Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 11:45
Фотоальбом

Век ЭРТЕ. По волнам фантазий Романа Тыртова

SM-A325F
47 37

«Вам на Романа нашего Петровича?», — ласково поинтересовалась кассир выставочных залов РОСИЗО. По всей вероятности, моё желание «встречи» именно с «Романом Петровичем» было для нее очевидно)).

И в Петроверигский переулок я действительно пришла ради «Века Эрте», так называлась выставка. (Очередная моя благодарность Светлане , которая посоветовала на ней побывать).

О Романе Тыртове, более известном миру под псевдонимом Эрте (по первым буквам имени и фамилии, как не трудно догадаться), я впервые узнала год назад, посетив экспозицию «Блистательный мир Art Deco. Скульптура» в Петербурге. Правда, скульптур Эрте там как раз и не было, только гравюры, и я даже не подозревала, что и этим он занимался тоже. Но гравюры впечатлили очень, и совсем сразили даты: получалось, что создавались они, когда художнику было уже за 90!

Собственно, потому и «Век Эрте», что прожил Роман Тыртов без малого сто лет: 1892 — 1990. И главное, до последнего продолжал творить…

Сфера его интересов была широчайшей: графика, мир моды, театр (художник по костюмам и сценограф), скульптура, ювелирное искусство. При том, что в любой ипостаси Эрте оставался верен своему собственному художественному стилю.

Несмотря на то, что в его творчестве сложно проследить влияние какой-либо определенной школы, среда, воспитавшая вкус и мировосприятие мастера — это дореволюционный Петербург, родной город Романа Тыртова. Театры — Мариинский, Александринка, Михайловский, театр Комиссаржевской, и особый в связи с этим интерес к творчеству Льва Бакста. Эрмитаж, где будущего художника особенно интересовали залы с греческой керамикой: часами (когда не надо было идти в школу) изучал он детали рисунков на вазах, делая копии, стараясь при этом повторить манеру древних мастеров. Уроки живописи Дмитрия Лосевского, ученика Ильи Репина…

И хотя почти вся жизнь Эрте прошла за пределами России (в 1912-м он уезжает в Париж, чтобы продолжить образование в Академии Жюлиана), его всегда называли русским художником.

В Париже он совершенствуется в доме моды знаменитого Поля Пуаре. В качестве художника по костюмам и сценографа сотрудничает с кабаре, знаменитым «Фоли-Бержер» в том числе.

В это же время начинается его работа для журналов Harper’s Bazaar и Vogue. Причем, в какой-то момент пришлось отдать предпочтение одному из них, и выбор был сделан… случайным образом. (Рассказ об этом слушала «из первых уст», посмотрев небольшой фильм в одном из залов выставки, оформленном наподобие рабочего кабинета художника).

Повезло Harper’s! Каждая обложка журнала «от Эрте» становилась событием. Впрочем, выгода была взаимной: именно стильные иллюстрации в Harper’s Bazaar во многом определили международную известность Романа Тыртова.

Взлет его карьеры был стремительным. Уже в 1920-х Эрте становится одним из самых востребованных иллюстраторов и художников по костюмам во Франции и США. В начале 20-х Роман Тыртов «одевает» приму Чикагской оперы Ганну Вальски («Тоска», «Манон», «Паяцы», «Фауст»). В 1924-м он едет в Голливуд, где создает костюмы для фильмов «Париж», «Монте Карло», «Безумие танца», «Бен Гур». Успех Эрте на «фабрике грёз» был таков, что на одной из премьер в честь «русского художника Романа де Тыртова-Эрте» оркестр исполняет «Боже, царя храни»))

В атмосферу тех лет буквально погружаешься в одном из залов выставки, где на большом экране демонстрируются отрывки из фильмов. В этом же зале выставлено и большинство скульптур Эрте. От дат — оторопь: 1985 — 1989. Помним, что год рождения художника 1892!!!

Фигурки великолепны, только очень жаль, что все они были заточены в прозрачные «кубы», которые бликовали нещадно.

Почему-то мне кажется, что столь впечатляющее творческое долголетие Эрте результат его огромной культурной эрудиции. К тем самым египетским вазам из Эрмитажа со временем присоединились декоративное богатство Востока, японские минимализм и созерцательность, наследие великих мастеров европейских школ. «Я бегу от монотонности, мне необходимо разнообразие во всех сферах моей жизни», — писал художник.

Считается, что именно Роман Тыртов оказал мощное влияние на формирование стиля ар-деко и самого образа эпохи. И его же работы возродили интерес к практически полностью забытому ар-деко в середине 60-х годов 20-го века. Персональная выставка Эрте в галерее Гроссвенор в Лондоне в 1967-м прошла с огромным успехом, а все представленные на ней произведения были куплены музеем Метрополитен. Кроме того выставка эта положила начало традиции ежегодных персональных выставок Эрте по в различных городах и странах.

Роман Тыртов оставил миру колоссальное творческое наследие и счастье, что иногда случается возможность прикоснуться к хотя бы малой части его… Время, проведенное в безмятежном созерцании его работ, прошло в каком-то ином измерении, в зачарованном мире грёз и фантазий…

В этом альбоме делюсь увиденным…

Театральная ложа. Шелковый платок в винтажной раме. США, 1980-е.
Театральная ложа. Шелковый платок в винтажной раме. США, 1980-е.
Вот таким был Роман Тыртов в молодости. Утонченный эстет. И хорошо, что еще в 1912-м уехал из России, не вписался бы он в грядущие революционные реалии никоим образом...
Вот таким был Роман Тыртов в молодости. Утонченный эстет. И хорошо, что еще в 1912-м уехал из России, не вписался бы он в грядущие революционные реалии никоим образом...
Подписи к фотографиям не было, но, думаю, внизу фото отца художника - генерал-лейтенанта флота, начальника Морского инженерного училища в Кронштадте Петра Ивановича Тыртова.
Подписи к фотографиям не было, но, думаю, внизу фото отца художника - генерал-лейтенанта флота, начальника Морского инженерного училища в Кронштадте Петра Ивановича Тыртова.
А сапожки ну очень похожи на угги! Выходит дело, и они русские корни имеют?
А сапожки ну очень похожи на угги! Выходит дело, и они русские корни имеют?
Возрождение феникса. Шелкография, угольная бумага. Нью-Йорк, 1983. Кстати, с удивлением узнала что шёлк вообще-то ни при чем))) Если только изображение в этой технике не делается на ткани, в качестве которой может быть и шёлк.
Возрождение феникса. Шелкография, угольная бумага. Нью-Йорк, 1983. Кстати, с удивлением узнала что шёлк вообще-то ни при чем))) Если только изображение в этой технике не делается на ткани, в качестве которой может быть и шёлк.
Триумф феникса. Шелкография, угольная бумага. Нью-Йорк, 1983 Это ж какая тонкая работа все эти "ворсинки" прорисовать... "Воображение главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве, игра воображения".
Триумф феникса. Шелкография, угольная бумага. Нью-Йорк, 1983 Это ж какая тонкая работа все эти "ворсинки" прорисовать... "Воображение главное в моем творчестве. Все, что я делал в искусстве, игра воображения".
Во втором десятилетии 20-го века Роман Тыртов начинает работать в модном доме Поля Пуаре. На выставке было представлено несколько платьев, созданных молодым модельером. Платье-туника на сетке. Париж, 1920-е. Помимо собственно экспонатов, на стенах залов были и  таблички с высказываниями Эрте. Таким, например: "Мода не должна напоминать униформу. Каждый должен сохранять свою индивидуальность, адаптируя моду под свойства своей личности. Мода, которая становится обязательной, неминуемо сходит со сцены".
Во втором десятилетии 20-го века Роман Тыртов начинает работать в модном доме Поля Пуаре. На выставке было представлено несколько платьев, созданных молодым модельером. Платье-туника на сетке. Париж, 1920-е. Помимо собственно экспонатов, на стенах залов были и таблички с высказываниями Эрте. Таким, например: "Мода не должна напоминать униформу. Каждый должен сохранять свою индивидуальность, адаптируя моду под свойства своей личности. Мода, которая становится обязательной, неминуемо сходит со сцены".
Восточная сказка. Шелкография, Нью-Йорк, 1982. Образ создан для обложки журнала Harper's Bazaar, декабрь 1920.  Интересно, что "зимние" обложки журналов, созданные Эрте, практически всегда были далеки от зимы. Не любил Роман Петрович зиму...
Восточная сказка. Шелкография, Нью-Йорк, 1982. Образ создан для обложки журнала Harper's Bazaar, декабрь 1920. Интересно, что "зимние" обложки журналов, созданные Эрте, практически всегда были далеки от зимы. Не любил Роман Петрович зиму...
 А это реальная обложка журнала Харперз. И как всегда у Эрте - фантазия через край: юбочка у девушки презабавная))) Конечно, обращаешь внимание на то, что в те давние времена писалось Bazar, с одной "А"
А это реальная обложка журнала Харперз. И как всегда у Эрте - фантазия через край: юбочка у девушки презабавная))) Конечно, обращаешь внимание на то, что в те давние времена писалось Bazar, с одной "А"
Зверя я не сразу и увидела! Только когда прочитала "Красавица и чудовище" присмотрелась. Шелкография, Чикаго, 1977. Когда-то и этот сюжет красовался на обложке Harper's
Зверя я не сразу и увидела! Только когда прочитала "Красавица и чудовище" присмотрелась. Шелкография, Чикаго, 1977. Когда-то и этот сюжет красовался на обложке Harper's
Вот так это выглядело. Номер журнала за февраль 1923 года. Я невольно соотносила все эти изыски с тем, как и чем жила в те годы страна победившей Октябрьской революции...
Вот так это выглядело. Номер журнала за февраль 1923 года. Я невольно соотносила все эти изыски с тем, как и чем жила в те годы страна победившей Октябрьской революции...
Художник в своем доме. Множество штор на стенах навело на мысли о том, что вполне вероятно это кабинет. Именно так, за шторами, располагались в рабочем кабинете Эрте его произведения. В процессе работы, шторы задергивались, для гостей  распахивались. "Я люблю быть один. Одиночество необходимо мне для работы и для жизни. Подобно коту я тихий и независимый по своей природе…"
Художник в своем доме. Множество штор на стенах навело на мысли о том, что вполне вероятно это кабинет. Именно так, за шторами, располагались в рабочем кабинете Эрте его произведения. В процессе работы, шторы задергивались, для гостей распахивались. "Я люблю быть один. Одиночество необходимо мне для работы и для жизни. Подобно коту я тихий и независимый по своей природе…"
И точно так же в одном из залов выставки был "подана" серия гравюр "Семь смертных грехов".  Располагались они полукругом, за шторами. На табличке рядом -  просьба задергивать шторы после просмотра. "Зависть", шелкография, 1983, Московский музей современного искусства. Разноцветные ногти - отнюдь не открытие нашего времени)))
И точно так же в одном из залов выставки был "подана" серия гравюр "Семь смертных грехов". Располагались они полукругом, за шторами. На табличке рядом - просьба задергивать шторы после просмотра. "Зависть", шелкография, 1983, Московский музей современного искусства. Разноцветные ногти - отнюдь не открытие нашего времени)))
Серия гравюр "Семь смертных грехов".  Гордыня. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства. По головам!!!
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Гордыня. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства. По головам!!!
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Прелюбодеяние. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства. Знойно!)))
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Прелюбодеяние. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства. Знойно!)))
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Лень. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства.
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Лень. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства.
Серия гравюр "Семь смертных грехов".  Чревоугодие. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства.
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Чревоугодие. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства.
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Гнев. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства.
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Гнев. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства.
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Алчность. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства.
Серия гравюр "Семь смертных грехов". Алчность. Шелкография, 1983, Московский музей современного искусства.
Вакханка. Нью-Йорк, 1988. Бронза, патинирование, эмалевые краски. Дата ошеломляет - Эрте 96 лет!!!
Вакханка. Нью-Йорк, 1988. Бронза, патинирование, эмалевые краски. Дата ошеломляет - Эрте 96 лет!!!
Цилиндры. Шелкография, Нью-Йорк, 1988. Образ создан для журнала Harper's Bazaar, ноябрь 1933
Цилиндры. Шелкография, Нью-Йорк, 1988. Образ создан для журнала Harper's Bazaar, ноябрь 1933
Фигурки хороши, такая экспрессия! Но блики "издевались" над  зрителями немилосердно. Даже смотреть было не очень удобно, а уж фотографировать и подавно...
Фигурки хороши, такая экспрессия! Но блики "издевались" над зрителями немилосердно. Даже смотреть было не очень удобно, а уж фотографировать и подавно...
Мистерия. Шелкография, Нью-Йорк, 1980. Образ создан для журнала Harper's Bazaar. Каждая из обложек Эрте несла в себе некую символическую программу, кратко сформулированную самим художником на страницах журнала. Жаль, что эти "пояснения" не приведены в подписях. С другой стороны - ничто не ограничивает полет вашей собственной фантазии...
Мистерия. Шелкография, Нью-Йорк, 1980. Образ создан для журнала Harper's Bazaar. Каждая из обложек Эрте несла в себе некую символическую программу, кратко сформулированную самим художником на страницах журнала. Жаль, что эти "пояснения" не приведены в подписях. С другой стороны - ничто не ограничивает полет вашей собственной фантазии...
Вот эта красотка почему-то была без подписи. Но хотя надпись за дамой относится к гравюре на стене, мне почему-то кажется, что и фигурку можно так назвать.
Вот эта красотка почему-то была без подписи. Но хотя надпись за дамой относится к гравюре на стене, мне почему-то кажется, что и фигурку можно так назвать.
Директория. Нью-Йорк, 1985, бронза, патинирование, эмалевые краски.
Директория. Нью-Йорк, 1985, бронза, патинирование, эмалевые краски.
Мир. (Globe). 1985. Бронза, патинирование, эмалевые краски.
Мир. (Globe). 1985. Бронза, патинирование, эмалевые краски.
Французский петух. Шелкография. Нью-Йорк, 1982.
Французский петух. Шелкография. Нью-Йорк, 1982.
И статуэтка по мотивам.
И статуэтка по мотивам.
Вообще каждую статуэтку хотелось рассмотреть со всех сторон. А этот ракурс в фото добавила, т.к. под таким углом бликов было поменьше.
Вообще каждую статуэтку хотелось рассмотреть со всех сторон. А этот ракурс в фото добавила, т.к. под таким углом бликов было поменьше.
Главный зал выставки напоминал театр или кинотеатр. Даже со зрительными местами. Можно было сесть на диванчик и посмотреть отрывки из фильмов, в создании сценографии и костюмов которых принимал участие Роман Тыртов.  Вот здесь -  <a rel="nofollow noreferrer noopener" onclick="AddGoToLog(this, '');" href="https://apreleva1409.tourister.ru/videos/16632" class="ext_link" target="_blank">https://apreleva1409.tourister.ru/videos/16632</a>  - маленький кусочек фильма "Великий Зигфельд", посвященного знаменитому американскому продюсеру Флоренсу Зигфельду. Как же пышно и красиво!
Главный зал выставки напоминал театр или кинотеатр. Даже со зрительными местами. Можно было сесть на диванчик и посмотреть отрывки из фильмов, в создании сценографии и костюмов которых принимал участие Роман Тыртов. Вот здесь - https://apreleva1409.tourister.ru/videos/16632 - маленький кусочек фильма "Великий Зигфельд", посвященного знаменитому американскому продюсеру Флоренсу Зигфельду. Как же пышно и красиво!
Авеню. Шелкография с золотым тиснением, угольная бумага. Нью-Йорк, 1985
Авеню. Шелкография с золотым тиснением, угольная бумага. Нью-Йорк, 1985
Влюбленные и идол. Шелкография. Нью-Йорк, 1980
Влюбленные и идол. Шелкография. Нью-Йорк, 1980
Платье с бахромой и вуалью. Шелкография с серебряным тиснением. США, 1985.
Платье с бахромой и вуалью. Шелкография с серебряным тиснением. США, 1985.
Платье с бахромой и вуалью. Шелкография с серебряным тиснением. США, 1985. Фрагмент.
Платье с бахромой и вуалью. Шелкография с серебряным тиснением. США, 1985. Фрагмент.
Дама на предыдущей гравюре показалась мне родственной вот этой статуэтке. Может быть поза?.. Монако. Нью-Йорк, 1989, бронза, патинирование, эмалевые краски.
Дама на предыдущей гравюре показалась мне родственной вот этой статуэтке. Может быть поза?.. Монако. Нью-Йорк, 1989, бронза, патинирование, эмалевые краски.
Вот здесь блики были ну очень обидны! До того хороша фигурка!
Вот здесь блики были ну очень обидны! До того хороша фигурка!
Трапеция. Шелкография. Лондон, 1983.
Трапеция. Шелкография. Лондон, 1983.
Эрте с Барброй Стрейзанд. Похожи, нет?)))
Эрте с Барброй Стрейзанд. Похожи, нет?)))
Самое удивительное, что и с этой дамой похожи тоже, хотя  Барбру она не напоминает ничем.  А самой красивой женщиной, которую он когда-либо встречал, Роман Тыртов называл оперную певицу Лину Кавальери: "В ней были не только красота в чистом виде, но также женский шарм и элегантность. Вот три основные качества..."
Самое удивительное, что и с этой дамой похожи тоже, хотя Барбру она не напоминает ничем. А самой красивой женщиной, которую он когда-либо встречал, Роман Тыртов называл оперную певицу Лину Кавальери: "В ней были не только красота в чистом виде, но также женский шарм и элегантность. Вот три основные качества..."
Цикл гравюр "Четыре эмоции". Равнодушие. Шелкография. Чикаго, 1982.
Цикл гравюр "Четыре эмоции". Равнодушие. Шелкография. Чикаго, 1982.
Цикл гравюр "Четыре эмоции".  Любовь.   Шелкография. Чикаго, 1982.
Цикл гравюр "Четыре эмоции". Любовь. Шелкография. Чикаго, 1982.
Цикл гравюр "Четыре эмоции". Ревность.   Шелкография. Чикаго, 1982.
Цикл гравюр "Четыре эмоции". Ревность. Шелкография. Чикаго, 1982.
Цикл гравюр "Четыре эмоции". Печаль. Шелкография. Чикаго, 1982.
Цикл гравюр "Четыре эмоции". Печаль. Шелкография. Чикаго, 1982.
Черная роза. Шелкография. Нью-Йорк, 1975
Черная роза. Шелкография. Нью-Йорк, 1975
Качели. Шелкография. Нью-Йорк, 1984
Качели. Шелкография. Нью-Йорк, 1984
Розы. Шелкография. Нью-Йорк. 1987
Розы. Шелкография. Нью-Йорк. 1987
Накидка «А-ля рюс». Шелкография с золотым тиснением. Нью-Йорк, 1989
Накидка «А-ля рюс». Шелкография с золотым тиснением. Нью-Йорк, 1989
Дебютантка. Шелкография. Нью-Йорк, 1983. Образ создан для обложки журнала "Harper’s bazaar", июль 1919 г.  На обложке, кстати, лицо дуэньи открыто. И лучше видно, "соблазнителя", который пишет на песке что-то "зовущее" для юной девы.
Дебютантка. Шелкография. Нью-Йорк, 1983. Образ создан для обложки журнала "Harper’s bazaar", июль 1919 г. На обложке, кстати, лицо дуэньи открыто. И лучше видно, "соблазнителя", который пишет на песке что-то "зовущее" для юной девы.
Эрте были созданы 250 обложек для Harper's Bazaar. Часть из них была представлена в виде гравюр, часть - в реальном виде, но больше всего  - порядка 220-ти - в оцифрованном на экране монитора. Посмотрела все)) Хотя сначала думала, что это слишком много.
Эрте были созданы 250 обложек для Harper's Bazaar. Часть из них была представлена в виде гравюр, часть - в реальном виде, но больше всего - порядка 220-ти - в оцифрованном на экране монитора. Посмотрела все)) Хотя сначала думала, что это слишком много.
1919 год... Одна из самых ранних работ.
1919 год... Одна из самых ранних работ.
Летние обложки - чаще всего гимн морю, солнцу, отдыху!
Летние обложки - чаще всего гимн морю, солнцу, отдыху!
Прямо-таки мотивы русской сказки какой-то...
Прямо-таки мотивы русской сказки какой-то...
И Плейбою удалось посотрудничать с Эрте)))
И Плейбою удалось посотрудничать с Эрте)))
Оригинальная у дамы прическа. Съедобная судя по всему)))
Оригинальная у дамы прическа. Съедобная судя по всему)))
Разнофактурные листики...
Разнофактурные листики...
После дождя. Шелкография. Нью-Йорк, 1980
После дождя. Шелкография. Нью-Йорк, 1980
Пламя любви. Шелкография. Нью-Йорк, 1982
Пламя любви. Шелкография. Нью-Йорк, 1982
Платье из цветочных лепестков. Шелкография. Нью-Йорк, 1990
Платье из цветочных лепестков. Шелкография. Нью-Йорк, 1990
Шторм. Шелкография с золотым тиснением. Нью-Йорк, 1987
Шторм. Шелкография с золотым тиснением. Нью-Йорк, 1987
Шторм. Шелкография с золотым тиснением. Нью-Йорк, 1987.
Две эти работы, видимо, представляют собой "дуэт", но вот на нижней никакого шторма я совсем не наблюдаю...  Разве что "струи" верхнего дождя пробуждают к жизни ростки в земле?
Шторм. Шелкография с золотым тиснением. Нью-Йорк, 1987. Две эти работы, видимо, представляют собой "дуэт", но вот на нижней никакого шторма я совсем не наблюдаю... Разве что "струи" верхнего дождя пробуждают к жизни ростки в земле?
Туалетный столик природы. Шелкография. Нью-Йорк, 1985. Образ создан для обложки журнала "Harper’s bazaar".
Туалетный столик природы. Шелкография. Нью-Йорк, 1985. Образ создан для обложки журнала "Harper’s bazaar".
Зимние мечты о пальмах Ривьеры. Шелкография. Нью-Йорк, 1979. Образ создан для обложки журнала «Harper’s bazaar»
Зимние мечты о пальмах Ривьеры. Шелкография. Нью-Йорк, 1979. Образ создан для обложки журнала «Harper’s bazaar»
Спящая красавица. Шелкография. Нью-Йорк, 1983. Галерея Lea. - Образ создан для обложки журнала «Harper’s bazaar», декабрь 1923.
Спящая красавица. Шелкография. Нью-Йорк, 1983. Галерея Lea. - Образ создан для обложки журнала «Harper’s bazaar», декабрь 1923.
Весеннее платье Венеры. Шелкография. Нью-Йорк, 1983. Образ создан для обложки журнала "Harper’s bazaar", апрель 1921
Весеннее платье Венеры. Шелкография. Нью-Йорк, 1983. Образ создан для обложки журнала "Harper’s bazaar", апрель 1921
Весеннее платье Венеры. Фрагмент.
Весеннее платье Венеры. Фрагмент.
Без малого век - действительно! И до последних дней творил...
Без малого век - действительно! И до последних дней творил...
Можно только порадоваться и  - слегка! -  позавидовать, что столь долгая жизнь была насыщенной и благополучной...
Можно только порадоваться и - слегка! - позавидовать, что столь долгая жизнь была насыщенной и благополучной...

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому