Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
И снова спасибо газете «Метро»! Именно там прочитала, что во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря 20-го апреля открылась выставка «Веер с историей», которая должна была продлиться меньше месяца, но — видимо, не в последнюю очередь благодаря газетному анонсу — «народ пошёл», и пошёл активно, вследствие чего знакомство с веерами и работой реставраторов, возрождающих их к жизни, продлили до 18-го июня.
Билеты, кстати сказать, исключительно он-лайн, вход — по сеансам, группы не более 15 человек. Мне повезло оказаться в числе «первых ласточек», потому на шестичасовом сеансе в будний день «группа» была всего из трех жаждущих. Причем один из нас, как ни странно, был мужеского полу. Ни за что бы не подумала, что «мальчикам» интересна эта тема.
То ли дело девочки! Кто из нас не делал себе в детстве опахал из сложенных гармошкой тетрадных листочков?.. А уж привезенный мамами-бабушками-тетушками веер с видами кавказских или крымских курортов на пластинах казался настоящим сокровищем!
Хотя подобная тяга к этому дамскому аксессуару, вообще говоря, настоящая загадка: подозреваю, лишь единицы имеют в родословной особ, которые некогда блистали на балах или прогуливались по набережной Ялты или галерее Пятигорска под кружевными зонтиками с кружевными же веерами, и тем не менее!
Некая хронология в построении экспозиции есть, но цель ее вовсе не рассказ о возникновении и эволюции веера — мы же в центре реставрации! И именно работа мастеров, порой буквально из ничего воссоздающих красоту, здесь главное. Рядом с каждым веером — фото «было-стало». Правда, фото эти сильно бликуют, потому и показывать их здесь не буду. (Сами веера тоже фотографировать было проблематично, т. к. каждый из них помещен в прозрачный бокс).
Но вот для примера описание работы над одним из вееров — «Купание Дианы», он будет среди фото в альбоме: «Проведен демонтаж соединительного штифта, после этого от экрана отделены поломанные, грубо склеенные пластины, гарды, удалены бытовые заклейки на экране. Отстающие от основы фрагменты фольги распрямлены и подклеены на прежние места. С отделенных пластин сняты фиксирующие чинку элементы, представляющие собой различные виды материалов от перламутра и пластика до фрагментов лезвия. Поверхность веера очищена от загрязнений, пятен и следов клея. Пластины склеены на подготовленные дублирующие подложки, утраченная пластина выполнена из прозрачного материала. Склейка разрывов основы проведена с расслоением экрана и подведением реставрационной бумаги между двумя половинами экрана. Соединительный штифт очищен от загрязнений и покрыт консервирующим составом. Проведен монтаж всех частей веера».
Уфффф! «Труд этот, Ваня, был страшно громаден»… Но, представляю, как это интересно, и какая радость, когда, благодаря твоим усилиям, побитый жизнью замарашка вновь предстает во всей красе!
Наиприятнейшая девушка-сотрудница центра об истории вееров все-таки нам немного рассказала. (Вообще рассказ длится час, и пролетает он моментально!)
Считается, что завезены веера были в Европу торговцами и миссионерами (иезуитами в частности) из Китая и Японии. И стоили поначалу очень дорого: во-первых, редкостная диковина, во-вторых, слоновая кость, изящная роспись золотом и т. п. Потому и воспринимались первые веера предметом статусным. Однако, европейские мастера быстро научились заморский аксессуар копировать, а затем, пожалуй и превзошли восточные оригиналы, во всяком случае точно сделали декор вееров более разнообразным. И уже к середине восемнадцатого столетия весь высший свет Европы обзавелся престижной новинкой. Причем в то время обладателями ее были и мужчины.
Постепенно производство вееров набирало обороты и в эпоху рококо они становятся непременным аксессуаром не только аристократии, но и менее привилегированных сословий. Тем не менее, «По взмаху и манере держать веер можно отличить княгиню от графини, а маркизу от буржуазки» (мадам де Сталь). Искусству этому обучали с детства.
Все наверняка слышали, что из просто элегантного аксессуара веер превратился в неплохого помощника в делах амурных. Но вот о том, что «языком веера» владела только аристократия, я не знала.
Вот несколько примеров тайного шифра опахал:
Однако с середины 19-го века язык веера постепенно перестает использоваться, веер снова становится лишь непременной частью дамского образа. Становится модным иметь к каждому наряду свой веер. Особым шиком считались веера из страусовых перьев, из-за чего бедные птицы были почти уничтожены.
Наряду с веерами роскошными, все больше производится самых простых, например, в рекламных целях. Существовали даже веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр, веера — пригласительные билеты и веера-меню.
В динамичном двадцатом веке веера какое-то время сохранялись как элемент туалетов светских львиц или кинозвезд, но, все же, применение их постепенно сходит на нет. Некий всплеск интереса к вееру наблюдался лишь в эпоху New Look, когда ненадолго в модный образ вернулись корсеты (разумеется, в облегченном виде) и широкие многослойные юбки.
Веер — создание хрупкое, потому немногие сохранившиеся так ценны, и теперь бережно реставрируются и экспонируются в музеях.