Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 18:07
Фотоальбом

Роскошь фламандского натюрморта на выставке в Государственном Эрмитаже

SM-A325F
81 44
Санкт-Петербург: полезная информация

Цикл материалов "Санкт-Петербург в августе 2024-го":

Отзыв об отеле Мини-отель «Счастье» на Рубинштейна, 26, Санкт-Петербург

«Наслаждение фарфором». Еще один чудесный подарок Государственного Эрмитажа

 

Главным поводом для очередной моей поездки в Санкт-Петербург стало стремление побывать на выставке, анонс которой прилетел на почту еще в начале весны. Одно только ее название звало в дорогу: «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».

Особенно, конечно, первая часть: ars vivendi — искусство жить, обещающая нечто яркое, жизнеутверждающее. Так что в Эрмитаж я шла в предвкушении, но даже и предположить не могла насколько ошеломляющим будет впечатление…

За силу которого нужно благодарить не только фламандцев с их натюрмортами, являющимися гимном красоте земного мира, но и тех, кто придумал и осуществил оформление выставочного пространства — двух залов Зимнего дворца: Николаевского и Аванзала.

Вступая в Аванзал, оказываешься будто бы в саду-лабиринте, где на полуциркульных стенах благородного приглушенно-золотистого оттенка расцветают букеты и гирлянды Гаспара Петера Вербрюггена Младшего, репетирует птичий хор Франса Снейдерса и поражают великолепием «Весна» и «Лето» Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка.

Из залитого солнцем сада попадаешь в почти темный кабинет коллекционера, наполненный восточными диковинами, изысканной мебелью и прекрасной декоративной живописью. Причем диковины — самые что ни на есть реальные: фарфор, серебро, бокалы-рёмеры, кружево, драгоценные раковины из коллекции Эрмитажа. Кураторы выставки создали из них изысканные композиции.

А далее выходишь на улицы — быть может и Антверпена? — с бесчисленным лавками, предлагающими посетителям горы всяческих вкусностей (ну, вернее, большей частью всего того, чему вкусностями предстояло стать))). Из реальности выпадаешь совершенно! Удивительно, но мне казалось, что еще и негромкая музыка откуда-то доносится, хотя потом поняла, что вот именно — казалось…

Авторы идеи — театральные художники Эмиль Капелюш и Юрий Сучков — настоящие волшебники, право слово! Правда, в интервью телеканалу «Санкт-Петербург» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил, что некоторые считают «театральность» подачи моментом отвлекающим от собственно картин, но даже не представляю, до чего скучным человеком надо быть, чтобы предпочесть обычную развеску полотен на стенах тому, что на сей раз придумали и воплотили в залах Зимнего дворца.

Николаевский зал, с устремленными ввысь специально возведенными в нем легкими конструкциями и мерцающими в люстрах неяркими огоньками, мне больше всего напомнил некий католический собор…

И — да, католическая Фландрия XVII века в отличие от протестантской Голландии радовалась жизни! Хотя некая назидательность и во фламандских натюрмортах все же присутствовала: философское «думай о времени» должно было уравновешивать жизнерадостное «цени момент».

Понять заключенную в картинах символику помогали пояснения на стендах. Впрочем, чаще всего о подтекстах думать не хотелось совсем)). Куда приятнее было просто упиваться этой «энциклопедией фламандской роскоши»: всё, представленное на полотнах, было в ту пору модно, дорого и богато.

Имя Франса Снейдерса вынесено в название выставки, конечно же, не случайно. Именно в его творчестве Аrs Vivendi — искусство жизни, радость жизни — воплотилось наиярчайшим образом. Такой взгляд на жизнь был у Снейдерса в крови. Он был сыном крупного антверпенского ресторатора (отец его владел таверной «Большой свадебный дом», которую часто посещали художники) и знал толк в любовании яствами. Франса Снейдерса даже называли метрдотелем фламандского общества, а его творчество грандиозным искушением.

Интересно, что знаменитые «Лавки» Снейдерса своего постоянного местожительства ради выставки покидать не стали. Эрмитаж обладает такой богатой коллекцией фламандской живописи, что запасов этих хватило для того, чтобы грандиозные полотна не тревожить.

А еще мне было интересно узнать, что картины лишь трех художников — Вермеера, Рубенса и Снейдерса со временем не темнеют. Оказывается, Рубенс смешивал свинцовые белила с горным хрусталем. Секрет этот он тщательно оберегал, но своего друга Франса Снейдерса в тайну посвятил.

В залах Эрмитажа были представлены 72 картины из государственных и частных собраний Петербурга и Москвы. И такой масштабной выставки фламандского натюрморта не было НИГДЕ В МИРЕ уже 20 лет!

Честно говоря, писать о таком грандиозном событии «на полном серьёзе» было бы просто наглостью со стороны всего лишь благодарного посетителя, а ни в коем случае не знатока, и я даже сомневалась, стоит ли вообще к этому прикасаться, но уж очень хотелось восторгом, который в душе не утихает уже больше месяца, поделиться…

Тем же, кому захочется послушать людей знающих, очень советую посмотреть прекрасный фильм «Эрмитаж. Натюрморт. Гимн жизни» телеканала «Санкт-Петербург» https://tvspb.ru/programs/3339873.

И еще — в октябре выставка фламандцев откроется в Пушкинском музее в Москве! Уверяют, что она будет совсем другой. Надеюсь, увидим!

Пауль де Вос. Повар у стола с дичью.  Ок. 1640-1645. Хотя Пауль де Вос, ученик и шурин Снейдерса, специализировался на разнообразных сценах преследования охотничьими собаками диких животных и их схваток с медведями, кабанами, волками, лисицами, оленями и дикими козами, он был не только анималистом, но и мастером натюрмортов. К числу лучших его работ относится  и эта картина, созданная художником в сотрудничестве с Якобом Йордансом, написавшим фигуру повара. Здесь намерением де Воса становится демонстрация не знающего границ изобилия продуктов, находящихся в кладовой.
Пауль де Вос. Повар у стола с дичью. Ок. 1640-1645. Хотя Пауль де Вос, ученик и шурин Снейдерса, специализировался на разнообразных сценах преследования охотничьими собаками диких животных и их схваток с медведями, кабанами, волками, лисицами, оленями и дикими козами, он был не только анималистом, но и мастером натюрмортов. К числу лучших его работ относится и эта картина, созданная художником в сотрудничестве с Якобом Йордансом, написавшим фигуру повара. Здесь намерением де Воса становится демонстрация не знающего границ изобилия продуктов, находящихся в кладовой.
Пауль де Вос. Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами. 1640-е. Охотничьи трофеи, битая дичь, разъяренные азартом погони борзые и спаниели - образы фламандской живописи XVII столетия, без которых невозможно ее представить. Многие видные анималисты, в частности Ян Фейт, ученик Франса Снейдерса и шурин мастера Пауль де Вос специализировались на сценах охоты. В этих работах художники могли и показать великолепие своей кисти, предаваемой в блеске шелковистого меха, красочном оперении птиц и подчеркнуть достаток и статус своих заказчиков, т.к. охота  в это время становилась все более элитарным аристократическим досугом.
Пауль де Вос. Охотник с собаками у стола с дичью и фруктами. 1640-е. Охотничьи трофеи, битая дичь, разъяренные азартом погони борзые и спаниели - образы фламандской живописи XVII столетия, без которых невозможно ее представить. Многие видные анималисты, в частности Ян Фейт, ученик Франса Снейдерса и шурин мастера Пауль де Вос специализировались на сценах охоты. В этих работах художники могли и показать великолепие своей кисти, предаваемой в блеске шелковистого меха, красочном оперении птиц и подчеркнуть достаток и статус своих заказчиков, т.к. охота в это время становилась все более элитарным аристократическим досугом.
А котики все же были ужас какие хищные! То есть они, разумеется, хищниками остались и сейчас, но сейчас это не принято подчеркивать. Порядком шокированная обилием убиенных животинок, остановилась в некоем ступоре... И тут меня осенило, что зашла я к фламандцам неправильно, сразу куда-то в центр Николаевского зала, вместо того, чтобы как задумано устроителями выставки, начать с Аванзала и открывающей экспозицию совместной работы Рубенса и Франса Снейдерса.
А котики все же были ужас какие хищные! То есть они, разумеется, хищниками остались и сейчас, но сейчас это не принято подчеркивать. Порядком шокированная обилием убиенных животинок, остановилась в некоем ступоре... И тут меня осенило, что зашла я к фламандцам неправильно, сразу куда-то в центр Николаевского зала, вместо того, чтобы как задумано устроителями выставки, начать с Аванзала и открывающей экспозицию совместной работы Рубенса и Франса Снейдерса.
Питер Пауль Рубенс. Франс Снейдерс. Статуя Цереры. Ок.1615.  Главный предмет изображения - статуя Цереры, римской богини растительности и земного плодородия, конкретный античный памятник, который Рубенс изучал в Риме. Она помещена в нишу, близко воспроизводящую арку в саду дома художника. Шестеро гениев-путти совершают приношение богине, украшая нишу с ее изваянием тяжелой гирляндой спелых плодов. И если Рубенс, изображая мраморную скульптуру ,стремится ощутить в холодном камне живую модель, то и Снейдерс в гирлянде сорванных плодов воплощает пышное цветение живой природы. Выбранные художником плоды - совершенное ее творение. Они принадлежат к тому же возвышенному миру красоты, который олицетворяет античная статуя - совершенное создание человеческих рук. Удивительным образом окно, отразившееся в стекле, неплохо вписалось в картину)))
Питер Пауль Рубенс. Франс Снейдерс. Статуя Цереры. Ок.1615. Главный предмет изображения - статуя Цереры, римской богини растительности и земного плодородия, конкретный античный памятник, который Рубенс изучал в Риме. Она помещена в нишу, близко воспроизводящую арку в саду дома художника. Шестеро гениев-путти совершают приношение богине, украшая нишу с ее изваянием тяжелой гирляндой спелых плодов. И если Рубенс, изображая мраморную скульптуру ,стремится ощутить в холодном камне живую модель, то и Снейдерс в гирлянде сорванных плодов воплощает пышное цветение живой природы. Выбранные художником плоды - совершенное ее творение. Они принадлежат к тому же возвышенному миру красоты, который олицетворяет античная статуя - совершенное создание человеческих рук. Удивительным образом окно, отразившееся в стекле, неплохо вписалось в картину)))
А вот таким представал перед публикой Николаевский зал. Мне он больше всего напомнил интерьеры некоего готического собора.  Освещение было устроено таким образом, что создавалось ощущение мерцающих свечей... Огоньки в люстрах действительно мерцали, причем красноватым светом.
А вот таким представал перед публикой Николаевский зал. Мне он больше всего напомнил интерьеры некоего готического собора. Освещение было устроено таким образом, что создавалось ощущение мерцающих свечей... Огоньки в люстрах действительно мерцали, причем красноватым светом.
К счастью, в Аванзале не наблюдалось никаких столов, заваленных дичью))).  Ян Фейт. Натюрморт с цветами фруктами и попугаем. 1650-е. Как и многие поздние работы художника картина по своему содержанию отсылает к теме "vanitas vanitatum" ("Суета сует"). Изображение поникших стеблей,  желтеющих листьев, цветов, близких к увяданию напоминает о восходящем к Средневековью переносному значению цветка - "vanitas", подсказанному скоротечностью его существования и словами из Библии: "Трава засыхает, цвет увядает". Как истинно фламандский мастер, Фейт точно передает пластические особенности реальной формы, но его внимание сосредоточено на поисках утонченных красочных сочетаний и изысканных декоративных эффектов.  Попугая я не сразу отыскала! Ему почему-то совсем не повезло по части красочных сочетаний, бедняжке...
К счастью, в Аванзале не наблюдалось никаких столов, заваленных дичью))). Ян Фейт. Натюрморт с цветами фруктами и попугаем. 1650-е. Как и многие поздние работы художника картина по своему содержанию отсылает к теме "vanitas vanitatum" ("Суета сует"). Изображение поникших стеблей, желтеющих листьев, цветов, близких к увяданию напоминает о восходящем к Средневековью переносному значению цветка - "vanitas", подсказанному скоротечностью его существования и словами из Библии: "Трава засыхает, цвет увядает". Как истинно фламандский мастер, Фейт точно передает пластические особенности реальной формы, но его внимание сосредоточено на поисках утонченных красочных сочетаний и изысканных декоративных эффектов. Попугая я не сразу отыскала! Ему почему-то совсем не повезло по части красочных сочетаний, бедняжке...
Гаспар Петер Вербрюгген Младший. Цветы в каменной вазе. 1710-е.  В левом верхнем углу изображен рябчик, который называли "слезами Богородицы" и считали символом добродетели и христианского смирения. Удивило... Никогда бы не подумала, что цветы оранжевого цвета могут ассоциироваться со слезами!
Гаспар Петер Вербрюгген Младший. Цветы в каменной вазе. 1710-е. В левом верхнем углу изображен рябчик, который называли "слезами Богородицы" и считали символом добродетели и христианского смирения. Удивило... Никогда бы не подумала, что цветы оранжевого цвета могут ассоциироваться со слезами!
Ян ван Кессель Старший. Цветы в стеклянной вазе. 1660-1670. Бабочки нередко олицетворяли образ воскресшей души...
Ян ван Кессель Старший. Цветы в стеклянной вазе. 1660-1670. Бабочки нередко олицетворяли образ воскресшей души...
Фото из Сети. О том, что в натюрмортах того времени очень часто изображали цветы которые одновременно расцвести не могли, знает каждый, кто хоть раз такие натюрморты видел. Но оказывается делалось это не просто так: подобное "объединение невозможного" особенно ценилось заказчиками! И в том числе для того, чтобы облегчить художниками задачу составлялись ботанические атласы. Странички подобного атласа, выполненные Марией Сибиллой Мериан, были также представлены на выставке, но, увы, витрины, в которых размещались рисунки бликовали нещадно. Потому пришлось поискать их в Интернете - уж очень хотелось показать.
Фото из Сети. О том, что в натюрмортах того времени очень часто изображали цветы которые одновременно расцвести не могли, знает каждый, кто хоть раз такие натюрморты видел. Но оказывается делалось это не просто так: подобное "объединение невозможного" особенно ценилось заказчиками! И в том числе для того, чтобы облегчить художниками задачу составлялись ботанические атласы. Странички подобного атласа, выполненные Марией Сибиллой Мериан, были также представлены на выставке, но, увы, витрины, в которых размещались рисунки бликовали нещадно. Потому пришлось поискать их в Интернете - уж очень хотелось показать.
Мария Сибилла Мериан была одной из первых женщин, дерзнувших посвятить себя научной деятельности, а из наук - избрать ту, которую многие презирали. Всю жизнь, помимо цветов, она изучала «омерзительных тварей» (как тогда называли насекомых), стремясь познать их и облагородить своим искусством, запечатлев цикл развития насекомых в своих неповторимых акварелях (исполненных на пергамене – специально выделанной коже иной раз даже нерожденных телят). Она, пожалуй, впервые сумела соединить высокое искусство с целями биологической науки, заставить их послужить друг другу.

Имя Мариии Сибиллы Мериан знали и чтили коллекционеры и садоводы, художники и книгоиздатели, путешественники и кабинетные ученые. Незадолго до ее смерти, о чудесных акварелях узнает Петр I и повелевает приобрести значительную их часть. В настоящее время Россия располагает одним из самых обширных собраний работ художницы-ботаника-энтомолога.
Мария Сибилла Мериан была одной из первых женщин, дерзнувших посвятить себя научной деятельности, а из наук - избрать ту, которую многие презирали. Всю жизнь, помимо цветов, она изучала «омерзительных тварей» (как тогда называли насекомых), стремясь познать их и облагородить своим искусством, запечатлев цикл развития насекомых в своих неповторимых акварелях (исполненных на пергамене – специально выделанной коже иной раз даже нерожденных телят). Она, пожалуй, впервые сумела соединить высокое искусство с целями биологической науки, заставить их послужить друг другу. Имя Мариии Сибиллы Мериан знали и чтили коллекционеры и садоводы, художники и книгоиздатели, путешественники и кабинетные ученые. Незадолго до ее смерти, о чудесных акварелях узнает Петр I и повелевает приобрести значительную их часть. В настоящее время Россия располагает одним из самых обширных собраний работ художницы-ботаника-энтомолога.
Франс Снейдерс. Птичий концерт. 1630-1640. Сюжет, в котором присутствует иносказательный элемент - осмеяние совы, восходит, по-видимому, к басне Эзопа "Сова и птицы", известной только по поздним пересказам античных авторов и рассказывающей о недоверии пернатых к мудрым советам совы. Но лишь внешний мотив - изображение птиц, собравшихся вокруг совы на дереве,  - связывает картины, подобные эрмитажному "Птичьему концерту", с античной басней. Подняв лапу с длинными когтями сова управляет разноголосым  хором, который едва ли звучит гармонично. В картине поражает присущее Снейдерсу уникальное умение сочетать в изображении каждой птицы точность орнитологического атласа со свойственным только ей характерным движением и  объединить самых разных птиц в строго уравновешенной гармоничной композиции.
Франс Снейдерс. Птичий концерт. 1630-1640. Сюжет, в котором присутствует иносказательный элемент - осмеяние совы, восходит, по-видимому, к басне Эзопа "Сова и птицы", известной только по поздним пересказам античных авторов и рассказывающей о недоверии пернатых к мудрым советам совы. Но лишь внешний мотив - изображение птиц, собравшихся вокруг совы на дереве, - связывает картины, подобные эрмитажному "Птичьему концерту", с античной басней. Подняв лапу с длинными когтями сова управляет разноголосым хором, который едва ли звучит гармонично. В картине поражает присущее Снейдерсу уникальное умение сочетать в изображении каждой птицы точность орнитологического атласа со свойственным только ей характерным движением и объединить самых разных птиц в строго уравновешенной гармоничной композиции.
Еще и летучая мышь в эту компанию угодила!
Еще и летучая мышь в эту компанию угодила!
Гаспар Петер Вербрюгген Младший. Украшенная цветами  рама, окружающая портрет Филиппа V. 1704. С началом XVII столетия Фландрия пережила глубокие политические изменения. В ходе Войны за испанское наследство эти территории перешли из рук Габсбургов под власть Бурбонов, и изысканные цветочные гирлянды Гаспара Петера Вербрюггена оплели портреты новых монархов: внука Людовика XIV Филиппа V и его супруги.
Гаспар Петер Вербрюгген Младший. Украшенная цветами рама, окружающая портрет Филиппа V. 1704. С началом XVII столетия Фландрия пережила глубокие политические изменения. В ходе Войны за испанское наследство эти территории перешли из рук Габсбургов под власть Бурбонов, и изысканные цветочные гирлянды Гаспара Петера Вербрюггена оплели портреты новых монархов: внука Людовика XIV Филиппа V и его супруги.
Фрагмент картины. И о нарциссе. В христианской трактовке нарцисс символизирует Воскресение и победу Христа над смертью. Одновременно нарцисс - символ самовлюбленности. Пожалуй букетик нарциссов под портретом красавчика короля это о втором)))
Фрагмент картины. И о нарциссе. В христианской трактовке нарцисс символизирует Воскресение и победу Христа над смертью. Одновременно нарцисс - символ самовлюбленности. Пожалуй букетик нарциссов под портретом красавчика короля это о втором)))
Гаспар Петер Вербрюгген Младший. Украшенная цветами рама, окружающая портрет Марии-Луизы-Габриэль, герцогини Савойской. 1701. В год написания картины герцогиня выйдет замуж за Филиппа V. Здесь немало тюльпанов, потому - о них. Тюльпан символизировал быстротечность и тленность жизни. Однако он наравне с нарциссом, мог означать Воскресение. В то же время из-за захлестнувшей в 17-м веке Европу тюльпаномании, цветок этот стал ассоциироваться с безудержной расточительностью.
Гаспар Петер Вербрюгген Младший. Украшенная цветами рама, окружающая портрет Марии-Луизы-Габриэль, герцогини Савойской. 1701. В год написания картины герцогиня выйдет замуж за Филиппа V. Здесь немало тюльпанов, потому - о них. Тюльпан символизировал быстротечность и тленность жизни. Однако он наравне с нарциссом, мог означать Воскресение. В то же время из-за захлестнувшей в 17-м веке Европу тюльпаномании, цветок этот стал ассоциироваться с безудержной расточительностью.
Абрахам Брейгель, Давид де Конинк. Цветы и фрукты (Лето). 1686. Вот здесь особенно блики мешали... Такая картина роскошная, но даже и просто рассмотреть ее целиком было сложно, не говоря уж о том, чтобы сфотографировать. Но все же решила хотя бы в таком, неидеальном, виде, ее показать. Уж очень хороша.
Абрахам Брейгель, Давид де Конинк. Цветы и фрукты (Лето). 1686. Вот здесь особенно блики мешали... Такая картина роскошная, но даже и просто рассмотреть ее целиком было сложно, не говоря уж о том, чтобы сфотографировать. Но все же решила хотя бы в таком, неидеальном, виде, ее показать. Уж очень хороша.
Абрахам Брейгель, Давид де Конинк. Цветы среди архитектуры  (Весна). 1680-е. Абрахам Брейгель был сыном Яна Брейгеля Младшего и правнуком знаменитого Питера Брейгеля Старшего. Две роскошные крупномасштабные работы мастера, представляющие прекрасные сады, наполненные многоцветьем флоры, принадлежат к позднему, неаполитанскому  периоду его творчества. Давид де Конинк, художник-анималист, помогал Брейгелю писать всяческую живность. Конинк даже изобразил воооон там, вдали, парочку барбосов, знакомящихся друг с другом))) Не знаю, правда, часто ли их замечают, при таком-то великолепии на первом плане! Кстати, эту картину отреставрировали специально к выставке.
Абрахам Брейгель, Давид де Конинк. Цветы среди архитектуры (Весна). 1680-е. Абрахам Брейгель был сыном Яна Брейгеля Младшего и правнуком знаменитого Питера Брейгеля Старшего. Две роскошные крупномасштабные работы мастера, представляющие прекрасные сады, наполненные многоцветьем флоры, принадлежат к позднему, неаполитанскому периоду его творчества. Давид де Конинк, художник-анималист, помогал Брейгелю писать всяческую живность. Конинк даже изобразил воооон там, вдали, парочку барбосов, знакомящихся друг с другом))) Не знаю, правда, часто ли их замечают, при таком-то великолепии на первом плане! Кстати, эту картину отреставрировали специально к выставке.
Котиков в 17-м веке не любили, изображая их жуть какими страшными, но собачки, к счастью, были в фаворе. Этого симпатягу даже бантами украсили! А справа можно увидеть гиацинт, олицетворявший спокойствие и благоразумие. Он также являлся одним из символов Воскресения. В прежние времена и у нас было принято на Пасху дом украшать гиацинтами.
Котиков в 17-м веке не любили, изображая их жуть какими страшными, но собачки, к счастью, были в фаворе. Этого симпатягу даже бантами украсили! А справа можно увидеть гиацинт, олицетворявший спокойствие и благоразумие. Он также являлся одним из символов Воскресения. В прежние времена и у нас было принято на Пасху дом украшать гиацинтами.
Не оторваться от этой картины! Столько тут всего! Ну, и парочку дальних бобиков вот так получше видно)))
Не оторваться от этой картины! Столько тут всего! Ну, и парочку дальних бобиков вот так получше видно)))
Выставочное пространство было дополнено и предметами мебели. В том числе вот таким роскошным "кабинетцем".
Выставочное пространство было дополнено и предметами мебели. В том числе вот таким роскошным "кабинетцем".
Первый раз вижу ящички, декорированные вышивкой, да еще объемной вышивкой!
Первый раз вижу ящички, декорированные вышивкой, да еще объемной вышивкой!
Ну, и снова к теме чревоугодия))) А куда деваться, коли сюжеты эти были популярны в то время? Я их и так запечатлела по минимуму. Франс Снейдерс. Ян Букхорст. Повар у стола с дичью. 1630-е. Замысел этой картины принадлежит Рубенсу. Исполнена она Снейдерсом совместно с Яном Букхорстом, написавшим по эскизу Рубенса фигуру повара. Бухорст был учеником и помощником Рубенса, а в середине 1630-х годов, когда эта картина была создана, активно сотрудничал со Снейдерсом. Разложенная на столе, над которым склонился повар, разнообразная стреляная пернатая дичь, кроме экзотического павлина, которого в Европе издревле разводили в качестве домашней птицы, представляет собой обычных обитателей европейских лесов, полей и водоемов.
Ну, и снова к теме чревоугодия))) А куда деваться, коли сюжеты эти были популярны в то время? Я их и так запечатлела по минимуму. Франс Снейдерс. Ян Букхорст. Повар у стола с дичью. 1630-е. Замысел этой картины принадлежит Рубенсу. Исполнена она Снейдерсом совместно с Яном Букхорстом, написавшим по эскизу Рубенса фигуру повара. Бухорст был учеником и помощником Рубенса, а в середине 1630-х годов, когда эта картина была создана, активно сотрудничал со Снейдерсом. Разложенная на столе, над которым склонился повар, разнообразная стреляная пернатая дичь, кроме экзотического павлина, которого в Европе издревле разводили в качестве домашней птицы, представляет собой обычных обитателей европейских лесов, полей и водоемов.
Не перестаю удивляться котикам той поры! До чего же несимпатичными были!
Не перестаю удивляться котикам той поры! До чего же несимпатичными были!
Петер ван ден Бемден. Натюрморт с охотничьими трофеями. Первая половина XVII века.
Петер ван ден Бемден. Натюрморт с охотничьими трофеями. Первая половина XVII века.
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лангустом. 1644
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лангустом. 1644
Франс Эйкенс, Ян Коссирс. Овощная лавка. 1645 - 1660.
Франс Эйкенс, Ян Коссирс. Овощная лавка. 1645 - 1660.
Похоже цветную капусту в те времена ели и в самом деле цветущей!
Похоже цветную капусту в те времена ели и в самом деле цветущей!
Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1610-е. Тема лавок занимает видное место в наследии фламандской школы XVII века. И самым прославленным мастером  этого типа натюрморта по праву считается Франс Снейдерс. Как писал А.Бенуа, он был "гениальным метрдотелем фламандского общества, каким-то волшебником, обладавшим даром будить невоздержанные аппетиты в самых усталых и равнодушных людях". В его монументальной серии "Лавок" отражена вся радость жизни, земное изобилие и в буквальном смысле воплощение "Ars vivendi".
Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1610-е. Тема лавок занимает видное место в наследии фламандской школы XVII века. И самым прославленным мастером этого типа натюрморта по праву считается Франс Снейдерс. Как писал А.Бенуа, он был "гениальным метрдотелем фламандского общества, каким-то волшебником, обладавшим даром будить невоздержанные аппетиты в самых усталых и равнодушных людях". В его монументальной серии "Лавок" отражена вся радость жизни, земное изобилие и в буквальном смысле воплощение "Ars vivendi".
А какие ботиночки замечательные!
А какие ботиночки замечательные!
Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640-е.   Лебедя жальче всех...
Франс Снейдерс. Натюрморт с лебедем. 1640-е. Лебедя жальче всех...
Почему-то кажется, что собакена больше интересует веточка смородины)))  Хотя дичи вокруг горы, а ягодок всего несколько. К редкости потянуло?)))
Почему-то кажется, что собакена больше интересует веточка смородины))) Хотя дичи вокруг горы, а ягодок всего несколько. К редкости потянуло?)))
Ян Фейт. Натюрморт с белыми грибами и  попугаем. 1650-е.  Считается, что автору  не было равных по изысканности и рафинированной красоте живописи
Ян Фейт. Натюрморт с белыми грибами и попугаем. 1650-е. Считается, что автору не было равных по изысканности и рафинированной красоте живописи
Грибочки ну очень хороши!
Грибочки ну очень хороши!
Йорис ван Сон. Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе. 1650-е. Лимоны могли изображать непостоянство и обманчивость земных наслаждений: привлекательные снаружи, они оказывались кислыми на вкус. Хрупкость тонкостенного стекла напоминает о быстротечности человеческой жизни и неизбежности конца. А так все роскошно и вкусно! Право слово, лучше бы и не знать значения всех этих символов!
Йорис ван Сон. Натюрморт с корзиной фруктов, позолоченным кубком, бокалом-румером, ветчиной, пирогом, крабом и лимоном на столе. 1650-е. Лимоны могли изображать непостоянство и обманчивость земных наслаждений: привлекательные снаружи, они оказывались кислыми на вкус. Хрупкость тонкостенного стекла напоминает о быстротечности человеческой жизни и неизбежности конца. А так все роскошно и вкусно! Право слово, лучше бы и не знать значения всех этих символов!
Диковинный слон пришел в гости в Эрмитаж из Музея театрального и музыкального искусства. В знак того, что экзотика в те времена была ой как в моде! Вазу китайскую на спине несет)))
Диковинный слон пришел в гости в Эрмитаж из Музея театрального и музыкального искусства. В знак того, что экзотика в те времена была ой как в моде! Вазу китайскую на спине несет)))
Чем не старинный натюрморт? Одна из композиций, созданная кураторами выставки из артефактов, хранящихся в Государственном Эрмитаже. Блюдо с изображением охотничьих сцен Дианы и Актеона (слоновая кость, олений рог, Германия, вторая половина XVII века), шкатулка из бамбука (династия Цин), фрагмент волана (Фландрия, Брабант, конец XVII - начало XVIII веков), солонка (золото, бриллианты, Германия, Нюрнберг, середина XVII века).
Чем не старинный натюрморт? Одна из композиций, созданная кураторами выставки из артефактов, хранящихся в Государственном Эрмитаже. Блюдо с изображением охотничьих сцен Дианы и Актеона (слоновая кость, олений рог, Германия, вторая половина XVII века), шкатулка из бамбука (династия Цин), фрагмент волана (Фландрия, Брабант, конец XVII - начало XVIII веков), солонка (золото, бриллианты, Германия, Нюрнберг, середина XVII века).
Франс Снейдерс. Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой. 1620-е. Зайку жалко... А изображение лобстеров могло быть отсылкой к земным богатствам, соблазняющим душу  праведного христианина.
Франс Снейдерс. Натюрморт с лобстером, битой дичью, корзиной фруктов и белкой. 1620-е. Зайку жалко... А изображение лобстеров могло быть отсылкой к земным богатствам, соблазняющим душу праведного христианина.
Белочка не лучше котиков... Тоже какая-то несимпатичная))
Белочка не лучше котиков... Тоже какая-то несимпатичная))
Рассматривать композиции, созданные сотрудниками Эрмитажа из реальных предметов, было ничуть не менее интересно, чем картины!
Рассматривать композиции, созданные сотрудниками Эрмитажа из реальных предметов, было ничуть не менее интересно, чем картины!
Даниель Сегерс, Томас Виллебойртс Босхарт. Младенцы Иисус Христос и Иоанн в окружении гирлянды цветов. 1650 - 1654. Изображение в живописи цветочных и плодовых гирлянд, окружающих какой-либо евангельский сюжет или образ, восходит к обычаю украшения икон в католический церкви венками из живых цветов и плодов. Такие картины, получившие особое распространение во Фландрии, всегда являлись результатом совместного творчества. Неразрывно связанные с идеями Контрреформации, призывавшей к более эмоциональному отношению к вере, подобные композиции имели глубокое символическое значение. А цветы и фрукты подбирались исходя из сюжета, помещенного в центр композиции.
Даниель Сегерс, Томас Виллебойртс Босхарт. Младенцы Иисус Христос и Иоанн в окружении гирлянды цветов. 1650 - 1654. Изображение в живописи цветочных и плодовых гирлянд, окружающих какой-либо евангельский сюжет или образ, восходит к обычаю украшения икон в католический церкви венками из живых цветов и плодов. Такие картины, получившие особое распространение во Фландрии, всегда являлись результатом совместного творчества. Неразрывно связанные с идеями Контрреформации, призывавшей к более эмоциональному отношению к вере, подобные композиции имели глубокое символическое значение. А цветы и фрукты подбирались исходя из сюжета, помещенного в центр композиции.
Младенцы Иисус Христос и Иоанн в окружении гирлянды цветов. Фрагмент. Обилие растений с шипами и колючками призвано напоминать зрителю о страданиях Христа и его крестной жертве. Даниэль Сегерс имел много последователей и подражателей. Его картины с энтузиазмом собирали аристократические покровители.
Младенцы Иисус Христос и Иоанн в окружении гирлянды цветов. Фрагмент. Обилие растений с шипами и колючками призвано напоминать зрителю о страданиях Христа и его крестной жертве. Даниэль Сегерс имел много последователей и подражателей. Его картины с энтузиазмом собирали аристократические покровители.
Младенцы Иисус Христос и Иоанн в окружении гирлянды цветов. Фрагмент. Удивило меня присутствие среди цветов дурмана, издавна известного наркотическим действием. Правда, китайцы считали, что Будда получал свои священные проповеди с небес, откуда они падали в виде капель дождя и оставались каплями росы на лепестках дурмана.  Но в христианстве?..
Младенцы Иисус Христос и Иоанн в окружении гирлянды цветов. Фрагмент. Удивило меня присутствие среди цветов дурмана, издавна известного наркотическим действием. Правда, китайцы считали, что Будда получал свои священные проповеди с небес, откуда они падали в виде капель дождя и оставались каплями росы на лепестках дурмана. Но в христианстве?..
И еще один натюрморт от сотрудников Эрмитажа.  Модуль для обоев с узором "Бахус и Церера" (кожа, листовое серебро, лаки; тиснение, роспись; Нидерланды, вторая половина XVIII в.), кружка с изображением аллегорических фигур (слоновая кость, серебро, синее стекло; резьба, ковка, золочение; Фландрия, XVII век), кубок ложчатый с крышкой (серебро; литье, чеканка, золочение; Германия, Гамбург, 1631- 1633), бокал-флют (обсцвеченное стекло; свободное выдувание; Нидерланды, XVII век), фигурка спящего путто (слоновая кость, резьба; Фландрия, середина XVII века), кубок в форме цветка магнолии с рельефными ветками, цветами снаружи, рыбками внутри (рог носорога; Китай, династия Мин). Кубки из рога носорога были самыми редкими и экзотичными предметами экспорта из Китая. Считалось, что они выявляли яды, обладали целебными и магическими свойствами. Кубками очень дорожили, иногда оправляли их в филигранное золото или серебро.
И еще один натюрморт от сотрудников Эрмитажа. Модуль для обоев с узором "Бахус и Церера" (кожа, листовое серебро, лаки; тиснение, роспись; Нидерланды, вторая половина XVIII в.), кружка с изображением аллегорических фигур (слоновая кость, серебро, синее стекло; резьба, ковка, золочение; Фландрия, XVII век), кубок ложчатый с крышкой (серебро; литье, чеканка, золочение; Германия, Гамбург, 1631- 1633), бокал-флют (обсцвеченное стекло; свободное выдувание; Нидерланды, XVII век), фигурка спящего путто (слоновая кость, резьба; Фландрия, середина XVII века), кубок в форме цветка магнолии с рельефными ветками, цветами снаружи, рыбками внутри (рог носорога; Китай, династия Мин). Кубки из рога носорога были самыми редкими и экзотичными предметами экспорта из Китая. Считалось, что они выявляли яды, обладали целебными и магическими свойствами. Кубками очень дорожили, иногда оправляли их в филигранное золото или серебро.
Адриан ван Утрехт. Натюрморт с виноградом. 1640-е. Ван Утрехт -  последователь Снейдерса, впитавший его традицию и распространивший ее далеко за пределы родного Антверпена. Для его картин характерны детализация, точная передача натуры и свежесть красок.
Адриан ван Утрехт. Натюрморт с виноградом. 1640-е. Ван Утрехт - последователь Снейдерса, впитавший его традицию и распространивший ее далеко за пределы родного Антверпена. Для его картин характерны детализация, точная передача натуры и свежесть красок.
Александр Адриансен. Завтрак с устрицами. Первая половина XVII века. И воспроизведение живописного натюрморта "в натуре".
Александр Адриансен. Завтрак с устрицами. Первая половина XVII века. И воспроизведение живописного натюрморта "в натуре".
Франс Снейдерс. Фрукты в чаше на красной скатерти. 1640-1650-е.
Франс Снейдерс. Фрукты в чаше на красной скатерти. 1640-1650-е.
И снова старинные предметы роскоши из коллекции Эрмитажа.
И снова старинные предметы роскоши из коллекции Эрмитажа.
Поднос-корзина с ручками в виде цветов. Серебро, филигрань. Юго-Восточная Азия, середина XVII в. Такие корзины из филигранного серебра получили название дежёне (dejeuner - для завтрака с французского), использовались для подачи горячей еды, их размеры варьировались от больших, под блюда, до маленьких, под тарелки.
Поднос-корзина с ручками в виде цветов. Серебро, филигрань. Юго-Восточная Азия, середина XVII в. Такие корзины из филигранного серебра получили название дежёне (dejeuner - для завтрака с французского), использовались для подачи горячей еды, их размеры варьировались от больших, под блюда, до маленьких, под тарелки.
Франс Снейдерс. Фрукты в чаше и разрезанная дыня. 1650-е.
Франс Снейдерс. Фрукты в чаше и разрезанная дыня. 1650-е.
 Блюдо типа "краак" (так их называли по типу кораблей, на которых фарфор и прочие диковины везли из дальних стран) с изображением пейзажа с парой оленей и благопожелательными символами (фарфор, подглазурная роспись кобальтом, Китай, династия Мин), кружка (серебро с частичным золочением, Германия, Любек, 1680-е), бокалы-рёмеры (стекло различных оттенков,  Нидерланды, XVII век, Германия, 1880-е)
Блюдо типа "краак" (так их называли по типу кораблей, на которых фарфор и прочие диковины везли из дальних стран) с изображением пейзажа с парой оленей и благопожелательными символами (фарфор, подглазурная роспись кобальтом, Китай, династия Мин), кружка (серебро с частичным золочением, Германия, Любек, 1680-е), бокалы-рёмеры (стекло различных оттенков, Нидерланды, XVII век, Германия, 1880-е)
И вот такой уголок выставочного пространства, воспроизводящий интерьер дома зажиточного фламандца. В Антверпене, экономическом и культурном центре страны, производилось множество разнообразных предметов роскоши, пользовавшихся в ту пору огромным спросом. Жилища богатых людей украшали прекрасные шпалеры. Также среди любителей и собирателей живописи были популярны небольшие тщательно выписанные картины, исполненные на деревянных панелях или медных пластинах.
И вот такой уголок выставочного пространства, воспроизводящий интерьер дома зажиточного фламандца. В Антверпене, экономическом и культурном центре страны, производилось множество разнообразных предметов роскоши, пользовавшихся в ту пору огромным спросом. Жилища богатых людей украшали прекрасные шпалеры. Также среди любителей и собирателей живописи были популярны небольшие тщательно выписанные картины, исполненные на деревянных панелях или медных пластинах.
Шпалера "Музыка" из серии шпалер "Семь свободных искусств". По картону Корнелиуса Схюта. Фландрия, Брюгге, около 1638 - 1655 гг.
Шпалера "Музыка" из серии шпалер "Семь свободных искусств". По картону Корнелиуса Схюта. Фландрия, Брюгге, около 1638 - 1655 гг.
Корнелис де Хем. Натюрморт с кубком. 1670-е.
Корнелис де Хем. Натюрморт с кубком. 1670-е.
Шпалера "Арифметика" из серии шпалер "Семь свободных искусств". По картону Корнелиуса Схюта. Фландрия, Брюгге, около 1638 - 1655 гг.    Петру I так понравились, подаренные ему в Париже десять брюссельских шпалер, что он задумал организовать их производство в Петербурге.  Увы, дело не пошло, и о той затее сейчас напоминает лишь название одной из улиц города - Шпалерная.
Шпалера "Арифметика" из серии шпалер "Семь свободных искусств". По картону Корнелиуса Схюта. Фландрия, Брюгге, около 1638 - 1655 гг. Петру I так понравились, подаренные ему в Париже десять брюссельских шпалер, что он задумал организовать их производство в Петербурге. Увы, дело не пошло, и о той затее сейчас напоминает лишь название одной из улиц города - Шпалерная.
Вышитая картина с изображением букета цветов в вазе. Нидерланды, конец XVII - начало XVIII веков.  Фантастика! Не представляю, как такое можно вышить!
Вышитая картина с изображением букета цветов в вазе. Нидерланды, конец XVII - начало XVIII веков. Фантастика! Не представляю, как такое можно вышить!
Ян ван ден Кессель Старший. Мадонна с Младенцем и святым Идельфонсом среди гирлянды. Середина XVII в.
Ян ван ден Кессель Старший. Мадонна с Младенцем и святым Идельфонсом среди гирлянды. Середина XVII в.
Ян ван ден Хекке. Бюст Девы Марии и в гирляндах цветов. Середина XVII в. Сирень, кстати, ни в одной из множества цветочных гирлянд, кроме этой,  не видела.
Ян ван ден Хекке. Бюст Девы Марии и в гирляндах цветов. Середина XVII в. Сирень, кстати, ни в одной из множества цветочных гирлянд, кроме этой, не видела.
Даниел Сегерс. Цветы в стеклянной вазе. 1643. Вот эта как раз из тех, что написана на меди.
Даниел Сегерс. Цветы в стеклянной вазе. 1643. Вот эта как раз из тех, что написана на меди.
Ян Брейгель Старший (Бархатный). Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе. После 1606.
Ян Брейгель Старший (Бархатный). Букет из ирисов, тюльпанов, роз, нарциссов и рябчиков в глиняной вазе. После 1606.
Йорис ван Сон. Гирлянда фруктов, обрамляющая картуш с изображением пьеты. 1650-е. Такие сочные, спелые фрукты и пьета...
Йорис ван Сон. Гирлянда фруктов, обрамляющая картуш с изображением пьеты. 1650-е. Такие сочные, спелые фрукты и пьета...
Ян Брейгель Младший и мастерская. Корзина с цветами и букет в вазе. 1630-е.
Ян Брейгель Младший и мастерская. Корзина с цветами и букет в вазе. 1630-е.
Петер Снейерс. Цветы, фрукты и ёж. 1720-1730-е гг.
Петер Снейерс. Цветы, фрукты и ёж. 1720-1730-е гг.
Нет, фрагмент не ради ёжика.  Здесь очень хорошо видно аквилегию (темно-синие цветы над веткой яблони), которая тоже полна символизма: считалось, что формой  цветок аквилегии напоминает летящего голубя (?!). А его семь лепестков означают семь даров Святого духа и мир в целом. О как!
Нет, фрагмент не ради ёжика. Здесь очень хорошо видно аквилегию (темно-синие цветы над веткой яблони), которая тоже полна символизма: считалось, что формой цветок аквилегии напоминает летящего голубя (?!). А его семь лепестков означают семь даров Святого духа и мир в целом. О как!
Абрахам Брейгель. Фрукты. Вторая половина XVII в.
Абрахам Брейгель. Фрукты. Вторая половина XVII в.
Франс Снейдерс. Бой петуха с индюком. 1620-е -1640-е. Надеюсь, победил петух))) Индюк уж очень противный. Опять же у петуха есть прекрасная дама - стимул!
Франс Снейдерс. Бой петуха с индюком. 1620-е -1640-е. Надеюсь, победил петух))) Индюк уж очень противный. Опять же у петуха есть прекрасная дама - стимул!
Ян Баптист Буль. Натюрморт с петухами  кроликами. 1685.
Ян Баптист Буль. Натюрморт с петухами кроликами. 1685.
Ян Баптист Буль. Натюрморт с петухами  кроликами.  Фрагмент. Петухи бесподобны! Кролики славные)))
Ян Баптист Буль. Натюрморт с петухами кроликами. Фрагмент. Петухи бесподобны! Кролики славные)))

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому