Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 0:54
Фотоальбом

Ростов Великий. Горний Иерусалим митрополита Ионы Сысоевича

SM-A325F
5 12

О том, как прошло утро этого дня здесь.

Возвратившись к кремлю ко времени, когда должна была начаться вторая по расписанию экскурсия, я подлетела к кассе в полной уверенности, что теперь уж точно отправлюсь внимать рассказу гида. Но… Да-да, желающих, кроме меня, по-прежнему не нашлось!!!

Огорошенная очередным «пролётом» с экскурсией — в кои веки хочешь культурно время провести, под чутким руководством музейного сотрудника, и на тебе! — я даже как-то растерялась поначалу. Ведь в полной уверенности, что в кремле мне все расскажут-покажут, лишь «по диагонали» о нем где-то что-то прочитала.

Но, купив билет и очутившись, наконец, внутри кремлевских стен, ахнула от красоты и встрепенулась: да здорово же — свобода! Иду, куда хочу, и в каком угодно порядке!

И кто бы сомневался, что оказавшись на «вольном выпасе», я первым делом побегу искать лестницу в небеса))) «Диагональ»-таки оказалась полезной: в голове щелкнуло — Водяная башня и смотровая площадка!

Потом, конечно, и вниз спустилась, но и внизу больше просто смотрела. А все «умное» пришлось читать уже потом, дома. Ну и информационные стенды в храмах кремля тоже очень помогли.

Малой толикой этого «умного» альбом предварю. Прежде всего, для того, чтобы в собственной голове прочитанное на подольше отложилось))).

Создателем Ростовского кремля был митрополит Иона III Сысоевич, сподвижник Патриарха Никона, который за время своего правления епархией воздвиг во второй половине XVII века на берегу озера Неро удивительно живописный и изысканно гармоничный архитектурный ансамбль, включающий в себя домовые церкви, палаты, административные и хозяйственные постройки. Архиерейская резиденция по замыслу митрополита должна была стать образом горнего Иерусалима на ростовской земле. И ведь получилось! Если мы сейчас — чего только не повидав в скитаниях по городам и весям — замираем в восхищении, можно себе представить, какое впечатление все это великолепие производило в те времена…

А больше всего меня поразило то, что этого чуда мы вполне могли лишиться задолго до повальных безобразий столетней давности. Дело в том, что в 1788 году распоряжением Святейшего синода архиерейская кафедра была перенесена из Ростова Великого в Ярославль. Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был всеми покинут и постепенно обветшал. Кремлевские храмы опустели, богослужения в них прекратились.

Более того: многие из них передали в ведение гражданских учреждений, руководство которых начало использовать храмовые помещения в хозяйственных целях. Например, церковь Спаса на Сенях, любимый храм митрополита Ионы, с дивными фресками, была отдана под винный и соляной склад. Мдааа… Оказывается, не большевики были первыми…

Вопиющее святотатство продолжалось всю первую половину XIX века. Здания древних храмов под действием сырости разрушались и приходили в аварийное состояние. На счастье в 1851 году Ростов Великий посетили члены царствующего дома: великие князья Николай Николаевич, его брат Михаил и будущая императрица Мария Александровна, супруга Александра II. Придя в ужас от увиденного, они приказали немедленно передать храмовые постройки в распоряжение епархиальных властей и начать комплексные работы по их восстановлению. Так начался процесс, весьма сходный с тем, что повторился полтора века спустя.

Однако, отдав указания, высокие особы не озаботились выделить средства на их исполнение. Спасли положение, как это на Руси нередко случалось и случается до сих пор, благочестивые жертвователи. Главным образом из купечества.

В 1860-е -1880-е годы комплекс Ростовского кремля был отреставрирован. В октябре 1883 года в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 году кремль принял под своё покровительство наследник императорского престола, будущий император Николай II. А в 1910 году за Ростовским кремлем законодательно был закреплен статус музея, и Государственная дума постановила отпускать из казны деньги на его содержание.

После Октябрьской революции 1917 года Ростовский музей преобразуется сначала в Государственный музей древностей, а затем — в краеведческий.

Последнее (надеюсь!) серьезное испытание кремлю пришлось пережить в 1953 году. 24-го августа над городом пронесся ужасающий смерч, который, похозяйничав прежде на двух улицах Ростова, обрушился на древние стены и храмы, снося крыши и купола… Уникальные по сложности восстановительные работы продолжались более 10 лет.

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Правда, на не столь давних фото кремль выглядел совсем не идеально… Но, видимо, с тех пор ему повезло еще немного обновиться и сейчас «горний Иерусалим» митрополита Ионы хорош. Кое-где на территории и ныне ведутся реставрационные работы, но оно и к лучшему — значит, следят за состоянием, подлечивают там, где есть такая необходимость.

Мне хочется сюда вернуться… В пору цветения Митрополичьего сада — особенно!

 Хотя Ростовский кремль и окружен крепостной стеной, какого-либо оборонного значения он никогда не имел. Собственно, и кремлем-то по сути не был, а являлся резиденцией архиереев Ростовской епархии. Построен в 1650-1680-е годы по замыслу  митрополита Ионы III Сысоевича – иерарха редкостного таланта и энергии. Замысел этот предполагал ни много ни мало как создание образа рая на земле в полном соответствии с библейским описанием: окружённый стенами с башнями дивный сад с зеркалом пруда в центре. Сейчас к центральной части – архиерейскому двору с жилыми и хозяйственными постройками, обнесенному высокими стенами с   храмами  в них - с юга примыкает Митрополичий сад, с севера же от него расположена Соборная площадь с Успенским собором.
Хотя Ростовский кремль и окружен крепостной стеной, какого-либо оборонного значения он никогда не имел. Собственно, и кремлем-то по сути не был, а являлся резиденцией архиереев Ростовской епархии. Построен в 1650-1680-е годы по замыслу митрополита Ионы III Сысоевича – иерарха редкостного таланта и энергии. Замысел этот предполагал ни много ни мало как создание образа рая на земле в полном соответствии с библейским описанием: окружённый стенами с башнями дивный сад с зеркалом пруда в центре. Сейчас к центральной части – архиерейскому двору с жилыми и хозяйственными постройками, обнесенному высокими стенами с храмами в них - с юга примыкает Митрополичий сад, с севера же от него расположена Соборная площадь с Успенским собором.
Над нынешним главным входом в кремль  - надвратная церковь Иоанна Богослова. Зеленые ее маковки уж очень хороши! Не знаю, из чего они сделаны, но кажутся бархатными. Башни же ворот покрыты лемехом и такой вот серебристый деревянный лемех мне особенно нравится.  Церковь Иоанна Богослова стала одной из последних построек времен митрополита Ионы  и считается самым совершенным произведением "ионинских" мастеров.
Над нынешним главным входом в кремль - надвратная церковь Иоанна Богослова. Зеленые ее маковки уж очень хороши! Не знаю, из чего они сделаны, но кажутся бархатными. Башни же ворот покрыты лемехом и такой вот серебристый деревянный лемех мне особенно нравится. Церковь Иоанна Богослова стала одной из последних построек времен митрополита Ионы и считается самым совершенным произведением "ионинских" мастеров.
 Собственно, та самая "лестница в небеса", о которой упомянула в предисловии к альбому. А вот фото Водяной башни, внутри которой находится эта лестница,  у меня нет, т.к. кое-где на территории кремля ведутся реставрационные работы и башню просто не видно. Я ее вообще не сразу нашла, успев перепугаться, что реставрируют как раз ее, и  вход туда закрыт.  Лестница "веселая", но  - оно того стоит!
Собственно, та самая "лестница в небеса", о которой упомянула в предисловии к альбому. А вот фото Водяной башни, внутри которой находится эта лестница, у меня нет, т.к. кое-где на территории кремля ведутся реставрационные работы и башню просто не видно. Я ее вообще не сразу нашла, успев перепугаться, что реставрируют как раз ее, и вход туда закрыт. Лестница "веселая", но - оно того стоит!
Ну, не восторг ли?.. И который уж раз за этот день удивляюсь необыкновенному небу... Или оно всегда над Ростовом Великим такое?..  Скромная с виду церковь, всего с одной главкой, являлась когда-то центральной постройкой всего комплекса архиерейского дома. Около 1675 года за митрополичьими хоромами был построен комплекс церкви Спаса Нерукотворного Образа, в народе получившей имя Спаса на Сенях. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и хозяйственные службы, в верхней  - церковь Спаса, большая столовая, или Белая палата, и сени между ними. Спасская церковь являлась домовым храмом митрополита Ионы, потому неудивительно, внутреннее ее убранство – самое богатое из всех кремлевских церквей.  В Столовой палате, имеющей традиционную для XVII века одностолпную конструкцию,   проводились торжественные трапезы.
Ну, не восторг ли?.. И который уж раз за этот день удивляюсь необыкновенному небу... Или оно всегда над Ростовом Великим такое?.. Скромная с виду церковь, всего с одной главкой, являлась когда-то центральной постройкой всего комплекса архиерейского дома. Около 1675 года за митрополичьими хоромами был построен комплекс церкви Спаса Нерукотворного Образа, в народе получившей имя Спаса на Сенях. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и хозяйственные службы, в верхней - церковь Спаса, большая столовая, или Белая палата, и сени между ними. Спасская церковь являлась домовым храмом митрополита Ионы, потому неудивительно, внутреннее ее убранство – самое богатое из всех кремлевских церквей. В Столовой палате, имеющей традиционную для XVII века одностолпную конструкцию, проводились торжественные трапезы.
Ростовское многоглавие... Иоанн Богослов, церковь Одигитрии, Воскресенская церковь, Успенский собор...
Ростовское многоглавие... Иоанн Богослов, церковь Одигитрии, Воскресенская церковь, Успенский собор...
Справа - звонница. Куда я тоже мечтаю "взлететь"!
Справа - звонница. Куда я тоже мечтаю "взлететь"!
Благодатная благодать... Как же хорошо, что ничего "стеклобетонного" поблизости не выстроили!  Может и к лучшему, что на экскурсию не попала?  Никто никуда не торопит, наслаждайся красотой от души и вволю!
Благодатная благодать... Как же хорошо, что ничего "стеклобетонного" поблизости не выстроили! Может и к лучшему, что на экскурсию не попала? Никто никуда не торопит, наслаждайся красотой от души и вволю!
Ракурсами "а вот еще то же самое, но малость в сторону" стараюсь не злоупотреблять, но тут не удержалась:  чуток влево и в кадр попадает больше стен и башен, а главное - больше озера...  Ну, и еще немного о Спасе на Сенях. С запада к храму пристроена так называемая Белая палата, в которой размещалась парадная трапезная. Во времена митрополита Ионы там же находилась и колокольня, разобранная за ненадобностью в конце XVIII века, когда храм переоборудовали под склад вина и солений (!!!), к которым народ охотно шел и без призывного звона...
Ракурсами "а вот еще то же самое, но малость в сторону" стараюсь не злоупотреблять, но тут не удержалась: чуток влево и в кадр попадает больше стен и башен, а главное - больше озера... Ну, и еще немного о Спасе на Сенях. С запада к храму пристроена так называемая Белая палата, в которой размещалась парадная трапезная. Во времена митрополита Ионы там же находилась и колокольня, разобранная за ненадобностью в конце XVIII века, когда храм переоборудовали под склад вина и солений (!!!), к которым народ охотно шел и без призывного звона...
Спустившись вниз, любуюсь цветниками и церковью иконы Божией Матери Одигитрия. Она заметно отличается от всех других храмов кремля: «родилась» совсем в другое время. Построена была уже после смерти митрополита Ионы в стиле нарышкинского барокко. Реставрация бы ей не помешала… По дорожке мимо этой церкви иду на Соборную площадь.
Спустившись вниз, любуюсь цветниками и церковью иконы Божией Матери Одигитрия. Она заметно отличается от всех других храмов кремля: «родилась» совсем в другое время. Построена была уже после смерти митрополита Ионы в стиле нарышкинского барокко. Реставрация бы ей не помешала… По дорожке мимо этой церкви иду на Соборную площадь.
И как не остановиться  хотя бы ненадолго возле этого пруда?.. Внизу справа - Музей финифти, на который у меня, увы, не хватило времени...
И как не остановиться хотя бы ненадолго возле этого пруда?.. Внизу справа - Музей финифти, на который у меня, увы, не хватило времени...
Пожалуй, я впервые вижу, чтобы собор стоял не в самом "сердце" кремля. Но зато  в Ростовском кремле обе площади можно считать главными.
Пожалуй, я впервые вижу, чтобы собор стоял не в самом "сердце" кремля. Но зато в Ростовском кремле обе площади можно считать главными.
Соборная площадь Ростова Великого возникла в конце X века после сооружения здесь первого Успенского Собора в XII – XIII веках. Нынешний Успенский собор - старейшее сооружение города - был построен в 1508-1512 годах. Строгий, величественный! Собор действующий, но, увы, внутри пока  все в реставрационных лесах… И дело движется очень медленно.
Соборная площадь Ростова Великого возникла в конце X века после сооружения здесь первого Успенского Собора в XII – XIII веках. Нынешний Успенский собор - старейшее сооружение города - был построен в 1508-1512 годах. Строгий, величественный! Собор действующий, но, увы, внутри пока все в реставрационных лесах… И дело движется очень медленно.
Звонница кремля славится звучанием своих 15 колоколов. К счастью, голоса их удалось услышать!
Звонница кремля славится звучанием своих 15 колоколов. К счастью, голоса их удалось услышать!
На звонницу непременно нужно подняться. Помимо очевидного – увидеть колокола и даже прикоснуться к ним и полюбоваться видами с высоты – сам по себе подъем весьма интересен. Лестница наверх такая узкая, что рядом с ней установлен светофорчик! Спускаться разрешается, когда горит зеленый, иначе кому-то придется пятиться назад.  Самый большой из колоколов носит имя Сысой и весит 32 тонны. Вот для чего эти «леса» внизу – теряюсь в догадках. Явно же они тяжесть колокола не выдержат. Разве что смысл их в том, чтобы граждане не пытались за язык колокола потянуть?
На звонницу непременно нужно подняться. Помимо очевидного – увидеть колокола и даже прикоснуться к ним и полюбоваться видами с высоты – сам по себе подъем весьма интересен. Лестница наверх такая узкая, что рядом с ней установлен светофорчик! Спускаться разрешается, когда горит зеленый, иначе кому-то придется пятиться назад. Самый большой из колоколов носит имя Сысой и весит 32 тонны. Вот для чего эти «леса» внизу – теряюсь в догадках. Явно же они тяжесть колокола не выдержат. Разве что смысл их в том, чтобы граждане не пытались за язык колокола потянуть?
 Со звонницы открывается изумительный вид на Святые ворота, бывшие прежде главным входом в архиерейский двор. Над воротами  в 1670 году возводится   церковь Воскресения Господня. Она была построена первой из домовых церквей и ознаменовала  собой начало воплощения грандиозного архитектурного замысла митрополита Ионы по созданию Митрополичьего двора.  До чего же нарядно!
Со звонницы открывается изумительный вид на Святые ворота, бывшие прежде главным входом в архиерейский двор. Над воротами в 1670 году возводится церковь Воскресения Господня. Она была построена первой из домовых церквей и ознаменовала собой начало воплощения грандиозного архитектурного замысла митрополита Ионы по созданию Митрополичьего двора. До чего же нарядно!
А башни-то каковы! Всего их в стенах кремля одиннадцать. Снабженные всеми атрибутами крепостных сооружений, они были призваны показать величие Ростовской епархии. В стене ворот находится дверочка, через которую попадаешь на лестницу, ведущую в храм и далее на стены кремля.
А башни-то каковы! Всего их в стенах кремля одиннадцать. Снабженные всеми атрибутами крепостных сооружений, они были призваны показать величие Ростовской епархии. В стене ворот находится дверочка, через которую попадаешь на лестницу, ведущую в храм и далее на стены кремля.
Монументальный Успенский собор с высоты звонницы вдруг показался очень легким, в небо устремленным!  Апсиды его обрамляет будто  "волан" из гальки...
Монументальный Успенский собор с высоты звонницы вдруг показался очень легким, в небо устремленным! Апсиды его обрамляет будто "волан" из гальки...
На Соборной площади зелено! Что меня всегда радует чрезвычайно...
На Соборной площади зелено! Что меня всегда радует чрезвычайно...
И это тоже уголок Соборной площади. Уютно...
И это тоже уголок Соборной площади. Уютно...
Церковь Воскресения, как и храм Иоанна Богослова, представляет собой надвратный храм. Главный фасад церкви обращен в сторону Успенского собора. В нижней его части  установлена надвратная икона – фреска с изображением Воскресения Христова. Проход через Святые ворота символизировал вход в Царствие Небесное. Посетитель, направляясь от Успенского собора к Церкви Воскресения, образно проходил путь от смерти к жизни, от Успения к Воскресению.
Церковь Воскресения, как и храм Иоанна Богослова, представляет собой надвратный храм. Главный фасад церкви обращен в сторону Успенского собора. В нижней его части установлена надвратная икона – фреска с изображением Воскресения Христова. Проход через Святые ворота символизировал вход в Царствие Небесное. Посетитель, направляясь от Успенского собора к Церкви Воскресения, образно проходил путь от смерти к жизни, от Успения к Воскресению.
Поднимаешься в церковь Воскресения  и  - вот это да!..  Немного отойдя от первого - ошеломляющего - впечатления, начинаешь различать детали. А они здесь ой какие интересные! Например, привычного иконостаса тут нет – вместо него каменная стена с тремя проходами в алтарь.  Впрочем, изображения на стене соответствуют каноническому порядку икон.  И парапет, отделяющий солею  от  остальной части храма, впервые вижу.  Он тоже в росписях. Собственно, фрески покрывают абсолютно все пространство церкви. Оно и неудивительно, если вспомнить, что Иона Сысоевич был единственным русским архиереем своего времени, уделявшим столько внимания монументальной живописи.  Интерьеры создаваемых по его замыслу храмов митрополит Иона не мыслил без росписи. Выполнялась она сразу же после постройки зданий ярославскими и костромскими мастерами.  Церковь Воскресения была расписана около 1675 года.
Поднимаешься в церковь Воскресения и - вот это да!.. Немного отойдя от первого - ошеломляющего - впечатления, начинаешь различать детали. А они здесь ой какие интересные! Например, привычного иконостаса тут нет – вместо него каменная стена с тремя проходами в алтарь. Впрочем, изображения на стене соответствуют каноническому порядку икон. И парапет, отделяющий солею от остальной части храма, впервые вижу. Он тоже в росписях. Собственно, фрески покрывают абсолютно все пространство церкви. Оно и неудивительно, если вспомнить, что Иона Сысоевич был единственным русским архиереем своего времени, уделявшим столько внимания монументальной живописи. Интерьеры создаваемых по его замыслу храмов митрополит Иона не мыслил без росписи. Выполнялась она сразу же после постройки зданий ярославскими и костромскими мастерами. Церковь Воскресения была расписана около 1675 года.
 Уж сколько видела фресок в самых разных местах, но надо было оказаться в Ростове Великом, чтобы узнать о разновидностях этой техники письма. Оказывается, существует три основных типа: «чистая фреска» (buon fresco) – когда мастер работает исключительно по свежей штукатурке;  роспись по подсохшему грунту, который перед работой смачивают водой (fresco a secco); и живопись по способу фрески (pittura uso alfresco) – смешанная техника, соединявшая фресковую живопись с последующей доработкой по сухому.  В русских стенописях  XVII века чаще всего использовалось соединение двух последних техник.
Уж сколько видела фресок в самых разных местах, но надо было оказаться в Ростове Великом, чтобы узнать о разновидностях этой техники письма. Оказывается, существует три основных типа: «чистая фреска» (buon fresco) – когда мастер работает исключительно по свежей штукатурке; роспись по подсохшему грунту, который перед работой смачивают водой (fresco a secco); и живопись по способу фрески (pittura uso alfresco) – смешанная техника, соединявшая фресковую живопись с последующей доработкой по сухому. В русских стенописях XVII века чаще всего использовалось соединение двух последних техник.
Штукатурный грунт для фрески (который русские мастера в обиходе называли  «левкас» - от греческого названия белого цвета), состоит из извести, минеральных  и растительных наполнителей (иногда обыкновенной соломы!), предохраняющих левкас от растрескивания.   В XVII веке известь для левкаса выдерживали несколько месяцев, перемешивая и многократно промывая. Делалось это для того, чтобы вывести из раствора минеральные соли, которые могли повлиять на  цвета живописи.  Однако такая промывка уменьшала  способность  извести держаться на стене. Для того, чтобы улучшить сцепление раствора со стеной, применяли специальные левкасные гвозди с широкими шляпками.  Именно такой прием использовали  создатели ростовский стенных росписей. И именно в церкви Воскресения  очень хорошо виден «побочный эффект» использования этих самых гвоздей – черные точки по всей поверхности росписей.  Вода, проникая в микротрещины и дефекты штукатурки, вызывала коррозию левкасных гвоздей, что стало основной причиной разрушения стенных росписей Ростовского кремля.
Штукатурный грунт для фрески (который русские мастера в обиходе называли «левкас» - от греческого названия белого цвета), состоит из извести, минеральных и растительных наполнителей (иногда обыкновенной соломы!), предохраняющих левкас от растрескивания. В XVII веке известь для левкаса выдерживали несколько месяцев, перемешивая и многократно промывая. Делалось это для того, чтобы вывести из раствора минеральные соли, которые могли повлиять на цвета живописи. Однако такая промывка уменьшала способность извести держаться на стене. Для того, чтобы улучшить сцепление раствора со стеной, применяли специальные левкасные гвозди с широкими шляпками. Именно такой прием использовали создатели ростовский стенных росписей. И именно в церкви Воскресения очень хорошо виден «побочный эффект» использования этих самых гвоздей – черные точки по всей поверхности росписей. Вода, проникая в микротрещины и дефекты штукатурки, вызывала коррозию левкасных гвоздей, что стало основной причиной разрушения стенных росписей Ростовского кремля.
Очень мне нравится рассматривать «полотенца» - нижнюю часть росписей, имитирующую ткань. На них  всегда такие изящные узоры!  Не знаю, почему реставраторами решено было оставить на виду шляпки гвоздей. Последняя реставрация фресок проводилась в кремле после ужасного смерча, пронесшегося над Ростовом 24 августа 1953 года, когда были снесены купола и крыши храмов. Сильнее всего тогда пострадала как раз стенопись церкви Воскресения. Однако мастерам  незадолго до того   - в 1951 году - образованной Ярославской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской удалось восстановить фрески в центральном объеме Воскресенской церкви лишь за летний сезон 1954 года и силами всего трех сотрудников – В.Г.Брюсовой, Л.И. Рагозина и В.Н. Елизаровой.  Брюсова – фамилия не часто встречающаяся, и  - да: Вера Григорьевна была замужем за младшим братом Валерия Брюсова, ученым-археологом Александром.  Работа над реставрацией фресок ростовского кремля  пробудила у В.Г.Брюсовой глубокий интерес к еще не оцененному тогда искусству XVII века и его ведущих мастеров. В дальнейшем она  посвятила этой теме несколько монографий.  Стала  доктором  искусствоведения, преподавала в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Являлась действительным членом Российской академии художеств, Международной славянской академии.
Очень мне нравится рассматривать «полотенца» - нижнюю часть росписей, имитирующую ткань. На них всегда такие изящные узоры! Не знаю, почему реставраторами решено было оставить на виду шляпки гвоздей. Последняя реставрация фресок проводилась в кремле после ужасного смерча, пронесшегося над Ростовом 24 августа 1953 года, когда были снесены купола и крыши храмов. Сильнее всего тогда пострадала как раз стенопись церкви Воскресения. Однако мастерам незадолго до того - в 1951 году - образованной Ярославской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской удалось восстановить фрески в центральном объеме Воскресенской церкви лишь за летний сезон 1954 года и силами всего трех сотрудников – В.Г.Брюсовой, Л.И. Рагозина и В.Н. Елизаровой. Брюсова – фамилия не часто встречающаяся, и - да: Вера Григорьевна была замужем за младшим братом Валерия Брюсова, ученым-археологом Александром. Работа над реставрацией фресок ростовского кремля пробудила у В.Г.Брюсовой глубокий интерес к еще не оцененному тогда искусству XVII века и его ведущих мастеров. В дальнейшем она посвятила этой теме несколько монографий. Стала доктором искусствоведения, преподавала в Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Являлась действительным членом Российской академии художеств, Международной славянской академии.
Крытый переход  из церкви Воскресения к одной из башен кремля тоже весь расписан.
Крытый переход из церкви Воскресения к одной из башен кремля тоже весь расписан.
 А затем попадаешь на открытую галерею, с которой отлично виден весь архиерейский двор – Красная (где принимали высоких гостей) и Белая палаты, надвратная церковь Иоанна Богослова.
А затем попадаешь на открытую галерею, с которой отлично виден весь архиерейский двор – Красная (где принимали высоких гостей) и Белая палаты, надвратная церковь Иоанна Богослова.
Далее  - поворот и  картина уже совсем другая, но тоже - залюбуешься!
Далее - поворот и картина уже совсем другая, но тоже - залюбуешься!
Одигитриевской церкви так "к лицу" грозди рябины...
Одигитриевской церкви так "к лицу" грозди рябины...
Пройдя по галерее кремлевской стены, попадаешь в следующую церковь -  Иоанна Богослова. 1680 год.  Совсем небольшая церковь, но торжественно нарядная! Как и в других церквях Ростовского кремля, обычного иконостаса здесь нет. Снова стенопись  с изображением канонических икон.  Конечно же, часть сюжетов росписей посвящена житию Иоанна Богослова.  Здесь тоже заметны шляпки левкасных гвоздей, но гораздо меньше, чем в Воскресенской церкви.   При реставрации с открытых шляпок   счищали ржавчину и для предотвращения дальнейшей коррозии покрывали их  двойным слоем нитроэмали. Утраты левкаса заделывали шпаклевкой, а затем тонировали акварелью и темперой. Цвет и тон тонировок лишь немного отличались от авторской живописи. Повреждения красочного слоя укрепляли эмульсией яичного желтка или же казеиновым клеем.  В  50-х годах прошлого века еще использовались именно натуральные материалы: казеиновый клей, винный уксус, формалин, нашатырь, эмульсия ячиного желтка.
Пройдя по галерее кремлевской стены, попадаешь в следующую церковь - Иоанна Богослова. 1680 год. Совсем небольшая церковь, но торжественно нарядная! Как и в других церквях Ростовского кремля, обычного иконостаса здесь нет. Снова стенопись с изображением канонических икон. Конечно же, часть сюжетов росписей посвящена житию Иоанна Богослова. Здесь тоже заметны шляпки левкасных гвоздей, но гораздо меньше, чем в Воскресенской церкви. При реставрации с открытых шляпок счищали ржавчину и для предотвращения дальнейшей коррозии покрывали их двойным слоем нитроэмали. Утраты левкаса заделывали шпаклевкой, а затем тонировали акварелью и темперой. Цвет и тон тонировок лишь немного отличались от авторской живописи. Повреждения красочного слоя укрепляли эмульсией яичного желтка или же казеиновым клеем. В 50-х годах прошлого века еще использовались именно натуральные материалы: казеиновый клей, винный уксус, формалин, нашатырь, эмульсия ячиного желтка.
Прямо скажем  неожиданно... Понятно, что "пострадавший" -  грешник, но уж  слишком немилосердно с ним расправились да еще и изобразили это на стене храма...
Прямо скажем неожиданно... Понятно, что "пострадавший" - грешник, но уж слишком немилосердно с ним расправились да еще и изобразили это на стене храма...
Виды с галерей кремлевских стен - один лучше другого...
Виды с галерей кремлевских стен - один лучше другого...
 А вот и любимая церковь митрополита Ионы, освященная во имя Спаса Нерукотворного образа Спасителя нашего Иисуса Христа.  В оформлении его Иона III Cысоевич избегал шаблонов и однообразия, ведь создавал он этот храм прежде всего для себя.  Чтобы душу радовал!  Здесь особенно впечатляет   богато украшенная аркада на мощных столпах, отделяющая основную часть храма от солеи. Солея заметно приподнята – к ней ведет лестница из восьми ступеней. Таким образом подчеркнуто превосходство духовного начала над мирским. Необходимость отрешения от мирской суеты для божественной службы.
А вот и любимая церковь митрополита Ионы, освященная во имя Спаса Нерукотворного образа Спасителя нашего Иисуса Христа. В оформлении его Иона III Cысоевич избегал шаблонов и однообразия, ведь создавал он этот храм прежде всего для себя. Чтобы душу радовал! Здесь особенно впечатляет богато украшенная аркада на мощных столпах, отделяющая основную часть храма от солеи. Солея заметно приподнята – к ней ведет лестница из восьми ступеней. Таким образом подчеркнуто превосходство духовного начала над мирским. Необходимость отрешения от мирской суеты для божественной службы.
На каменном парапете солеи изображены 12 сыновей праотца Иакова — родоначальники 12 колен Израилевых.
На каменном парапете солеи изображены 12 сыновей праотца Иакова — родоначальники 12 колен Израилевых.
В церкви Спаса на Сенях находится одна из самых известных фресок Ростовского кремля – Страшный суд.  Она занимает всю западную стену храма. Страшный суд здесь изображен в особенном иконографическом варианте, который для митрополита Ионы, для его любимого храма создали ярославские мастера. Интересно, что главная церковь дома митрополита Ионы с ее удивительной архитектурой и этой величественной фреской в прежние времена была доступна очень узкому кругу посетителей.
В церкви Спаса на Сенях находится одна из самых известных фресок Ростовского кремля – Страшный суд. Она занимает всю западную стену храма. Страшный суд здесь изображен в особенном иконографическом варианте, который для митрополита Ионы, для его любимого храма создали ярославские мастера. Интересно, что главная церковь дома митрополита Ионы с ее удивительной архитектурой и этой величественной фреской в прежние времена была доступна очень узкому кругу посетителей.
Персонажи Страшного суда, как всегда, весьма колоритны!
Персонажи Страшного суда, как всегда, весьма колоритны!
Фантазия у мастеров, все это придумавших, была буйная!
Фантазия у мастеров, все это придумавших, была буйная!
Очутиться после ужастиков Страшного суда в этом уютном дворике было ой как приятно... И никого! При том, что народу на территории кремля было предостаточно.
Очутиться после ужастиков Страшного суда в этом уютном дворике было ой как приятно... И никого! При том, что народу на территории кремля было предостаточно.
А еще с кремлевских стен открывается замечательный вид на митрополичий сад.  Вооон тот белый домик зовется почему-то "палаткой" и в нем расположено кафе, где можно выпить чаю, как обычного, так и на травах.  Там же можно купить упаковки этих чаёв.
А еще с кремлевских стен открывается замечательный вид на митрополичий сад. Вооон тот белый домик зовется почему-то "палаткой" и в нем расположено кафе, где можно выпить чаю, как обычного, так и на травах. Там же можно купить упаковки этих чаёв.
Церковь Григория Богослова и прудик в Митрополичьем саду.
Церковь Григория Богослова и прудик в Митрополичьем саду.
Ростов Великий, август... Вот бы очутиться тут однажды во время цветения садов!
Ростов Великий, август... Вот бы очутиться тут однажды во время цветения садов!
По берегам прудика растут какие-то диковинные травы и роскошные лопухи.
По берегам прудика растут какие-то диковинные травы и роскошные лопухи.
Яблок в тот год было много! А еще здесь растут груши, сливы и вишни.
Яблок в тот год было много! А еще здесь растут груши, сливы и вишни.
Аптекарский огород Ростовского кремля. Здесь и сейчас выращиваются  овощные и ягодные культуры, пряные и лекарственные травы, возделывание которых практиковалось в России XVII - XVIII веков.
Аптекарский огород Ростовского кремля. Здесь и сейчас выращиваются овощные и ягодные культуры, пряные и лекарственные травы, возделывание которых практиковалось в России XVII - XVIII веков.
Хотите верьте, хотите нет, но я впервые увидела, как растет тыква)))
Хотите верьте, хотите нет, но я впервые увидела, как растет тыква)))
Такая симпатичная "оборочка" у башенной главки!
Такая симпатичная "оборочка" у башенной главки!
У пруда приятно посидеть на скамеечке. А уж если еще и колокола при этом будут звучать - совсем хорошо... Мне как раз повезло!
У пруда приятно посидеть на скамеечке. А уж если еще и колокола при этом будут звучать - совсем хорошо... Мне как раз повезло!
На прощанье гуляю по дорожке, вдоль которой высажены кусты роз...
На прощанье гуляю по дорожке, вдоль которой высажены кусты роз...
Удачно эту красавицу солнышко подсветило!
Удачно эту красавицу солнышко подсветило!
Покинув кремль решила дойти до Городского сада на берегу озера Неро. По пути, конечно, глазела по сторонам. Нет, далеко не все дома в Ростове выглядят, как этот, но ТЕ мне совершенно не запомнились.
Покинув кремль решила дойти до Городского сада на берегу озера Неро. По пути, конечно, глазела по сторонам. Нет, далеко не все дома в Ростове выглядят, как этот, но ТЕ мне совершенно не запомнились.
В поисках Рождественского монастыря обнаружила вот эту церковь -  Николы на Подозёрье.  Построена в 1745-1751 г.г.   Собственно к монастырю она сейчас и  приписана. А сам монастырь, увы, еще восстанавливать и восстанавливать...
В поисках Рождественского монастыря обнаружила вот эту церковь - Николы на Подозёрье. Построена в 1745-1751 г.г. Собственно к монастырю она сейчас и приписана. А сам монастырь, увы, еще восстанавливать и восстанавливать...
В ростовском фольклоре сохранилась присказка: «У Николы круты горы». Церковь и правда стоит на холме,  и даже есть мостик, который его соединяет с соседним.
В храме два престола: во имя святителя Николая чудотворца и во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В ростовском фольклоре сохранилась присказка: «У Николы круты горы». Церковь и правда стоит на холме, и даже есть мостик, который его соединяет с соседним. В храме два престола: во имя святителя Николая чудотворца и во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Сад, по правде говоря, не слишком меня впечатлил. Но, жители города, по всему судя, гулять тут любят. Все же здесь чисто, обустроено, и на берегу озера.
Сад, по правде говоря, не слишком меня впечатлил. Но, жители города, по всему судя, гулять тут любят. Все же здесь чисто, обустроено, и на берегу озера.
Кое-что симпатичное встречается.
Кое-что симпатичное встречается.
На прощанье, конечно же, заглянула к озеру... Было тихо-тихо... От воды тянуло прохладой и свежестью.
На прощанье, конечно же, заглянула к озеру... Было тихо-тихо... От воды тянуло прохладой и свежестью.
Раствориться хотелось в этом просторе...
Раствориться хотелось в этом просторе...
А вроде бы совсем недавно было утро...и прогулка на катере до монастыря...
А вроде бы совсем недавно было утро...и прогулка на катере до монастыря...
К вокзалу иду вдоль кремлевских стен...
К вокзалу иду вдоль кремлевских стен...
Прощальный взгляд на кремль... Ростову Великому спасибо за навсегда памятный, полный красоты день!
Прощальный взгляд на кремль... Ростову Великому спасибо за навсегда памятный, полный красоты день!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому