Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 22:22
Фотоальбом

Первый отечественный "глянец", выставка в Музее русского импрессионизма

SM-A325F
46 44

До 6-го октября в Музее русского импрессионизма открыта выставка «Журнал красивой жизни». Темой которой стал рассказ о первом российском «глянце», как бы сейчас его назвали.

В конце 1913 года коммерческий директор крупнейшей в Российской империи газеты «Новое время» Владимир Пименович Крымов решил издавать журнал, посвященный исключительно радостям великосветского общества. По образу и подобию британского Tatler, который благополучно выходит и по сей день.

Во Владимире Крымове, между прочим, замечательно уживались две ипостаси: приверженность светскому образу жизни и железная предпринимательская хватка, унаследованная от предков-старообрядцев. Среди которых был сам протопоп Аввакум. (Не уверена, что Аввакум одобрил бы задуманное потомком издание)))

Назвали журнал «Столица и усадьба», печатали его на лучшей мелованной бумаге, с отдельными вклейками репродукций картин. Стоимость соответственно получалась немалой, но и аудитория подразумевалась элитарная. Так, среди подписчиков нового издания числилась императрица Александра Федоровна.

Первый номер «Столицы и усадьбы» вышел в декабре 1913-го, последний — в сентябре 1917-го. То есть журнал печатался даже после Февральской революции. Впрочем, Крымов благоразумно уже в марте «революционного» года разместил свои деньги в заграничных банках, а сам отбыл в кругосветное путешествие. Присылая «с дороги» материалы для очередных номеров журнала. В Россию Владимир Пименович больше не вернулся.

Всего за неполных четыре года «Столица и усадьба» стал культовым изданием. Может быть в какой-то степени и потому, что «годы жизни» ему достались весьма непростые.

В одной из статей так описывалось кредо журнала: «Жизнь полна плохого; печального гораздо больше, чем весёлого, но есть же и хорошее, красивое; об этой красивой жизни писать не принято. У нас печатают портрет интересного человека, его дом, его изящные вещи, пишут об укладе его жизни только тогда, когда он умрёт, попадёт в крушение поезда или в судебный процесс! Ещё такое право даёт выступление в общественных делах, но не все же интересные люди работают в этой области, есть и другие… Радостного так мало в жизни, что его, казалось бы, надо подчёркивать, как можно больше говорить о нём».

Каждый номер «Столицы и усадьбы» как правило включал в себя:

— статью о каком-либо роскошном российском имении, с фотографиями и подробными описаниями интерьеров. Кстати, эти статьи и фотографии к ним стали бесценным источником сведений для реставраторов дворцов и парков, пострадавших в злоключениях первой половины 20-го века

— обзор модных новинок — рассказ о бале или ином роскошном светском рауте

— статью об искусстве: о вернисажах, театральных премьерах, о литературных новинках, о писателях, художниках, артистах

— в конце номера обычно помещался фельетон и различные заметки.

Всему, что жизнь омрачает (политика и т. п.), путь на страницы журнала был закрыт. А вот реклама предметов роскоши — в том числе дорогих книг! — присутствовала непременно.

Очень жаль, но на выставке по непонятной причине не было представлено ни одного номера журнала. При том, что они существуют, и по отзывам в Сети время от времени экспонируются. Не иначе кто-то с кем-то не смог договориться… На стенах, правда, были представлены некоторые цитаты из различных номеров, но взглянуть на реальный журнал было бы куда интереснее. Хорошо, что хотя бы фото обложек удалось «добыть».

Однако, некоторые «страницы» издания мы как раз и можем увидеть в залах музея, т. к. в них представлены произведения, репродукции которых были размещены в журнале.

Разделы же выставки являют собой отсылку к рубрикам издания.

Конечно же, наиболее яркой светская жизнь была в столице. И наряду с фоторепортажами о различных событиях в журнале печатались репродукции живописных портретов представительниц аристократических родов, популярных актрис, жен богатых промышленников. Туалеты моделей, прически, украшения, окружающая обстановка и даже питомцы на подушках были приметами времени, обсуждались и формировали стандарты хорошего вкуса.

Однако несмотря на то, что журнал был дорогим и адресовался прежде всего «сливкам общества», читали его и люди иных сословий и разного достатка. Дабы учитывать интересы этой части аудитории печатали в «Столице и усадьбе» не только парадные портреты, но и те, что можно отнести к жанровым сюжетам из обычной жизни. («Подруги. Тата и Валя» Александра Вахрамеева).

Модной в 10-е годы прошлого века становится русская старина, и издатель Крымов предоставляет страницы журнала работам художников, модели которых облачены в национальные наряды. («Девушка в вологодском костюме» Ивана Горюшкина-Сорокопудова).

Сценки же из крестьянской жизни, допущенные к публикации, должны были отличаться приятной глазу патриархальностью, дабы ни в коем случае не оскорбить столичную публику суровой реальностью. («Подружки. Дети» Федота Сычкова).

Отдавая дань модным тенденциям, за модой, тем не менее, «Столица и усадьба» не гнался. Более того, грусть об уходящей в прошлое жизни дворянской усадьбы чувствовалась почти в каждом номере журнала. «Ностальгические» картины, такие как «В гостиной» Александра Рубцова и, конечно же, «Все в прошлом» Василия Максимова тому пример.

«Ностальгия» это и великолепные портреты-акварели знаменитого Петра Соколова. Представленных на выставке раньше видеть не доводилось, а любоваться его работами можно бесконечно.

Роскошные «Купчихи» Александра Маковского были одной из иллюстраций к рассказу о выставке передвижников 1917-го года.

Культурную жизнь России «Столица и усадьба» освещала подробно. Для обзоров вернисажей был приглашен критик Сергей Кондаков. Взгляды которого отличались консерватизмом, а потому выставку футуристов он разделал под орех!

Не могу не привести цитату: «Время от времени дома сумасшедших устраивают выставки изделий своих питомцев. Иногда здесь бывают интереснейшие произведения больной души. Футуристы не сумасшедшие и не больные таланты, это просто развязные молодые люди, вроде тех, что торгуют из-под полы на бульварах Парижа или под аркадой Неаполя. Удивительно одно, каким образом императорское общество поощрения художеств прикасается к этому делу… Эта выставка треугольников, молотков, коробок от пудры, ложек, спичек, старых жестяных труб. А по трагическому утверждению одной из посетительниц даже отрубленного хвостика милого Тоби никакого касательства к художеству не имеет. А расчёт господ футуристов прост — всегда найдутся умники, которые будут ходить вокруг хвостика Тоби и глубокомысленно рассуждать — почему он закручен вправо, а не влево».

Всякую подобную дребедень я теперь точно буду называть «хвостиком милого Тоби»))).

Своему кредо журнал остался верен и с началом Первой мировой: ничего тревожащего, либо — упаси Бог — трагического. Добавились лишь упоминания о том, что большинство дам «из общества» теперь работают в Красном кресте, оказывают различную помощь лазаретам. Графический портрет княгини Ольги Орловой Валентина Серова как раз относится к этому периоду.

Рассказывалось в «Столице и усадьбе» и о туризме, тем более, что идейный вдохновитель издания Владимир Крымов был заядлым путешественником. Нередко в поездках богатых покровителей сопровождали художники, работы которых потом попадали на страницы журнала. Но, почему-то те, большинство из представленных работ на эту тему, меня совершено не впечатлили.

В качестве иллюстраций к рассказам о театральных премьерах нередко использовались эскизы костюмов или декораций. И, конечно, портреты актрис. Публиковались также материалы о любительских спектаклях, в которых принимали участие члены императорской фамилии. Рассказывалось о театральных коллекциях столичных балетоманов и т. д. и т. п.

Так что и в самом деле жаль, что нельзя было ни один из номеров увидеть, и «полистать» в цифровом формате, например. Не проблема же в наше время!

Правда, прочитала, что в начале XXI века в Санкт-Петербурге было предпринято воспроизведение полного комплекта журнала. На специальной бумаге, с иллюстрациями максимально приближенными по цвету к оригиналу. 90 номеров «Столицы и усадьбы» переплели в семь томов. Причем, было создано два варианта. Первый — в кожаном переплёте, с сохранением оригинального формата; на обложке каждого тома воспроизведена иллюстрация с открывающего том номера журнала. Второй — переплетён в ткань, на обложке тиснёное золотом название, формат уменьшен на десять процентов с сохранением пропорций. Вне всякого сомнения, издания эти страсть какие дорогие и штучного тиража.

Потому любуемся картинами, которые когда-то были представлены на страницах журнала и все же благодарим Музей русского импрессионизма за рассказ об интересном издании, существовавшем когда-то в России.

Найденные в Сети обложки и некоторые страницы журнала
Найденные в Сети обложки и некоторые страницы журнала
 Виктор Штембер. Портрет баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц. 1912. Государственный Эрмитаж. В цикле «Невский ковчег» на канале Культура был рассказ об удивительной судьбе этой женщины.  В разные периоды жизни  петербургская светская красавица имела разные фамилии и титулы: Дарья Евгеньевна Лейхтенбергская де Богарне,  княгиня Кочубей,  баронесса Гревениц,  и, наконец,  уже в Советской России -  Дора Лейхтенберг. 
Долли, как ее звали в семье, не принадлежала к Императорской фамилии, хотя ее прадедом был Николай I, но была фактически последней из родственников Романовых, прожившей 20 лет в России после октябрьского переворота. Интересующимся советую источники в Сети, а еще лучше упомянутый «Невский ковчег». Но историю второго замужества Дарьи Евгеньевны все же перескажу.
Долли плыла по Балтийскому морю на пароходе за границу в сопровождении компаньонки, а во встречном направлении шел линкор, командиром которого был Владимир Гревениц. Морской офицер увидел красавицу Долли с капитанского мостика в бинокль, и она ему так понравилась, что он тут же остановил сигналами пароход, явился на катере на его борт и похитил Долли прямо из-под носа компаньонки. В 1912-м состоялась их свадьба, причем венчались супруги без согласия родных невесты и в корабельной церкви. Император Николай II намеревался было строго наказать Гревеница за то, что он взял женщину на военный корабль. Но, узнав, кто его избранница, простил, сказав, что «сиим выбором жены он и так довольно наказан!».
Виктор Штембер. Портрет баронессы Дарьи Евгеньевны Гревениц. 1912. Государственный Эрмитаж. В цикле «Невский ковчег» на канале Культура был рассказ об удивительной судьбе этой женщины. В разные периоды жизни петербургская светская красавица имела разные фамилии и титулы: Дарья Евгеньевна Лейхтенбергская де Богарне, княгиня Кочубей, баронесса Гревениц, и, наконец, уже в Советской России - Дора Лейхтенберг.  Долли, как ее звали в семье, не принадлежала к Императорской фамилии, хотя ее прадедом был Николай I, но была фактически последней из родственников Романовых, прожившей 20 лет в России после октябрьского переворота. Интересующимся советую источники в Сети, а еще лучше упомянутый «Невский ковчег». Но историю второго замужества Дарьи Евгеньевны все же перескажу. Долли плыла по Балтийскому морю на пароходе за границу в сопровождении компаньонки, а во встречном направлении шел линкор, командиром которого был Владимир Гревениц. Морской офицер увидел красавицу Долли с капитанского мостика в бинокль, и она ему так понравилась, что он тут же остановил сигналами пароход, явился на катере на его борт и похитил Долли прямо из-под носа компаньонки. В 1912-м состоялась их свадьба, причем венчались супруги без согласия родных невесты и в корабельной церкви. Император Николай II намеревался было строго наказать Гревеница за то, что он взял женщину на военный корабль. Но, узнав, кто его избранница, простил, сказав, что «сиим выбором жены он и так довольно наказан!».
Николай Беккер. Портрет Маргариты Павловны Гинцбург. 1915. Государственный Эрмитаж.  Эта красавица была женой коммерсанта, действительного тайного советника и благотворителя Моисея Акимовича Гинцбурга.
Николай Беккер. Портрет Маргариты Павловны Гинцбург. 1915. Государственный Эрмитаж. Эта красавица была женой коммерсанта, действительного тайного советника и благотворителя Моисея Акимовича Гинцбурга.
Николай Богданов-Бельский. Портрет княгини Марии Константиновны Кудашевой.  1903. Государственный Эрмитаж.
Николай Богданов-Бельский. Портрет княгини Марии Константиновны Кудашевой. 1903. Государственный Эрмитаж.
Николай Богданов-Бельский. Портрет Людмилы Павловны Бараш-Месаксуди.  1916. Тверская областная картинная галерея.
Николай Богданов-Бельский. Портрет Людмилы Павловны Бараш-Месаксуди. 1916. Тверская областная картинная галерея.
Исаак Бродский. Портрет Зинаиды Семеновны Штильман. 1916. Государственный Русский музей. А вот  об этой даме стоит поподробнее! Из книги Бента Янгфельдта  «Ставка-жизнь. Владимир Маяковский и его круг»: «…она, вопреки невысокому росту, тучности и родимому пятну во всю щеку, пять раз выходила замуж, за ней ухаживал великий князь Дмитрий Павлович. Однажды Лиля Брик спросила у неё, правда ли, что она живёт с мужчинами за деньги, и та ответила с искренним удивлением: “А что, Лиля Юрьевна, разве даром лучше?”».  Хотя портрет явно заказной, парадный, Бродскому удалось избежать в нем салонно-академической шаблонности. Замечательно подчеркнута откровенная чувственность модели и ее привычка к роскоши.
Исаак Бродский. Портрет Зинаиды Семеновны Штильман. 1916. Государственный Русский музей. А вот об этой даме стоит поподробнее! Из книги Бента Янгфельдта «Ставка-жизнь. Владимир Маяковский и его круг»: «…она, вопреки невысокому росту, тучности и родимому пятну во всю щеку, пять раз выходила замуж, за ней ухаживал великий князь Дмитрий Павлович. Однажды Лиля Брик спросила у неё, правда ли, что она живёт с мужчинами за деньги, и та ответила с искренним удивлением: “А что, Лиля Юрьевна, разве даром лучше?”». Хотя портрет явно заказной, парадный, Бродскому удалось избежать в нем салонно-академической шаблонности. Замечательно подчеркнута откровенная чувственность модели и ее привычка к роскоши.
Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской, жены художника. 1916. Частное собрание, Москва.
Исаак Бродский. Портрет Любови Бродской, жены художника. 1916. Частное собрание, Москва.
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе. 1900-1910. Собрание Романа Бабичева, Москва
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе. 1900-1910. Собрание Романа Бабичева, Москва
Александр Вахрамеев. Подруги Тата и Валя. 1915. Пензенская областная картинная галерея им.Савицкого.  Одна из барышень – темненькая -  Татьяна Трофимова, дочь железнодорожного служащего, с которой художник познакомился, работая преподавателем в Пензенском художественном училище. Уволенный за антиправительственные настроения Вахрамеев возвращается в Петербург, туда же на учёбу приезжает и Тата. Влюблённый в неё художник создаёт несколько портретов своей музы. Впрочем, продолжения эта история не имела. Нас наряды девушек вряд ли чем-то удивят, однако в них заметно веяние времени: в начале 1910-х годов уже позволительны в дневных платьях вырезы на груди и укороченные рукавами, что было недопустимо раньше. А я почему-то, глядя на двух девиц, вспомнила Катю и Дашу из «Хождения по мукам».
Александр Вахрамеев. Подруги Тата и Валя. 1915. Пензенская областная картинная галерея им.Савицкого. Одна из барышень – темненькая - Татьяна Трофимова, дочь железнодорожного служащего, с которой художник познакомился, работая преподавателем в Пензенском художественном училище. Уволенный за антиправительственные настроения Вахрамеев возвращается в Петербург, туда же на учёбу приезжает и Тата. Влюблённый в неё художник создаёт несколько портретов своей музы. Впрочем, продолжения эта история не имела. Нас наряды девушек вряд ли чем-то удивят, однако в них заметно веяние времени: в начале 1910-х годов уже позволительны в дневных платьях вырезы на груди и укороченные рукавами, что было недопустимо раньше. А я почему-то, глядя на двух девиц, вспомнила Катю и Дашу из «Хождения по мукам».
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Современная музыка. 1906. Астраханская государственная картинная галерея им.Догадина.  До чего солнечные барышни! Этот двойной портрет украшал обложку 79-го  номера журнала.
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Современная музыка. 1906. Астраханская государственная картинная галерея им.Догадина. До чего солнечные барышни! Этот двойной портрет украшал обложку 79-го номера журнала.
Виктор Штембер. Сидящая обнаженная. 1910. Собрание Сергея Степанова, Москва.
Виктор Штембер. Сидящая обнаженная. 1910. Собрание Сергея Степанова, Москва.
Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой (на фоне стены). 1916. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. 
Про «стену» в названии упомянули не случайно. Узоры на обоях проработаны более детально, чем сама героиня, и это создает эффект обратной перспективы.   Надежда Сапожникова была одной из первых учениц Фешина. Происходила из известной казанской купеческой семьи и имела возможность финансово помогать другим, приобретая работы преподавателей и учеников школы по высоким ценам, вносила плату за обучение малообеспеченных студентов. В первую очередь она помогала Фешину, заказывая ему портреты.
Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой (на фоне стены). 1916. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Про «стену» в названии упомянули не случайно. Узоры на обоях проработаны более детально, чем сама героиня, и это создает эффект обратной перспективы. Надежда Сапожникова была одной из первых учениц Фешина. Происходила из известной казанской купеческой семьи и имела возможность финансово помогать другим, приобретая работы преподавателей и учеников школы по высоким ценам, вносила плату за обучение малообеспеченных студентов. В первую очередь она помогала Фешину, заказывая ему портреты.
Виталий Тихов. Купальщицы. 1910. Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко. Художник приобрел большую известность именно как специалист жанра "ню", картин с таким названием у Тихова немало. «Вкусными» они у него получались!
Виталий Тихов. Купальщицы. 1910. Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко. Художник приобрел большую известность именно как специалист жанра "ню", картин с таким названием у Тихова немало. «Вкусными» они у него получались!
Константин Вроблевский. Усадьба. 1913. Собрание Михаила Суслова, Москва. Картина была на обложке №2 журнала за 1914 год.
Константин Вроблевский. Усадьба. 1913. Собрание Михаила Суслова, Москва. Картина была на обложке №2 журнала за 1914 год.
Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, Москва. Картина эта была дипломной работой художника.  Интерьер писался с натуры – в имении Марьино князя Павла Голицына (усадьба находится между деревнями Андрианово и Тарасово Тосненского района Ленинградской области, в настоящее время восстановлена, теперь там отель с ценами от почти 17 тыщ за ночь, вход в парк – 1000 рублей… ). Благодаря этой работе Рубцов получил право на пенсионерскую поездку, а, совершив путешествие по европейским городам, в 1914 оказался в Тунисе, где впоследствии и остался. Картина же попала на обложку журнала «Столица и усадьба» №9.
Александр Рубцов. В гостиной. Начало XX века. Галерея Ильи Глазунова, Москва. Картина эта была дипломной работой художника. Интерьер писался с натуры – в имении Марьино князя Павла Голицына (усадьба находится между деревнями Андрианово и Тарасово Тосненского района Ленинградской области, в настоящее время восстановлена, теперь там отель с ценами от почти 17 тыщ за ночь, вход в парк – 1000 рублей… ). Благодаря этой работе Рубцов получил право на пенсионерскую поездку, а, совершив путешествие по европейским городам, в 1914 оказался в Тунисе, где впоследствии и остался. Картина же попала на обложку журнала «Столица и усадьба» №9.
Александр Средин. Интерьер усадьбы князей  Юсуповых Архангельское под Москвой. 1900-е. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва.  Помню эту спальню с детства, так она меня тогда поразила!
Александр Средин. Интерьер усадьбы князей Юсуповых Архангельское под Москвой. 1900-е. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени, Москва. Помню эту спальню с детства, так она меня тогда поразила!
Николай Петров. Визит. 1912. Государственный русский музей. Юной барышне определенно дико скучно с этими дамами. Ей бы сейчас в сад, который отражается в зеркале на стене!
Николай Петров. Визит. 1912. Государственный русский музей. Юной барышне определенно дико скучно с этими дамами. Ей бы сейчас в сад, который отражается в зеркале на стене!
Василий Максимов. Всё в прошлом. Конец XIX – начало ХХ века. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.  Писалась картина в усадьбе Любша, перешедшей художнику по наследству, неподалеку от Старой Ладоги.  Причем замысел полотна вынашивался Максимовым более 20 лет, но именно атмосфера старинной усадьбы, в которой он оказался, став ее хозяином, поспособствовала воплощению этой идеи.  Впервые публика увидела картину на выставке передвижников, где она имела такой успех, что впоследствии художник выполнил более 40 (!!!) ее повторов и вариантов.  Журнал же использовал полотно в качестве иллюстрации на тему о том, что прелесть русской усадьбы с ее патриархальным укладом, увы, уходит в прошлое.
Василий Максимов. Всё в прошлом. Конец XIX – начало ХХ века. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Писалась картина в усадьбе Любша, перешедшей художнику по наследству, неподалеку от Старой Ладоги. Причем замысел полотна вынашивался Максимовым более 20 лет, но именно атмосфера старинной усадьбы, в которой он оказался, став ее хозяином, поспособствовала воплощению этой идеи. Впервые публика увидела картину на выставке передвижников, где она имела такой успех, что впоследствии художник выполнил более 40 (!!!) ее повторов и вариантов. Журнал же использовал полотно в качестве иллюстрации на тему о том, что прелесть русской усадьбы с ее патриархальным укладом, увы, уходит в прошлое.
Сергей Лодыгин. XVIII век (Маркиза). 1916. ГМИИ им.А.С.Пушкина.   Эрте (Роман Тыртов) вспомнился…
Сергей Лодыгин. XVIII век (Маркиза). 1916. ГМИИ им.А.С.Пушкина. Эрте (Роман Тыртов) вспомнился…
Сергей Лодыгин. XX век (Дама). 1916. ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Сергей Лодыгин. XX век (Дама). 1916. ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Эскиз. 1911. Государственный русский музей.
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Эскиз. 1911. Государственный русский музей.
Николай Харитонов. Мать и дитя. 1916. Частное собрание, Москва. В годы Первой мировой Харитонова мобилизовали для выполнения портретов и карандашных зарисовок генералов русской армии, но какой же трепетно нежной получилась эта картина, написанная в разгар войны. Будто мадонна с младенцем. Да еще на фоне рождественской ёлки!
Николай Харитонов. Мать и дитя. 1916. Частное собрание, Москва. В годы Первой мировой Харитонова мобилизовали для выполнения портретов и карандашных зарисовок генералов русской армии, но какой же трепетно нежной получилась эта картина, написанная в разгар войны. Будто мадонна с младенцем. Да еще на фоне рождественской ёлки!
Анастасия Уханова. Хозяюшка. 1916. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Хорошо у этой хозяюшки в доме! Чистота и столько симпатичных деталей! И детские игрушки, и кролик, и туесок с грибами.
Анастасия Уханова. Хозяюшка. 1916. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Хорошо у этой хозяюшки в доме! Чистота и столько симпатичных деталей! И детские игрушки, и кролик, и туесок с грибами.
Петр Соколов. Портрет баронессы Елизаветы Ивановны фон Менгден. 1848. ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Петр Соколов. Портрет баронессы Елизаветы Ивановны фон Менгден. 1848. ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Петр Соколов. Портрет Елены Федоровны Рюминой. 1846. ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Петр Соколов. Портрет Елены Федоровны Рюминой. 1846. ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Петр Соколов. Портрет Прасковьи Николаевны Рюминой. 1847. ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Петр Соколов. Портрет Прасковьи Николаевны Рюминой. 1847. ГМИИ им.А.С.Пушкина.
Александр Брюллов. Портрет княжны Анны Давыдовны Абамелек-Лазаревой, в замужестве Баратынской (муж – брат поэта Баратныского). 1832-1835. ГМИИ им.А.С.Пушкина.  До замужестсва была фрейлиной великой княжны Елены Павловны. Блистала в свете,  но и не  только: владея несколькими иностранными языками переводила стихи русских поэтов на французский, английский, а с немецкого на русский – Гёте.  Язвочка Долли Фикельмон считала, что «её красота была прелестна только в ориентальском одеянии, а европейская одежда лишь подчёркивала отсутствие в ней какой-либо грации и осанки. Это была всего лишь банальная красота и притом неестественная». А вот - соглашусь))) Мне тоже кажется, что европейский наряд не слишком идет этой даме. Ну, или Брюллову портрет не удался?
Александр Брюллов. Портрет княжны Анны Давыдовны Абамелек-Лазаревой, в замужестве Баратынской (муж – брат поэта Баратныского). 1832-1835. ГМИИ им.А.С.Пушкина. До замужестсва была фрейлиной великой княжны Елены Павловны. Блистала в свете, но и не только: владея несколькими иностранными языками переводила стихи русских поэтов на французский, английский, а с немецкого на русский – Гёте. Язвочка Долли Фикельмон считала, что «её красота была прелестна только в ориентальском одеянии, а европейская одежда лишь подчёркивала отсутствие в ней какой-либо грации и осанки. Это была всего лишь банальная красота и притом неестественная». А вот - соглашусь))) Мне тоже кажется, что европейский наряд не слишком идет этой даме. Ну, или Брюллову портрет не удался?
Александр Маковский. Купчихи. Чаепитие.  1916. Частное собрание, Москва. Картина иллюстрировала статью журнала о выставке передвижников 1917-го года.  Особенно привлекают здесь филигранно выписанные одежды героинь. К началу 20-го века подобные костюмы приобрели коллекционную ценность и бережно хранились в семьях.  Интересны головные уборы женщин – расшитые золотом косынки-головки родом из нижегородской губернии. Ступени дома вроде бы самые простецкие, но дамы пьют чай из фарфоровых чашек с золоченым узором. Вероятнее всего это нечто нынешней фотосессии))) Очень может быть, что изображены здесь вовсе даже дворянки, нарядившиеся в старинные костюмы. Русский стиль на волне подъема патриотизма в военные годы стал очень популярным.
Александр Маковский. Купчихи. Чаепитие. 1916. Частное собрание, Москва. Картина иллюстрировала статью журнала о выставке передвижников 1917-го года. Особенно привлекают здесь филигранно выписанные одежды героинь. К началу 20-го века подобные костюмы приобрели коллекционную ценность и бережно хранились в семьях. Интересны головные уборы женщин – расшитые золотом косынки-головки родом из нижегородской губернии. Ступени дома вроде бы самые простецкие, но дамы пьют чай из фарфоровых чашек с золоченым узором. Вероятнее всего это нечто нынешней фотосессии))) Очень может быть, что изображены здесь вовсе даже дворянки, нарядившиеся в старинные костюмы. Русский стиль на волне подъема патриотизма в военные годы стал очень популярным.
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Девушка в вологодском костюме. 1910-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Нарядно одевались девушки-староверки (судя по лестовке и подручнику) в Вологде, однако!
Иван Горюшкин-Сорокопудов. Девушка в вологодском костюме. 1910-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Нарядно одевались девушки-староверки (судя по лестовке и подручнику) в Вологде, однако!
Иван Куликов. В русском наряде. 1916. Муромский историко-художественный музей.
Иван Куликов. В русском наряде. 1916. Муромский историко-художественный музей.
Федот Сычков. Подружки. Дети. 1916. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им.Эрьзи, Саранск.  Чудо, как хороши эти подружки! Жаль, что фотографировать было очень неудобно, высоко картина висела.
Федот Сычков. Подружки. Дети. 1916. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им.Эрьзи, Саранск. Чудо, как хороши эти подружки! Жаль, что фотографировать было очень неудобно, высоко картина висела.
Исаак Бродский. Псков. Гостиный двор. 1913. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Исаак Бродский. Псков. Гостиный двор. 1913. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург.
Исаак Бродский. Ледоход во Пскове. 1913. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Исаак Бродский. Ледоход во Пскове. 1913. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Сергей Судейкин. Морская идиллия. 1914. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Нуууу, не знаю… Мне все эти коровы, русалки и прочее не пойми что, совсем идиллическим не кажется.
Сергей Судейкин. Морская идиллия. 1914. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Нуууу, не знаю… Мне все эти коровы, русалки и прочее не пойми что, совсем идиллическим не кажется.
Николай Беккер. В Крыму. 1917. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Николай Беккер. В Крыму. 1917. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Борис Григорьев. В парижском кафе. 1913. Частное собрание, Москва.  Этого автора редакция журнала особенно выделяла среди художников левых течений. Его картины не раз упоминались в обзорах выставок «Мира искусства», а работа «В парижском кафе» удостоилась цветной вклейки в одном из номеров. Написана она «с натуры», непосредственно в Париже.
Борис Григорьев. В парижском кафе. 1913. Частное собрание, Москва. Этого автора редакция журнала особенно выделяла среди художников левых течений. Его картины не раз упоминались в обзорах выставок «Мира искусства», а работа «В парижском кафе» удостоилась цветной вклейки в одном из номеров. Написана она «с натуры», непосредственно в Париже.
Федот Сычков. Портрет балерины Евгении Васильевны Лопуховой. 1915. Русский центр искусств, Калининград.
Федот Сычков. Портрет балерины Евгении Васильевны Лопуховой. 1915. Русский центр искусств, Калининград.
Одна из цитат из журнала. Игривая, прямо скажем)))
Одна из цитат из журнала. Игривая, прямо скажем)))
Исаак Бродский. Портрет Нины Сергеевны Чернобаевой. 1916. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Чернобаева была балериной Большого театра, участвовала в «Русских сезонах» С. Дягилева в Париже и снималась в кино.
Исаак Бродский. Портрет Нины Сергеевны Чернобаевой. 1916. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург. Чернобаева была балериной Большого театра, участвовала в «Русских сезонах» С. Дягилева в Париже и снималась в кино.
Эх, в те времена и не догадывались, что телефон однажды станет чуть ли не частью тела)))
Эх, в те времена и не догадывались, что телефон однажды станет чуть ли не частью тела)))
Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Владимировны Гзовской. 1912- 1915.  Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Владимировны Гзовской. 1912- 1915. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
Лев Бакст. Эскиз костюма беотийца к балету «Нарцисс» Николая Черепнина в постановке Михаила Фокина. Около 1911. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Лев Бакст. Эскиз костюма беотийца к балету «Нарцисс» Николая Черепнина в постановке Михаила Фокина. Около 1911. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Николай Калмаков. Фимиам. 1917. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Имя мне до сей поры неизвестное. Наполовину итальянец (по матери), кстати. Родился в Италии, умер во Франции, куда бежал от ужасов Гражданской войны. А в «промежутке» все же пожил в России. Необычные, фантазийные работы Калмакова, особенно в то время, удивляли чрезвычайно и привлекали интерес публики. Репродукции его картин можно было увидеть в том числе в «Огоньке».  Мне понравилась вот эта цитата: «Только после известного напряжения зрения, после пристального разглядывания, разбирается тугой на художественные восприятия зритель в хаосе цветных пятен, красиво вылепленных мазков и мягко стушёванных поверхностей». Я как раз из «тугих», т.к даже не сразу заметила вторую фигуру, темнокожую красотку слева)). В общем поначалу странно, но, когда всматриваешься, затягивает.
Николай Калмаков. Фимиам. 1917. Собрание KGallery, Санкт-Петербург. Имя мне до сей поры неизвестное. Наполовину итальянец (по матери), кстати. Родился в Италии, умер во Франции, куда бежал от ужасов Гражданской войны. А в «промежутке» все же пожил в России. Необычные, фантазийные работы Калмакова, особенно в то время, удивляли чрезвычайно и привлекали интерес публики. Репродукции его картин можно было увидеть в том числе в «Огоньке». Мне понравилась вот эта цитата: «Только после известного напряжения зрения, после пристального разглядывания, разбирается тугой на художественные восприятия зритель в хаосе цветных пятен, красиво вылепленных мазков и мягко стушёванных поверхностей». Я как раз из «тугих», т.к даже не сразу заметила вторую фигуру, темнокожую красотку слева)). В общем поначалу странно, но, когда всматриваешься, затягивает.
Мстислав Добужинский. Зеленая гостиная. Эскиз декорации к комедии И.Тургенева «Месяц в деревне». 1909-1910. Музей МХАТ.
Мстислав Добужинский. Зеленая гостиная. Эскиз декорации к комедии И.Тургенева «Месяц в деревне». 1909-1910. Музей МХАТ.
Александр Моравов. Жена художника. 1913. Пермская государственная художественная галерея.   «Я очень любил изображать солнечный свет и радостное ощущение жизни», — говорил художник. Супруга, Елена Николаевна, нередко была его моделью.  Портрет написан в имении Гарусово графов Аракчеевых   в один из самых счастливых периодов жизни мастера.
Александр Моравов. Жена художника. 1913. Пермская государственная художественная галерея. «Я очень любил изображать солнечный свет и радостное ощущение жизни», — говорил художник. Супруга, Елена Николаевна, нередко была его моделью. Портрет написан в имении Гарусово графов Аракчеевых в один из самых счастливых периодов жизни мастера.
Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусств.  На картине  показно внутреннее убранство усадебного дома, принадлежавшего великому князю Михаилу Александровичу, младшему брату Николая II. Роскошный интерьер с повторяющимися цветочными мотивами он написан подробными рельефными мазками. Плотная композиция основана на чередовании круглых объектов: стола, овальной рамы картины и светлого круга ковра. Теплые тона дерева, яркие цветовые пятна букетов, ковра, рисунков на тканях создают невероятно радостное ощущение.
Станислав Жуковский. Имение Брасово. 1916. Оренбургский областной музей изобразительных искусств. На картине показно внутреннее убранство усадебного дома, принадлежавшего великому князю Михаилу Александровичу, младшему брату Николая II. Роскошный интерьер с повторяющимися цветочными мотивами он написан подробными рельефными мазками. Плотная композиция основана на чередовании круглых объектов: стола, овальной рамы картины и светлого круга ковра. Теплые тона дерева, яркие цветовые пятна букетов, ковра, рисунков на тканях создают невероятно радостное ощущение.
Николай Харитонов. Осень. 1913. Рязанский областной художественный музей им.Пожалостина.
Николай Харитонов. Осень. 1913. Рязанский областной художественный музей им.Пожалостина.
На третьем этаже музея зачем-то придумали нечто вроде современного продолжения темы гламура. Все, кто сюда при мне заглядывал, пребывали в недоумении и радовались тому, что зал небольшой и работ всего несколько. А многие просто сразу шли на выход!   В общем - "хвостик милого Тоби" да и только. Аннушка Броше. Мужской кокошник и женский кокошник, 2338 год. 2018. Фонд Ruarts, Москва. Ну, по крайней мере забавно))) И по всему судя, в 2338-м люди возвратятся к природе.  Непонятно только, откуда страсть к кокошникам, да еще у мужчин?)))
На третьем этаже музея зачем-то придумали нечто вроде современного продолжения темы гламура. Все, кто сюда при мне заглядывал, пребывали в недоумении и радовались тому, что зал небольшой и работ всего несколько. А многие просто сразу шли на выход! В общем - "хвостик милого Тоби" да и только. Аннушка Броше. Мужской кокошник и женский кокошник, 2338 год. 2018. Фонд Ruarts, Москва. Ну, по крайней мере забавно))) И по всему судя, в 2338-м люди возвратятся к природе. Непонятно только, откуда страсть к кокошникам, да еще у мужчин?)))
Людмила Константинова. Конфетти. 2018. Галерея Syntax, Москва. А я тоже так могу)))
Людмила Константинова. Конфетти. 2018. Галерея Syntax, Москва. А я тоже так могу)))
Кирилл Кто. Подымется ли у тебя рука. 2016. Галерея Syntax, Москва. Ой, я бы сразу выкинула)))
Кирилл Кто. Подымется ли у тебя рука. 2016. Галерея Syntax, Москва. Ой, я бы сразу выкинула)))
Ну, и чтоб не заканчивать новомодными безобразиями, пусть будет еще немного того, что душу радует... Анатолий Кайгородов. Лесная сказка. Начало ХХ века. Кинешемский художественно-исторический музей.
Ну, и чтоб не заканчивать новомодными безобразиями, пусть будет еще немного того, что душу радует... Анатолий Кайгородов. Лесная сказка. Начало ХХ века. Кинешемский художественно-исторический музей.
Сергей Виноградов. В столовой. Конец 1910- 1930-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Сергей Виноградов. В столовой. Конец 1910- 1930-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Николай Сергеев-Коробов. Портрет незнакомки. 1910. Собрание Яны и Рустема Вахитовых, Москва.
Николай Сергеев-Коробов. Портрет незнакомки. 1910. Собрание Яны и Рустема Вахитовых, Москва.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.

Комментарии к альбому