Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 12:13
Фотоальбом

Картинная галерея Псковского музея-заповедника

Псков — Россия Июль 2024
SM-A325F
44 40

Нестоличные картинные галереи я люблю в том числе за то, что они всегда дарят встречи с произведениями авторов совершенно мне до того неизвестных, а иной раз и НЕИЗВЕСТНЫХ вовсе. Причем, непременно найдутся работы, которые порадуют и запомнятся.

Собрание живописи Псковского музея-заповедника не стало исключением. И здесь возле немалого количества работ значилось «неизвестный художник», что, конечно, вполне объяснимо, т.к. основой коллекции некогда послужили поступления из окрестных дворянских усадеб. Портреты их хозяев нередко писались крепостными, имена которых никто не считал нужным указывать.

Однако случалось, что и сами господа, а чаще их дочери, увлекались живописью, и порой серьезно. Пример тому – работа Е.А.Козляниновой, запечатлевшая мгновение из жизни патриархальной псковской старины.

А открывается экспозиция иконописным разделом, причем, я этого совсем не ожидала, думала, что вся старина собрана в Поганкиных палатах, недавно открывшихся после реставрации. Даже и настроя на иконы не было, но разве мимо пройдешь? Про святого Христофора Псеглавца, например, только вот тут и узнала… И где и когда увидишь сразу два изображения княгини Ольги на одной иконе?

Еще одним источником формирования фондов музея стала коллекция Федора Михайловича Плюшкина (про героя Гоголя постараемся не вспоминать))).

Родился Федор Плюшкин 7 февраля 1837 года в городе Валдае Новгородской губернии в богатой купеческой семье. Однако вскоре после его рождения отец разорился. Как только мальчик подрос, родители отправили его на заработки сначала во Псков, потом в Москву.

Молодой человек оказался работящим и с деловой жилкой. Уже в 22 года он открывает собственное дело – торговлю галантерейными товарами - во Пскове. К 1870-му году Федор Михайлович становится одним из ведущих оптовых торговцев города, затем купцом первой гильдии, почетным гражданином Пскова. Конечно же, занимался он благотворительностью. А кроме того интересовался историей, литературой, живописью и считался одним из образованнейших людей Пскова.

Коллекционирование было поначалу для Плюшкина отдохновением от трудов, но вскоре стало главной страстью жизни. Свою коллекцию Федор Михайлович собирал более 40 лет. К началу ХХ века его «Музей древностей» насчитывал около миллиона (!) экспонатов. По количеству раритетов музей считался третьим в России и одиннадцатым в мире.

В коллекции можно было увидеть русские редкости старых барских домов, вещи из Китая и Японии, старинную обувь, монеты, этнографические экспонаты, гравюры и художественные произведения кисти великих мастеров, рукописи XVI – XIX веков, старопечатные книги, автографы. Современники высоко оценили труды коллекционера, избрав его в 1881 году членом Псковского археологического общества.

Скончался Ф.М.Плюшкин 24 апреля 1911 года. Похоронен на Дмитриевском кладбище Пскова.

В наше время экспонаты из коллекции Плюшкина хранятся в Государственном Русском музее, в Государственном Эрмитаже, Российском этнографическом музее, Государственном музее истории религии, в библиотеке Российской Академии наук, в «Пушкинском доме», и, конечно, в Псковском музее-заповеднике.

Мне еще очень отрадно было прочитать на некоторых табличках «из собрания И.М.Воронова». Думаю, многие, как и я, узнали об удивительном этом человеке из книги митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

Честно говоря, не знаю, почему на табличках указано мирское имя, а не церковный титул. Ибо без малого 20 лет (1959 – 1975) архимандрит Алипий был наместником Псково-Печерского монастыря и все эти годы (мягко говоря, неблагоприятные) горой стоял за обитель и даже однажды открыто сжёг постановление Правительства СССР о закрытии монастыря с подписью Никиты Хрущёва.

Монашество с именем Алипий И.М.Воронов принял в 1950 году, а до того были и годы войны, дорогами которой он прошел от Москвы до Берлина. После войны работал художником-реставратором в Троице-Сергиевой лавре. В 1953 возведен в сан игумена, нес послушания по реставрации живописи, руководил работой иконописцев, принимал участие в реставрации храмов Москвы и Подмосковья.

Одна из величайших заслуг архимандрита Алипия  – возвращение похищенных в годы войны немцами сокровищ ризницы Псково-Печерского монастыря.

Будучи сам художником, владыка Алипий именно в монастыре стал собирателем произведений искусства. Еще при его жизни  произведения русской живописи и графики из собранной им коллекции были переданы Государственному Русскому музею. Некоторые позднее вошли в собрание Псковского музея-заповедника. Возле одного из них - «Большой звонницы Псково-Печерского монастыря» Лансере - я надолго замерла… И воспоминания нахлынули и просто хорошо…

Представлены в коллекции Псковской галереи и произведения мэтров – Рокотова, Боровиковского, Тропинина, Брюллова, пейзажи Шишкина и Куинджи.

Из более позднего периода порадовалась новой встрече с творчеством Станислава Жуковского, которого совсем недавно для себя открыла, и возможности вживую увидеть работы Бориса Григорьева, которым заинтересовалась после репортажа Лены Сариевой с его выставки. В общем, Псковская картинная галерея заслуживает всяческого внимания, будете в городе – не пропустите! Наверняка там каждый найдет что-то для души. Я показала то, что оказалось близко мне.

Святая равноапостольная княгиня Ольга Российская. Конец XVIII в. Причем, сразу две Ольги! А дело в том, что в процессе реставрации открылось еще одно изображение княгини. Левое - более старое.  Не знаю, что в итоге решат - оставить оба, или все же одно убрать.  Пока есть замечательная возможность сравнить, как c  течением времени менялось понимание и трактовка легендарного образа. И я бы предпочла оставить левое.
Святая равноапостольная княгиня Ольга Российская. Конец XVIII в. Причем, сразу две Ольги! А дело в том, что в процессе реставрации открылось еще одно изображение княгини. Левое - более старое. Не знаю, что в итоге решат - оставить оба, или все же одно убрать. Пока есть замечательная возможность сравнить, как c течением времени менялось понимание и трактовка легендарного образа. И я бы предпочла оставить левое.
Слева - Иоанн Предтеча. 3-я четверть XVI в. Происходит из церкви св.Димитрия в Поле (Псков). В центре - архангел Гавриил. Середина XVI в. Справа - апостол Павел. 3-я четверть XVI в.
Слева - Иоанн Предтеча. 3-я четверть XVI в. Происходит из церкви св.Димитрия в Поле (Псков). В центре - архангел Гавриил. Середина XVI в. Справа - апостол Павел. 3-я четверть XVI в.
Предстацарица. Вторая половина XVI в. Один из наиболее сложных сюжетов в христианском искусстве (и, кажется, редких, во всяком случае мне точно раньше не попадался). Сюжет этот претендует на изображение "невообразимого", а именно является попыткой проиллюстрировать мысль св.Августина Блаженного (354 - 430) впервые сопоставившего Церковь и св. Деву Марию. Земное возносится на Небо и свершается мистический союз Христа - Жениха и Церкви - Богоматери.  Каюсь, для  меня и правда нечто невообразимое... Но икона хороша!
Предстацарица. Вторая половина XVI в. Один из наиболее сложных сюжетов в христианском искусстве (и, кажется, редких, во всяком случае мне точно раньше не попадался). Сюжет этот претендует на изображение "невообразимого", а именно является попыткой проиллюстрировать мысль св.Августина Блаженного (354 - 430) впервые сопоставившего Церковь и св. Деву Марию. Земное возносится на Небо и свершается мистический союз Христа - Жениха и Церкви - Богоматери. Каюсь, для меня и правда нечто невообразимое... Но икона хороша!
Святой воин Христофор Псеглавец. Начало XVIII в. Поступил в коллекцию в 30-е годы XX в. из ризницы Троицкого собора Пскова. Есть несколько версий жития Христофора. Согласно наиболее распространенному варианту святой происходил из народа кинокефалов, с рождения имел пёсью голову и приобрел человеческий облик при крещении. По другому сказанию, популярному на Кипре, святой был прекрасен ликом, но желая избежать соблазнов, молился Господу о даровании ему безобразного лица. На Руси св.Христофор известен с XI - XII веков. Традиционно его изображают в виде юноши в патрицианских одеждах.  Отличался св.Христофор громадным ростом и необычайной силой.
Святой воин Христофор Псеглавец. Начало XVIII в. Поступил в коллекцию в 30-е годы XX в. из ризницы Троицкого собора Пскова. Есть несколько версий жития Христофора. Согласно наиболее распространенному варианту святой происходил из народа кинокефалов, с рождения имел пёсью голову и приобрел человеческий облик при крещении. По другому сказанию, популярному на Кипре, святой был прекрасен ликом, но желая избежать соблазнов, молился Господу о даровании ему безобразного лица. На Руси св.Христофор известен с XI - XII веков. Традиционно его изображают в виде юноши в патрицианских одеждах. Отличался св.Христофор громадным ростом и необычайной силой.
И еще один вариант изображения Христофора Псеглавца. XVIIв.
И еще один вариант изображения Христофора Псеглавца. XVIIв.
Козлянинова Елизавета Александровна. Интерьер храма. 1858. Из имения Козляниновых Кириллово Островского уезда. Может быть это и не верх мастерства, но эта картина не заканчивавшей академий провинциальной барышни позволяет нам увидеть мгновение из давно ушедшей эпохи в навсегда сгинувшей церкви, бывшей когда-то центром жизни окрестных деревень.
Козлянинова Елизавета Александровна. Интерьер храма. 1858. Из имения Козляниновых Кириллово Островского уезда. Может быть это и не верх мастерства, но эта картина не заканчивавшей академий провинциальной барышни позволяет нам увидеть мгновение из давно ушедшей эпохи в навсегда сгинувшей церкви, бывшей когда-то центром жизни окрестных деревень.
Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме. Около 1787.
Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме. Около 1787.
Неизвестный художник. Портрет баронессы Екатерины Томасовны Яхонтовой, урожденной Дитц. 1798. Из имения Яхонтовых Туховики Псковского уезда.
Неизвестный художник. Портрет баронессы Екатерины Томасовны Яхонтовой, урожденной Дитц. 1798. Из имения Яхонтовых Туховики Псковского уезда.
Неизвестный художник. Портрет неизвестной в белом платье (предположительно А.Г.Корсаковой, урожденной Коновницыной). 1780-е. Из собрания Ф.М.Плюшкина, ранее -  в имении Корсаковых Горки, Порховского уезда. Вся в кружевах дама - не иначе утренний наряд.
Неизвестный художник. Портрет неизвестной в белом платье (предположительно А.Г.Корсаковой, урожденной Коновницыной). 1780-е. Из собрания Ф.М.Плюшкина, ранее - в имении Корсаковых Горки, Порховского уезда. Вся в кружевах дама - не иначе утренний наряд.
Лансере Евгений Евгеньевич. Большая звонница Печерского монастыря. 1904. Из коллекции И.М.Воронова (Псково-Печерский монастырь).
Лансере Евгений Евгеньевич. Большая звонница Печерского монастыря. 1904. Из коллекции И.М.Воронова (Псково-Печерский монастырь).
Неизвестный художник. Портрет старика. 1860-е. Из коллекции И.М.Воронова (Псково-Печерский монастырь).
Неизвестный художник. Портрет старика. 1860-е. Из коллекции И.М.Воронова (Псково-Печерский монастырь).
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Петровын Коновницыной в детстве. Начало XIX века. Из имения Коновницыных Кирово Гдовского уезда. Когда эта девочка вырастет, она выйдет замуж за будущего декабриста М.М.Нарышкина, последует за ним в Сибирь, затем на Кавказ.
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы Петровын Коновницыной в детстве. Начало XIX века. Из имения Коновницыных Кирово Гдовского уезда. Когда эта девочка вырастет, она выйдет замуж за будущего декабриста М.М.Нарышкина, последует за ним в Сибирь, затем на Кавказ.
Неизвестный художник. Портрет Петра Андреевича Пальчикова, состоявшего в родстве с декабристом Пущиным. 1830-е. Из имения Пальчиковых - фон Гембец Щиплицы Псковского уезда.
Неизвестный художник. Портрет Петра Андреевича Пальчикова, состоявшего в родстве с декабристом Пущиным. 1830-е. Из имения Пальчиковых - фон Гембец Щиплицы Псковского уезда.
Никитин Иван Никитич. Портрет императора Петра I. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина. Очень необычный облик Петра! Прямо-таки "тишайший"!
Никитин Иван Никитич. Портрет императора Петра I. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина. Очень необычный облик Петра! Прямо-таки "тишайший"!
Рокотов Федор Степанович. Портрет императрицы Екатерины II 1780-е. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Рокотов Федор Степанович. Портрет императрицы Екатерины II 1780-е. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Неизвестный художник. Портрет княжны Екатерины Алексеевны Долгорукой, невесты Петра II. 1729.  Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина.
Неизвестный художник. Портрет княжны Екатерины Алексеевны Долгорукой, невесты Петра II. 1729. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина.
Рокотов Федор Степанович. Портрет великого князя Константина Павловича. Начало 1780-х.  Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Рокотов Федор Степанович. Портрет великого князя Константина Павловича. Начало 1780-х. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Вуаль Жан-Луи. Портрет барона Григория Александровича Строганова. 1787. Вероятнее всего портрет написан в Женеве, где как раз в тот год молодой   барон посещал занятия по химии, физике и астрономии.   Из Порховского музея Псковской области. Ранее - в имении Строгановых Волышово.
Вуаль Жан-Луи. Портрет барона Григория Александровича Строганова. 1787. Вероятнее всего портрет написан в Женеве, где как раз в тот год молодой барон посещал занятия по химии, физике и астрономии. Из Порховского музея Псковской области. Ранее - в имении Строгановых Волышово.
Элизабет Виже-Лебрен.  Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги императора Алексендра I. Не ранее 1801. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги императора Алексендра I. Не ранее 1801. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Боровиковский Владимир Лукич. Портрет князя Григория Семеновича Волконского. 1807. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Боровиковский Владимир Лукич. Портрет князя Григория Семеновича Волконского. 1807. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Боровиковский Владимир Лукич. Портрет княгини Марии Федоровны Барятинской. 1807. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Боровиковский Владимир Лукич. Портрет княгини Марии Федоровны Барятинской. 1807. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Тропинин Василий Андреевич. Юный художник (портрет сына). 1820-е. Из частного собрания, ранее в собрании вдовы сенатора Е.Б.Зубовой (Псков).
Тропинин Василий Андреевич. Юный художник (портрет сына). 1820-е. Из частного собрания, ранее в собрании вдовы сенатора Е.Б.Зубовой (Псков).
Тропинин Василий Андреевич. Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной, жены знаменитого русского актера Малого театра Михаила Семеновича Щепкина. 1826

Судьба женщины, изображенной на портрете, удивительна, и достойна   романа. Свободная, красивая девушка вышла замуж за крепостного человека и стала полной собственностью барина. Но захватывающие моменты ее биографии начались гораздо раньше. По легенде Елена была дочерью турецкого паши и была найдена русскими солдатами под Анапой на поле боя во время Турецкой войны в 1791 году. Дитя передали офицеру, который принял в девочке участие, и с того времени она жила на положении воспитанницы в дворянских семьях. 
Восток в облике и в самом деле чувствуется: оливковый цвет лица, смоляные волосы и глаза словно с персидских миниатюр. Рассказывали, что спустя годы паша, приехавший в Петербург, разыскал дочь, но вышедшая замуж в 1812 году и обожавшая супруга Елена Дмитриевна, решила оставить все как есть и отказалась встретиться с пашой.
Тропинин Василий Андреевич. Портрет Елены Дмитриевны Щепкиной, жены знаменитого русского актера Малого театра Михаила Семеновича Щепкина. 1826 Судьба женщины, изображенной на портрете, удивительна, и достойна романа. Свободная, красивая девушка вышла замуж за крепостного человека и стала полной собственностью барина. Но захватывающие моменты ее биографии начались гораздо раньше. По легенде Елена была дочерью турецкого паши и была найдена русскими солдатами под Анапой на поле боя во время Турецкой войны в 1791 году. Дитя передали офицеру, который принял в девочке участие, и с того времени она жила на положении воспитанницы в дворянских семьях. Восток в облике и в самом деле чувствуется: оливковый цвет лица, смоляные волосы и глаза словно с персидских миниатюр. Рассказывали, что спустя годы паша, приехавший в Петербург, разыскал дочь, но вышедшая замуж в 1812 году и обожавшая супруга Елена Дмитриевна, решила оставить все как есть и отказалась встретиться с пашой.
Павлов Капитон Степанович. Играющие дети. 1837. Из собрания Яхонтовых (имение Туховики). Оказывается, карточные домики могли быть достаточно устойчивыми - достаточно было вот таким образом карты согнуть! Первый раз увидела))) А до чего славные мальчишки!
Павлов Капитон Степанович. Играющие дети. 1837. Из собрания Яхонтовых (имение Туховики). Оказывается, карточные домики могли быть достаточно устойчивыми - достаточно было вот таким образом карты согнуть! Первый раз увидела))) А до чего славные мальчишки!
Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Итальянский пейзаж. Амальфи. 1826 - 1827. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Щедрин Сильвестр Феодосиевич. Итальянский пейзаж. Амальфи. 1826 - 1827. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.
Брюллов Карл Павлович. Портрет Николая Федоровича Здекауэра 1848-1849. Из собрания епархиального архитектора Пскова А.А. Подчекаева. Николай Федорович был  врачом, заслуженным профессором Императорской медико-хирургической академии, лейб-медиком.  Брюллову он, кстати, поставил точный диагноз, и, увы, точно предсказал срок, отпущенный художнику судьбой.
Брюллов Карл Павлович. Портрет Николая Федоровича Здекауэра 1848-1849. Из собрания епархиального архитектора Пскова А.А. Подчекаева. Николай Федорович был врачом, заслуженным профессором Императорской медико-хирургической академии, лейб-медиком. Брюллову он, кстати, поставил точный диагноз, и, увы, точно предсказал срок, отпущенный художнику судьбой.
Неизвестный художник. Торопчанка с цветком. Первая половина XIX в. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина. Наряд только и рассматривать! Особенно головной убор, который назывался "шишаком". В Древней Руси главным центром добычи и обработки речного жемчуга были окрестности современного Торопца. Речного жемчуга в давние времена было так много, что купцы при расчетах жемчуг не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями. Жемчуг, добываемый из живого существа, по народному верованию оставался живым и будучи извлеченным из раковины, и в женском костюме делался как бы символом жизни.  Изготовление шишака было процессом трудоемким. Такие кокошники передавали по наследству и сдавали в аренду на свадьбы.
Неизвестный художник. Торопчанка с цветком. Первая половина XIX в. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина. Наряд только и рассматривать! Особенно головной убор, который назывался "шишаком". В Древней Руси главным центром добычи и обработки речного жемчуга были окрестности современного Торопца. Речного жемчуга в давние времена было так много, что купцы при расчетах жемчуг не взвешивали, а отсчитывали пригоршнями. Жемчуг, добываемый из живого существа, по народному верованию оставался живым и будучи извлеченным из раковины, и в женском костюме делался как бы символом жизни. Изготовление шишака было процессом трудоемким. Такие кокошники передавали по наследству и сдавали в аренду на свадьбы.
Неизвестный художник. Портрет молодой купчихи. Первая половина XIX в. Из государственного Эрмитажа, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина.  Позволить такую красоту на голове могла себе далеко не каждая женщина.  Стоили  и шишаки и такие вот "шляпки" довольно дорого – от 2 до 7 тысяч рублей серебром. Обычно изготовленный на заказ, приобретенный за немалые деньги ко дню свадьбы кокошник украшал голову женщины по праздникам, знаменательным датам и при посещении церкви в течение всей ее жизни. Из Государственного Эрмитажа, ранее в собрании Ф.М.Плюшкина.
Неизвестный художник. Портрет молодой купчихи. Первая половина XIX в. Из государственного Эрмитажа, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина. Позволить такую красоту на голове могла себе далеко не каждая женщина. Стоили и шишаки и такие вот "шляпки" довольно дорого – от 2 до 7 тысяч рублей серебром. Обычно изготовленный на заказ, приобретенный за немалые деньги ко дню свадьбы кокошник украшал голову женщины по праздникам, знаменательным датам и при посещении церкви в течение всей ее жизни. Из Государственного Эрмитажа, ранее в собрании Ф.М.Плюшкина.
Волосков Алексей Яковлевич. Вид имения Глубокое. 1844. Из библиотеки г.Опочки ранее - в имении П.А.Гейден Глубокое.
Волосков Алексей Яковлевич. Вид имения Глубокое. 1844. Из библиотеки г.Опочки ранее - в имении П.А.Гейден Глубокое.
Неизвестный художник, школа А.Г.Венецианова. Интерьер. Гостиная. 1820-е. Из Новоржевского Дома крестьянина, ранее  - в собрании Философовых (имение Богдановское).   Благодаря таким картинам, можно было воссоздать интерьеры разрушенных дворянских усадеб.
Неизвестный художник, школа А.Г.Венецианова. Интерьер. Гостиная. 1820-е. Из Новоржевского Дома крестьянина, ранее - в собрании Философовых (имение Богдановское). Благодаря таким картинам, можно было воссоздать интерьеры разрушенных дворянских усадеб.
Зерцалов Василий Тимофеевич. Мальчик с игрушками. 1824  - 1825. Из Новоржевского Дома крестьянина, ранее  - в собрании Философовых (имение Богдановское). А карета сделана из карт! И обувка на ребенке уютная такая...
Зерцалов Василий Тимофеевич. Мальчик с игрушками. 1824 - 1825. Из Новоржевского Дома крестьянина, ранее - в собрании Философовых (имение Богдановское). А карета сделана из карт! И обувка на ребенке уютная такая...
Айвазовский Иван Константинович. Лунная ночь в Крыму. 1862. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Е.К. и Н.Ф. Фан-дер-Флит. Ну, ясное дело такая необычная фамилия меня заинтересовала. Оказалось, род происходит из Голландии. Николай Федорович Фан-дер-Флит был директором Русской пароходной и торговой компании, меценатом.
Айвазовский Иван Константинович. Лунная ночь в Крыму. 1862. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Е.К. и Н.Ф. Фан-дер-Флит. Ну, ясное дело такая необычная фамилия меня заинтересовала. Оказалось, род происходит из Голландии. Николай Федорович Фан-дер-Флит был директором Русской пароходной и торговой компании, меценатом.
Воробьев Максим Никифорович. Внутренний вид пещеры Рождества в Вифлееме. 1833. Передана из Государственного Русского музея в 1930г. До чего же благостно было здесь когда-то...
Воробьев Максим Никифорович. Внутренний вид пещеры Рождества в Вифлееме. 1833. Передана из Государственного Русского музея в 1930г. До чего же благостно было здесь когда-то...
Фрагмент предыдущей картины.
Фрагмент предыдущей картины.
Семирадский Генрих Ипполитович. Грешница. 1873.  Из собрания И.М.Воронова, Псково-Печерский монастырь в 1976.
Семирадский Генрих Ипполитович. Грешница. 1873. Из собрания И.М.Воронова, Псково-Печерский монастырь в 1976.
Семирадского всегда хочется рассматривать подробно.
Семирадского всегда хочется рассматривать подробно.
Всё так подробно прописано, с такими деталями!
Всё так подробно прописано, с такими деталями!
Ге Николай Николаевич. Портрет Петра Аркадьевича Кочубея. 1873. Поступление из Государственного Русского музея в 1930г. П.А.Кочубей - почётный член Петербургской Академии Наук, один из создателей Музея прикладных знаний в Санкт-Петербурге, председатель Русского технического общества.
Ге Николай Николаевич. Портрет Петра Аркадьевича Кочубея. 1873. Поступление из Государственного Русского музея в 1930г. П.А.Кочубей - почётный член Петербургской Академии Наук, один из создателей Музея прикладных знаний в Санкт-Петербурге, председатель Русского технического общества.
Шишкин Иван Иванович. Еловый лес. 1891. Из музея Академии художеств.
Шишкин Иван Иванович. Еловый лес. 1891. Из музея Академии художеств.
Шишкин Иван Иванович. Часовня в лесу. 1890-е. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина.
Шишкин Иван Иванович. Часовня в лесу. 1890-е. Из музея Псковского археологического общества, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина.
Куинджи Архип Иванович. Днепр. 1901. Из музея Академии художеств в 1919. Увы, фотография не передает нежнейший перламутровый свет, который прямо-таки исходит от неба на картине.
Куинджи Архип Иванович. Днепр. 1901. Из музея Академии художеств в 1919. Увы, фотография не передает нежнейший перламутровый свет, который прямо-таки исходит от неба на картине.
Репин Илья Ефимович. Портрет Николая Дмитриевича Ермакова. 1914. Передан из Государственного Русского музея в 1930г.  Н.Д.Ермаков известен как большой знаток и ценитель изобразительного искусства, был в дружеских отношениях с  Репиным, в своей коллекции имел значительное количество его произведений. После Октябрьской революции не смог вывезти коллекцию за границу, и она в январе 1918 года поступила в Русский музей. В эмиграции проживал с семьёй в Териоках, где и скончался
Репин Илья Ефимович. Портрет Николая Дмитриевича Ермакова. 1914. Передан из Государственного Русского музея в 1930г. Н.Д.Ермаков известен как большой знаток и ценитель изобразительного искусства, был в дружеских отношениях с Репиным, в своей коллекции имел значительное количество его произведений. После Октябрьской революции не смог вывезти коллекцию за границу, и она в январе 1918 года поступила в Русский музей. В эмиграции проживал с семьёй в Териоках, где и скончался
Степанов Алексей Степанович. Утренний привет. 1897.  Как все дружно здороваются с хозяином!
Степанов Алексей Степанович. Утренний привет. 1897. Как все дружно здороваются с хозяином!
Куликов Иван Семенович. В крестьянской избе. 1902. Из Музея Академии художеств в 1919.
Куликов Иван Семенович. В крестьянской избе. 1902. Из Музея Академии художеств в 1919.
В фойе музея. Без Александра Сергеевича во Пскове никак)))
В фойе музея. Без Александра Сергеевича во Пскове никак)))
Жуковский Станислав Юлианович. Интерьер. 1916. Из Петроградского музейного фонда в 1922. Жуковского я для себя совсем недавно открыла. И пока всё, что вижу очень нравится. За окном зима, а в комнате так уютно!
Жуковский Станислав Юлианович. Интерьер. 1916. Из Петроградского музейного фонда в 1922. Жуковского я для себя совсем недавно открыла. И пока всё, что вижу очень нравится. За окном зима, а в комнате так уютно!
Васнецов Аполлинарий Михайлович. Тихая вода. 1916. Из Музея Академии художеств в 1919.
Васнецов Аполлинарий Михайлович. Тихая вода. 1916. Из Музея Академии художеств в 1919.
Серов Валентин Александрович. Портрет Великой княжны Ксении Александровны.  Этюд в к групповому портрету Александра III c семьей. 1893.  Из Государственного Русского музея в 1930.
Серов Валентин Александрович. Портрет Великой княжны Ксении Александровны. Этюд в к групповому портрету Александра III c семьей. 1893. Из Государственного Русского музея в 1930.
Сорин Савелий Абрамович. Портрет актрисы Лидии Харлампиевны Дроботовой. 1915. Из Музея Академии Художеств в 1919. 
Изумительный портрет. Мимо не пройдешь! Хотя это не окончательный вариант работы, а «последний подготовительный лист». Иногда его еще называют «Девушка с родинкой».  Говорят, что на окончательном варианте портрета на шее актрисы кокетливо повязана изящная узкая черная ленточка с бантиком. И ведь очень кстати было бы!  

Лидия Дроботова входила в круг постоянных посетителей литературно-артистического кабаре «Бродячая собака». По словам ее дочери Татьяны Яницкой, Лидия Дроботова, Ольга Глебова-Судейкина и Анна Ахматова составляли своеобразный дружеский треугольник. В 1915г. Дроботова вышла замуж за экономиста Л. Пумпянского. В 1918г. играла в Театре экспериментальных постановок Сергея Радлова. В ноябре 1922г. была выслана с мужем из Советской России. Проживала в Берлине, затем в Париже. С 1926г. – в Таллине.
 Автор же портрета весной 1920-го уехал в Париж, где быстро получил известность в европейских художественных кругах. Во время Второй мировой войны поселился в США. Умер 22 ноября 1953 г. в Нью-Йорке.

Работы этого замечательного художника находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее, а также в частных собраниях.

Академик   Грабарь писал в 1920-е годы о Сорине: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет... Сорин в моде, Сорин в цене...»
Сорин Савелий Абрамович. Портрет актрисы Лидии Харлампиевны Дроботовой. 1915. Из Музея Академии Художеств в 1919. Изумительный портрет. Мимо не пройдешь! Хотя это не окончательный вариант работы, а «последний подготовительный лист». Иногда его еще называют «Девушка с родинкой». Говорят, что на окончательном варианте портрета на шее актрисы кокетливо повязана изящная узкая черная ленточка с бантиком. И ведь очень кстати было бы! Лидия Дроботова входила в круг постоянных посетителей литературно-артистического кабаре «Бродячая собака». По словам ее дочери Татьяны Яницкой, Лидия Дроботова, Ольга Глебова-Судейкина и Анна Ахматова составляли своеобразный дружеский треугольник. В 1915г. Дроботова вышла замуж за экономиста Л. Пумпянского. В 1918г. играла в Театре экспериментальных постановок Сергея Радлова. В ноябре 1922г. была выслана с мужем из Советской России. Проживала в Берлине, затем в Париже. С 1926г. – в Таллине. Автор же портрета весной 1920-го уехал в Париж, где быстро получил известность в европейских художественных кругах. Во время Второй мировой войны поселился в США. Умер 22 ноября 1953 г. в Нью-Йорке. Работы этого замечательного художника находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее, а также в частных собраниях. Академик Грабарь писал в 1920-е годы о Сорине: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет... Сорин в моде, Сорин в цене...»
Чехонин Сергей Васильевич. Васильки. Натюрморт. 1916. Из Петроградского музейного фонда в 1921.
Чехонин Сергей Васильевич. Васильки. Натюрморт. 1916. Из Петроградского музейного фонда в 1921.
Вахрамеев Александр Иванович. Танцы в морском училище. 1920. От Б.М.Смирнова в 1977.  Сменилась эпоха, однако... Такими ли были "танцы" в морских училищах до 1917-го...
Вахрамеев Александр Иванович. Танцы в морском училище. 1920. От Б.М.Смирнова в 1977. Сменилась эпоха, однако... Такими ли были "танцы" в морских училищах до 1917-го...
Григорьев Борис Дмитриевич. Старый Париж (Остановка комедиантов в Париже). 1913. Из Петроградского музейного фонда.
Григорьев Борис Дмитриевич. Старый Париж (Остановка комедиантов в Париже). 1913. Из Петроградского музейного фонда.
Григорьев Борис Дмитриевич. Олонецкий дед, из цикла "Расея". 1917 - 1918. Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии.
Григорьев Борис Дмитриевич. Олонецкий дед, из цикла "Расея". 1917 - 1918. Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии.
Григорьев Борис Дмитриевич. Уолт Уитмен. Эскиз панно "Социализм" 1918. Из Государственного Эрмитажа в 1960. В глазах утонуть можно!
Григорьев Борис Дмитриевич. Уолт Уитмен. Эскиз панно "Социализм" 1918. Из Государственного Эрмитажа в 1960. В глазах утонуть можно!
Машков Илья Иванович. Цветы. Пионы, ирисы, лилии. Начало 1940-х.
Машков Илья Иванович. Цветы. Пионы, ирисы, лилии. Начало 1940-х.
Пименов Юрий Иванович. В троллейбусе. Конец 1940-х.  И даже Пименов! Тоже приятная встреча!
Пименов Юрий Иванович. В троллейбусе. Конец 1940-х. И даже Пименов! Тоже приятная встреча!
Позднеев Николай Матвеевич. Из школы 1956. 
Это дипломная работа художника, посвящённая детям современной ему деревни. В многочисленных бытовых натюрмортах, жанровых сценах Позднеев сумел передать неповторимое ощущение своего времени, простых человеческих отношений. Как и сам мастер, его искусство было добрым и бесхитростным, исполненным оптимизма, иногда ироничным, говорило о полноте жизни.
Позднеев Николай Матвеевич. Из школы 1956. Это дипломная работа художника, посвящённая детям современной ему деревни. В многочисленных бытовых натюрмортах, жанровых сценах Позднеев сумел передать неповторимое ощущение своего времени, простых человеческих отношений. Как и сам мастер, его искусство было добрым и бесхитростным, исполненным оптимизма, иногда ироничным, говорило о полноте жизни.
Выржиковский Эдвард Яковлевич. Псков. 1960. Очень похоже, что это Троицкий, а в ту пору Советский мост. Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья еще долго будет без звонницы...
  Да и вообще контрасты, конечно, с нынешним видом! Хотя время не такое уж и давнее.
Выржиковский Эдвард Яковлевич. Псков. 1960. Очень похоже, что это Троицкий, а в ту пору Советский мост. Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья еще долго будет без звонницы... Да и вообще контрасты, конечно, с нынешним видом! Хотя время не такое уж и давнее.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому