Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 0:15
Фотоальбом

"Память о счастье" в музее Тропинина в Москве.

SM-A325F
49 47

На выставку «Пространство. Воздух. Свет» — пейзажи из собрания музея Тропинина — я засобиралась, как только услышала об ее открытии (5 марта этого года). Но, как водится, то одно мешало, то другое не пускало, в итоге возле особнячка в Щетининском переулке оказалась я лишь к исходу первой декады апреля. На сайт музея заглянула только для того, чтобы уточнить часы работы, совсем никакой «засады» не ожидая. А она случилась… Именно тот зал музея, где были представлены пейзажи, закрыли на какой-то внезапный ремонт, причем затеянный городом. Дней на десять примерно. Сотрудники извинялись, мол, сами не ожидали… Расстройство, конечно, но что делать.

Дождавшись — с запасом! — обещанной даты окончания ремонтных работ, снова поехала в музей. Проверив в группе VK, что выставка точно снова открыта. И — здрасьте-пожалуйста! — входная дверь ни в какую не желала открываться! Причем, никаких объявлений на ней не наблюдалось. В полнейшем недоумении, зашла на сайт музея, где обнаружила известие о том, что «сегодня музей закрыт на реэкспозицию». Да что ж такое-то?! Даже подумала о том, что может мне и не надо на эту выставку, коли никак не дается?! Вдруг какой-то «кирпич на голову» там светит?..

Но все же предприняла еще одну попытку и была страшно удивлена очередью на входе в музей. Никогда здесь очередей не видела. Оказалось, попала в день бесплатного посещения в рамках московской музейной недели! Ну, пустячок, а приятно)))

Но куда большей приятностью оказалась новая, только вот в тот день открывшаяся выставка, ставшая настоящим подарком! Я даже потом решила, что на самом деле именно задуманный высшими силами подарок стал причиной того, что никак я в музей попасть не могла! Ведь коли благополучно посетила бы пейзажи, точно не попала бы практически на вернисаж новой выставки, которая совершенно очаровала.

Называется она «Память о счастье» и посвящена семейному и детскому портрету в отечественной живописи конца XVIII — первой половины XIX веков. Прелесть невозможная эти портреты… Такие добрые, нежные, теплые, да к тому же еще со множеством символических деталей, «расшифровывать» которые, благодаря табличкам размещенным рядом, было очень интересно.

Тема семьи и детства в портретной живописи обрела популярность в эпоху сентиментализма на рубеже XVIII–XIX веков. Заказ портрета в эпоху Золотого века русской культуры был делом дорогостоящим, и обычно делался по случаю важных дат для семейной истории. Иногда поводом для этого служила, например, покупка дома. И портрет семейства писался для украшения интерьера гостиной.

Малоформатные акварели или миниатюры дарили родственникам, их отправляли вместе с письмами, брали в путешествие или в военный поход. Мне, кстати, очень и очень понравились изящнейшие акварели Александра Брюллова, Владимира Гау и признанного мастера этого жанра Петра Соколова.

В экспозиции представлено порядка 120 работ из фондов Музея В. А. Тропинина и частных собраний современных коллекционеров А. Вихрова, С. и Т. Подстаницких, Т. Удрас.

А кроме того немного фарфора на «детскую тему» и предметы обстановки гостиной середины позапрошлого века. Для создания атмосферы, видимо.

И название придумано замечательное — ведь и в самом деле семейные и детские портреты это память о дорогих людях, а значит действительно о счастье…

Каюсь, но пейзажей после всей этой прелести мне уже не очень-то и хотелось. Но хотя бы не взглянуть на них было бы все же неправильно. Сейчас вот, когда восторг от портретов несколько утих, думаю, что и эта выставка очень даже не дурна: Италией Сильвестра Щедрина или лесными уголками Шишкина сколько угодно могу любоваться, но все же впечатление от портретов куда сильнее.

Делюсь добытыми фото (свет в залах с портретами почти идеальный, а вот некоторые пейзажи запечатлеть было нереально без потери качества), и при возможности желаю вам личной встречи с экспонатами музея Тропинина. Выставка пейзажей продлится по 26 мая, а «Память о счастье» — все лето, до середины сентября.

Людвиг Гуттенбрунн. Портрет Михаила Семеновича Воронцова в детстве. 1790. По заказу русского посланника в Венеции и Великобритании Семена Романовича Воронцова австрийский художник Гуттенбрунн на протяжении нескольких лет создал галерею портретов членов семьи графа во "фламандской манере". Этот портрет сына дипломата, будущего героя войны 1812-го года, был написан в Лондоне.
Людвиг Гуттенбрунн. Портрет Михаила Семеновича Воронцова в детстве. 1790. По заказу русского посланника в Венеции и Великобритании Семена Романовича Воронцова австрийский художник Гуттенбрунн на протяжении нескольких лет создал галерею портретов членов семьи графа во "фламандской манере". Этот портрет сына дипломата, будущего героя войны 1812-го года, был написан в Лондоне.
Неизвестный русский художник круга В.Л. Боровиковского. Портрет мальчика с яблоком. 1791 - 1810. Теперь, правда, склоняются к тому, что это вовсе не яблоко, а мяч для жё-де-пом, популярной у аристократии игры, предшественнице тенниса. Ставшей особенно известной после французской революции ,когда одно из знаковых ее событий произошло в зале для игры в мяч. Собственно, предмет в руке мальчика и правда куда больше похож на мяч, а путаница очевидно произошла из-за того, что кто-то буквально перевел французское pomme (яблоко).
Неизвестный русский художник круга В.Л. Боровиковского. Портрет мальчика с яблоком. 1791 - 1810. Теперь, правда, склоняются к тому, что это вовсе не яблоко, а мяч для жё-де-пом, популярной у аристократии игры, предшественнице тенниса. Ставшей особенно известной после французской революции ,когда одно из знаковых ее событий произошло в зале для игры в мяч. Собственно, предмет в руке мальчика и правда куда больше похож на мяч, а путаница очевидно произошла из-за того, что кто-то буквально перевел французское pomme (яблоко).
Григорий Юров. Портрет ребенка с часами. 1852 - 1862. Часы в руке мальчика это и знак его статуса, и также символ быстротечности детства.
Григорий Юров. Портрет ребенка с часами. 1852 - 1862. Часы в руке мальчика это и знак его статуса, и также символ быстротечности детства.
Неизвестный художник. Портрет семьи Затолокиных. 1839 - 1840. Наталья Ивановна, Евдоким Федотович и четверо их детей. Потомки семьи до сих пор живут в Петербурге! А известна семья тем, что именно Затолокиным была продана дача Ma Folie на Петроградском острове, где скончалась дочь М.А.Нарышкиной от императора Александра I. После потрясшей венценосного отца кончины Сонечки Нарышкиной  покупателей для усадьбы специально искали среди людей скромных и добропорядочных.  Не желая, видимо, в этом доме никаких слишком шумных сборищ.  Как раз для нового дома и был написан этот портрет дружного семейства.
Неизвестный художник. Портрет семьи Затолокиных. 1839 - 1840. Наталья Ивановна, Евдоким Федотович и четверо их детей. Потомки семьи до сих пор живут в Петербурге! А известна семья тем, что именно Затолокиным была продана дача Ma Folie на Петроградском острове, где скончалась дочь М.А.Нарышкиной от императора Александра I. После потрясшей венценосного отца кончины Сонечки Нарышкиной покупателей для усадьбы специально искали среди людей скромных и добропорядочных. Не желая, видимо, в этом доме никаких слишком шумных сборищ. Как раз для нового дома и был написан этот портрет дружного семейства.
Художник-монограммист "РНВ" (автор, скрывший своё имя). Портрет неизвестной с дочерью. 1845
Художник-монограммист "РНВ" (автор, скрывший своё имя). Портрет неизвестной с дочерью. 1845
Неизвестный художник. Портрет отца с дочерью. 1840-е. Георгин на столике скорее всего символичен. На языке цветов он означает "Я еще свободен", вероятнее всего так сообщается о продолжительном вдовстве героя портрета.
Неизвестный художник. Портрет отца с дочерью. 1840-е. Георгин на столике скорее всего символичен. На языке цветов он означает "Я еще свободен", вероятнее всего так сообщается о продолжительном вдовстве героя портрета.
Неизвестный русский художник. Семья императрицы Екатерины II (?) на прогулке. Рисунок выполнен на стекле с применением золочения.
Неизвестный русский художник. Семья императрицы Екатерины II (?) на прогулке. Рисунок выполнен на стекле с применением золочения.
Карл фон Залес. Портрет принцесс Марии Фредерики и Софии Фредерики Вюртенбергских, дочерей великой княгини Елены Павловны. Изображение девочек в виде двух ангелочков связано с безвременной кончиной их матери, покинувшей их в столь раннем возрасте. Таким образом передана незримая связь детей с покойной матерью.
Карл фон Залес. Портрет принцесс Марии Фредерики и Софии Фредерики Вюртенбергских, дочерей великой княгини Елены Павловны. Изображение девочек в виде двух ангелочков связано с безвременной кончиной их матери, покинувшей их в столь раннем возрасте. Таким образом передана незримая связь детей с покойной матерью.
Юзеф Пешка. Портрет неизвестного с дочерью. После 1801. На дальнем плане обелиск с портретом умершей супруги и матери: "Невозвратимая утрата случилась 27 апреля 1801". В те времена была весьма печальная статистика выживаемости в родах. То, что на фоне обелиска изображены отец и дочь скорее всего говорит о том, что именно такова была судьба и этой женщины.
Юзеф Пешка. Портрет неизвестного с дочерью. После 1801. На дальнем плане обелиск с портретом умершей супруги и матери: "Невозвратимая утрата случилась 27 апреля 1801". В те времена была весьма печальная статистика выживаемости в родах. То, что на фоне обелиска изображены отец и дочь скорее всего говорит о том, что именно такова была судьба и этой женщины.
Неизвестный художник (копия с Г. фон Преннера (?)
Посмертный портрет ребенка. 1750 - 1755.  Детская смертность, особенно в раннем возрасте, была тогда чем-то чуть ли не обыденным. Бог дал  - Бог взял...  Особого внимания в младенчестве удостаивались лишь наследники престола или отпрыски высшей аристократии, т.к. их жизнь была ценна для легитимизации власти. Младенческие портреты сами по себе были  редкостью, и уж тем более изображение посмертное. О том, что все именно так говорит ряд символов: рука Провидения, забирающая младенца на небеса, оторванный от куста цветок увядающей розы и кипарисы (скорбь и траур) на заднем плане. Вьюнок означает смирение, собака - верность. Цветок синего гиацинта в руке ребенка символизирует постоянство, что в контексте изображения говорит о необратимости смерти.
Неизвестный художник (копия с Г. фон Преннера (?) Посмертный портрет ребенка. 1750 - 1755. Детская смертность, особенно в раннем возрасте, была тогда чем-то чуть ли не обыденным. Бог дал - Бог взял... Особого внимания в младенчестве удостаивались лишь наследники престола или отпрыски высшей аристократии, т.к. их жизнь была ценна для легитимизации власти. Младенческие портреты сами по себе были редкостью, и уж тем более изображение посмертное. О том, что все именно так говорит ряд символов: рука Провидения, забирающая младенца на небеса, оторванный от куста цветок увядающей розы и кипарисы (скорбь и траур) на заднем плане. Вьюнок означает смирение, собака - верность. Цветок синего гиацинта в руке ребенка символизирует постоянство, что в контексте изображения говорит о необратимости смерти.
А далее - парные портреты брата и сестры Кривцовых работы Петра Шамшина. 1842. Это очаровательное создание  - Николай Павлович. Папенька детей был дипломатом и главой Императорской дирекции русских художников в Риме. Здесь тоже сплошные символы!  Если кто-то сомневается, что это не девочка - обратите внимание на цвет кушака: красные полагались именно мальчикам, т.к. отсылали к красным военным мундирам (хотя вроде как и другого цвета были?..) Но чтобы уж наверняка: яблоки тоже полагались мальчикам, ибо являлись символом праотца Адама. То, что яблоко изображено целым, является знаком ангельской невинности ребенка, которого еще не коснулась тень грехопадения. Букеты в руках детей тоже сплошь "говорящие". Тут и отсыл ко времени рождения: Николай Павлович "весенний", потому в букете присутствует желтый нарцисс (на языке цветов "ты единственный"),  клематис означает творческое вдохновение, изобретательность, интеллект и способность к обучению, красный мак - плодородие и процветание, фиалки - скромность и смирение, маргаритки - невинность, доброту и верность. На заднем плане можно различить кленовые листья  -сдержанность.
А далее - парные портреты брата и сестры Кривцовых работы Петра Шамшина. 1842. Это очаровательное создание - Николай Павлович. Папенька детей был дипломатом и главой Императорской дирекции русских художников в Риме. Здесь тоже сплошные символы! Если кто-то сомневается, что это не девочка - обратите внимание на цвет кушака: красные полагались именно мальчикам, т.к. отсылали к красным военным мундирам (хотя вроде как и другого цвета были?..) Но чтобы уж наверняка: яблоки тоже полагались мальчикам, ибо являлись символом праотца Адама. То, что яблоко изображено целым, является знаком ангельской невинности ребенка, которого еще не коснулась тень грехопадения. Букеты в руках детей тоже сплошь "говорящие". Тут и отсыл ко времени рождения: Николай Павлович "весенний", потому в букете присутствует желтый нарцисс (на языке цветов "ты единственный"), клематис означает творческое вдохновение, изобретательность, интеллект и способность к обучению, красный мак - плодородие и процветание, фиалки - скромность и смирение, маргаритки - невинность, доброту и верность. На заднем плане можно различить кленовые листья -сдержанность.
У Оленьки Кривцовой кушак на платье голубой и в Императорской России цвет этот ассоциировался именно с девочками, т.к. считался (и до сих пор считается) цветом Богородицы. В руках Ольга Павловна держит белую розу - символ чистоты, красоты и невинности. Родилась она в августе, отсюда и георгин, который кроме уже знакомого нам "я еще свободна" означает достоинство и элегантность. Хризантемы - приветливость: "ты замечательный друг", эдельвейс - потрясающая красота. Детки и правда - загляденье!
У Оленьки Кривцовой кушак на платье голубой и в Императорской России цвет этот ассоциировался именно с девочками, т.к. считался (и до сих пор считается) цветом Богородицы. В руках Ольга Павловна держит белую розу - символ чистоты, красоты и невинности. Родилась она в августе, отсюда и георгин, который кроме уже знакомого нам "я еще свободна" означает достоинство и элегантность. Хризантемы - приветливость: "ты замечательный друг", эдельвейс - потрясающая красота. Детки и правда - загляденье!
Александр Брюллов. Портрет трех девочек из великокняжеской семьи. 1837  - 1840. В интерьере помимо всего прочего в мельчайших подробностях изображена ваза, изготовленная в 1837 году на Императорском фарфоровом заводе и  расписанная художником А.Артемьевым. В настоящее время ваза находится в собрании Русского музея и выставлена в одном из залов Инженерного замка. Комнатный плющ на шпалере в эпоху романтизма означал прочность брачных уз, верность и преданность, а также женственность, которой необходима твердая опора и защита. Главным предназначением девочек на портрете и было стать в будущем благодетельными супругами.
Александр Брюллов. Портрет трех девочек из великокняжеской семьи. 1837 - 1840. В интерьере помимо всего прочего в мельчайших подробностях изображена ваза, изготовленная в 1837 году на Императорском фарфоровом заводе и расписанная художником А.Артемьевым. В настоящее время ваза находится в собрании Русского музея и выставлена в одном из залов Инженерного замка. Комнатный плющ на шпалере в эпоху романтизма означал прочность брачных уз, верность и преданность, а также женственность, которой необходима твердая опора и защита. Главным предназначением девочек на портрете и было стать в будущем благодетельными супругами.
Карл Август Шрейцнер. Портрет Фанни Александровны Резвой и Маргариты Александровны Гассинг. 1846. Не всегда сестры расставались после замужества одной из них. Часто в семьях, где были стесненные обстоятельства, замужняя сестра брала на содержание в новую семью ту, что пока оставалась в девицах.  Самый известный пример - семейство Пушкина. Вероятно схожие обстоятельства возникли и у художника ,инженера и общественного деятеля М.Д. Резвого. Интересно, что это не единственный парный портрет сестер. Судя по всему, они были очень близки.
Карл Август Шрейцнер. Портрет Фанни Александровны Резвой и Маргариты Александровны Гассинг. 1846. Не всегда сестры расставались после замужества одной из них. Часто в семьях, где были стесненные обстоятельства, замужняя сестра брала на содержание в новую семью ту, что пока оставалась в девицах. Самый известный пример - семейство Пушкина. Вероятно схожие обстоятельства возникли и у художника ,инженера и общественного деятеля М.Д. Резвого. Интересно, что это не единственный парный портрет сестер. Судя по всему, они были очень близки.
Александр Брюллов. Портрет двух старших детей императора Николая I: великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Николаевны. Начало 1830-х.
Александр Брюллов. Портрет двух старших детей императора Николая I: великого князя Александра Николаевича и великой княжны Марии Николаевны. Начало 1830-х.
Владимир Гау. Портрет детей с собакой. 1842
Владимир Гау. Портрет детей с собакой. 1842
Владимир Гау. Групповой портрет детей в пейзаже. 1840-1850.  На мальчике надета косоворотка. Интересно, что дворянством традиция одевать мальчиков в такие рубашки была заимствована из крестьянской среды. Где ребенка первый раз одевали в косоворотку в возрасте трех лет. Правда, вряд ли в высшем обществе шили их из старых тканей (дабы мягче были), господа и шелк могли себе позволить. Так же как вряд ли вставляли в рубахи кусочки тканей из одежды родителей (оберег!). Но тем не менее - примерно с николаевских времен в соответствии с продвигаемым министром просвещения Уваровым лозунгом "православие, самодержавие, народность", косоворотки становятся традиционной одеждой мальчиков всех сословий.
Владимир Гау. Групповой портрет детей в пейзаже. 1840-1850. На мальчике надета косоворотка. Интересно, что дворянством традиция одевать мальчиков в такие рубашки была заимствована из крестьянской среды. Где ребенка первый раз одевали в косоворотку в возрасте трех лет. Правда, вряд ли в высшем обществе шили их из старых тканей (дабы мягче были), господа и шелк могли себе позволить. Так же как вряд ли вставляли в рубахи кусочки тканей из одежды родителей (оберег!). Но тем не менее - примерно с николаевских времен в соответствии с продвигаемым министром просвещения Уваровым лозунгом "православие, самодержавие, народность", косоворотки становятся традиционной одеждой мальчиков всех сословий.
Петр Соколов. Портреты великих княжон Ольги Николаевны и Александры Николаевны в маскарадных костюмах. Около 1830.
Петр Соколов. Портреты великих княжон Ольги Николаевны и Александры Николаевны в маскарадных костюмах. Около 1830.
Александр Брюллов. Портрет дамы с двумя детьми. 1830-е.
Александр Брюллов. Портрет дамы с двумя детьми. 1830-е.
Были на выставке представлены и несколько фигурок из фарфора. Юноша, стригущий овец. Девочка со стаканом ягод. Мальчик с виноградом. Все - завод А.Г.Попова, середина 19 века.
Были на выставке представлены и несколько фигурок из фарфора. Юноша, стригущий овец. Девочка со стаканом ягод. Мальчик с виноградом. Все - завод А.Г.Попова, середина 19 века.
Мальчики, играющие в бабки. Россия, 1850-е.
Мальчики, играющие в бабки. Россия, 1850-е.
Собака и мальчик. Заводы Гжели. Середина 19 века.
Собака и мальчик. Заводы Гжели. Середина 19 века.
Добрый отец. Германия, Мейсен, 1780-е.
Добрый отец. Германия, Мейсен, 1780-е.
Детки страшноватенькие на этой посуде)))
Детки страшноватенькие на этой посуде)))
В одном из уголков зала был воспроизведен интерьер гостиной позапрошлого века.
В одном из уголков зала был воспроизведен интерьер гостиной позапрошлого века.
Неизвестный художник. Портрет семьи Шуцких. 1830-е. Четыре розовых розы у ног младшей девочки символизируют наивысшее счастье и доверие в кругу изображенных на портрете. Рядом скромные цветы незабудки (истинная любовь) и василёк (доверие, бесхитростность, веселье и верность). Все это должно говорить  нам о безграничной любви и счастье, царящих в этой семье.
Неизвестный художник. Портрет семьи Шуцких. 1830-е. Четыре розовых розы у ног младшей девочки символизируют наивысшее счастье и доверие в кругу изображенных на портрете. Рядом скромные цветы незабудки (истинная любовь) и василёк (доверие, бесхитростность, веселье и верность). Все это должно говорить нам о безграничной любви и счастье, царящих в этой семье.
Каминное украшение. Первый урок верховой езды Римского короля - сына Наполеона по мотивам картины Жюля Жирарде. Германия, Тюрингия, фарфоровая мануфактура Зитцендорф, конец 19 века. До чего все детали проработаны!
Каминное украшение. Первый урок верховой езды Римского короля - сына Наполеона по мотивам картины Жюля Жирарде. Германия, Тюрингия, фарфоровая мануфактура Зитцендорф, конец 19 века. До чего все детали проработаны!
Неизвестный художник круга Кристины Робертсон. Портрет сестер. Середина 19 века. Композиция полотна -  воплощение любви и тепла между сестрами. Однако несколько деталей намекают, что эта идиллия не продлится вечно. Так, мы видим ветви апельсинового дерева с только начинающими распускаться бутонами - знак того, что героини будущие невесты. Девочка в красном платье держит такую веточку в руках, как знак того, что она старшая и первой вылетит из родного гнезда. Пейзаж на заднем плане как бы разделен рекой, что может означать как разделение сестер друг от друга, так и неизбежное отделение от родителей. В детском портрете нередко чувствуется родительская тревога за будущее, понятная и сегодня. И тем более в то время, когда женщина целиком зависела от мужа.
Неизвестный художник круга Кристины Робертсон. Портрет сестер. Середина 19 века. Композиция полотна - воплощение любви и тепла между сестрами. Однако несколько деталей намекают, что эта идиллия не продлится вечно. Так, мы видим ветви апельсинового дерева с только начинающими распускаться бутонами - знак того, что героини будущие невесты. Девочка в красном платье держит такую веточку в руках, как знак того, что она старшая и первой вылетит из родного гнезда. Пейзаж на заднем плане как бы разделен рекой, что может означать как разделение сестер друг от друга, так и неизбежное отделение от родителей. В детском портрете нередко чувствуется родительская тревога за будущее, понятная и сегодня. И тем более в то время, когда женщина целиком зависела от мужа.
Ян Каневский. Портрет мальчика. 1845
Ян Каневский. Портрет мальчика. 1845
Неизвестный художник. Дети на берегу Волги с видом Казани. Середина 19 века. Очень бы хотелось знать, что за сооружение, похоже, что на острове посреди Волги?..
Неизвестный художник. Дети на берегу Волги с видом Казани. Середина 19 века. Очень бы хотелось знать, что за сооружение, похоже, что на острове посреди Волги?..
Платон Дубровин. Портрет матери с сыном. Июнь 1847 год. Как наряды удачно подобраны!
Платон Дубровин. Портрет матери с сыном. Июнь 1847 год. Как наряды удачно подобраны!
Павел Колендас. Портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве. 1840-е.  Собака и хлыстик в руках мальчика символизируют добродетельного, послушного ребенка, готового усердно учиться. Примерного вида мальчик в самом деле))
Павел Колендас. Портрет мальчика с собакой на фоне Красных ворот в Москве. 1840-е. Собака и хлыстик в руках мальчика символизируют добродетельного, послушного ребенка, готового усердно учиться. Примерного вида мальчик в самом деле))
А здесь интереснее всего техника исполнения. Портрет сына Наполеона, короля Римского, молящегося за своего отца и Францию. 1811 - 1814. Бумага, шелк, офорт, вырубка, вырезание, монтировка.
А здесь интереснее всего техника исполнения. Портрет сына Наполеона, короля Римского, молящегося за своего отца и Францию. 1811 - 1814. Бумага, шелк, офорт, вырубка, вырезание, монтировка.
Карл Барду. Портрет девочки. 1839.
Карл Барду. Портрет девочки. 1839.
Владимир Гау.  Портрет герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского ребенком. 1844. Старший сын великой княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского, внук императора Николая I и правнук Жозефины Богарнэ, первой жены Наполеона Бонапарта, изображен с канарейкой, сидящей на его руке. В 19-м веке содержать канареек в качестве домашних питомцев стало модным. Кроме того птица эта стала символом невинной души и воскресения Христова.
Владимир Гау. Портрет герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского ребенком. 1844. Старший сын великой княгини Марии Николаевны и герцога Максимилиана Лейхтенбергского, внук императора Николая I и правнук Жозефины Богарнэ, первой жены Наполеона Бонапарта, изображен с канарейкой, сидящей на его руке. В 19-м веке содержать канареек в качестве домашних питомцев стало модным. Кроме того птица эта стала символом невинной души и воскресения Христова.
Ну, тут и подпись не нужна, известнейший портрет кисти В.А.Тропинина, но для порядка: Девочка с собакой, портрет Дарьи Михайловны Римской-Корсаковой, внучки генерала Александра Михайловича Римского-Корсакова. 1831
Ну, тут и подпись не нужна, известнейший портрет кисти В.А.Тропинина, но для порядка: Девочка с собакой, портрет Дарьи Михайловны Римской-Корсаковой, внучки генерала Александра Михайловича Римского-Корсакова. 1831
Неизвестный художник. Портрет Варвары Сергеевны и Алексея Сергеевича Мазуриных в детстве. 1852. Почему-то очень грустные детки... Прямо маленькие старички какие-то...
Неизвестный художник. Портрет Варвары Сергеевны и Алексея Сергеевича Мазуриных в детстве. 1852. Почему-то очень грустные детки... Прямо маленькие старички какие-то...
А вот это не картина, а раскрашенная фотография. Изображена на ней кормилица с ребенком. Как известно женщинам высших сословий кормить дитя грудью было не положено. Это считалось неуместным и даже скандальным. Невестка Николая I великая княгиня Мария Александровна, впервые став матерью, хотела было этому правилу воспротивиться, но свёкр категорически сию инициативу запретил.   Кормилиц выбирали среди здоровых, красивых, румяных крестьянских женщин, родивших здоровое дитя за 6-7 недель до начала "службы". Называли их мамушками, непременно представляли друзьям и родственникам, потому кормилица должна была не только иметь приятную внешность, но и одевали ее нарядно. В первые годы жизни кормилицы были для высокородных младенцев роднее матери. Детей было принято кормить грудным молоком до трех лет, а затем их  передавали на попечение гувернеров и учителей. Кормилица же нередко оставалась жить в дворянской семье до конца своих дней. Если ее увольняли, выдавали крупную сумму денег или выплачивали пенсию.
А вот это не картина, а раскрашенная фотография. Изображена на ней кормилица с ребенком. Как известно женщинам высших сословий кормить дитя грудью было не положено. Это считалось неуместным и даже скандальным. Невестка Николая I великая княгиня Мария Александровна, впервые став матерью, хотела было этому правилу воспротивиться, но свёкр категорически сию инициативу запретил. Кормилиц выбирали среди здоровых, красивых, румяных крестьянских женщин, родивших здоровое дитя за 6-7 недель до начала "службы". Называли их мамушками, непременно представляли друзьям и родственникам, потому кормилица должна была не только иметь приятную внешность, но и одевали ее нарядно. В первые годы жизни кормилицы были для высокородных младенцев роднее матери. Детей было принято кормить грудным молоком до трех лет, а затем их передавали на попечение гувернеров и учителей. Кормилица же нередко оставалась жить в дворянской семье до конца своих дней. Если ее увольняли, выдавали крупную сумму денег или выплачивали пенсию.
Карл Барду. Портрет мальчика. 1832.
Карл Барду. Портрет мальчика. 1832.
Тимофей Нефф. Портрет неизвестной с ребенком. 1840-е. Моду на портретирование матери с ребенком ввела в конце 18-го века французская художница Елизабет Виже Лебрен. Не последнюю роль в этом играла ее венценосная заказчица королева Мария Антуанетта. Иконография портрета Неффа восходит к творчеству прославленной француженки. Идеология эпохи просвещения способствовала началу процесса женской эмансипации. Женщина  отныне не только должна произвести детей на свет, но также становится ответственной за их воспитание и образование.  Николаевская эпоха в России женщину поэтизирует и возвышает. Социальная значимость "слабого пола" стала признаваться государством, что выразилось в учреждении специальных женских наград. Уверенность, амбиции и желания заказчиц влияли и на портретный жанр. Что как считается отразилось и в этом портрете. Но лично мне в нем хочется видеть не амбиции, а нежную любовь...
Тимофей Нефф. Портрет неизвестной с ребенком. 1840-е. Моду на портретирование матери с ребенком ввела в конце 18-го века французская художница Елизабет Виже Лебрен. Не последнюю роль в этом играла ее венценосная заказчица королева Мария Антуанетта. Иконография портрета Неффа восходит к творчеству прославленной француженки. Идеология эпохи просвещения способствовала началу процесса женской эмансипации. Женщина отныне не только должна произвести детей на свет, но также становится ответственной за их воспитание и образование. Николаевская эпоха в России женщину поэтизирует и возвышает. Социальная значимость "слабого пола" стала признаваться государством, что выразилось в учреждении специальных женских наград. Уверенность, амбиции и желания заказчиц влияли и на портретный жанр. Что как считается отразилось и в этом портрете. Но лично мне в нем хочется видеть не амбиции, а нежную любовь...
Ну, и все же немного  картин с другой выставки, даром что ли я столько раз стремилась на нее попасть?))) Юлий Клевер, Оскар Гофман. Москва, Кремль, праздничная иллюминация. 1883. Вроде бы  - и что? Не видали мы иллюминаций? Но - время-то какое! Я сразу вспомнила страницы из "Лета Господня" Ивана Шмелёва, где он рассказывает, как это все устраивали на Пасху. Без электричества!
Ну, и все же немного картин с другой выставки, даром что ли я столько раз стремилась на нее попасть?))) Юлий Клевер, Оскар Гофман. Москва, Кремль, праздничная иллюминация. 1883. Вроде бы - и что? Не видали мы иллюминаций? Но - время-то какое! Я сразу вспомнила страницы из "Лета Господня" Ивана Шмелёва, где он рассказывает, как это все устраивали на Пасху. Без электричества!
Иван Шишкин. В лесу. Этюд. 1883.
Иван Шишкин. В лесу. Этюд. 1883.
Иоганн Раух. Вид на конный двор усадьбы Влахернское-Кузьминки с собакой. 1838. Пёс красавец! И всегда  интересно посмотреть на то, как выглядели знакомые места чуть не двести лет назад...
Иоганн Раух. Вид на конный двор усадьбы Влахернское-Кузьминки с собакой. 1838. Пёс красавец! И всегда интересно посмотреть на то, как выглядели знакомые места чуть не двести лет назад...
Василий Пукирев. Вид подмосковного имения Давыдково на Москве-реке. 1860-е.
Василий Пукирев. Вид подмосковного имения Давыдково на Москве-реке. 1860-е.
Сильвестр Щедрин. Семья итальянского рыбака (пастуха). Около 1822. Лично я за пастуха))) Ну, где тут рыбак?! А Щедрина с его Италией люблю очень!
Сильвестр Щедрин. Семья итальянского рыбака (пастуха). Около 1822. Лично я за пастуха))) Ну, где тут рыбак?! А Щедрина с его Италией люблю очень!
И снова "было-стало". Михаил Михалев. Новодевичий монастырь в Москве. 1850-е.
И снова "было-стало". Михаил Михалев. Новодевичий монастырь в Москве. 1850-е.
Василий Раев. Вид церкви, пруда и дворца в подмосковной усадьбе Шереметевых в Останкино. 1858.  Не узнать! Но, счастье, что  великолепная церковь Живоначальной Троицы уцелела до наших дней.
Василий Раев. Вид церкви, пруда и дворца в подмосковной усадьбе Шереметевых в Останкино. 1858. Не узнать! Но, счастье, что великолепная церковь Живоначальной Троицы уцелела до наших дней.
Алексей Боголюбов. Большой канал в Венеции. Вторая половина 19 века.
Алексей Боголюбов. Большой канал в Венеции. Вторая половина 19 века.
Карл-Вильгельм Рабус.  Прогулка по озеру. 16 июня 1849 года. Имя мне  совершенно неизвестное, а оказывается, этот господин был академиком ландшафтной живописи Императорской Академии художеств, придворным художником, ставшим первым учителем московских пейзажистов, чьим самым известным учеником был А.К.Саврасов. Который уже своим ученикам говорил: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! …если воздух не напишешь — значит, пейзаж — дрянь». Мне  кажется в работах, которые мне больше всего понравились на выставке, с воздухом все в порядке!
Карл-Вильгельм Рабус. Прогулка по озеру. 16 июня 1849 года. Имя мне совершенно неизвестное, а оказывается, этот господин был академиком ландшафтной живописи Императорской Академии художеств, придворным художником, ставшим первым учителем московских пейзажистов, чьим самым известным учеником был А.К.Саврасов. Который уже своим ученикам говорил: «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! …если воздух не напишешь — значит, пейзаж — дрянь». Мне кажется в работах, которые мне больше всего понравились на выставке, с воздухом все в порядке!

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому