Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
И снова я навестила музей Тропинина и художников его времени. В уютном особнячке в Щетининском переулке прежде всего хорошо… Толп посетителей, мне кажется, не бывает там никогда, а потому возникает ощущение, что все, что видишь — чуть ли не персонально для тебя… Замечательное чувство сопричастности возникает!
Не сказала бы, что ждала чего-то невероятного от выставки «Учитель и ученик. Традиции в русской школе живописи», но была уверена, что непременно отыщется что-то душу радующее. Собственно, так и получилось.
На примере представленных работ (50 полотен) предлагалось проследить этапы становления русского искусства в стенах двух «институций» — Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ — лихая аббревиатура))). И это в самом деле оказалось интересно. Даже некое «генеалогическое» древо было в одном из залов изображено: кто у кого учился.
А начался в России поворот от средневекового искусства к новому благодаря все тому же Петру I. Его указом в 1706 году в Петербурге была организована Канцелярия городских дел, с 1723-го переименованная в Канцелярию от строений. Первым ее руководителем был француз Луи Каравак. Ведомство отвечало за строительство и украшение города, объединяя архитекторов, скульпторов, художников. Вскоре в составе Канцелярии образовалась «живописная команда», в которую вошли молодые русские художники, постигавшие искусство живописи. По образцу иностранных академий Каравак впервые в России ввел рисование обнаженной натуры и копирование работ старых мастеров.
В 1757 году десять учеников, в числе которых были Алексей Антропов и Федор Рокотов обучались живописи под руководством итальянца Пьетро Антонио Ротари в доме известного просветителя того времени И. И. Шувалова на Итальянской улице. В 1764-м указом Екатерины II на основе этого класса была создана Императорская Академия Художеств.
Вооот! Когда бы это я по собственной инициативе заинтересовалась процессом организации столь почтенного учебного заведения?))) Есть и хорошо. А оказывается, вон как все интересно: Петр, Екатерина…
В Москве постепенно складывалась собственная живописная среда, в 1832 году здесь образовалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на формирование именно московской традиции оказал В. А. Тропинин. И пусть выпускники училища не становились «академиками», среди выпускников его — Владимир Маковский, Василий Поленов, Абрам Архипов, Исаак Левитан, Апполинарий Васнецов. Некоторые, кстати, потом продолжали образование в ИАХ.
В анонсе в выставке говорится, что посетив ее, «вы получите «прекрасную возможность не только изучить развитие традиции и наставничества в русском искусстве, но и познакомиться с великолепными образцами национального искусства кисти известных и неизвестных нам отечественных художников». И, кстати, да, некоторые имена мне совсем не были знакомы, а работы понравились… «Что-то для души» нашлось и немало!
Еще на входе из вестибюля в залы смотрительница музея (очень внимательная дама, я ее помню по предыдущим визитам! Сразу отмечает тех, кому действительно интересно, подсказывает, советует) удивила меня известием, что новых выставок у них не одна, а две! Почему-то о второй анонсов мне не попадалось.
Впрочем, я поначалу без особого энтузиазма восприняла известие, о возможности посмотреть еще и литографии из частных коллекций.
Клуб коллекционеров графики (есть, оказывается, и такой!) второй раз представил в музее Тропинина работы из собраний любителей эстампа. Причем самые ранние образцы искусства литографии, начиная с 1810 года. Техника литографии была изобретена в Германии в 1796 году Алоисом Зенефельдером и первоначально использовалась для тиражирования текстов, нот и карт (что в смутную эпоху наполеоновских войн было особенно актуально).
Изображение получалось следующим образом: на известковую плиту с ровной зернистой поверхностью специальным жировым карандашом наносился рисунок, который после травления и покрытия краской, переводился на бумагу. Техника литографии допускает печать огромных тиражей без потери качества, делая финальный «продукт» более дешевым и доступным.
Первой отечественной литографской мастерской, которая занялась художественной продукцией, была мастерская при Военно-топографическом депо Главного штаба в Петербурге. Литографией чрезвычайно увлеклись выдающиеся русские художники того времени — Венецианов, Боровиковский, Петр Соколов. Во Франции — Луи-Леопольд Буальи, Клод и Орас Верне, Доминик Виван-Денон. Именно Россия и Франция стали в тот период центрами литографского искусства. Темы и жанры литографии — разнообразны: портрет, пейзаж, батальные сцены, карикатуры.
И все они представлены на небольшой выставке (два зала) в музее Тропинина. Недавно отгремевшие сражения с Наполеоном еще будоражили умы, литографированные листы с изображением святых заполняли прилавки церковных лавок, интерьеры дворянских дворцов и мещанских квартирок украшались видами Санкт-Петербурга, Москвы и их окрестностей. В моду вошла и репортажная литография, изображавшая, к примеру, судебные процессы (были такие листы на выставке, но уж очень мрачные, не захотелось фотать…)
Несмотря на разность задач, все изображения 1810–1820 годов роднит высочайшее художественное качество. Именно поэтому литография этого периода сразу стала предметом интереса собирателей произведений изящных искусств в прошлом, и продолжает привлекать коллекционеров сегодня.
И оказалось, что не только коллекционеров и ценителей))) Честно говоря, я собиралась быстренько по «литографским» залам проскочить, только чтобы не обижать ту самую смотрительницу, но — зависла! Листы эти и правда интересны! О «художественном качестве» не мне судить, но сюжеты — что-то занимательно, что-то смешно, что-то — из серии «А как это было когда-то?» — заставляют всматриваться. В общем, спасибо доброй женщине, что не «позволила» мимо пройти. Надеюсь, и вам будет любопытно взглянуть.