Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 18:18
Фотоальбом

Выставка «Не верь глазам своим» в центре «Эрмитаж-Казань».

SM-A325F
35 34

Собираясь в Казань, я, конечно же, посмотрела, чем на майские праздники собирается порадовать местное отделение Эрмитажа. И, прочитав анонс, скрестила пальцы: только бы удалось побывать!!! Да и как не загореться, если в конце февраля в выставочных залах музея открылась экспозиция, названная «Не верь глазам своим». Иллюзии в искусстве», на которой представлено более 250 «обманок» из собрания Государственного Эрмитажа! Причем, некоторые из них были специально отреставрированы для этого проекта и предстанут перед публикой впервые.

Кроме того, посетителей обещали познакомить с работами современных художников и скульпторов АО «Императорский фарфоровый завод», продолжающих старинные традиции виртуозного изготовления обманок.

Билеты в Центр «Эрмитаж-Казань» можно приобрести он-лайн, что я и сделала. Не знаю, как летом, но в жутко холодные дни начала мая желающих попасть в музей было предостаточно, и наличие заранее купленного билета позволило не стоять в очереди.

Организаторам экспозиции — респект. Каждый представленный предмет был снабжен табличкой с подробным описанием, и кроме того, каждый следующий раздел выставкипредварялся стендом с рассказом об особенностях конкретного вида обманок. Оказывается, их принято разделять на три основные группы: произведения, создающие эффект глубины пространства и трехмерности изображаемых объектов; изделия, принимающие облик иных объектов материального мира и живой природы; предметы, имитирующие различные материалы (например, серебро, оказывающееся в итоге фарфором).

Прелесть обманки в том, что она не боится разоблачения, наоборот — желательно, чтобы зритель разгадал секрет и восхитился изобретательностью художника. В таком «подлоге» нет злого умысла, но есть интрига, часто — розыгрыш. Бывает, что обманка преследует цели чисто утилитарные: использование иллюзорных росписей в архитектуре помогает трансформировать пространство, предметы «с секретом» — разнообразят интерьер, имитация материалов — удешевляет производство массовой продукции.

Художественные обманки — это игра в реальность, в которую искусные мастера вовлекают зрителя. В напутственном тексте, предваряющем экспозицию, организаторы выставки советуют даже не читать сразу пояснение на табличках, а попытаться прежде раскрыть секрет предмета или изображения самостоятельно. Это действительно интересно и не всегда получается, между прочим.

Конечно, фотография не всегда может отчетливо передать «тайну» экспоната, но все же мне захотелось показать увиденное. А если окажетесь в Казани до 29 сентября 2024 года, не упустите возможность посмотреть на все эти шалости мастеров изобразительного искусства вживую.

Парные фарфоровые пласты «Турок» и «Еврейка». Роспись Т.А.Тычагина по одноименному оригиналу Х.В.Э.Дитриха. Россия, С-Петербург, 1840-е.  ИФЗ.  Золоченые рамы, также, как и сами пласты-картины изготовлены из фарфора.
Парные фарфоровые пласты «Турок» и «Еврейка». Роспись Т.А.Тычагина по одноименному оригиналу Х.В.Э.Дитриха. Россия, С-Петербург, 1840-е. ИФЗ. Золоченые рамы, также, как и сами пласты-картины изготовлены из фарфора.
Ранее эти произведения украшали спальню великой княгини Александры Иосифовны, жены великого князя Константина Николаевича. Живописные полотна нередко становились объектами для имитаций. Такие «картины» подчас располагались на стенах гостиных, кабинетов рядом с настоящими станковыми произведениями.
Ранее эти произведения украшали спальню великой княгини Александры Иосифовны, жены великого князя Константина Николаевича. Живописные полотна нередко становились объектами для имитаций. Такие «картины» подчас располагались на стенах гостиных, кабинетов рядом с настоящими станковыми произведениями.
Шпалера «Портрет Яна Собеского». По живописному оригиналу Рембрандта (1637). Россия, С.-Петербург, начало 19 века. Шпалера воспроизводит картину Рембрандта, а обрамление повторяет узор резной деревянной рамы. Обычно такие обманки находились на некотором расстоянии от зрителя, не позволяя сразу всмотреться  в  технику их исполнения.
Шпалера «Портрет Яна Собеского». По живописному оригиналу Рембрандта (1637). Россия, С.-Петербург, начало 19 века. Шпалера воспроизводит картину Рембрандта, а обрамление повторяет узор резной деревянной рамы. Обычно такие обманки находились на некотором расстоянии от зрителя, не позволяя сразу всмотреться в технику их исполнения.
Фарфоровый пласт «Проверка яиц». Роспись К.А.Липпольда по живописному оригиналу Г.Схалкена. Германия, Тюрингия, 1893. Фарфоровая мануфактура Плау.
Фарфоровый пласт «Проверка яиц». Роспись К.А.Липпольда по живописному оригиналу Г.Схалкена. Германия, Тюрингия, 1893. Фарфоровая мануфактура Плау.
Фарфоровый пласт «Мария Магдалина». Роспись К.А.Липпольда. Россия, С-Петербург, 1870-е.  ИФЗ. Рама на сей раз – дерево.
Фарфоровый пласт «Мария Магдалина». Роспись К.А.Липпольда. Россия, С-Петербург, 1870-е. ИФЗ. Рама на сей раз – дерево.
Неизвестный художник. Портрет великой княжны, дочери Павла I. Россия, первая половина 19 в. Портрет помещен в живописную рамку, воспринимаемую зрителем как объемная резная деревянная поверхность.
Неизвестный художник. Портрет великой княжны, дочери Павла I. Россия, первая половина 19 в. Портрет помещен в живописную рамку, воспринимаемую зрителем как объемная резная деревянная поверхность.
Жан-Луи Ланевиль. Мальчик у занавески. Париж, французская школа, 1807.   Здесь «обманка» не в материале. Это действительно картина, но каков эффект трехмерности изображения!  Подобные картины иллюзорно стирают границу между реальным и вымышленным пространством. Непременным их атрибутом является обычно штора. Кажется, что, если ее отодвинуть, можно без труда оказаться в мире, изображенном на полотне. А мне так и хочется взять мальчонку за правую руку!
Жан-Луи Ланевиль. Мальчик у занавески. Париж, французская школа, 1807. Здесь «обманка» не в материале. Это действительно картина, но каков эффект трехмерности изображения! Подобные картины иллюзорно стирают границу между реальным и вымышленным пространством. Непременным их атрибутом является обычно штора. Кажется, что, если ее отодвинуть, можно без труда оказаться в мире, изображенном на полотне. А мне так и хочется взять мальчонку за правую руку!
Франческо Мальтезе. Натюрморт с восточным ковром. Римская школа, середина 17 века. Вот поди ж ты! Совсем недавно в Москве любовалась невероятно «реальными» коврами на выставке итальянского натюрморта, а теперь вот и в Казани тоже! Изумительно передана даже тяжесть ткани!
Франческо Мальтезе. Натюрморт с восточным ковром. Римская школа, середина 17 века. Вот поди ж ты! Совсем недавно в Москве любовалась невероятно «реальными» коврами на выставке итальянского натюрморта, а теперь вот и в Казани тоже! Изумительно передана даже тяжесть ткани!
Тканый натюрморт, имитирующий картину. По живописному оригиналу А.Валайе-Костер «Две битых птицы» 1785. Франция, Королевская ковровая мануфактура в Савонери, 1780-е.
Тканый натюрморт, имитирующий картину. По живописному оригиналу А.Валайе-Костер «Две битых птицы» 1785. Франция, Королевская ковровая мануфактура в Савонери, 1780-е.
Неизвестный мастер. Литографии по оригиналам Герарда Доу. Германия, 19в.  Старый учитель.
Неизвестный мастер. Литографии по оригиналам Герарда Доу. Германия, 19в. Старый учитель.
Неизвестный мастер. Литографии по оригиналам Герарда Доу. Германия, 19в.  


Зубной врач. 
Эта и предыдущая литографии исполнены по оригиналам голландского художника Герарда Доу, который часто использовал композиции, представляющее персонажа в оконном проеме. Лежащие на парапете бытовые предметы  и обрамляющие драпировки изображены таким образом, что кажутся выходящими из плоскости картины в реальное пространство.
Неизвестный мастер. Литографии по оригиналам Герарда Доу. Германия, 19в. Зубной врач. Эта и предыдущая литографии исполнены по оригиналам голландского художника Герарда Доу, который часто использовал композиции, представляющее персонажа в оконном проеме. Лежащие на парапете бытовые предметы и обрамляющие драпировки изображены таким образом, что кажутся выходящими из плоскости картины в реальное пространство.
Симон Луттихейз (?) Завтрак с окороком. Голландия, 17 век. Картина представляет собой классический образец голландского натюрморта 17-го века, в котором художник виртуозно передает особенности фактур различных материалов. Помещенные на первый план  предметы вступают в игру со зрителем. Нож и в самом деле так и хочется «взять» за ручку!  Тип обманок, создающий иллюзию трехмерности и осязаемости изображенных объектов, получил название тромплёй (от французского trompe-l’oeil – обман зрения).
Симон Луттихейз (?) Завтрак с окороком. Голландия, 17 век. Картина представляет собой классический образец голландского натюрморта 17-го века, в котором художник виртуозно передает особенности фактур различных материалов. Помещенные на первый план предметы вступают в игру со зрителем. Нож и в самом деле так и хочется «взять» за ручку! Тип обманок, создающий иллюзию трехмерности и осязаемости изображенных объектов, получил название тромплёй (от французского trompe-l’oeil – обман зрения).
Юриан ван Стрек (приписывается). Закуска. Голландия, вторая половина 17 века. Особенный элемент композиции – шелковая занавесь на металлическом стержне. Небрежно приподнятая над столом она позволяет зрителю как бы случайно заглянуть в открывшееся перед ним пространство, создавая иллюзию реальности. В 17-м веке подобные шелковые шторки предохраняли картины от света и пыли.
Юриан ван Стрек (приписывается). Закуска. Голландия, вторая половина 17 века. Особенный элемент композиции – шелковая занавесь на металлическом стержне. Небрежно приподнятая над столом она позволяет зрителю как бы случайно заглянуть в открывшееся перед ним пространство, создавая иллюзию реальности. В 17-м веке подобные шелковые шторки предохраняли картины от света и пыли.
Герард фон Спенглер. Натюрморт-обманка с планом крепости Мирандолы, рисунками и нотами.  Россия, 1809.  Обманные композиции часто представляли бумажные листы висящими на стене или лежащими на горизонтальной поверхности. При этом для большего эффекта объемности художники изображали отклеившиеся или смятые углы. Особенно эффектно выглядит художественный прием листа лежащего на листе. Это могут быть имитации собранных в альбом рисунков, россыпь банкнот, сваленных в кучу игральных карт, книг, нот, газет и других бумаг.
Герард фон Спенглер. Натюрморт-обманка с планом крепости Мирандолы, рисунками и нотами. Россия, 1809. Обманные композиции часто представляли бумажные листы висящими на стене или лежащими на горизонтальной поверхности. При этом для большего эффекта объемности художники изображали отклеившиеся или смятые углы. Особенно эффектно выглядит художественный прием листа лежащего на листе. Это могут быть имитации собранных в альбом рисунков, россыпь банкнот, сваленных в кучу игральных карт, книг, нот, газет и других бумаг.
Неизвестный гравер.  Гравюра-обманка, имитирующая прикрепленный к стене лист бумаги. Первая четверть 18 в.
Неизвестный гравер. Гравюра-обманка, имитирующая прикрепленный к стене лист бумаги. Первая четверть 18 в.
Неизвестный гравер.  Гравюра-обманка, имитирующая прикрепленный к стене лист бумаги. Первая четверть 18 в.
Неизвестный гравер. Гравюра-обманка, имитирующая прикрепленный к стене лист бумаги. Первая четверть 18 в.
Иоганн Эсайас Нильсон. Обманка «Кофе, чай и табачные изделия», изображающая лежащие друг на друге листы гравюр. Германия, 1750-1760-е.
Иоганн Эсайас Нильсон. Обманка «Кофе, чай и табачные изделия», изображающая лежащие друг на друге листы гравюр. Германия, 1750-1760-е.
Мартин Йозеф Геерартс. Декоративное панно «Детская вакханалия», имитирующее мраморный рельеф.  Фландрия, около 1750-х. Холст, масло.
Мартин Йозеф Геерартс. Декоративное панно «Детская вакханалия», имитирующее мраморный рельеф. Фландрия, около 1750-х. Холст, масло.
Неизвестный мастер с оригинала Франческо Дюкенуа. Любовь небесная побеждает любовь земную. Италия, середина или вторая половина 17-го века. Мрамор.
Неизвестный мастер с оригинала Франческо Дюкенуа. Любовь небесная побеждает любовь земную. Италия, середина или вторая половина 17-го века. Мрамор.
Мартин Йозеф Геерартс. Декоративное панно «Отдых Дианы», имитирующее рельеф, выполненный из мрамора, дерева и бронзы.  Фландрия, около 1750-х. Холст, масло.
Мартин Йозеф Геерартс. Декоративное панно «Отдых Дианы», имитирующее рельеф, выполненный из мрамора, дерева и бронзы. Фландрия, около 1750-х. Холст, масло.
Неизвестный художник. Натюрморт  с ковровой скатертью. Россия, первая половина 18-го века. На краю стола изображено письмо с надписью «Подателю шесть денегъ». Оно как будто тоже выступает из плоскости полотна.
Неизвестный художник. Натюрморт с ковровой скатертью. Россия, первая половина 18-го века. На краю стола изображено письмо с надписью «Подателю шесть денегъ». Оно как будто тоже выступает из плоскости полотна.
Михиэль Свертс. Портрет молодого человека. Южные Нидерланды, Брюссель, 1656. В манере обманки на картине изображены приколотый к скатерти лист бумаги и предметы, размещенные на столе.
Михиэль Свертс. Портрет молодого человека. Южные Нидерланды, Брюссель, 1656. В манере обманки на картине изображены приколотый к скатерти лист бумаги и предметы, размещенные на столе.
На фрагменте это особенно заметно.
На фрагменте это особенно заметно.
Иоганн Фридрих Гроот. Битая утка. Штугардт, 1746. Полотно относится к популярному в 17-18 веках типу живописных обманок, когда создается иллюзия трехмерности предметов. Деталь характерная для подобных изображений – две мухи, будто бы ползающие по холсту. Скрупулезно прописанные и даже отбрасывающие тень, они вызывают желание смахнуть их с поверхности.
Иоганн Фридрих Гроот. Битая утка. Штугардт, 1746. Полотно относится к популярному в 17-18 веках типу живописных обманок, когда создается иллюзия трехмерности предметов. Деталь характерная для подобных изображений – две мухи, будто бы ползающие по холсту. Скрупулезно прописанные и даже отбрасывающие тень, они вызывают желание смахнуть их с поверхности.
Иоганн Каспар Фюссли. Обманка. Швейцария, 1750. Холст, масло!!! А так и  кажется, что дерево и бумага!
Иоганн Каспар Фюссли. Обманка. Швейцария, 1750. Холст, масло!!! А так и кажется, что дерево и бумага!
И тут то же самое!
И тут то же самое!
Неизвестный художник. Обманка. Германия, 18 век.
Неизвестный художник. Обманка. Германия, 18 век.
Стол карточный. Россия, С.-Петербург. По рисунку А.Ринальди, 1768 – 1775. Поверхность стола украшена наборным орнаментом-обманкой, изображающей игральные карты. Вероятнее всего стол предназначался для установки у зеркальной стены, чтобы создавалось впечатление целой столешницы.
Стол карточный. Россия, С.-Петербург. По рисунку А.Ринальди, 1768 – 1775. Поверхность стола украшена наборным орнаментом-обманкой, изображающей игральные карты. Вероятнее всего стол предназначался для установки у зеркальной стены, чтобы создавалось впечатление целой столешницы.
Григорий Николаевич Теплов. Натюрморт-обманка. Россия, 1737. Обманки, представляющие собой закреплены на деревянной стене предметы, создавали в 18 веке не только профессиональные художники, но и любители. Одним из таких был автор этого натюрморта, являвшийся крупным государственным деятелем своего времени. Не обошлось и здесь без непременной  мухи))
Григорий Николаевич Теплов. Натюрморт-обманка. Россия, 1737. Обманки, представляющие собой закреплены на деревянной стене предметы, создавали в 18 веке не только профессиональные художники, но и любители. Одним из таких был автор этого натюрморта, являвшийся крупным государственным деятелем своего времени. Не обошлось и здесь без непременной мухи))
На этих птичек так засмотрелась, что забыла запечатлеть табличку))) Ну очень натуральные! И они, и «лист бумаги»!!!
На этих птичек так засмотрелась, что забыла запечатлеть табличку))) Ну очень натуральные! И они, и «лист бумаги»!!!
Обманки были популярны и в украшениях.  Броши-банты из парюры. Россия, С.-Петербург, 1795.  Мастерская Дювалей.  Предметы являются частью парюры, состоявшей из 11 предметов, которая была изготовлена в качестве приданого великой княжны Александры Павловны (дочери на  тот момент еще великого князя Павла Петровича). Согласно преданию автором выполненных из папье-маше медальонов, напоминающих камеи, была мать невесты – великая княгиня Мария Федоровна.
Обманки были популярны и в украшениях. Броши-банты из парюры. Россия, С.-Петербург, 1795. Мастерская Дювалей. Предметы являются частью парюры, состоявшей из 11 предметов, которая была изготовлена в качестве приданого великой княжны Александры Павловны (дочери на тот момент еще великого князя Павла Петровича). Согласно преданию автором выполненных из папье-маше медальонов, напоминающих камеи, была мать невесты – великая княгиня Мария Федоровна.
Неизвестный художник. Книга. Германия, 16 век. Это изображение возможно было частью украшения аналоя.
Неизвестный художник. Книга. Германия, 16 век. Это изображение возможно было частью украшения аналоя.
Спичечница в виде книги.  Франция, середина 19 века. Кожа, картон, канва, стекло, шелк.
Спичечница в виде книги. Франция, середина 19 века. Кожа, картон, канва, стекло, шелк.
Фляга в виде томика Петрарки. Северная Италия, 15 век. Полумайолика, свинцовая глазурь. 

Подставка для перьев в виде книги. Северная Италия, 16 век. Полумайолика, свинцовая глазурь.
Фляга в виде томика Петрарки. Северная Италия, 15 век. Полумайолика, свинцовая глазурь. Подставка для перьев в виде книги. Северная Италия, 16 век. Полумайолика, свинцовая глазурь.
Булавка галстучная с фигуркой мухи. Россия, вторая половина 19 – начало 20 века. Камея «Муха». Германия, вторая половина 18 века.  Мозаика «Муха». Западная Европа, 19 век.
Булавка галстучная с фигуркой мухи. Россия, вторая половина 19 – начало 20 века. Камея «Муха». Германия, вторая половина 18 века. Мозаика «Муха». Западная Европа, 19 век.
Часы на шатлене. Франция, середина 18 века.
Часы на шатлене. Франция, середина 18 века.
Комплект стеклянной посуды с изображением мух и бабочек. Россия, Пензенская губерния, Николо-Пестровский хрустальный завод Бахметевых. Первая четверть 19 в.
Комплект стеклянной посуды с изображением мух и бабочек. Россия, Пензенская губерния, Николо-Пестровский хрустальный завод Бахметевых. Первая четверть 19 в.
Предметы из сервиза с изображением птиц и насекомых.  Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1763 – 1774. Часто изображением всяких букашек маскировали дефекты фарфора – пятнышки и т.п. Что в те времена случалось нередко.
Предметы из сервиза с изображением птиц и насекомых. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура. 1763 – 1774. Часто изображением всяких букашек маскировали дефекты фарфора – пятнышки и т.п. Что в те времена случалось нередко.
Ваза с декором буль-дё-неж. Россия, Черниговский уезд, фарфоровый завод Миклашевского. Середина 19 в.  Предметы из «Потёмкинского» сервиза в виде пучков листьев. Название «Потемкинский» этот сервиз приобрел благодаря устному преданию семьи графов Бобринских. Считалось, что сервиз этот подарила своему фавориту Екатерина II. Слева – табакерки в виде фруктов.
Ваза с декором буль-дё-неж. Россия, Черниговский уезд, фарфоровый завод Миклашевского. Середина 19 в. Предметы из «Потёмкинского» сервиза в виде пучков листьев. Название «Потемкинский» этот сервиз приобрел благодаря устному преданию семьи графов Бобринских. Считалось, что сервиз этот подарила своему фавориту Екатерина II. Слева – табакерки в виде фруктов.
Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод. Россия, Екатеринбург, 1870-е.
Пресс-папье с объемной мозаикой в виде ягод. Россия, Екатеринбург, 1870-е.
Ветка красной смородины в вазочке. Ландыш в вазочке. Россия, С.-Петербург, мастерская К.Фаберже, 1910-е. Туалетец в форме грецкого ореха. Франция, 1870-е. В орешке – флаконы для духов и крохотная воронка для наполнения этих флакончиков духами.
Ветка красной смородины в вазочке. Ландыш в вазочке. Россия, С.-Петербург, мастерская К.Фаберже, 1910-е. Туалетец в форме грецкого ореха. Франция, 1870-е. В орешке – флаконы для духов и крохотная воронка для наполнения этих флакончиков духами.
Чернильный прибор в виде корзины с лепными цветами. Россия, С.-Петербург, 1840-е. ИФЗ.
Чернильный прибор в виде корзины с лепными цветами. Россия, С.-Петербург, 1840-е. ИФЗ.
Сахарница в виде грозди винограда с крышкой. Фарфоровый завод А.Г. Попова, 1850-е. 
Сливочник с крышкой в виде груши. Россия, С.-Петербург, 1850-е. ИФЗ. Чайник с крышкой, имитирующий яблоко. Россия, середина 19 в. Частный фарфоровый завод.
Сахарница в виде грозди винограда с крышкой. Фарфоровый завод А.Г. Попова, 1850-е. Сливочник с крышкой в виде груши. Россия, С.-Петербург, 1850-е. ИФЗ. Чайник с крышкой, имитирующий яблоко. Россия, середина 19 в. Частный фарфоровый завод.
Мисочка в виде плода граната с крышкой.  Мисочка в виде лимона с крышкой. Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1760-е.
Мисочка в виде плода граната с крышкой. Мисочка в виде лимона с крышкой. Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1760-е.
Чайный сервиз «Натюрморт» на две персоны. Поднос с вазой в виде груды груш, гранатов и винограда; чайник-тыква с крышкой, сахарница ананас с крышкой, сливочник груша с крышкой, две чашки в виде яблок с крышками на блюдцах-листьях. Россия, С.-Петербург, 1850-1860-е. ИФЗ. Больше всего меня здесь удивило, что чайники-чашки- сливочники являются отдельными предметами, которые можно из композиции «изъять»! Это ж надо так заморочиться!!! Но до чего здорово! Непременные мушки тоже присутствуют))
Чайный сервиз «Натюрморт» на две персоны. Поднос с вазой в виде груды груш, гранатов и винограда; чайник-тыква с крышкой, сахарница ананас с крышкой, сливочник груша с крышкой, две чашки в виде яблок с крышками на блюдцах-листьях. Россия, С.-Петербург, 1850-1860-е. ИФЗ. Больше всего меня здесь удивило, что чайники-чашки- сливочники являются отдельными предметами, которые можно из композиции «изъять»! Это ж надо так заморочиться!!! Но до чего здорово! Непременные мушки тоже присутствуют))
Вот с этой стороны чайничек лучше видно.
Вот с этой стороны чайничек лучше видно.
Блюдо «Сельская глина». Франция, 17 век.  Неизвестный последователь Бернара Палисси. По мне  - так себе блюдо, хорошо еще, что без так любимых разработчиком керамики в этом стиле (Палисси) змей))). Но, оказывается, было очень сложно найти виды глазури, которые достигали бы наибольшей декоративности при обжиге одновременно. Персонажей-то на блюде вон сколько и все разного цвета!  «Сельской» эту керамику зовут за грубоватый стиль. Начав с блюд и чаш «в сельском стиле», Палисси вместе с сыновьями переезжает в Париж, где работает над созданием грота в Тюильри. На поиски «правильной» поливы для керамики у Палисси ушло 10 лет! А все же наши фрукты (даже с мухами), право, слово куда приятнее, чем вся эта французская живность)))
Блюдо «Сельская глина». Франция, 17 век. Неизвестный последователь Бернара Палисси. По мне - так себе блюдо, хорошо еще, что без так любимых разработчиком керамики в этом стиле (Палисси) змей))). Но, оказывается, было очень сложно найти виды глазури, которые достигали бы наибольшей декоративности при обжиге одновременно. Персонажей-то на блюде вон сколько и все разного цвета! «Сельской» эту керамику зовут за грубоватый стиль. Начав с блюд и чаш «в сельском стиле», Палисси вместе с сыновьями переезжает в Париж, где работает над созданием грота в Тюильри. На поиски «правильной» поливы для керамики у Палисси ушло 10 лет! А все же наши фрукты (даже с мухами), право, слово куда приятнее, чем вся эта французская живность)))
Аурелио Дзингони. Декоративное панно. Италия, не ранее 1883. Холст, масло.
Аурелио Дзингони. Декоративное панно. Италия, не ранее 1883. Холст, масло.
Коробка с крышкой для рукоделия в виде берестяного кузовка с грибами. Россия, 1870-1890-е. «Береста» сделана из проклеенных с обратной стороны атласных лент, две веревки – из толстого шелкового шнура. На крышку наклеены грибы из ваты, обтянутой замшей и кожей, слегка тонированные.
Коробка с крышкой для рукоделия в виде берестяного кузовка с грибами. Россия, 1870-1890-е. «Береста» сделана из проклеенных с обратной стороны атласных лент, две веревки – из толстого шелкового шнура. На крышку наклеены грибы из ваты, обтянутой замшей и кожей, слегка тонированные.
Масленка в виде калача с крышкой. Россия, Московская губерния, с.Вербилки, 1918 – 1919. Дмитровская государственная фабрика. Кружка-шутиха в виде проросшего пня с крышкой. Россия, Московская губерния, с.Вербилки, конец 19 – начало 20 в. Завод товарищества М.С. Кузнецова. Больше всего удивило, что в  первые годы после  1917-го кто-то не просто производил посуду, но изготовлял такие вот калачи!
Масленка в виде калача с крышкой. Россия, Московская губерния, с.Вербилки, 1918 – 1919. Дмитровская государственная фабрика. Кружка-шутиха в виде проросшего пня с крышкой. Россия, Московская губерния, с.Вербилки, конец 19 – начало 20 в. Завод товарищества М.С. Кузнецова. Больше всего удивило, что в первые годы после 1917-го кто-то не просто производил посуду, но изготовлял такие вот калачи!
Миска в виде капусты с крышкой. Франция, Страсбург, 1750-е.  Кумган под металл. Россия, первая половина 18 в. Чернолощеная керамика.
Миска в виде капусты с крышкой. Франция, Страсбург, 1750-е. Кумган под металл. Россия, первая половина 18 в. Чернолощеная керамика.
Коробочка в виде печенья с крышкой.  Россия, Московская губерния, с.Вербилки, конец 19 в. Завод товарищества М.С. Кузнецова. Если крышечку закрыть – точно примешь за несколько печенек!
Коробочка в виде печенья с крышкой. Россия, Московская губерния, с.Вербилки, конец 19 в. Завод товарищества М.С. Кузнецова. Если крышечку закрыть – точно примешь за несколько печенек!
Кресло. Россия, 1870-1890-е. По образцу мастера П.В.Шутова. Кресло с надписью на дуге «тише едешь, дальше будешь» является одним из вариантов композиции «Дуга, топоры и рукавицы», созданной столяром-резчиком П.В.Шутовым. Я подобное видела в музее в Суздале.
Кресло. Россия, 1870-1890-е. По образцу мастера П.В.Шутова. Кресло с надписью на дуге «тише едешь, дальше будешь» является одним из вариантов композиции «Дуга, топоры и рукавицы», созданной столяром-резчиком П.В.Шутовым. Я подобное видела в музее в Суздале.
Тарелка декоративная с изображением мальчика за столом и надписью «Волга матушка, глубокая, раздольная, да разгульная, стерляжьей ушицей кормитъвсякаго: и православного, и татарина. ВОЛГА-ПЛЫТЬ ДОЛГА». Россия, С.-Петербург, около 1896. Фарфоровый завод братьев Корниловых. Фарфоровые предметы  под хохлому. Россия, Московская губерния, с.Вербилки, 1890 - 1910. Завод товарищества М.С. Кузнецова.
Тарелка декоративная с изображением мальчика за столом и надписью «Волга матушка, глубокая, раздольная, да разгульная, стерляжьей ушицей кормитъвсякаго: и православного, и татарина. ВОЛГА-ПЛЫТЬ ДОЛГА». Россия, С.-Петербург, около 1896. Фарфоровый завод братьев Корниловых. Фарфоровые предметы под хохлому. Россия, Московская губерния, с.Вербилки, 1890 - 1910. Завод товарищества М.С. Кузнецова.
Слева кувшинчик фарфоровый, справа – молочного стекла.
Слева кувшинчик фарфоровый, справа – молочного стекла.
Чернильный прибор «под камень». Россия, Московская губерния, Бронницкий уезд, дер.Жирово, вторая половина 19 в. Завод И.Н.Федяшина. Фаянс, роспись, позолота.
Чернильный прибор «под камень». Россия, Московская губерния, Бронницкий уезд, дер.Жирово, вторая половина 19 в. Завод И.Н.Федяшина. Фаянс, роспись, позолота.
Тарелка-сухарница с имитацией вышивки. Западная Европа, конец 19 – начало 20 в. Терракота, роспись полихромная.
Тарелка-сухарница с имитацией вышивки. Западная Европа, конец 19 – начало 20 в. Терракота, роспись полихромная.
Блюдо с «салфеткой». Россия, Московская губерния, с.Вербилки, 1890 - 1910. Завод товарищества М.С. Кузнецова.
Блюдо с «салфеткой». Россия, Московская губерния, с.Вербилки, 1890 - 1910. Завод товарищества М.С. Кузнецова.
Солонка в виде круглого блюда с караваем, лежащим на салфетке с бахромой. Россия, Москва, неизвестная мастерская, 1890. Серебро, медь, чеканка, гравировка, золочение.
Солонка в виде круглого блюда с караваем, лежащим на салфетке с бахромой. Россия, Москва, неизвестная мастерская, 1890. Серебро, медь, чеканка, гравировка, золочение.
А вот это вообще – попробуй, угадай! Нагрудное украшение из бисера и … семян огурца!!! Европейская часть России, конец 19 – начало 20 в.
А вот это вообще – попробуй, угадай! Нагрудное украшение из бисера и … семян огурца!!! Европейская часть России, конец 19 – начало 20 в.
Блюдо деревянное подносное с гербом Полтавской губернии Российской империи и надписью «От верноподданых крестьян Полтавской губернии» и датой «1902»
Блюдо деревянное подносное с гербом Полтавской губернии Российской империи и надписью «От верноподданых крестьян Полтавской губернии» и датой «1902»
Столик. Россия, начало 19 в. Ни за что бы не подумала, что столешница не наборная, а роспись под дерево!
Столик. Россия, начало 19 в. Ни за что бы не подумала, что столешница не наборная, а роспись под дерево!
Чернильный прибор под золоченую бронзу. Россия, С.-Петербург, 1820-е. Оправа малахита и ножки – бронза. Фигурки – фарфор. ИФЗ,
Чернильный прибор под золоченую бронзу. Россия, С.-Петербург, 1820-е. Оправа малахита и ножки – бронза. Фигурки – фарфор. ИФЗ,
И эти вроде бы серебряные предметы – фарфор!
И эти вроде бы серебряные предметы – фарфор!
Завершают экспозицию работы современных художников ИФЗ. Сухарница «Лисички». 2023. Лепка и роспись М.Ю.Никольской.
Завершают экспозицию работы современных художников ИФЗ. Сухарница «Лисички». 2023. Лепка и роспись М.Ю.Никольской.
Серия тарелок «Общепит». Россия, С.-Петербург, 2003- 2007. АО ИФЗ. Роспись С.Н.Соколова, Л.Ю.Цветковой. Арт-объект «Яичница».Россия, С.-Петербург, 2023. АО ИФЗ. Лепка и росписьА.А.Данилова. Самое неожиданное, что тарелочка с пельменями это … сухарница! Тоже ИФЗ , 2011. Форма Т.В. Афанасьевой, роспись и лепка Т.Л.Чариной.
Серия тарелок «Общепит». Россия, С.-Петербург, 2003- 2007. АО ИФЗ. Роспись С.Н.Соколова, Л.Ю.Цветковой. Арт-объект «Яичница».Россия, С.-Петербург, 2023. АО ИФЗ. Лепка и росписьА.А.Данилова. Самое неожиданное, что тарелочка с пельменями это … сухарница! Тоже ИФЗ , 2011. Форма Т.В. Афанасьевой, роспись и лепка Т.Л.Чариной.
Композиция «Хлеб наш насущный». Россия, С.-Петербург, 2023. АО ИФЗ. Форма, лепка Т.В.Афанасьевой. Тарелка «Чеснок». 2015. Лепка и роспись И.С.Олевской. Скульптура «Чеснок», 2020. Форма и роспись Т.М.Чапургиной. А вот это неожиданно! После платьев-то из фарфора, которые я видела на выставках в Царицыно и в Эрмитаже в Петербурге!
Композиция «Хлеб наш насущный». Россия, С.-Петербург, 2023. АО ИФЗ. Форма, лепка Т.В.Афанасьевой. Тарелка «Чеснок». 2015. Лепка и роспись И.С.Олевской. Скульптура «Чеснок», 2020. Форма и роспись Т.М.Чапургиной. А вот это неожиданно! После платьев-то из фарфора, которые я видела на выставках в Царицыно и в Эрмитаже в Петербурге!
Композиция «Гламур». Россия, С.-Петербург, 2011. АО ИФЗ. Формаи росписьИ.С.Олевской
Композиция «Гламур». Россия, С.-Петербург, 2011. АО ИФЗ. Формаи росписьИ.С.Олевской
«Вечный» тортик))) Скульптурная композиция «Торт «Жозефина». Россия, С.-Петербург, 2023. АО ИФЗ. Форма, лепка и роспись З.С.Юсовой, модель С.А. Шевченко.
«Вечный» тортик))) Скульптурная композиция «Торт «Жозефина». Россия, С.-Петербург, 2023. АО ИФЗ. Форма, лепка и роспись З.С.Юсовой, модель С.А. Шевченко.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому