Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 0:54
Фотоальбом

Две новые выставки в музее Тропинина в Москве

SM-A325F
42 35

И снова я навестила музей Тропинина и художников его времени. В уютном особнячке в Щетининском переулке прежде всего хорошо… Толп посетителей, мне кажется, не бывает там никогда, а потому возникает ощущение, что все, что видишь — чуть ли не персонально для тебя… Замечательное чувство сопричастности возникает!

Не сказала бы, что ждала чего-то невероятного от выставки «Учитель и ученик. Традиции в русской школе живописи», но была уверена, что непременно отыщется что-то душу радующее. Собственно, так и получилось.

На примере представленных работ (50 полотен) предлагалось проследить этапы становления русского искусства в стенах двух «институций» — Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ — лихая аббревиатура))). И это в самом деле оказалось интересно. Даже некое «генеалогическое» древо было в одном из залов изображено: кто у кого учился.

А начался в России поворот от средневекового искусства к новому благодаря все тому же Петру I. Его указом в 1706 году в Петербурге была организована Канцелярия городских дел, с 1723-го переименованная в Канцелярию от строений. Первым ее руководителем был француз Луи Каравак. Ведомство отвечало за строительство и украшение города, объединяя архитекторов, скульпторов, художников. Вскоре в составе Канцелярии образовалась «живописная команда», в которую вошли молодые русские художники, постигавшие искусство живописи. По образцу иностранных академий Каравак впервые в России ввел рисование обнаженной натуры и копирование работ старых мастеров.

В 1757 году десять учеников, в числе которых были Алексей Антропов и Федор Рокотов обучались живописи под руководством итальянца Пьетро Антонио Ротари в доме известного просветителя того времени И. И. Шувалова на Итальянской улице. В 1764-м указом Екатерины II на основе этого класса была создана Императорская Академия Художеств.

Вооот! Когда бы это я по собственной инициативе заинтересовалась процессом организации столь почтенного учебного заведения?))) Есть и хорошо. А оказывается, вон как все интересно: Петр, Екатерина…

В Москве постепенно складывалась собственная живописная среда, в 1832 году здесь образовалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на формирование именно московской традиции оказал В. А. Тропинин. И пусть выпускники училища не становились «академиками», среди выпускников его — Владимир Маковский, Василий Поленов, Абрам Архипов, Исаак Левитан, Апполинарий Васнецов. Некоторые, кстати, потом продолжали образование в ИАХ.

В анонсе в выставке говорится, что посетив ее, «вы получите «прекрасную возможность не только изучить развитие традиции и наставничества в русском искусстве, но и познакомиться с великолепными образцами национального искусства кисти известных и неизвестных нам отечественных художников». И, кстати, да, некоторые имена мне совсем не были знакомы, а работы понравились… «Что-то для души» нашлось и немало!

Еще на входе из вестибюля в залы смотрительница музея (очень внимательная дама, я ее помню по предыдущим визитам! Сразу отмечает тех, кому действительно интересно, подсказывает, советует) удивила меня известием, что новых выставок у них не одна, а две! Почему-то о второй анонсов мне не попадалось.

Впрочем, я поначалу без особого энтузиазма восприняла известие, о возможности посмотреть еще и литографии из частных коллекций.

Клуб коллекционеров графики (есть, оказывается, и такой!) второй раз представил в музее Тропинина работы из собраний любителей эстампа. Причем самые ранние образцы искусства литографии, начиная с 1810 года. Техника литографии была изобретена в Германии в 1796 году Алоисом Зенефельдером и первоначально использовалась для тиражирования текстов, нот и карт (что в смутную эпоху наполеоновских войн было особенно актуально).

Изображение получалось следующим образом: на известковую плиту с ровной зернистой поверхностью специальным жировым карандашом наносился рисунок, который после травления и покрытия краской, переводился на бумагу. Техника литографии допускает печать огромных тиражей без потери качества, делая финальный «продукт» более дешевым и доступным.

Первой отечественной литографской мастерской, которая занялась художественной продукцией, была мастерская при Военно-топографическом депо Главного штаба в Петербурге. Литографией чрезвычайно увлеклись выдающиеся русские художники того времени — Венецианов, Боровиковский, Петр Соколов. Во Франции — Луи-Леопольд Буальи, Клод и Орас Верне, Доминик Виван-Денон. Именно Россия и Франция стали в тот период центрами литографского искусства. Темы и жанры литографии — разнообразны: портрет, пейзаж, батальные сцены, карикатуры.

И все они представлены на небольшой выставке (два зала) в музее Тропинина. Недавно отгремевшие сражения с Наполеоном еще будоражили умы, литографированные листы с изображением святых заполняли прилавки церковных лавок, интерьеры дворянских дворцов и мещанских квартирок украшались видами Санкт-Петербурга, Москвы и их окрестностей. В моду вошла и репортажная литография, изображавшая, к примеру, судебные процессы (были такие листы на выставке, но уж очень мрачные, не захотелось фотать…)

Несмотря на разность задач, все изображения 1810–1820 годов роднит высочайшее художественное качество. Именно поэтому литография этого периода сразу стала предметом интереса собирателей произведений изящных искусств в прошлом, и продолжает привлекать коллекционеров сегодня.

И оказалось, что не только коллекционеров и ценителей))) Честно говоря, я собиралась быстренько по «литографским» залам проскочить, только чтобы не обижать ту самую смотрительницу, но — зависла! Листы эти и правда интересны! О «художественном качестве» не мне судить, но сюжеты — что-то занимательно, что-то смешно, что-то — из серии «А как это было когда-то?» — заставляют всматриваться. В общем, спасибо доброй женщине, что не «позволила» мимо пройти. Надеюсь, и вам будет любопытно взглянуть.

Щукин Степан Семенович. Портрет императора Павла I. Около 1800. Из собрания музея Тропинина. С.С. Щукин - русский живописец и педагог, создавший обширную галерею портретов времен царствования Екатерины II, Павла I, Александра I. Был принят в ИАХ из Воспитательного дома. Обучался у Д.Г.Левицкого. Стажировался за границей. По возвращении в С.-Петербург был назначен преподавателем портретного живописного класса, в котором обучался в том числе и В.А.Тропинин. Чем, собственно, меня и заинтересовал  - учитель Тропинина, выходит дело!
Щукин Степан Семенович. Портрет императора Павла I. Около 1800. Из собрания музея Тропинина. С.С. Щукин - русский живописец и педагог, создавший обширную галерею портретов времен царствования Екатерины II, Павла I, Александра I. Был принят в ИАХ из Воспитательного дома. Обучался у Д.Г.Левицкого. Стажировался за границей. По возвращении в С.-Петербург был назначен преподавателем портретного живописного класса, в котором обучался в том числе и В.А.Тропинин. Чем, собственно, меня и заинтересовал - учитель Тропинина, выходит дело!
Тропинин Василий Андреевич. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844. Из собрания музея Тропинина.
В.А. Тропинин был крепостным графа И.И.Моркова. в 1798 - 1804 учился в портретном классе С.С.Щукина в ИАХ. После чего был отозван графом из Академии, жил в селе графа, выполняя обязанности слуги. В 1823 получил вольную. Жил и работал в Москве. Был почетным членом Московского художественного общества, стоял у истоков Училища живописи, ваяния и зодчества. Оставил огромное живописное наследие - более 3000 произведений.
Тропинин Василий Андреевич. Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль. 1844. Из собрания музея Тропинина. В.А. Тропинин был крепостным графа И.И.Моркова. в 1798 - 1804 учился в портретном классе С.С.Щукина в ИАХ. После чего был отозван графом из Академии, жил в селе графа, выполняя обязанности слуги. В 1823 получил вольную. Жил и работал в Москве. Был почетным членом Московского художественного общества, стоял у истоков Училища живописи, ваяния и зодчества. Оставил огромное живописное наследие - более 3000 произведений.
Тропининскую "Кружевницу" знают, мне кажется, абсолютно все. Но для меня открытием стало, что, оказывается, существует по-крайней мере пять авторских повторений этого портрета. Жанровый портрет пользовался популярностью в то время и его часто заказывали художнику. Труд кружевниц был нелегким, нередко к 25 годам девушки лишались зрения...Тропинин образ кружевницы романтизирует, показывая нам живой кокетливый взгляд красавицы на миг оторвавшейся от работы.
Тропининскую "Кружевницу" знают, мне кажется, абсолютно все. Но для меня открытием стало, что, оказывается, существует по-крайней мере пять авторских повторений этого портрета. Жанровый портрет пользовался популярностью в то время и его часто заказывали художнику. Труд кружевниц был нелегким, нередко к 25 годам девушки лишались зрения...Тропинин образ кружевницы романтизирует, показывая нам живой кокетливый взгляд красавицы на миг оторвавшейся от работы.
На этого господина я поначалу и внимания не обратила: приятное лицо, но не более того... Хорошо, что прочитала все же о нем. Оказывается Артемий Иванович Воронцов (сенатор, действительный тайный советник) был крестным Пушкина! А автор этого портрета знаменитый Федор Рокотов. Как и Тропинин родившийся крепостным и лишь в 25 лет получивший вольную.
На этого господина я поначалу и внимания не обратила: приятное лицо, но не более того... Хорошо, что прочитала все же о нем. Оказывается Артемий Иванович Воронцов (сенатор, действительный тайный советник) был крестным Пушкина! А автор этого портрета знаменитый Федор Рокотов. Как и Тропинин родившийся крепостным и лишь в 25 лет получивший вольную.
Вот даже и не припомню, видела ли раньше портрет Анны Леопольдовны? Племянницы императрицы Анны Иоанновны. После смерти императрицы два года была регентшей при малолетнем сыне -императоре Иоанне Антоновиче, затем была свергнута Елизаветой Петровной и отправлена в ссылку. Портрет работы Луи Каравака, придворного живописца трех монархов: ПетраI, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Обучал живописному мастерству русских учеников.  Багет определенно чересчур роскошный,  дама кажется совсем мелкой в таком обрамлении)))
Вот даже и не припомню, видела ли раньше портрет Анны Леопольдовны? Племянницы императрицы Анны Иоанновны. После смерти императрицы два года была регентшей при малолетнем сыне -императоре Иоанне Антоновиче, затем была свергнута Елизаветой Петровной и отправлена в ссылку. Портрет работы Луи Каравака, придворного живописца трех монархов: ПетраI, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Обучал живописному мастерству русских учеников. Багет определенно чересчур роскошный, дама кажется совсем мелкой в таком обрамлении)))
А этот господин выглядит, если бы не костюм, вполне современно. Был Матвей Семенович Бегичев инженером, генерал-поручиком, известным переводчиком немецких научных трудов. Портрет написан Иваном Яковлевичем Вишняковым в 1757 году. И.Я.Вишняков как раз был одним из учеников Луи Каравака. Стал признанным мастером портрета в стиле рококо. Со временем и сам руководил "живописной командой" при Канцелярии от строений.
А этот господин выглядит, если бы не костюм, вполне современно. Был Матвей Семенович Бегичев инженером, генерал-поручиком, известным переводчиком немецких научных трудов. Портрет написан Иваном Яковлевичем Вишняковым в 1757 году. И.Я.Вишняков как раз был одним из учеников Луи Каравака. Стал признанным мастером портрета в стиле рококо. Со временем и сам руководил "живописной командой" при Канцелярии от строений.
Узнали? Я  - нет))) Ни разу не видела изображения прославленного нашего генералиссимуса Суворова с заметным брюшком! 
 А на минуточку писал этот портрет сам Левицкий (1786) и вряд ли он погрешил против истины.
Узнали? Я - нет))) Ни разу не видела изображения прославленного нашего генералиссимуса Суворова с заметным брюшком! А на минуточку писал этот портрет сам Левицкий (1786) и вряд ли он погрешил против истины.
Все же очень хорошо, что портреты на выставке сопровождались пояснениями. Вот, например - некий сановник, коих видишь всегда в музеях великое множество. Но - именно в дом на Морской улице в Санкт-Петербурге, владел которым Петр Васильевич Завадовский  (первый министр народного просвещения), изображенный на портрете,   был отправлен будущий живописец Тропинин для обучения... у француза-кондитера месье Фримана! Автор портрета Иоганн-Баттист Лампи, австрийский живописец итальянского происхождения, мастер парадного портрета. в 1792 был приглашен Екатериной II   в С.-Петербург, где в течение пяти лет работал при дворе. Оказал большое влияние на Д.Г.Левицкого, давал частные уроки, в  т.ч. В.Л.Боровиковскому.
Все же очень хорошо, что портреты на выставке сопровождались пояснениями. Вот, например - некий сановник, коих видишь всегда в музеях великое множество. Но - именно в дом на Морской улице в Санкт-Петербурге, владел которым Петр Васильевич Завадовский (первый министр народного просвещения), изображенный на портрете, был отправлен будущий живописец Тропинин для обучения... у француза-кондитера месье Фримана! Автор портрета Иоганн-Баттист Лампи, австрийский живописец итальянского происхождения, мастер парадного портрета. в 1792 был приглашен Екатериной II в С.-Петербург, где в течение пяти лет работал при дворе. Оказал большое влияние на Д.Г.Левицкого, давал частные уроки, в т.ч. В.Л.Боровиковскому.
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Варвары АндреевныТомиловой,  жены А.Р. Томилова, участника войны 1812 г., коллекционера, мецената, знатока русской истории и истории искусства.
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Варвары АндреевныТомиловой, жены А.Р. Томилова, участника войны 1812 г., коллекционера, мецената, знатока русской истории и истории искусства.
Неизвестный художник круга А.Г.Венецианова. (1838) Девушка с пасхальным яйцом. Крупные, однако, яйца в ту пору куры несли... Или это гусиные?
Неизвестный художник круга А.Г.Венецианова. (1838) Девушка с пасхальным яйцом. Крупные, однако, яйца в ту пору куры несли... Или это гусиные?
Неизвестный художник 19 века. Копия с картины А.Г. Венецианова "Мальчик, надевающий лапти". 1840-е. Такое впечатление, что рама не по размеру - правая нога мальчонки не поместилась!
Неизвестный художник 19 века. Копия с картины А.Г. Венецианова "Мальчик, надевающий лапти". 1840-е. Такое впечатление, что рама не по размеру - правая нога мальчонки не поместилась!
Мокрицкий Аполлон Николаевич. Портрет девочки в белом платочке.1853. А.Н.Мокрицкий - русский живописец, педагог, мастер салонно-академического портрета середины 19-го века. Будучи вольнослушателем ИАХ учился у А.Г.Венецианова, затем, поступив в Академию, стал учеником К.П.Брюллова. с 1851 - преподаватель Московского училища живописи и ваяния. Среди его учеников - Константин Маковский, Иван Шишкин, Василий Перов. Запросто бы подумала, что автор именно Константин Маковский, у него тоже всегда дети очаровательны!
Мокрицкий Аполлон Николаевич. Портрет девочки в белом платочке.1853. А.Н.Мокрицкий - русский живописец, педагог, мастер салонно-академического портрета середины 19-го века. Будучи вольнослушателем ИАХ учился у А.Г.Венецианова, затем, поступив в Академию, стал учеником К.П.Брюллова. с 1851 - преподаватель Московского училища живописи и ваяния. Среди его учеников - Константин Маковский, Иван Шишкин, Василий Перов. Запросто бы подумала, что автор именно Константин Маковский, у него тоже всегда дети очаровательны!
Собственно, вот уже и он: Константин Маковский. Портрет девочки. Конец 19-го века. По окончании ИАХ претендовал на Большую золотую медаль, однако, отказавшись, вместе с другими 13-ю студентами, писать дипломную работу на тему скандинавской мифологии, покинул Академию, не получив диплома.
Собственно, вот уже и он: Константин Маковский. Портрет девочки. Конец 19-го века. По окончании ИАХ претендовал на Большую золотую медаль, однако, отказавшись, вместе с другими 13-ю студентами, писать дипломную работу на тему скандинавской мифологии, покинул Академию, не получив диплома.
Владимир Маковский. Весенний паводок. 1901. Сначала мимо проскочила, а потом внезапно обернулась, и "утонула" в этой прелести... Тот случай, когда на детях природа не отдыхает: трое сыновей и дочь Егора Маковского, живописца, одного из основателей МУЖВЗ (вот уж аббревиатура!))) стали известными художниками.
Владимир Маковский. Весенний паводок. 1901. Сначала мимо проскочила, а потом внезапно обернулась, и "утонула" в этой прелести... Тот случай, когда на детях природа не отдыхает: трое сыновей и дочь Егора Маковского, живописца, одного из основателей МУЖВЗ (вот уж аббревиатура!))) стали известными художниками.
"Московский дворик" Поленова знают, наверное, все. А это его же "Палестинский дворик в солнечный день". Этюд, из серии этюдов, написанных в путешествии по Востоку в 1881-1882 годах. Этюды эти затем использовались художником для больших его работ "Христос и грешница", "На Тивериадском озере".
"Московский дворик" Поленова знают, наверное, все. А это его же "Палестинский дворик в солнечный день". Этюд, из серии этюдов, написанных в путешествии по Востоку в 1881-1882 годах. Этюды эти затем использовались художником для больших его работ "Христос и грешница", "На Тивериадском озере".
Каким-то образом это портрет остался у меня без подписи. Но выкидывать не хочется... Очень уж бархат и меха хороши!
Каким-то образом это портрет остался у меня без подписи. Но выкидывать не хочется... Очень уж бархат и меха хороши!
Еще одна известнейшая работа Тропинина. "Девушка с горшком роз". 1850. Картина поступила в музей из собрания коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского, который приобрел ее в одном из антикварных магазинов на Арбате, как работу неизвестного художника. Опытный взгляд моментально распознал шедевр... Впоследствии выяснилось, что изначально картина находилась в музее Александра III, позднее в Русском музее, откуда была отправлена на выставку в Крым. А во время ВОВ оказалась в частных руках. С 2003-го года картина находится в  музее Тропинина на постоянном хранении. Стены музея картина не покидает никогда. И очень хорошо, хватит уже ей "путешествовать"...
Еще одна известнейшая работа Тропинина. "Девушка с горшком роз". 1850. Картина поступила в музей из собрания коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского, который приобрел ее в одном из антикварных магазинов на Арбате, как работу неизвестного художника. Опытный взгляд моментально распознал шедевр... Впоследствии выяснилось, что изначально картина находилась в музее Александра III, позднее в Русском музее, откуда была отправлена на выставку в Крым. А во время ВОВ оказалась в частных руках. С 2003-го года картина находится в музее Тропинина на постоянном хранении. Стены музея картина не покидает никогда. И очень хорошо, хватит уже ей "путешествовать"...
Лагорио Лев Феликсович. Морской пейзаж. 1900. Родился художник в семье неаполитанского вице-консула Феодосии Феликса Лагорио. Два года брал частные уроки у Ивана Айвазовского. Окончил ИАХ, получил звание профессора пейзажной живописи. Так меня озадачил вид моря на этой картине - совсем ведь "неживое" - что сбегала посмотреть другие работы автора. Понравилось! Даже и не знаю, почему для выставки выбрали именно эту...
Лагорио Лев Феликсович. Морской пейзаж. 1900. Родился художник в семье неаполитанского вице-консула Феодосии Феликса Лагорио. Два года брал частные уроки у Ивана Айвазовского. Окончил ИАХ, получил звание профессора пейзажной живописи. Так меня озадачил вид моря на этой картине - совсем ведь "неживое" - что сбегала посмотреть другие работы автора. Понравилось! Даже и не знаю, почему для выставки выбрали именно эту...
Вот уж тут - кажется даже шум прибоя слышишь!  Хоть я в свое время Айвазовского "перебрала" (в музее в Феодосии), после чего долгое время вообще его марины смотреть не хотелось, но уж море у него всегда МОРЕ!  "Побережье около Ялты. Гора Магоби". 1876.
Вот уж тут - кажется даже шум прибоя слышишь! Хоть я в свое время Айвазовского "перебрала" (в музее в Феодосии), после чего долгое время вообще его марины смотреть не хотелось, но уж море у него всегда МОРЕ! "Побережье около Ялты. Гора Магоби". 1876.
Архипов Абрам Ефимович. В деревне. 1890-е. Из собрания Нелли Кобзон. В Любимым  педагогом Архипова в МУЖВЗ был Василий Перов. А после его смерти Архипов  занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, оказало большое влияние на его творчество.
Архипов Абрам Ефимович. В деревне. 1890-е. Из собрания Нелли Кобзон. В Любимым педагогом Архипова в МУЖВЗ был Василий Перов. А после его смерти Архипов занимается у Поленова, чье искусство, полное света, радостного ощущения жизни, оказало большое влияние на его творчество.
Соколов Владимир Иванович. Монастырский двор (полдень). 1916. Из собрания Дмитрия и Татьяны Поликарповых.  В.И. Соколов - живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства.  Родился в 1872 году в Рыбинском уезде Ярославской губернии в крестьянской семье. Учился в Строгановском училище, затем окончил МУЖВЗ, учился у Поленова, Коровина, Левитана. С Левитаном они были друзьями, обменивались этюдами, вместе работали в подмосковном имении Саввы Морозова. Создал сотни живописных и графических произведений, связанных с Сергиевым Посадом.
Соколов Владимир Иванович. Монастырский двор (полдень). 1916. Из собрания Дмитрия и Татьяны Поликарповых. В.И. Соколов - живописец, график, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в 1872 году в Рыбинском уезде Ярославской губернии в крестьянской семье. Учился в Строгановском училище, затем окончил МУЖВЗ, учился у Поленова, Коровина, Левитана. С Левитаном они были друзьями, обменивались этюдами, вместе работали в подмосковном имении Саввы Морозова. Создал сотни живописных и графических произведений, связанных с Сергиевым Посадом.
Фесслер Адольф Иванович. Побережье Крыма. 1884. Еще один ученик И.К.Айвазовского. Много работая с наставником, он стал лучшим копиистом работ Айвазовского. Тем не менее смог найти собственный живописный стиль, внес немалую лепту в развитие русского морского пейзажа
Фесслер Адольф Иванович. Побережье Крыма. 1884. Еще один ученик И.К.Айвазовского. Много работая с наставником, он стал лучшим копиистом работ Айвазовского. Тем не менее смог найти собственный живописный стиль, внес немалую лепту в развитие русского морского пейзажа
А теперь - литографии. Орловский Александр Осипович. Портрет мужчины в средневековом костюме. Около 1825. Из собрания Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева. Чрезвычайно колоритный дядечка!
И тысяча извинений за блики, почему-то литографии бликовали почти все...
А теперь - литографии. Орловский Александр Осипович. Портрет мужчины в средневековом костюме. Около 1825. Из собрания Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева. Чрезвычайно колоритный дядечка! И тысяча извинений за блики, почему-то литографии бликовали почти все...
Ерифеев (Ерофеев) Николай Александрович. Мальчик-слуга, метущий комнату. 1820-е. Собрание Софьи Чапкиной. А ничего себе слуг в те времена одевали! Кабы не щетка в руках и не робкий взгляд, вполне бы за сына хозяев сошел))
Ерифеев (Ерофеев) Николай Александрович. Мальчик-слуга, метущий комнату. 1820-е. Собрание Софьи Чапкиной. А ничего себе слуг в те времена одевали! Кабы не щетка в руках и не робкий взгляд, вполне бы за сына хозяев сошел))
Лангер Валериан Платонович. Большое озеро и Чесменская колонна. Из альбома "Двенадцать видов Царского Села. Снимал и на камне рисовал воспитанник императорского лицея Валериан Лангер". 1820. Из собрания Елизаветы Романовой.
Лангер Валериан Платонович. Большое озеро и Чесменская колонна. Из альбома "Двенадцать видов Царского Села. Снимал и на камне рисовал воспитанник императорского лицея Валериан Лангер". 1820. Из собрания Елизаветы Романовой.
Лангер Валериан Платонович. Большое озеро и колоннада Камероновой галереи. Из альбома "Двенадцать видов Царского Села. Снимал и на камне рисовал воспитанник императорского лицея Валериан Лангер". 1820. Из собрания Елизаветы Романовой. Эта и предыдущая литографии особенно интересны, т.к. места-то знакомые!
Лангер Валериан Платонович. Большое озеро и колоннада Камероновой галереи. Из альбома "Двенадцать видов Царского Села. Снимал и на камне рисовал воспитанник императорского лицея Валериан Лангер". 1820. Из собрания Елизаветы Романовой. Эта и предыдущая литографии особенно интересны, т.к. места-то знакомые!
Шарль Обри. Лечение. Лист из альбома "Детские игры". 1824. Из собрания Елизаветы Романовой. Садюги, прости, Господи, а не детки...
Шарль Обри. Лечение. Лист из альбома "Детские игры". 1824. Из собрания Елизаветы Романовой. Садюги, прости, Господи, а не детки...
Шарль Обри. Папильотки. Лист из альбома "Детские игры". 1824. Из собрания Елизаветы Романовой. И снова над собачкой издеваются...
Шарль Обри. Папильотки. Лист из альбома "Детские игры". 1824. Из собрания Елизаветы Романовой. И снова над собачкой издеваются...
Гампельн Карл Иванович.Портрет графа А.Ф. Ланжерона. 1820 Собрание Татьяны и Сергея Подстаницких. Это ж надо было побывать на выставке в крохотном московском музее, чтобы узнать, что Ланжерон это не  просто название Одесского пляжа))) Вернее, что местность эта названа в честь Александра Федоровича Ланжерона, французского эмигранта, русского военачальника времен наполеновских войн, генерала от инфантерии, генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии в 1815 - 1822 годах.
Гампельн Карл Иванович.Портрет графа А.Ф. Ланжерона. 1820 Собрание Татьяны и Сергея Подстаницких. Это ж надо было побывать на выставке в крохотном московском музее, чтобы узнать, что Ланжерон это не просто название Одесского пляжа))) Вернее, что местность эта названа в честь Александра Федоровича Ланжерона, французского эмигранта, русского военачальника времен наполеновских войн, генерала от инфантерии, генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии в 1815 - 1822 годах.
Луи Леопольд Буальи. Дегустация. Лист из серии "Гримасы". 1823. Из собрания Елизаветы Романовой.
Луи Леопольд Буальи. Дегустация. Лист из серии "Гримасы". 1823. Из собрания Елизаветы Романовой.
Луи Леопольд Буальи. Прекрасное поздравление. Лист из серии "Гримасы". 1820. Из собрания Елизаветы Романовой.
Луи Леопольд Буальи. Прекрасное поздравление. Лист из серии "Гримасы". 1820. Из собрания Елизаветы Романовой.
Ну очень необычный облик Петра! Венецианов А.Г. Портрет императора Петра I.1818. Лист относится к серии из десяти портретов великих людей России, преподнесенных художником императрице Елизавете Алексеевне в марте 1819 года. Из собрания Татьяны и Сергей Подстаницких
Ну очень необычный облик Петра! Венецианов А.Г. Портрет императора Петра I.1818. Лист относится к серии из десяти портретов великих людей России, преподнесенных художником императрице Елизавете Алексеевне в марте 1819 года. Из собрания Татьяны и Сергей Подстаницких
Шарль Этьен Пьер Мотте. "Боги, если бы мадам увидела нас!" 1820-е. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких. Столик того и гляди рухнет, птичка сбежала, но поднос цел)))
Шарль Этьен Пьер Мотте. "Боги, если бы мадам увидела нас!" 1820-е. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких. Столик того и гляди рухнет, птичка сбежала, но поднос цел)))
Беггров Карл Петрович. Пейзаж с крепостью Бип (крепость Мариенталь - романтический замок 18-го века в Павловском парке). 1820. Из собрания Елизаветы Романовой. Сегодня крепость полностью восстановлена, в ней расположен отель. А вот не видела я эту прелесть... Есть повод еще разок наведаться в Павловск!
Беггров Карл Петрович. Пейзаж с крепостью Бип (крепость Мариенталь - романтический замок 18-го века в Павловском парке). 1820. Из собрания Елизаветы Романовой. Сегодня крепость полностью восстановлена, в ней расположен отель. А вот не видела я эту прелесть... Есть повод еще разок наведаться в Павловск!
Право слово - очень интересно сравнивать "было-стало"... Пожалуй арка эта в прежние времена выглядела более величественно - в отсутствие толп туристов, да и прежние костюмы гуляющих куда лучше ей соответствуют))).
Неизвестный литограф. Вид на императорский дворец со стороны Малой Миллионной улицы. 1826. Лист из серии "Новая коллекция сорока двух видов Санкт-Петербурга онаго, срисованных с натуры разными художниками с планом города, разделенным на четвероугольники для удобного оных означения. Для употребления  иностранцев". Выходит дело - нечто вроде путеводителя!  Собрание Аскольда Смирнова.
Право слово - очень интересно сравнивать "было-стало"... Пожалуй арка эта в прежние времена выглядела более величественно - в отсутствие толп туристов, да и прежние костюмы гуляющих куда лучше ей соответствуют))). Неизвестный литограф. Вид на императорский дворец со стороны Малой Миллионной улицы. 1826. Лист из серии "Новая коллекция сорока двух видов Санкт-Петербурга онаго, срисованных с натуры разными художниками с планом города, разделенным на четвероугольники для удобного оных означения. Для употребления иностранцев". Выходит дело - нечто вроде путеводителя! Собрание Аскольда Смирнова.
Луи Кортен и Виктор Адам. Церемония коронации, из коронационного альбома императора Николая I. 1828. Собрание Михаила Сеславинского.
Луи Кортен и Виктор Адам. Церемония коронации, из коронационного альбома императора Николая I. 1828. Собрание Михаила Сеславинского.
Годфруа Энгельман. Счастливого пути! 1818. Из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. Не любили таких постояльцев!
Годфруа Энгельман. Счастливого пути! 1818. Из собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. Не любили таких постояльцев!
Орас Верне. Это не кролик, это кошка! 1826. Из собрания Татьяны и Сергей Подстаницких.  Бедная киса...
Орас Верне. Это не кролик, это кошка! 1826. Из собрания Татьяны и Сергей Подстаницких. Бедная киса...
Пьер Лакруа. Император Наполеон на острове Св.Елены. 1820-е. Бумага, литография. Собрание Андрея Дзамашвили.
Прямо скажем, некомплиментарное изображение - сразу очевиден малый рост, и брюшко заметное)))
Пьер Лакруа. Император Наполеон на острове Св.Елены. 1820-е. Бумага, литография. Собрание Андрея Дзамашвили. Прямо скажем, некомплиментарное изображение - сразу очевиден малый рост, и брюшко заметное)))
Беггров Карл Петрович. Император Александр I на коне. 1821. Из частной коллекции. Ну другое же дело по сравнению с пигмеем Наполеоном)))
Беггров Карл Петрович. Император Александр I на коне. 1821. Из частной коллекции. Ну другое же дело по сравнению с пигмеем Наполеоном)))

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому