с 1888-го года Цорн работает в Париже. Свободная и смелая манера, усвоенная им во Франции была близка искусству импрессионистов.Жанр ню стал одним из основных в творчестве мастера.
Но наибольшую известность ему принесли портреты: среди его заказчиков были шведские короли, американские президенты, финансисты из разных городов и государств. Клиентами Цорна были и состоятельные люди Российской империи (Савва Мамонтов, например), где творчеством художника восхищались коллеги, а критики приписывали "цорнизм" то одному, то другому художнику. Считалось, что под влиянием его манеры работали Валентин Серов (и ведь в самом деле..., сбегала, посмотрела портреты Цорна), Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Абрам Архипов. В 1887 году Сергей Дягилев организовал в Санкт-Петербурге выставку скандинавских художников, на которой были представлены более 20 живописных и графических работ Андерса Цорна. "Паганини живописи" называл Цорна Илья Репин.
Андерс Цорн. Купальщица. 1897. ГМИИ им.А.С.Пушкина. Мало кто из живописцев конца 19-го начала 20-го веков удостаивался такой же прижизненной славы, как швед Андерс Цорн. Мальчик из крестьянской семьи сделал блестящую карьеру, окончив Художественно-промышленную школу и Академию художеств в Стокгольме. с 1888-го года Цорн работает в Париже. Свободная и смелая манера, усвоенная им во Франции была близка искусству импрессионистов.Жанр ню стал одним из основных в творчестве мастера. Но наибольшую известность ему принесли портреты: среди его заказчиков были шведские короли, американские президенты, финансисты из разных городов и государств. Клиентами Цорна были и состоятельные люди Российской империи (Савва Мамонтов, например), где творчеством художника восхищались коллеги, а критики приписывали "цорнизм" то одному, то другому художнику. Считалось, что под влиянием его манеры работали Валентин Серов (и ведь в самом деле..., сбегала, посмотрела портреты Цорна), Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Абрам Архипов. В 1887 году Сергей Дягилев организовал в Санкт-Петербурге выставку скандинавских художников, на которой были представлены более 20 живописных и графических работ Андерса Цорна. "Паганини живописи" называл Цорна Илья Репин.
Паскаль Даньян-Бувре. Благословение новобрачных. 1880-1881. ГМИИ им.А.С.Пушкина.  Художник был представителем натуралистической школы живописи, отличавшейся вниманием к деталям и подробностям в сюжетах повседневной жизни простых людей. Интересно, что в своей работе Даньян-Бувре использовал возможности фотграфии, позволявшей более точно воспроизводить лица людей и детали интерьеров. Внутри этой жанровой композиции написаны несколько натюрмортов (ваза на столе), что роднит манеру Даньян-Бувре с живописью малых голландцев 17-го века.
Паскаль Даньян-Бувре. Благословение новобрачных. 1880-1881. ГМИИ им.А.С.Пушкина. Художник был представителем натуралистической школы живописи, отличавшейся вниманием к деталям и подробностям в сюжетах повседневной жизни простых людей. Интересно, что в своей работе Даньян-Бувре использовал возможности фотграфии, позволявшей более точно воспроизводить лица людей и детали интерьеров. Внутри этой жанровой композиции написаны несколько натюрмортов (ваза на столе), что роднит манеру Даньян-Бувре с живописью малых голландцев 17-го века.
"Благословение новобрачных" было отнесено критиками к лучшим работам автора. Она была выставлена на парижском Салоне 1882 года и вскоре была приобретена Сергеем Третьяковым. Художник Сергей Виноградов после посещения особняка Третьякова вспоминал: "Увидели изумительное живописное разрешение солнечного света, рефлексов в светлой комнате французского деревенского дома и на милых загорелых личиках и белых платьях невестиных подружек в картине Даньян-Бувре "Благословение новобрачных"
"Благословение новобрачных" было отнесено критиками к лучшим работам автора. Она была выставлена на парижском Салоне 1882 года и вскоре была приобретена Сергеем Третьяковым. Художник Сергей Виноградов после посещения особняка Третьякова вспоминал: "Увидели изумительное живописное разрешение солнечного света, рефлексов в светлой комнате французского деревенского дома и на милых загорелых личиках и белых платьях невестиных подружек в картине Даньян-Бувре "Благословение новобрачных"
С фокусом все в порядке. Вот так - чуть смазанно - картина написана. Гастон Ла Туш. Ночной праздник на воде. 1896. ГМИИ им.А.С.Пушкина. Навеянные рокайльными полотнами Ватто и Фрагонара, галантные сцены Ла Туша исполнены атмосферой загадочности и символической многозначности. Стиль этот привлекал многочисленных клиентов и Ла Туш часто получал заказы на роспись интерьеров. Работы Ла Туша очень нравились Борису Кустодиеву, что неудивительно, мне кажется...
С фокусом все в порядке. Вот так - чуть смазанно - картина написана. Гастон Ла Туш. Ночной праздник на воде. 1896. ГМИИ им.А.С.Пушкина. Навеянные рокайльными полотнами Ватто и Фрагонара, галантные сцены Ла Туша исполнены атмосферой загадочности и символической многозначности. Стиль этот привлекал многочисленных клиентов и Ла Туш часто получал заказы на роспись интерьеров. Работы Ла Туша очень нравились Борису Кустодиеву, что неудивительно, мне кажется...
А это уже не из "отличников". Картина из постоянной экспозиции музея. Но мимо пройти не смогла - Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911. Чудо ведь! Настоящее "Окно в лето"...
А это уже не из "отличников". Картина из постоянной экспозиции музея. Но мимо пройти не смогла - Николай Богданов-Бельский. Лето. 1911. Чудо ведь! Настоящее "Окно в лето"...

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому