Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 22:05
Фотоальбом

Александрия. «Сельский домик» петергофских «помещиков»

SM-A325F, XZ-1
76 53

Цикл материалов Санкт-Петербург в августе 2022:

Отзыв об отеле Iolanta Apart-hotel, Санкт-Петербург

«Мелкая пластика» ар-деко. Неожиданное и тем более запоминающееся знакомство

 

«Александрией» я буквально «заболела» посмотрев цикл передач «Другие Романовы» на канале «Культура». Немалая часть из них снималась в интерьерах Коттеджа и Фермерского дворца, расположенных в этом парке. Совсем непарадные, однако, изысканные, до мелочей продуманные интерьеры «дачных домиков» императорской семьи непременно захотелось увидеть вживую. Полагаю, в значительной степени стремлению этому способствовал и стиль повествования неизменного ведущего цикла Николая Бурова — истинно петербургский, моментально погружающий в атмосферу эпохи.

Так что при первой возможности Александрия стала непременной целью одной из поездок в северную столицу. Добиралась в Петергоф на автобусе от метро Автово (маршруты 200, 204, 210). Причем, поначалу перепутала направление, и проехала одну остановку не в ту сторону, до Кировского завода. Но, оказалось, что к лучшему: там можно было спокойно сесть, а на Автово народа набилось немало. Парк Александрия немаленький, первая остановка возле него ближе к дворцу Коттедж, вторая — к Фермерскому. Вход и просто на территорию, и на все «объекты» платный. Касса — здесь же, у ворот.

Наверное, тех, кто окажется тут случайно, Александрия порядком удивит — роскоши парадного Петергофа здесь нет совсем. Больше всего этот парк похож на ухоженный лес. Но такова и была задумка.

Александрии суждено было стать не новым пышным ансамблем царской резиденции, а местом уединенного отдыха императорской семьи. Уютное семейное гнездышко стало подарком Николая I любимой супруге, которую угнетала пышность и суета больших дворцов. Когда-то юная принцесса Шарлотта предупредила своего жениха, что ей нравятся лишь «маленькие, милые, уютные и удобные вещицы».

Выходя замуж за великого князя Николая Павловича, прусская принцесса, крещенная в православии с именем Александры Федоровны, и не предполагала стать российской императрицей. Однако второй сын Павла I Константин наследовать трон после смерти старшего брата отказался, и Николаю пришлось принять царствование.

Ответственность, но и возможности! Сразу после коронации император отдал распоряжение о строительстве в дальнем уголке парковой зоны Петергофа «сельского домика» в английском стиле. Работы заняли три года, и в 1829 году чудесный маленький дворец был «преподнесен» императрице вскоре после дня ее рождения. Парк, а поначалу и сам дворец назвали Александрией.

Дом любовно обустраивался, и, в конце концов, стал олицетворением счастливой жизни в кругу семьи. А семья действительно была счастливой. Хотя брак между Николаем и Шарлоттой был заключен с учетом династических соображений, молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда, и с годами чувства их становились лишь более глубокими.

Да, в определенный момент в жизни Николая возникает Варвара Нелидова, но было это не «для души»… После седьмых родов врачи запретили Александре Федоровне супружеские отношения, опасаясь за ее здоровье. Связь с Нелидовой «оправдывалась вконец пошатнувшимся здоровьем императрицы, которую государь обожал, но которую берег и нежил, как экзотический цветок. Нелидова искупала свою вину тем, что любила государя всеми силами своей души, не считаясь ни с его величием, ни с его могуществом, а любя в нем человека. Императрице связь эта была хорошо известна… Она, если так можно выразиться, была санкционирована ею». (А. И. Соколова).

Последние свои часы Николай I провел с любимой женой, и когда та предложила позвать для прощания в том числе и Варвару Нелидову, отказался: «Нет, дорогая, я не должен больше её видеть, ты ей скажешь, что прошу её меня простить». После смерти императора Варвара хотела уехать из дворца, но императрица оставила ее при себе. Правда, она больше не являлась дежурной фрейлиной, а лишь приходила читать вслух Александре Федоровне, когда та в полном одиночестве отдыхала после обеда. Кроме того, Нелидова больше не участвовала ни в каких светских развлечениях, встретить ее можно было только в дворцовой церкви, где она ежедневно бывала у обедни.

И ценны слова великой княжны Ольги Николаевны: «Папа женился по любви, по влечению сердца, был верен своей жене и хранил эту верность из убеждения, из веры в судьбу, пославшую ему её, как Ангела-Хранителя».

Заглянем же в дом, ставший одним из воплощений этой любви…

Эффектных парковых затей в Александрии почти нет. Зато есть развлекательные. Разумеется, из тех, что были популярны в прежние времена. Вот это, например, лабиринт.
Эффектных парковых затей в Александрии почти нет. Зато есть развлекательные. Разумеется, из тех, что были популярны в прежние времена. Вот это, например, лабиринт.
Александрия предназначалась для частной жизни царской семьи. В семье Николая I и Александры Федоровны росли четыре мальчика и три девочки. Их воспитанию родители уделяли большое внимание. Так, болтаться без дела деткам даже и летом не дозволялось. Приучали, например,  ухаживать за полезными растениями, потому и клумба такая необычная - с подсолнухами!
Александрия предназначалась для частной жизни царской семьи. В семье Николая I и Александры Федоровны росли четыре мальчика и три девочки. Их воспитанию родители уделяли большое внимание. Так, болтаться без дела деткам даже и летом не дозволялось. Приучали, например, ухаживать за полезными растениями, потому и клумба такая необычная - с подсолнухами!
Трудились великие князья и на самом настоящем огороде. Примерно так огородик этот выглядел когда-то.
Трудились великие князья и на самом настоящем огороде. Примерно так огородик этот выглядел когда-то.
Лесенка "в никуда" на самом деле гимнастический снаряд.  Физические упражнения были непременной частью распорядка дня царских детей. В 1834 году в парке был устроен, как бы мы сейчас сказали, "спортивный комплекс", включавший в себя брусья, турник, качели, кольца, столб с вертлюгом для бегания вокруг, бревно для эквилибрирования, карусель, вышку со смотровой площадкой, винтовую лестницу и кегельбан. Не так давно все это было восстановлено и теперь доступно детям, приходящим гулять в парк.
Лесенка "в никуда" на самом деле гимнастический снаряд. Физические упражнения были непременной частью распорядка дня царских детей. В 1834 году в парке был устроен, как бы мы сейчас сказали, "спортивный комплекс", включавший в себя брусья, турник, качели, кольца, столб с вертлюгом для бегания вокруг, бревно для эквилибрирования, карусель, вышку со смотровой площадкой, винтовую лестницу и кегельбан. Не так давно все это было восстановлено и теперь доступно детям, приходящим гулять в парк.
Территория парка немаленькая, и я удачно вошла в него именно с того входа, от которого ближе всего до Коттеджа. Т.к. именно этот очаровательный маленький дворец мне хотелось увидеть прежде всего.  В ожиданиях не обманулась!  Сколько же интересных "фишечек"! Не говоря о прилегающием к дому саде... Жаль, посидеть на травке нельзя, а то бы  надолго "пропала" возле этого - южного - фасада дома.
Территория парка немаленькая, и я удачно вошла в него именно с того входа, от которого ближе всего до Коттеджа. Т.к. именно этот очаровательный маленький дворец мне хотелось увидеть прежде всего. В ожиданиях не обманулась! Сколько же интересных "фишечек"! Не говоря о прилегающием к дому саде... Жаль, посидеть на травке нельзя, а то бы надолго "пропала" возле этого - южного - фасада дома.
Повезло очутиться здесь в разгар цветения гортензий, метельчатых - моих любимых! - в том числе.
Повезло очутиться здесь в разгар цветения гортензий, метельчатых - моих любимых! - в том числе.
И  прежде, чем идти внутрь, решила обойти дом кругом. "Не главных" фасадов здесь нет - все хороши! Чередование остекленных террас и открытых балконов позволило архитектору Адаму Менеласу создать множество уютных уголков для отдыха в любую погоду. Кстати, обилие балконов и террас было новинкой во времена строительства Коттеджа.
И прежде, чем идти внутрь, решила обойти дом кругом. "Не главных" фасадов здесь нет - все хороши! Чередование остекленных террас и открытых балконов позволило архитектору Адаму Менеласу создать множество уютных уголков для отдыха в любую погоду. Кстати, обилие балконов и террас было новинкой во времена строительства Коттеджа.
Ну не прелесть ли эти кружевные арки с цветочными мотивами? Так замечательно перекликаются они с душистым табаком и петуньями в вазонах... И всюду изображения герба Александрии: меч в венке из белых роз на голубом фоне щита, с девизом «За Веру, Царя и Отечество». Автором рисунка герба был В.А.Жуковский. 24 декабря 1829 года (под Рождество!) состоялось даже  официальное утверждение герба - серьёзно всё!.
Ну не прелесть ли эти кружевные арки с цветочными мотивами? Так замечательно перекликаются они с душистым табаком и петуньями в вазонах... И всюду изображения герба Александрии: меч в венке из белых роз на голубом фоне щита, с девизом «За Веру, Царя и Отечество». Автором рисунка герба был В.А.Жуковский. 24 декабря 1829 года (под Рождество!) состоялось даже официальное утверждение герба - серьёзно всё!.
А вот и бюст той, в чью честь парк (и поначалу сам Коттедж) получил свое имя - императрица Александра Федоровна. 14 июля 1829 года дворец был освящен в присутствии Николая I и Александры Федоровны. 1 августа того же года Николай I велел:
“Сельский домик в Петергофе отныне будет именоваться Александриею — дачею Ея Величества”.
А вот и бюст той, в чью честь парк (и поначалу сам Коттедж) получил свое имя - императрица Александра Федоровна. 14 июля 1829 года дворец был освящен в присутствии Николая I и Александры Федоровны. 1 августа того же года Николай I велел: “Сельский домик в Петергофе отныне будет именоваться Александриею — дачею Ея Величества”.
По террасе можно пройтись и рассмотреть со всех сторон дивный фонтан "Нимфа на дельфине". Интересно, что автор композиции женщина-скульптор, француженка, Фелиция де Фово, в работе ей помогал брат Ипполит. А изготовлена эта красота была по заказу Николая I во Флоренции. На северной террасе дворца Коттедж фонтан установили в 1849 году. В годы ВОВ верхнюю часть скульптуры спрятали в укрытие, а нижние сильно пострадали. В связи с чем при реставрации было принято решение часть конструкций заменить искусственным мрамором. Оригиналы же хранятся в помещении.
По террасе можно пройтись и рассмотреть со всех сторон дивный фонтан "Нимфа на дельфине". Интересно, что автор композиции женщина-скульптор, француженка, Фелиция де Фово, в работе ей помогал брат Ипполит. А изготовлена эта красота была по заказу Николая I во Флоренции. На северной террасе дворца Коттедж фонтан установили в 1849 году. В годы ВОВ верхнюю часть скульптуры спрятали в укрытие, а нижние сильно пострадали. В связи с чем при реставрации было принято решение часть конструкций заменить искусственным мрамором. Оригиналы же хранятся в помещении.
Хорошо, что можно обойти фонтан по кругу и рассмотреть всё! А вот то, что фонтан не работает - жаль...
Хорошо, что можно обойти фонтан по кругу и рассмотреть всё! А вот то, что фонтан не работает - жаль...
И кого только тут нет!!! В описании значится, что "чашу- бассейн украшают три аллегорические скульптурные группы с латинскими надписями: "Vigilantia" (бдительность), "prudential" (справедливость), "robur" (сила)", но я совсем забыла эти надписи отыскать, просто любовалась  диковинными персонажами)))
И кого только тут нет!!! В описании значится, что "чашу- бассейн украшают три аллегорические скульптурные группы с латинскими надписями: "Vigilantia" (бдительность), "prudential" (справедливость), "robur" (сила)", но я совсем забыла эти надписи отыскать, просто любовалась диковинными персонажами)))
А эта чудесная Мадонна, увы, печальная память об умершей в 19 лет, из-за обострившегося после преждевременных родов туберкулеза, младшей дочери императорской четы - Александре. Адини - домашнее ее имя - в семье очень любили... Лик Мадонны - по сути портрет Александры Николаевны, славившейся красотой...
А эта чудесная Мадонна, увы, печальная память об умершей в 19 лет, из-за обострившегося после преждевременных родов туберкулеза, младшей дочери императорской четы - Александре. Адини - домашнее ее имя - в семье очень любили... Лик Мадонны - по сути портрет Александры Николаевны, славившейся красотой...
В симпатичной беседке можно посидеть, наслаждаясь красотой...
В симпатичной беседке можно посидеть, наслаждаясь красотой...
А это памятник цасаревичу Алексею Николаевичу. Конечно же, он совсем новый. Появился в саду Коттеджа  в 1994 году. Скульптор Виктор Зайко. На церемонии открытия памятника заместитель мэра Петербурга Яковлев сказал, что «... это не только памятник царевичу Алексею, но и всем детям, павшим в годы Гражданской войны». Я здесь оказалась  через несколько дней после дня рождения цесаревича, потому и цветы...
А это памятник цасаревичу Алексею Николаевичу. Конечно же, он совсем новый. Появился в саду Коттеджа в 1994 году. Скульптор Виктор Зайко. На церемонии открытия памятника заместитель мэра Петербурга Яковлев сказал, что «... это не только памятник царевичу Алексею, но и всем детям, павшим в годы Гражданской войны». Я здесь оказалась через несколько дней после дня рождения цесаревича, потому и цветы...
Неожиданно скромного размера Петр I. Создана скульптура была в 1841 году в парижской мастерской известного французского бронзолитейного мастера Жана Франсуа Деньера. Причем Деньер изваял фигуру Петра именно как подношение императору Николаю I. В годы ВОВ памятник удалось эвакуировать, а вот мраморный постамент был разрушен. Более 75 лет скульптура хранилась в фондах музея-заповедника "Петергоф". Наконец, в 2020-м постамент был воссоздан, и  23 июня  того же года  статую  установили вот здесь, возле дворца Коттедж.  Жаль, что подойти поближе к Петру нельзя - газон!
Неожиданно скромного размера Петр I. Создана скульптура была в 1841 году в парижской мастерской известного французского бронзолитейного мастера Жана Франсуа Деньера. Причем Деньер изваял фигуру Петра именно как подношение императору Николаю I. В годы ВОВ памятник удалось эвакуировать, а вот мраморный постамент был разрушен. Более 75 лет скульптура хранилась в фондах музея-заповедника "Петергоф". Наконец, в 2020-м постамент был воссоздан, и 23 июня того же года статую установили вот здесь, возле дворца Коттедж. Жаль, что подойти поближе к Петру нельзя - газон!
Цветники вокруг Коттеджа чудесные! Флоксы благоухали вовсю!
Цветники вокруг Коттеджа чудесные! Флоксы благоухали вовсю!
Ну, и наконец входим в дом...  Честно говоря, и не думала, что в "дачном домике" тоже нужно смотреть вверх. Хорошо, что привычка сработала)))  Восторг! Такая нежность и изящество! Это теперь здесь "вводная экспозиция", а прежде в этой комнате находилась опочивальня Александры Федоровны.  А на люстре - дамы и кавалеры! И кружевные шторы чудо!
Ну, и наконец входим в дом... Честно говоря, и не думала, что в "дачном домике" тоже нужно смотреть вверх. Хорошо, что привычка сработала))) Восторг! Такая нежность и изящество! Это теперь здесь "вводная экспозиция", а прежде в этой комнате находилась опочивальня Александры Федоровны. А на люстре - дамы и кавалеры! И кружевные шторы чудо!
Вот дамы и кавалеры поближе)) Правда, с утратой качества изображения потолка...
Вот дамы и кавалеры поближе)) Правда, с утратой качества изображения потолка...
Оконные и дверные откосы украшает уникальная резьба по дубу и ясеню мастера Василия Захарова. Причем это все подлинное... В годы ВОВ Коттедж не был разрушен, сохранилось  90 процентов его отделки. Из двух с половиной тысяч  экспонатов в эвакуацию было вывезено 1980. Теперь  все они вернулись на свои места... Вот как можно мимо такой красоты проскочить бегом?!  А ведь проскакивают... Дамы-смотрительницы моей дотошностью прямо-таки умилялись)))
Оконные и дверные откосы украшает уникальная резьба по дубу и ясеню мастера Василия Захарова. Причем это все подлинное... В годы ВОВ Коттедж не был разрушен, сохранилось 90 процентов его отделки. Из двух с половиной тысяч экспонатов в эвакуацию было вывезено 1980. Теперь все они вернулись на свои места... Вот как можно мимо такой красоты проскочить бегом?! А ведь проскакивают... Дамы-смотрительницы моей дотошностью прямо-таки умилялись)))
Кабинет Александры Федоровны. Матери семейства очень нравилось окружать себя вещами очень личными, напоминающими о дорогих и любимых людях. К каждому столику, увы, подойти нельзя, но благо, комнаты небольшие, все же что-то рассмотреть поближе удается.
Кабинет Александры Федоровны. Матери семейства очень нравилось окружать себя вещами очень личными, напоминающими о дорогих и любимых людях. К каждому столику, увы, подойти нельзя, но благо, комнаты небольшие, все же что-то рассмотреть поближе удается.
Шотландский архитектор,Адам Менелас которому Николай I поручил разработку проекта "домика для отдыха в английском стиле"  был большим почитателем классицизма и романтической неоготики. Неоготика в Коттедже весьма ощутима, даже и в дизайне мебели - вон сколько различной "стрельчатости"!
На стене - портрет великой княжны Ольги Николаевны, а бюст под ним (работы Витали) - великая княжна Александра Николаевна, та, что так рано покинула этот мир... Сейчас, в декабре 23-го, оба эти портрета "гостят" в Москве, на выставке "Петергоф. Сокровища российской императрицы". Интересно, чем заменили портрет Ольги?..
Шотландский архитектор,Адам Менелас которому Николай I поручил разработку проекта "домика для отдыха в английском стиле" был большим почитателем классицизма и романтической неоготики. Неоготика в Коттедже весьма ощутима, даже и в дизайне мебели - вон сколько различной "стрельчатости"! На стене - портрет великой княжны Ольги Николаевны, а бюст под ним (работы Витали) - великая княжна Александра Николаевна, та, что так рано покинула этот мир... Сейчас, в декабре 23-го, оба эти портрета "гостят" в Москве, на выставке "Петергоф. Сокровища российской императрицы". Интересно, чем заменили портрет Ольги?..
Конечно же, обращают на себя внимание белые розы - их здесь немало! И даже перламутровые часы рядом с портретом хозяйки кабинета - в виде розы. Изображение этого цветка часто встречается в интерьерах Коттеджа: "белой розой" называли принцессу Шарлотту, ставшую впоследствии российской императрицей, в родном доме, в Пруссии. Поэтическое это имя было дано девочке в честь героини популярного в то время рыцарского романа Фридриха де Ламот Фуке "Волшебное кольцо". Очень уж любила юная принцесса гулять в саду, благоухающем розами.
Конечно же, обращают на себя внимание белые розы - их здесь немало! И даже перламутровые часы рядом с портретом хозяйки кабинета - в виде розы. Изображение этого цветка часто встречается в интерьерах Коттеджа: "белой розой" называли принцессу Шарлотту, ставшую впоследствии российской императрицей, в родном доме, в Пруссии. Поэтическое это имя было дано девочке в честь героини популярного в то время рыцарского романа Фридриха де Ламот Фуке "Волшебное кольцо". Очень уж любила юная принцесса гулять в саду, благоухающем розами.
Вот портрет поближе. Автор  Тимофей Андреевич Нефф. (Конец 1830-х) Что-то такое старинно-итальянское, мне кажется. Кстати, автора этого не знала, а оказывается, у него множество замечательных портретов.
Вот портрет поближе. Автор Тимофей Андреевич Нефф. (Конец 1830-х) Что-то такое старинно-итальянское, мне кажется. Кстати, автора этого не знала, а оказывается, у него множество замечательных портретов.
И в этом  уголке комнаты повсюду стрельчатые мотивы. А "Девушка с кольцом" (Ф.А.Моллер, 1841), другое название "Предсвадебная дума", была лично приобретена Александрой Федоровной для  кабинета.  ("Девушка" сейчас тоже в гостях в Москве).
И в этом уголке комнаты повсюду стрельчатые мотивы. А "Девушка с кольцом" (Ф.А.Моллер, 1841), другое название "Предсвадебная дума", была лично приобретена Александрой Федоровной для кабинета. ("Девушка" сейчас тоже в гостях в Москве).
Обязательный взгляд вверх...
Обязательный взгляд вверх...
Ну, а тут просто теряешься поначалу - не знаешь, куда и смотреть!
Гостиная Александры Федоровны - центральная комната первого этажа. Причем все здесь устроено так, что комната кажется "распахнутой"  сад. Огромные окна эркера, обилие цветов (обязательно розы и полевые васильки, любимые цветы императрицы) - впечатление, что оказываешься в садовой беседке.   Повсюду множество шкатулок, ларцов, статуэток, вазочек, изящных безделушек. Мелочи, создающие атмосферу покоя и уюта. Вон тот "самовар" на столе в центре комнаты на самом деле "Потсдамский кубок ", изготовлен по заказу герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого, дяди императрицы, в память о состоявшемся 13 июля 1829 года празднике "Волшебство Белой розы", приуроченном ко дню рождения и очередной годовщине бракосочетания Александры Федоровны, на котором был устроен рыцарский турнир. Кубок украшают 127 гербов участников турнира, а крышку венчает белая роза. Кубок был торжественно вручен государыне в июне 1830 года в силезском Фишбахе. (Рассмотреть поближе можно все на той же выставке в ГИМе).
Ну, а тут просто теряешься поначалу - не знаешь, куда и смотреть! Гостиная Александры Федоровны - центральная комната первого этажа. Причем все здесь устроено так, что комната кажется "распахнутой" сад. Огромные окна эркера, обилие цветов (обязательно розы и полевые васильки, любимые цветы императрицы) - впечатление, что оказываешься в садовой беседке. Повсюду множество шкатулок, ларцов, статуэток, вазочек, изящных безделушек. Мелочи, создающие атмосферу покоя и уюта. Вон тот "самовар" на столе в центре комнаты на самом деле "Потсдамский кубок ", изготовлен по заказу герцога Карла Мекленбург-Стрелицкого, дяди императрицы, в память о состоявшемся 13 июля 1829 года празднике "Волшебство Белой розы", приуроченном ко дню рождения и очередной годовщине бракосочетания Александры Федоровны, на котором был устроен рыцарский турнир. Кубок украшают 127 гербов участников турнира, а крышку венчает белая роза. Кубок был торжественно вручен государыне в июне 1830 года в силезском Фишбахе. (Рассмотреть поближе можно все на той же выставке в ГИМе).
Каминов в гостиной два - напротив друг друга. Мне больше понравился вот этот.
Каминов в гостиной два - напротив друг друга. Мне больше понравился вот этот.
Часы в виде фасада Руанского собора выполнены в России, на Императорском фарфоровом заводе. Фарфоровый гарнитур - часы и два  канделябра - был преподнесен императорской чете к Рождеству 1829 года, а с весны 1830-го он "поселился" здесь, на каминной полке этой гостиной. Вазы - французские, дипломатический подарок Александру I во время его встречи с Наполеоном в Тильзите в 1807 году. А как потолок в зеркале красиво отражается!
Часы в виде фасада Руанского собора выполнены в России, на Императорском фарфоровом заводе. Фарфоровый гарнитур - часы и два канделябра - был преподнесен императорской чете к Рождеству 1829 года, а с весны 1830-го он "поселился" здесь, на каминной полке этой гостиной. Вазы - французские, дипломатический подарок Александру I во время его встречи с Наполеоном в Тильзите в 1807 году. А как потолок в зеркале красиво отражается!
И экран камина пропустить никак нельзя. Будто дедушка-мушкетер с внуком)))
И экран камина пропустить никак нельзя. Будто дедушка-мушкетер с внуком)))
На подушечке кушетки - герб Александрии. А в вазе - те самые полевые васильки...
На подушечке кушетки - герб Александрии. А в вазе - те самые полевые васильки...
Ковер вышит крестиком воспитанницами Смольного института. До чего усидчивы были девицы в те времена!
Ковер вышит крестиком воспитанницами Смольного института. До чего усидчивы были девицы в те времена!
Амурчики очаровашки, а букет меня просто притягивал к себе.
Амурчики очаровашки, а букет меня просто притягивал к себе.
Потолок гостиной - будто кружевной полог!
Потолок гостиной - будто кружевной полог!
Библиотека. Здесь, в соответствии с назначением, все довольно строго. Книжный шкаф во всю стену напоминает хоры соборов. Стрельчатая резная спинка кресла - тоже в "тему". Украшают комнату картины с изображением средневековых монастырей. Книжное собрание Коттеджа насчитывало порядка тысячи томов на разных языках.
Библиотека. Здесь, в соответствии с назначением, все довольно строго. Книжный шкаф во всю стену напоминает хоры соборов. Стрельчатая резная спинка кресла - тоже в "тему". Украшают комнату картины с изображением средневековых монастырей. Книжное собрание Коттеджа насчитывало порядка тысячи томов на разных языках.
Напротив стола - фортепьяно европейской работы. С весьма оригинальным верхом.
Напротив стола - фортепьяно европейской работы. С весьма оригинальным верхом.
Разумеется - взгляд вверх))) И снова не напрасно!
Разумеется - взгляд вверх))) И снова не напрасно!
Винтовая лестница на второй этаж - тоже некий отсыл к готическим мотивам. Рядом - портрет Александры Федоровны в русском платье. Не скажу, что очень он мне нравится. (Одну из копий видела раньше на Царицыном острове, здесь же в Петергофе).  Рядом - портрет брата  императрицы принца Вильгельма Прусского в турнирном костюме. Всё с того же праздника "Волшебство Белой Розы". Лестница ведет в туалетную императора.
Винтовая лестница на второй этаж - тоже некий отсыл к готическим мотивам. Рядом - портрет Александры Федоровны в русском платье. Не скажу, что очень он мне нравится. (Одну из копий видела раньше на Царицыном острове, здесь же в Петергофе). Рядом - портрет брата императрицы принца Вильгельма Прусского в турнирном костюме. Всё с того же праздника "Волшебство Белой Розы". Лестница ведет в туалетную императора.
Большая приемная. Размер которой свидетельствует о том, что ... больших приемов в Коттедже не было. Парк и дворец воистину были местом блаженного уединения. Даже слуги появлялись в доме лишь  в строго определенное время. Кухня, например, именно для этого  была устроена в другом здании, а крыло, где находилась столовая, имело отдельный вход. Особенно уединенность радовала императрицу, которая не раз говорила о том, что время, проведенное в «Коттедже», «было самым счастливым в ее жизни». Да и сам Николай I не прочь был почувствовать себя «не императором, а мужем петергофской помещицы».Справа от печи - пейзаж С.Щедрина, "Вид Амальфитанской бухты в солнечный день".
Большая приемная. Размер которой свидетельствует о том, что ... больших приемов в Коттедже не было. Парк и дворец воистину были местом блаженного уединения. Даже слуги появлялись в доме лишь в строго определенное время. Кухня, например, именно для этого была устроена в другом здании, а крыло, где находилась столовая, имело отдельный вход. Особенно уединенность радовала императрицу, которая не раз говорила о том, что время, проведенное в «Коттедже», «было самым счастливым в ее жизни». Да и сам Николай I не прочь был почувствовать себя «не императором, а мужем петергофской помещицы».Справа от печи - пейзаж С.Щедрина, "Вид Амальфитанской бухты в солнечный день".
Примечательна здесь люстра - она исполнена в виде ажурной серебряной корзины с 25-ю серебряными розами. Автор идеи - прусский король Фридрих-Вильгельм IV, брат императрицы. Люстра - его подарок к серебряной свадьбе царской четы.
Примечательна здесь люстра - она исполнена в виде ажурной серебряной корзины с 25-ю серебряными розами. Автор идеи - прусский король Фридрих-Вильгельм IV, брат императрицы. Люстра - его подарок к серебряной свадьбе царской четы.
Какой интересный букет с цинерарией получился!
Какой интересный букет с цинерарией получился!
Над роялем - вид Ореанды. Имение это на Южном берегу Крыма - также подарок Николая I  любимой супруге.
Над роялем - вид Ореанды. Имение это на Южном берегу Крыма - также подарок Николая I любимой супруге.
Столовая с Мраморной террасой (той, где фонтан с дельфинами) была пристроена к Коттеджу в 1842 году архитектором Штакеншнейдером. Вокруг большого обеденного стола стулья с высокими резными спинками (стиль неоготики выдерживается и здесь!), обитыми малиновым сукном с вышитым гербом Александрии. На столе - сервиз "Собственный" на 24 персоны, изготовленный в конце 1820-х - начале 1830-х специально для Коттеджа. Фарфор белоснежный, простых форм, но с непременным гербом. Оживляют сервировку предметы из рубинового, кобальтового, опалового, изумрудного стекла, а также из уранового стекла редкого, зеленого с золотистым оттенком, цвета. В дальнем углу - скульптура "Молодой рыбак" итальянской работы.
Столовая с Мраморной террасой (той, где фонтан с дельфинами) была пристроена к Коттеджу в 1842 году архитектором Штакеншнейдером. Вокруг большого обеденного стола стулья с высокими резными спинками (стиль неоготики выдерживается и здесь!), обитыми малиновым сукном с вышитым гербом Александрии. На столе - сервиз "Собственный" на 24 персоны, изготовленный в конце 1820-х - начале 1830-х специально для Коттеджа. Фарфор белоснежный, простых форм, но с непременным гербом. Оживляют сервировку предметы из рубинового, кобальтового, опалового, изумрудного стекла, а также из уранового стекла редкого, зеленого с золотистым оттенком, цвета. В дальнем углу - скульптура "Молодой рыбак" итальянской работы.
В эркерах столовой - роскошь цвета и сияния! Думаю, что две вазы по бокам от дивного матового лебедя, как раз из того самого уранового стекла. В самом деле золотисто-зеленый оттенок!
В эркерах столовой - роскошь цвета и сияния! Думаю, что две вазы по бокам от дивного матового лебедя, как раз из того самого уранового стекла. В самом деле золотисто-зеленый оттенок!
А здесь уж очень хорош дельфинчик!
А здесь уж очень хорош дельфинчик!
И как не восхититься множеством оттенков синего?
И как не восхититься множеством оттенков синего?
Малая приемная. Здесь дежурные фрейлины и прочие придворные служители ожидали распоряжений императрицы. Надо сказать - комфортно ожидали! Да еще в окружении такого фарфора!!! В углу на постаменте - бронзовый бюст принцессы Шарлотты, первоначально изготовленный в год обручения ее с будущим императором Николаем I немецким скульптором Раухом. В 1841-м П.Клодт отлил бюст в бронзе.
Малая приемная. Здесь дежурные фрейлины и прочие придворные служители ожидали распоряжений императрицы. Надо сказать - комфортно ожидали! Да еще в окружении такого фарфора!!! В углу на постаменте - бронзовый бюст принцессы Шарлотты, первоначально изготовленный в год обручения ее с будущим императором Николаем I немецким скульптором Раухом. В 1841-м П.Клодт отлил бюст в бронзе.
Мейсен, 18-й век.
Мейсен, 18-й век.
Анфилада комнат первого этажа закончилась, выходим в вестибюль. Ну что такое холл, казалось бы? Проходное пространство. Но не здесь!  Очередное АХХХ! Росписи обманки под мрамор в том числе. Статуя Славы напоминает о победоносном завершении русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
Анфилада комнат первого этажа закончилась, выходим в вестибюль. Ну что такое холл, казалось бы? Проходное пространство. Но не здесь! Очередное АХХХ! Росписи обманки под мрамор в том числе. Статуя Славы напоминает о победоносном завершении русско-турецкой войны 1828-1829 годов.
А фонарь какой!!! Великолепная чугунная лестница выполнена без опор.
Узоры под ступенями и краю лестницы тоже никак нельзя пропустить.
Стены расписаны в технике гризайль по эскизам Скотти.
А фонарь какой!!! Великолепная чугунная лестница выполнена без опор. Узоры под ступенями и краю лестницы тоже никак нельзя пропустить. Стены расписаны в технике гризайль по эскизам Скотти.
Ванна высечена из единого блока каррарского мрамора в мастерской итальянского скульптора Трискорни в 1829 году.  В нише за перегородкой находился бак с водой и ватерклозет. Вообще Коттедж был оснащен диковинными по тем временам удобствами: был проведен водопровод, ванные и ватерклозеты имелись на каждом этаже. Наличие горячего водоснабжения меня удивило больше всего. Первая треть 19-го века! А кроме того здесь имелись подъемные и переговорные устройства, система вентиляции и отопления (лето в окрестностях Петербурга не всегда жаркое).
Ванна высечена из единого блока каррарского мрамора в мастерской итальянского скульптора Трискорни в 1829 году. В нише за перегородкой находился бак с водой и ватерклозет. Вообще Коттедж был оснащен диковинными по тем временам удобствами: был проведен водопровод, ванные и ватерклозеты имелись на каждом этаже. Наличие горячего водоснабжения меня удивило больше всего. Первая треть 19-го века! А кроме того здесь имелись подъемные и переговорные устройства, система вентиляции и отопления (лето в окрестностях Петербурга не всегда жаркое).
Комната перед Учебным балконом и сам балкон предназначались для занятий царских детей с учителями и воспитателями, подбору которых Николай I уделял большое внимание. С удивлением узнала, что мальчиков лет с 10-12 полагалось отселять из родительского дома  в их собственные особняки (построенные на территории парка). В освободившихся детских спальнях и оборудовали такие вот классные комнаты. Потому отделка их достаточно сдержанная. Великим князьям предстояло в обязательном порядке стать военными, потому и на стенах здесь картины, рисунки, акварели, показывающие сценки из жизни полков, расквартированных в Петергофе и его окрестностях. В витринах - некоторые "школьные" предметы, принадлежавшие мальчикам: готовальни, лупы и т.п.
Комната перед Учебным балконом и сам балкон предназначались для занятий царских детей с учителями и воспитателями, подбору которых Николай I уделял большое внимание. С удивлением узнала, что мальчиков лет с 10-12 полагалось отселять из родительского дома в их собственные особняки (построенные на территории парка). В освободившихся детских спальнях и оборудовали такие вот классные комнаты. Потому отделка их достаточно сдержанная. Великим князьям предстояло в обязательном порядке стать военными, потому и на стенах здесь картины, рисунки, акварели, показывающие сценки из жизни полков, расквартированных в Петергофе и его окрестностях. В витринах - некоторые "школьные" предметы, принадлежавшие мальчикам: готовальни, лупы и т.п.
На подоконнике в "классной" - скульптурное изображение императора Николая I  в генеральском мундире казачьих войск.
На подоконнике в "классной" - скульптурное изображение императора Николая I в генеральском мундире казачьих войск.
Комната наследника. Хотя по сложившейся традиции в 1831 году (в 13 лет) будущий Александр II переехал на "Ферму" (второй дворец Александрии), где для него отвели восточный флигель, свою комнату в Коттедже за Александром Николаевичем сохранили. На стене слева - гравированный портрет Александры Федоровны (с оригинала Кристины Робертсон), и гравюра с картины О.Верне  "Карусель в Царском селе  23 мая 1842 года". Праздник этот был устроен в честь серебряной свадьбы царской четы. Император изображен в подлинных рыцарских доспехах, хранившихся в его личной коллекции, императрица - в средневековом платье и с прической по моде того времени.
Комната наследника. Хотя по сложившейся традиции в 1831 году (в 13 лет) будущий Александр II переехал на "Ферму" (второй дворец Александрии), где для него отвели восточный флигель, свою комнату в Коттедже за Александром Николаевичем сохранили. На стене слева - гравированный портрет Александры Федоровны (с оригинала Кристины Робертсон), и гравюра с картины О.Верне "Карусель в Царском селе 23 мая 1842 года". Праздник этот был устроен в честь серебряной свадьбы царской четы. Император изображен в подлинных рыцарских доспехах, хранившихся в его личной коллекции, императрица - в средневековом платье и с прической по моде того времени.
В 1838 - 1839 годах Александр Николаевич вместе со своим воспитателем В.А.Жуковским совершил путешествие по Европе, где и присмотрел себе невесту - вот эту девушку, которой суждено будет стать императрицей Марией Александровной.
В 1838 - 1839 годах Александр Николаевич вместе со своим воспитателем В.А.Жуковским совершил путешествие по Европе, где и присмотрел себе невесту - вот эту девушку, которой суждено будет стать императрицей Марией Александровной.
Роскошный ковер, множество изящных штучек... Красота!  Ни за что бы не подумала, что это мужская комната. А однако - оказались мы в туалетной Николая I. Разве что картины на стенах тут явно не дамские))) Сплошь батальные сцены: эпизоды русско-турецкой войны 1828-1829 годов и подавления польского восстания в 1931-м, участником которого был сам император.
Роскошный ковер, множество изящных штучек... Красота! Ни за что бы не подумала, что это мужская комната. А однако - оказались мы в туалетной Николая I. Разве что картины на стенах тут явно не дамские))) Сплошь батальные сцены: эпизоды русско-турецкой войны 1828-1829 годов и подавления польского восстания в 1931-м, участником которого был сам император.
И даже чаша раковины в одном стиле с кувшинами!
И даже чаша раковины в одном стиле с кувшинами!
Ковер, разумеется, ручной работы, не иначе тоже институтки вышивали!
Ковер, разумеется, ручной работы, не иначе тоже институтки вышивали!
Рабочий кабинет императора. Окна его обращены к Финскому заливу. Николай преклонялся перед личностью Петра I. Потому на  стенах здесь множество голландских морских пейзажей  лично отобранных императором в коллекции Эрмитажа. Но, пожалуй, самое интересное, что стулья в кабинете изготовлены из дубов, лично посаженных Петром в Летнем саду и поваленных однажды сильнейшей бурей.
Рабочий кабинет императора. Окна его обращены к Финскому заливу. Николай преклонялся перед личностью Петра I. Потому на стенах здесь множество голландских морских пейзажей лично отобранных императором в коллекции Эрмитажа. Но, пожалуй, самое интересное, что стулья в кабинете изготовлены из дубов, лично посаженных Петром в Летнем саду и поваленных однажды сильнейшей бурей.
На каминных полках - скульптурные портреты супруги и детей императора. Роль семьи в государственном устройстве Николай I считал одной из главных.
На каминных полках - скульптурные портреты супруги и детей императора. Роль семьи в государственном устройстве Николай I считал одной из главных.
Ажурная лепка потолка выполнена в подражание английским веерным сводам  16-го века.
Ажурная лепка потолка выполнена в подражание английским веерным сводам 16-го века.
Последней владелицей Коттеджа была супруга императора Александра III Мария Федоровна. А это ее спальня. Во времена Николая I комната принадлежала великой княгине Марии Николаевне.  Не перестаю удивляться узким кроватям прежних лет!
Последней владелицей Коттеджа была супруга императора Александра III Мария Федоровна. А это ее спальня. Во времена Николая I комната принадлежала великой княгине Марии Николаевне. Не перестаю удивляться узким кроватям прежних лет!
Спальня, конечно же, полна очаровательных дамских штучек, включая тончайшие батистовые платки с великолепным кружевом.
Спальня, конечно же, полна очаровательных дамских штучек, включая тончайшие батистовые платки с великолепным кружевом.
Подушечка под стеклом вовсе даже сумочка для хранения носовых платочков. На этажерке вазы и вазочки, кувшинчики из фарфора и серебра. Мария Федоровна славилась изысканным вкусом и, конечно, окружала себя такими вот чУдными вещицами.
Подушечка под стеклом вовсе даже сумочка для хранения носовых платочков. На этажерке вазы и вазочки, кувшинчики из фарфора и серебра. Мария Федоровна славилась изысканным вкусом и, конечно, окружала себя такими вот чУдными вещицами.
В узор ковровой каймы вплетена дата 15 мая 1883 года - день коронации Александра III. Ковер этот был преподнесен императрице воспитанницами Елизаветинского училища, покровительницей которого она являлась.
В узор ковровой каймы вплетена дата 15 мая 1883 года - день коронации Александра III. Ковер этот был преподнесен императрице воспитанницами Елизаветинского училища, покровительницей которого она являлась.
Кабинет Марии Федоровны (бывшая комната Ольги Николаевны). Комната была отделана заново в 1894 году в стиле модерн. Стены обили ситцем с цветочным рисунком, а нижнюю их часть облицевали панелями из карельской березы.
Кабинет Марии Федоровны (бывшая комната Ольги Николаевны). Комната была отделана заново в 1894 году в стиле модерн. Стены обили ситцем с цветочным рисунком, а нижнюю их часть облицевали панелями из карельской березы.
Здесь целая коллекция чудесных фигурок, изготовленных на фарфоровой мануфактуре в Копенгагене, на родине императрицы. Особенно хороши собачки скульптора Э.Нильсена, имевшие большой успех на всемирных выставках в Париже в 1889-1890 годах. Рыбина на столе, конечно, выглядит очень натурально, но жаль, что поближе нельзя было подобраться к собачкам)))
Здесь целая коллекция чудесных фигурок, изготовленных на фарфоровой мануфактуре в Копенгагене, на родине императрицы. Особенно хороши собачки скульптора Э.Нильсена, имевшие большой успех на всемирных выставках в Париже в 1889-1890 годах. Рыбина на столе, конечно, выглядит очень натурально, но жаль, что поближе нельзя было подобраться к собачкам)))
А шторы какие нежные!
А шторы какие нежные!
Фигурки и вазы несомненный модерн!
Фигурки и вазы несомненный модерн!
А эта комната дошла до наших дней неизменной - детская Александры Николаевны. Смерть Адини стала ударом для семьи, бывшее ее "гнездышко" бережно хранили в память о любимой младшей дочери.  Сохранился даже кукольный сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе.  Пол покрыт ковром с причудливым узором в "готическом вкусе". Справа у окна - копия с иконы К.Брюллова, наделившего лицом Александры Николаевны лик святой мученицы Александры, восходящей к Небесам.
А эта комната дошла до наших дней неизменной - детская Александры Николаевны. Смерть Адини стала ударом для семьи, бывшее ее "гнездышко" бережно хранили в память о любимой младшей дочери. Сохранился даже кукольный сервиз, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе. Пол покрыт ковром с причудливым узором в "готическом вкусе". Справа у окна - копия с иконы К.Брюллова, наделившего лицом Александры Николаевны лик святой мученицы Александры, восходящей к Небесам.
Морской кабинет Николая I. Из окон его открывается панорама Финского залива, а роспись стен воспроизводит внутренний вид военной палатки. На столе - различные  приборы: подзорные трубы, компас, часы. А рядом - серебряный рупор, при помощи которого Николай, выйдя на балкон мог передавать распоряжения на башню сигнального телеграфа, построенную на самом берегу залива, для связи с Кронштадтом и руководством маневрами Балтийского флота. (С трудом себе представляю подобный вид связи, однако, видимо, работал)))
Морской кабинет Николая I. Из окон его открывается панорама Финского залива, а роспись стен воспроизводит внутренний вид военной палатки. На столе - различные приборы: подзорные трубы, компас, часы. А рядом - серебряный рупор, при помощи которого Николай, выйдя на балкон мог передавать распоряжения на башню сигнального телеграфа, построенную на самом берегу залива, для связи с Кронштадтом и руководством маневрами Балтийского флота. (С трудом себе представляю подобный вид связи, однако, видимо, работал)))
Вот такой изумительный вид открывается с северной стороны Коттеджа. Из обоих кабинетов императора в том числе. Простор, тишина, никого...
Вот такой изумительный вид открывается с северной стороны Коттеджа. Из обоих кабинетов императора в том числе. Простор, тишина, никого...
Коттедж меня совершенно очаровал! А впереди еще прогулка по парку и Фермерский дворец...
Коттедж меня совершенно очаровал! А впереди еще прогулка по парку и Фермерский дворец...

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому