Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
«Вам на Романа нашего Петровича?», — ласково поинтересовалась кассир выставочных залов РОСИЗО. По всей вероятности, моё желание «встречи» именно с «Романом Петровичем» было для нее очевидно)).
И в Петроверигский переулок я действительно пришла ради «Века Эрте», так называлась выставка. (Очередная моя благодарность Светлане , которая посоветовала на ней побывать).
О Романе Тыртове, более известном миру под псевдонимом Эрте (по первым буквам имени и фамилии, как не трудно догадаться), я впервые узнала год назад, посетив экспозицию «Блистательный мир Art Deco. Скульптура» в Петербурге. Правда, скульптур Эрте там как раз и не было, только гравюры, и я даже не подозревала, что и этим он занимался тоже. Но гравюры впечатлили очень, и совсем сразили даты: получалось, что создавались они, когда художнику было уже за 90!
Собственно, потому и «Век Эрте», что прожил Роман Тыртов без малого сто лет: 1892 — 1990. И главное, до последнего продолжал творить…
Сфера его интересов была широчайшей: графика, мир моды, театр (художник по костюмам и сценограф), скульптура, ювелирное искусство. При том, что в любой ипостаси Эрте оставался верен своему собственному художественному стилю.
Несмотря на то, что в его творчестве сложно проследить влияние какой-либо определенной школы, среда, воспитавшая вкус и мировосприятие мастера — это дореволюционный Петербург, родной город Романа Тыртова. Театры — Мариинский, Александринка, Михайловский, театр Комиссаржевской, и особый в связи с этим интерес к творчеству Льва Бакста. Эрмитаж, где будущего художника особенно интересовали залы с греческой керамикой: часами (когда не надо было идти в школу) изучал он детали рисунков на вазах, делая копии, стараясь при этом повторить манеру древних мастеров. Уроки живописи Дмитрия Лосевского, ученика Ильи Репина…
И хотя почти вся жизнь Эрте прошла за пределами России (в 1912-м он уезжает в Париж, чтобы продолжить образование в Академии Жюлиана), его всегда называли русским художником.
В Париже он совершенствуется в доме моды знаменитого Поля Пуаре. В качестве художника по костюмам и сценографа сотрудничает с кабаре, знаменитым «Фоли-Бержер» в том числе.
В это же время начинается его работа для журналов Harper’s Bazaar и Vogue. Причем, в какой-то момент пришлось отдать предпочтение одному из них, и выбор был сделан… случайным образом. (Рассказ об этом слушала «из первых уст», посмотрев небольшой фильм в одном из залов выставки, оформленном наподобие рабочего кабинета художника).
Повезло Harper’s! Каждая обложка журнала «от Эрте» становилась событием. Впрочем, выгода была взаимной: именно стильные иллюстрации в Harper’s Bazaar во многом определили международную известность Романа Тыртова.
Взлет его карьеры был стремительным. Уже в 1920-х Эрте становится одним из самых востребованных иллюстраторов и художников по костюмам во Франции и США. В начале 20-х Роман Тыртов «одевает» приму Чикагской оперы Ганну Вальски («Тоска», «Манон», «Паяцы», «Фауст»). В 1924-м он едет в Голливуд, где создает костюмы для фильмов «Париж», «Монте Карло», «Безумие танца», «Бен Гур». Успех Эрте на «фабрике грёз» был таков, что на одной из премьер в честь «русского художника Романа де Тыртова-Эрте» оркестр исполняет «Боже, царя храни»))
В атмосферу тех лет буквально погружаешься в одном из залов выставки, где на большом экране демонстрируются отрывки из фильмов. В этом же зале выставлено и большинство скульптур Эрте. От дат — оторопь: 1985 — 1989. Помним, что год рождения художника 1892!!!
Фигурки великолепны, только очень жаль, что все они были заточены в прозрачные «кубы», которые бликовали нещадно.
Почему-то мне кажется, что столь впечатляющее творческое долголетие Эрте результат его огромной культурной эрудиции. К тем самым египетским вазам из Эрмитажа со временем присоединились декоративное богатство Востока, японские минимализм и созерцательность, наследие великих мастеров европейских школ. «Я бегу от монотонности, мне необходимо разнообразие во всех сферах моей жизни», — писал художник.
Считается, что именно Роман Тыртов оказал мощное влияние на формирование стиля ар-деко и самого образа эпохи. И его же работы возродили интерес к практически полностью забытому ар-деко в середине 60-х годов 20-го века. Персональная выставка Эрте в галерее Гроссвенор в Лондоне в 1967-м прошла с огромным успехом, а все представленные на ней произведения были куплены музеем Метрополитен. Кроме того выставка эта положила начало традиции ежегодных персональных выставок Эрте по в различных городах и странах.
Роман Тыртов оставил миру колоссальное творческое наследие и счастье, что иногда случается возможность прикоснуться к хотя бы малой части его… Время, проведенное в безмятежном созерцании его работ, прошло в каком-то ином измерении, в зачарованном мире грёз и фантазий…
В этом альбоме делюсь увиденным…