Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 11:45
Фотоальбом

Вологда. Кружева. И не только вологодские!

SM-A325F
65 43

Как уже упоминала в отзыве об отеле, Вологда мне обеспечила приветственный снегопад в начале мая — сильнейший! Буквально ни зги видно не было по пути от вокзала. К счастью, светопреставление это аккурат возле дверей «Палисада» и закончилось, но впечатление произвело неизгладимое))). Потому, даже после пары-тройки часов в тепле, в уютной отельной кроватке, и при том, что с неба более ничего не сыпалось, гулять меня не очень-то тянуло. В результате знакомство с городом начала с Музея кружева, который, разумеется, в заранее составленном списке «посетить» значился, но никак не во главе оного.

А не во главе, потому, что не раз — и на Туристере в том числе — читала, что не слишком музей впечатлил… Но, хотя бы не «отметиться» в городе кружева в таком музее было бы категорически неправильно. Тем более, что расположен он буквально в нескольких шагах от моего «Палисада». В случае еще какой-нибудь погодной пакости можно быстренько вернуться «домой».

Так вот и получилось, что первым делом в Вологде я предстала перед кассиром музея, которая поинтересовалась: «Вам билет только на основную экспозицию или и на выставку? У нас сейчас выставка проходит. Тоже кружева». Ну, и спасибо большое и небесной канцелярии с ее нервическими заскоками (на улицу не хотелось совсем), и тем, кому музей показался не слишком интересным: «Если основная экспозиция не ах, и погода мерзковатая, значит точно надо идти на выставку», — подумала я.

Называлась она «Шелковая нить, протянутая сквозь века». Зашла в совершенно пустой зал — группы сюда не водят — и возле первой же витрины обмерла от восторга! Что за чудо такое?!

Оказалось в Вологду с визитом прибыли кружева из городка Кадом (ударное, А) Рязанской области. В Кадоме издавна существует уникальный промысел, завораживающий красотой рукотворного кружевного чуда. Зародился он еще во времена Петра Великого, повелевшего подданным одеваться по-европейски. Брабантские и венецианские кружева стоили баснословно дорого, да и велика Россия — кружева понадобилось много, потому решено было наладить собственное его производство.

Вот и в Кадомский монастырь выписали мастериц из Венеции, чтобы обучить насельниц искусству игольной вышивки. Ученицы оказались способными, освоив технику игольного кружева, обогатили его исконно русскими образами, узорами, орнаментами. И вскоре изготовленная ими красота обрела собственное имя — «кадомский вениз».

Расцвет кадомского кружевного промысла связан с именем местной помещицы М. А. Новосельцевой, которая в 1904-м году организовала пункт приема кружева и вышивки от крестьянок окрестных сёл. А через три года ее дочь М. Ю. Авинова открывает в Кадоме школу-мастерскую, в которой крестьянки обучались и вышивке вениз, и технике филейной вышивки.

Несколько работ такой вышивки по сетке (филе) тоже представлены на выставке. Они, конечно, не столь изящны, как вениз, но тоже хороши.

К счастью, после 1917-го промысел не зачах, в 1927-м из мастериц-надомниц организовали промыслово-кооперативную артель «Пробуждение» (угу… кружево и «артель», надо ж было додуматься…). Работы кадомских вышивальщиц в довоенные годы отправляли на экспорт, представляли на международных выставках в Париже и Милане.

А вот годы Великой Отечественной войны для артели оказались разрушительными… Изделия первых послевоенных лет были бедны ассортиментом и отличались низким художественным уровнем. Искусство вениза было почти забыто.

Возрождение его началось только в 70-х годах прошлого века. О том, как создается вениз, можно посмотреть фильм и фотографии с пояснениями, но мне это не сильно помогло))) Ничегошеньки не поняла, кроме того, что чудо оно чудо и есть…

В нежном роскошном кадомском венизе используются только натуральные ткани высочайшего качества — батист, маркизет, шелк, первоклассные хлопок и лён. Для самой вышивки применяются шелковые нити. Узоры кружевных шедевров создаются исключительно фантазией художников, без использования компьютерных программ. Каждое изделие фабрики «Кадомский вениз» — подлинное произведение искусства. Работа очень и очень кропотливая. Недаром в подписях к экспонатам выставки указано время их изготовления. Вениз меня совершенно пленил, очаровал, заворожил…

Потому в первых залах постоянной экспозиции музея поначалу показалось мрачновато и скучновато… Но, к счастью, лишь поначалу! Потому что и здесь тоже шедевров предостаточно, пусть и совершенно иных, в технике, в общем, знакомой, хотя такой же непонятной, как и вениз))) Тоже фильм посмотрела и точно так же не уразумела, каким образом из всех этих движений коклюшками получается кружево. С другой стороны, может и хорошо, что не уразумела — пусть эти ажурные шедевры так и останутся загадкой и волшебством!

Столешник "Мечта". 2004 год. Шелковая нить, маркизет. Игольная вышивка "вениз", 77х91 см. Время изготовления 776 часов.
Столешник "Мечта". 2004 год. Шелковая нить, маркизет. Игольная вышивка "вениз", 77х91 см. Время изготовления 776 часов.
Торшеры с кружевными абажурами.  Машинная вышивка в технике ришелье. Скатерть "Надежда", 2010 год.  Лен, игольная вышивка "вениз" с элементами машинной вышивки, 120х120 см. Время изготовления 596 часов.
Торшеры с кружевными абажурами. Машинная вышивка в технике ришелье. Скатерть "Надежда", 2010 год. Лен, игольная вышивка "вениз" с элементами машинной вышивки, 120х120 см. Время изготовления 596 часов.
Панно "Таисия", 2016 год. Шелковая нить, маркизет, игольная вышивка "вениз", d 75см. Время изготовления 1212 часов.
Панно "Таисия", 2016 год. Шелковая нить, маркизет, игольная вышивка "вениз", d 75см. Время изготовления 1212 часов.
А это образец филейной вышивки - вышивки по сетке. В послевоенные годы искусство вениза было почти забыто, однако кадомским мастерицам удалось сохранить высокий уровень вышивки филе. Ну, а тематика - в духе времени! Салфетка филейная "60 лет Октября", хлопок, 46х46см.
А это образец филейной вышивки - вышивки по сетке. В послевоенные годы искусство вениза было почти забыто, однако кадомским мастерицам удалось сохранить высокий уровень вышивки филе. Ну, а тематика - в духе времени! Салфетка филейная "60 лет Октября", хлопок, 46х46см.
Накидка на подушку, 1960. Хлопок, филейная вышивка, 97х97см. Как паутинка!
Накидка на подушку, 1960. Хлопок, филейная вышивка, 97х97см. Как паутинка!
Салфетка филейная, 1960 год.  Хлопок, мулине, 50х50см
Салфетка филейная, 1960 год. Хлопок, мулине, 50х50см
Дорожка филейная, 1960 год, хлопок, 40х82см. Идеологическое панно показалось простоватым после вениза, но уже со следующей витрины я и над филейной вышивкой ахала - чудо ведь тоже!
Дорожка филейная, 1960 год, хлопок, 40х82см. Идеологическое панно показалось простоватым после вениза, но уже со следующей витрины я и над филейной вышивкой ахала - чудо ведь тоже!
Скатерть филейная, 1965 год. Мулине, 188х280см. Ну не восторг ли? Причем, сетку-основу почти не видно...
Скатерть филейная, 1965 год. Мулине, 188х280см. Ну не восторг ли? Причем, сетку-основу почти не видно...
Столешник "Сказки Востока", 2014 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, d71 см. Время изготовления, увы, в кадр не попало.
Столешник "Сказки Востока", 2014 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, d71 см. Время изготовления, увы, в кадр не попало.
Палантин "Хрустальный", 2010 год. Шелковая нить, шифон, вышивка вениз, 51х195см. Время изготовления 2372 часа.
Палантин "Хрустальный", 2010 год. Шелковая нить, шифон, вышивка вениз, 51х195см. Время изготовления 2372 часа.
Каждое чудо хотелось рассмотреть в подробностях. Это фрагмент предыдущего палантина. Решительно не представляю, как на шифоне можно ТАКОЕ изобразить... Ведь жуть какой капризный материал!
Каждое чудо хотелось рассмотреть в подробностях. Это фрагмент предыдущего палантина. Решительно не представляю, как на шифоне можно ТАКОЕ изобразить... Ведь жуть какой капризный материал!
Дорожка "Сияющая звезда", 2018 год. Лен, вышивка вениз с элементами машинной вышивки, 53х205см. Время изготовления 400 часов
Дорожка "Сияющая звезда", 2018 год. Лен, вышивка вениз с элементами машинной вышивки, 53х205см. Время изготовления 400 часов
Фрагмент дорожки поближе.
Фрагмент дорожки поближе.
Панно "Золотой петушок", 2020 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, 44х52 см. Время изготовления 790 часов. Неожиданно "мало"!
Панно "Золотой петушок", 2020 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, 44х52 см. Время изготовления 790 часов. Неожиданно "мало"!
По мне так эту невероятность сотворить очень сложно, а вот поди ж ты - "всего" 790!
По мне так эту невероятность сотворить очень сложно, а вот поди ж ты - "всего" 790!
Столешник "Мираж" (по мне так тут ВСЁ сплошной мираж... ), 1992 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, 74х164 см. Время изготовления 2680 часов.
Столешник "Мираж" (по мне так тут ВСЁ сплошной мираж... ), 1992 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, 74х164 см. Время изготовления 2680 часов.
Оплечье, 2021 год. Шелкова нить, шифон, вышивка вениз, 66х54 см. Время изготовления 685 часов.
Оплечье, 2021 год. Шелкова нить, шифон, вышивка вениз, 66х54 см. Время изготовления 685 часов.
Салфетки. Шелк, вышивка вениз. d 25 и 25, 5 см. Время изготовления соответственно 72 и 81 часов. Господи, Боже! Кто-то примерно за 10 рабочих дней может создать такой вот крохотный шедевр...
Салфетки. Шелк, вышивка вениз. d 25 и 25, 5 см. Время изготовления соответственно 72 и 81 часов. Господи, Боже! Кто-то примерно за 10 рабочих дней может создать такой вот крохотный шедевр...
Панно "Царевна-Лебедь", 1999 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, d80 см. Время изготовления - 1080 часов.
Панно "Царевна-Лебедь", 1999 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, d80 см. Время изготовления - 1080 часов.
Один из залов выставки. Жилет "Елена", 2019 год. Шелковая нить, шифон, вышивка вениз. Время изготовления 2510 часов. А в руке дама держит... новогодний шарик! Правда, это уже машинная вышивка.
Один из залов выставки. Жилет "Елена", 2019 год. Шелковая нить, шифон, вышивка вениз. Время изготовления 2510 часов. А в руке дама держит... новогодний шарик! Правда, это уже машинная вышивка.
Болеро "Надежда", 2017 год. Шелковая нить, шифон, вышивка вениз. Время изготовления 2372 часа.
Болеро "Надежда", 2017 год. Шелковая нить, шифон, вышивка вениз. Время изготовления 2372 часа.
Столешник "Кадомский узор", 2015 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, 52х76 см. Время изготовления 756 часов.
Столешник "Кадомский узор", 2015 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, 52х76 см. Время изготовления 756 часов.
Просто бабочка...
Просто бабочка...
Платочек носовой, 2000 год. Шелковая нить, батист, вышивка вениз, 20х20 см. Время изготовления 26 часов.
Платочек носовой, 2000 год. Шелковая нить, батист, вышивка вениз, 20х20 см. Время изготовления 26 часов.
Панно "Возрождение", 2002 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, 66х76 см. Время изготовления 1233 часа.
Панно "Возрождение", 2002 год. Шелковая нить, маркизет, вышивка вениз, 66х76 см. Время изготовления 1233 часа.
Панно "Неопалимая купина", 2003 год. Шелк, вышивка вениз, 80х93см. Время изготовления 928 часов.
Панно "Неопалимая купина", 2003 год. Шелк, вышивка вениз, 80х93см. Время изготовления 928 часов.
Эта витрина у окна бликовала нещадно, особенно обидно было, что именно в ней представлена была единственная вышивка в черном цвете. Палантин "Хрустальный", 2015 год. Шелковая нить, шифон, вышивка вениз, 51х195см. Время изготовления 2372 часа.
Эта витрина у окна бликовала нещадно, особенно обидно было, что именно в ней представлена была единственная вышивка в черном цвете. Палантин "Хрустальный", 2015 год. Шелковая нить, шифон, вышивка вениз, 51х195см. Время изготовления 2372 часа.
Покрывало "Хрустальное", 2010 год. Лен, вышивка вениз с элементами машинной вышивки., 210х200 см.
Время изготовления 2372 часа.
Покрывало "Хрустальное", 2010 год. Лен, вышивка вениз с элементами машинной вышивки., 210х200 см. Время изготовления 2372 часа.
Фрагмент предыдущего покрывала.
Фрагмент предыдущего покрывала.
Биличенко Елена Георгиевна - учредитель фабрики "Кадомский вениз". Проект "Русская женщина - Преображение Нации". "Дом русской одежды Валентины Аверьяновой",  "Мастерская парадного портрета Павла Ваана&Леонида Семенюк"
Биличенко Елена Георгиевна - учредитель фабрики "Кадомский вениз". Проект "Русская женщина - Преображение Нации". "Дом русской одежды Валентины Аверьяновой", "Мастерская парадного портрета Павла Ваана&Леонида Семенюк"
Ну, а это уже основная экспозиция. Кружева здесь показались куда "грубее" предыдущих и поначалу несколько разочаровали. Изделия в этой витрине выполнены по сколкам (так у кружевниц называется рисунок по которому плетут) начала 20 века.
Ну, а это уже основная экспозиция. Кружева здесь показались куда "грубее" предыдущих и поначалу несколько разочаровали. Изделия в этой витрине выполнены по сколкам (так у кружевниц называется рисунок по которому плетут) начала 20 века.
Но вскоре уже и здесь чуть не у каждой витрины зависала, рассматривая детали... Скатерть "Цветная", 1920-1923. 153х153 см.
Не знала, что во время работы прикасаться к нитям не положено. Запачкаются! Ведь большое изделие плести можно и по два года... А стирать готовое изделие не принято. Потому перед работой - вымыть руки, а по ее окончании - коклюшки.
Но вскоре уже и здесь чуть не у каждой витрины зависала, рассматривая детали... Скатерть "Цветная", 1920-1923. 153х153 см. Не знала, что во время работы прикасаться к нитям не положено. Запачкаются! Ведь большое изделие плести можно и по два года... А стирать готовое изделие не принято. Потому перед работой - вымыть руки, а по ее окончании - коклюшки.
Сей экспонат вогнал в ступор - гарнитур для самолета!!!!!!!!!!!!!!!! 1946 год. Спинка кресла, подлокотники для кресла. Это в каких же самолетах такое использовалось?!
Сей экспонат вогнал в ступор - гарнитур для самолета!!!!!!!!!!!!!!!! 1946 год. Спинка кресла, подлокотники для кресла. Это в каких же самолетах такое использовалось?!
Музей открылся в 2010-м году, залы отделаны итальянским мрамором, люстры - чешского стекла. Люстрам, похоже, обидно, что смотрят не на них, потому то и дело норовят отразиться в стеклах витрин! Панно "Достижения земледелия и животноводства в Вологодской области", 1940-1941.
Музей открылся в 2010-м году, залы отделаны итальянским мрамором, люстры - чешского стекла. Люстрам, похоже, обидно, что смотрят не на них, потому то и дело норовят отразиться в стеклах витрин! Панно "Достижения земледелия и животноводства в Вологодской области", 1940-1941.
И - да-да, это снова гарнитур для самолета))) Больше всего меня удивляло, что посетители топали себе мимо этой диковины, не удосуживаясь прочитать подписи в витринах... 1956 год. Салфетка и спинка к креслу для самолета ТУ-104.
И - да-да, это снова гарнитур для самолета))) Больше всего меня удивляло, что посетители топали себе мимо этой диковины, не удосуживаясь прочитать подписи в витринах... 1956 год. Салфетка и спинка к креслу для самолета ТУ-104.
А вот это АХ!... Скатерть "Северное сияние", 1961, d 160 см.
А вот это АХ!... Скатерть "Северное сияние", 1961, d 160 см.
И снова  - не оторваться! Скатерть "Метелица", 1982, d 230 cм.
И снова - не оторваться! Скатерть "Метелица", 1982, d 230 cм.
Фрагмент "Метелицы".
Фрагмент "Метелицы".
Некоторые большие изделия фотать было совершенно нереально. Блики, плюс на расстоянии не видно всю прелесть. Потому решила "брать" фрагменты. Скатерть "Угощаю рябиной", 1986. d 203 cм
Некоторые большие изделия фотать было совершенно нереально. Блики, плюс на расстоянии не видно всю прелесть. Потому решила "брать" фрагменты. Скатерть "Угощаю рябиной", 1986. d 203 cм
Салфетка "Паутинка", 1963, d 70 см.
Салфетка "Паутинка", 1963, d 70 см.
Скатерть "Весенний перезвон", фрагмент. 1985. d 220 cм
Скатерть "Весенний перезвон", фрагмент. 1985. d 220 cм
Скатерть "Красные цветы мои", 1998, d 220 cм
Скатерть "Красные цветы мои", 1998, d 220 cм
Скатерть "Красные цветы мои", фрагмент. Цветы и правда красным цветом выделены. Но крохотными точечками.
Скатерть "Красные цветы мои", фрагмент. Цветы и правда красным цветом выделены. Но крохотными точечками.
Ученый кот и чешская люстра)))
Ученый кот и чешская люстра)))
Панно "Аленький цветочек", 2008. 39,5х31 см
Панно "Аленький цветочек", 2008. 39,5х31 см
Панно "Святыни Вологды", 2003. 134х86см.
Панно "Святыни Вологды", 2003. 134х86см.
Справа от невесты - самый знаменитый экспонат музея кружева — трехметровая в диаметре скатерть «Снежинка», одиннадцатый проплёт (повтор, копиями их не зовут), сделанный по первоначальному сколку. Десять предыдущих раскупили крупнейшие музеи мира, хотя в 1980-е «Снежинка» стоила, как отечественный автомобиль. Рождался образец девять месяцев. 25 кружевниц выплетали детали. И лишь затем скатерть собиралась целиком с помощью иголки и тамбурного крючка.
Справа от невесты - самый знаменитый экспонат музея кружева — трехметровая в диаметре скатерть «Снежинка», одиннадцатый проплёт (повтор, копиями их не зовут), сделанный по первоначальному сколку. Десять предыдущих раскупили крупнейшие музеи мира, хотя в 1980-е «Снежинка» стоила, как отечественный автомобиль. Рождался образец девять месяцев. 25 кружевниц выплетали детали. И лишь затем скатерть собиралась целиком с помощью иголки и тамбурного крючка.
"Снежинка" фрагмент. Интересно, что мастериц для ее изготовления подбирали "по рукам" - дабы стиль исполнения деталей был максимально похож. Уверяют, что  плести кружево могут только добрые женщины...  Потому и рождается в перестуке их коклюшек сказка...
"Снежинка" фрагмент. Интересно, что мастериц для ее изготовления подбирали "по рукам" - дабы стиль исполнения деталей был максимально похож. Уверяют, что плести кружево могут только добрые женщины... Потому и рождается в перестуке их коклюшек сказка...

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому