Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Цикл материалов "Санкт-Петербург в августе 2024-го":
Отзыв об отеле Мини-отель «Счастье» на Рубинштейна, 26, Санкт-Петербург
«Наслаждение фарфором». Еще один чудесный подарок Государственного Эрмитажа
Главным поводом для очередной моей поездки в Санкт-Петербург стало стремление побывать на выставке, анонс которой прилетел на почту еще в начале весны. Одно только ее название звало в дорогу: «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века».
Особенно, конечно, первая часть: ars vivendi — искусство жить, обещающая нечто яркое, жизнеутверждающее. Так что в Эрмитаж я шла в предвкушении, но даже и предположить не могла насколько ошеломляющим будет впечатление…
За силу которого нужно благодарить не только фламандцев с их натюрмортами, являющимися гимном красоте земного мира, но и тех, кто придумал и осуществил оформление выставочного пространства — двух залов Зимнего дворца: Николаевского и Аванзала.
Вступая в Аванзал, оказываешься будто бы в саду-лабиринте, где на полуциркульных стенах благородного приглушенно-золотистого оттенка расцветают букеты и гирлянды Гаспара Петера Вербрюггена Младшего, репетирует птичий хор Франса Снейдерса и поражают великолепием «Весна» и «Лето» Абрахама Брейгеля и Давида де Конинка.
Из залитого солнцем сада попадаешь в почти темный кабинет коллекционера, наполненный восточными диковинами, изысканной мебелью и прекрасной декоративной живописью. Причем диковины — самые что ни на есть реальные: фарфор, серебро, бокалы-рёмеры, кружево, драгоценные раковины из коллекции Эрмитажа. Кураторы выставки создали из них изысканные композиции.
А далее выходишь на улицы — быть может и Антверпена? — с бесчисленным лавками, предлагающими посетителям горы всяческих вкусностей (ну, вернее, большей частью всего того, чему вкусностями предстояло стать))). Из реальности выпадаешь совершенно! Удивительно, но мне казалось, что еще и негромкая музыка откуда-то доносится, хотя потом поняла, что вот именно — казалось…
Авторы идеи — театральные художники Эмиль Капелюш и Юрий Сучков — настоящие волшебники, право слово! Правда, в интервью телеканалу «Санкт-Петербург» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил, что некоторые считают «театральность» подачи моментом отвлекающим от собственно картин, но даже не представляю, до чего скучным человеком надо быть, чтобы предпочесть обычную развеску полотен на стенах тому, что на сей раз придумали и воплотили в залах Зимнего дворца.
Николаевский зал, с устремленными ввысь специально возведенными в нем легкими конструкциями и мерцающими в люстрах неяркими огоньками, мне больше всего напомнил некий католический собор…
И — да, католическая Фландрия XVII века в отличие от протестантской Голландии радовалась жизни! Хотя некая назидательность и во фламандских натюрмортах все же присутствовала: философское «думай о времени» должно было уравновешивать жизнерадостное «цени момент».
Понять заключенную в картинах символику помогали пояснения на стендах. Впрочем, чаще всего о подтекстах думать не хотелось совсем)). Куда приятнее было просто упиваться этой «энциклопедией фламандской роскоши»: всё, представленное на полотнах, было в ту пору модно, дорого и богато.
Имя Франса Снейдерса вынесено в название выставки, конечно же, не случайно. Именно в его творчестве Аrs Vivendi — искусство жизни, радость жизни — воплотилось наиярчайшим образом. Такой взгляд на жизнь был у Снейдерса в крови. Он был сыном крупного антверпенского ресторатора (отец его владел таверной «Большой свадебный дом», которую часто посещали художники) и знал толк в любовании яствами. Франса Снейдерса даже называли метрдотелем фламандского общества, а его творчество грандиозным искушением.
Интересно, что знаменитые «Лавки» Снейдерса своего постоянного местожительства ради выставки покидать не стали. Эрмитаж обладает такой богатой коллекцией фламандской живописи, что запасов этих хватило для того, чтобы грандиозные полотна не тревожить.
А еще мне было интересно узнать, что картины лишь трех художников — Вермеера, Рубенса и Снейдерса со временем не темнеют. Оказывается, Рубенс смешивал свинцовые белила с горным хрусталем. Секрет этот он тщательно оберегал, но своего друга Франса Снейдерса в тайну посвятил.
В залах Эрмитажа были представлены 72 картины из государственных и частных собраний Петербурга и Москвы. И такой масштабной выставки фламандского натюрморта не было НИГДЕ В МИРЕ уже 20 лет!
Честно говоря, писать о таком грандиозном событии «на полном серьёзе» было бы просто наглостью со стороны всего лишь благодарного посетителя, а ни в коем случае не знатока, и я даже сомневалась, стоит ли вообще к этому прикасаться, но уж очень хотелось восторгом, который в душе не утихает уже больше месяца, поделиться…
Тем же, кому захочется послушать людей знающих, очень советую посмотреть прекрасный фильм «Эрмитаж. Натюрморт. Гимн жизни» телеканала «Санкт-Петербург» https://tvspb.ru/programs/3339873.
И еще — в октябре выставка фламандцев откроется в Пушкинском музее в Москве! Уверяют, что она будет совсем другой. Надеюсь, увидим!