Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была вчера 18:05
Фотоальбом

Магия акварели в Третьяковской галерее

Москва — Россия Декабрь 2024
SM-A325F
61 39

В конце ноября теперь уже минувшего года в главном здании Третьяковской галерее открылась выставка «Магия акварели». Почему-то анонс ее я восприняла без особого энтузиазма, но, узнав, что среди прочего будут представлены портреты работы Петра Соколова, Александра Брюллова и Владимира Гау встрепенулась и засобиралась - акварельные портреты всех трех авторов встречались на других выставках и это прелесть что такое. Тут же захотелось копилочку впечатлений пополнить.

Надо сказать, что в историческом здании Третьяковки не была я миллион лет (выставки все больше проводились на Крымском валу и в Инженерном корпусе) и происшедшие там изменения приятно удивили. Начиная с гардероба и изумительных светильников на лестницах.

Залы с акварелями оказались «запрятаны» достаточно далеко от входа. В итоге по пути, пусть и мельком, увидела я немало картин «из детства», вроде знаменитых мишек с конфетной обертки))). Но, боже мой, что творили нынешние тинэйджеры возле бедных мишек, снимая селфи и видосики… Жаль, медведи не могли ожить и цапнуть их разок-другой… То есть, хорошо, конечно, что деточки вообще сюда пришли, но всё же-всё же…

Акварелям, к счастью,  повезло пребывать в тишине и покое… Случайных посетителей, мне кажется, сюда не заносило. Начать с того, что попасть к акварелям можно было, открыв тяжелую дверь, которая совершенно отсекала посторонние шумы. Но, главным ее назначением, полагаю, было не пропускать свет. В залах царил полумрак – старинная графика яркого освещения не выносит. А некоторым работам уже более двухсот лет! Период, охваченный экспозицией – с XVIII-го до начала XX –го веков.

Акварель считается одной из самых красивых графических техник. Секрет ее заключается в прозрачности красочного слоя, сквозь который проникают лучи света. И даже бумага, на которой написан сюжет – ее цвет и фактура – имеют значение. Мягкие световые переходы придают акварели ни с чем не сравнимое очарование, делают исполненные в этой технике работы особенно изысканными.

Причем, только здесь я узнала, что техника акварели почти не допускает переделок и правок! Художник-акварелист должен обладать непревзойденным чувством цвета и формы, иметь верный глаз и твердую руку. При этом настоящему мастеру акварель предоставляет возможность тончайшей нюансировки оттенков и декоративных контрастов цвета. У каждого мастера техника акварели своеобразна. Всякий большой художник вносил в нее что-то неповторимое в зависимости от индивидуального восприятия натуры, от выбранных им приемов письма.

На выставке представлено более 350 произведений таких признанных акварелистов как В.И.Суриков, В.А.Серов, А.А.Иванов, В.Э.Борисов-Мусатов, М.А.Врубель.

Очень понравились пейзажи Елены Поленовой. 

Удивили работы Константина Сомова. Те его произведения, что видела прежде, поражали фантазиями (порой несколько вычурными) на исторические темы, а здесь вдруг нежнейшая, уютная «Детская» и пейзажи!

Ну, и конечно, упомянутые уже портреты! Петра Соколова я открыла для себя пару лет назад, и очень хорошо понимаю, почему в Москву к друзьям он старался приезжать инкогнито: иначе Петру Федоровичу покоя бы не дали!  Так много было жаждущих иметь портрет его работы))).

Может быть несколько странно, начинать год не с сияющих огнями улиц и хороводов ёлочек, но акварель, мне кажется, это не столько про «сурьёз», которого требовал товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи», сколько про красоту… Причем, красоту легкую, изящную, изысканную.

К тому же поход на выставку это ведь тоже своего рода путешествие – в мир прекрасного! И пусть, у всех, кому такого рода встречи дороги, их в новом году будет побольше!

Выставка продлится до 18 мая 2025 года.

Поскольку в Третьяковке я не была миллион лет, то и вот этой красоты не видела. Чудесный светильник!
Поскольку в Третьяковке я не была миллион лет, то и вот этой красоты не видела. Чудесный светильник!
Федор Алексеев. Вид на Казанский собор. 1810. Очень люблю такие вот виды известнейших мест из прошлого. Так интересно сравнивать "было-стало"!  И, конечно, первым делом  удивляет обелиск перед Казанским собором. Куда делся?!  Оказывается, большой вопрос, был ли вообще)) То есть установить и в  самом деле собирались, причем из гранита, добытого, как и для колонн, в парке Монрепо. Но - из-за недостатка финансирования ряд планов Воронихина не был осуществлен. Гранитного обелиска перед собором так и не случилось. Так что же это - фантазия художников? Или они имели доступ к архитектурному плану? Единого мнения на сей счет не существует. Есть версия, что обелиск все же построили, но временный, из дерева, раскрашенного под камень. Его и изображали художники. Однако - не все!  Получается - одни видели, другие нет? Детектив да и только))) Деревянный, если он все же был, простоял вроде бы 15 лет и за ветхостью был убран в 1826 году. Однако, другие авторы пишут, что обелиск разобрали лишь в 1837-м, перед установкой памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Фантом какой-то, а не обелиск, право слово. Одни видят, другие нет)))
Федор Алексеев. Вид на Казанский собор. 1810. Очень люблю такие вот виды известнейших мест из прошлого. Так интересно сравнивать "было-стало"! И, конечно, первым делом удивляет обелиск перед Казанским собором. Куда делся?! Оказывается, большой вопрос, был ли вообще)) То есть установить и в самом деле собирались, причем из гранита, добытого, как и для колонн, в парке Монрепо. Но - из-за недостатка финансирования ряд планов Воронихина не был осуществлен. Гранитного обелиска перед собором так и не случилось. Так что же это - фантазия художников? Или они имели доступ к архитектурному плану? Единого мнения на сей счет не существует. Есть версия, что обелиск все же построили, но временный, из дерева, раскрашенного под камень. Его и изображали художники. Однако - не все! Получается - одни видели, другие нет? Детектив да и только))) Деревянный, если он все же был, простоял вроде бы 15 лет и за ветхостью был убран в 1826 году. Однако, другие авторы пишут, что обелиск разобрали лишь в 1837-м, перед установкой памятников Кутузову и Барклаю де Толли. Фантом какой-то, а не обелиск, право слово. Одни видят, другие нет)))
Максим Воробьев. Вид на Неву от Горного института. 1834. Тут без исчезающих обелисков, но как же все изменилось!!!
Максим Воробьев. Вид на Неву от Горного института. 1834. Тут без исчезающих обелисков, но как же все изменилось!!!
Александр Иванов.  Жених, выбирающий серьги для своей невесты. 1839. Лист из альбома, принадлежавшего В.А.Жуковскому.
Александр Иванов. Жених, выбирающий серьги для своей невесты. 1839. Лист из альбома, принадлежавшего В.А.Жуковскому.
Павел Федотов. «Бедной девушке краса – смертная коса». (Мышеловка). 1846.
Павел Федотов. «Бедной девушке краса – смертная коса». (Мышеловка). 1846.
Петр Соколов. Портрет М.П.Кикиной. 1839. Мария Петровна Кикина (1816 – 1856) в 1840 году вшла замуж за светлейшего князя Д.П.Волконского. Изображена в русском придворном платье фрейлины Ее Величества (супруги Николая I Александры Федоровны). Как же филигранно выписаны все детали туалета!
Петр Соколов. Портрет М.П.Кикиной. 1839. Мария Петровна Кикина (1816 – 1856) в 1840 году вшла замуж за светлейшего князя Д.П.Волконского. Изображена в русском придворном платье фрейлины Ее Величества (супруги Николая I Александры Федоровны). Как же филигранно выписаны все детали туалета!
Луиджи Премацци. В Аничковом дворце. 1871. Изображены интерьеры омнат в Аничковом дворце с коллекцией великого князя Александра Александрович, будущего императора Александра III.  Подобные акварели, где в мельчайших деталях воспроизведена обстановка залов и комнат, оказались очень полезными при восстановлении дворцовых интерьеров, утраченных по той или иной причине.
Луиджи Премацци. В Аничковом дворце. 1871. Изображены интерьеры омнат в Аничковом дворце с коллекцией великого князя Александра Александрович, будущего императора Александра III. Подобные акварели, где в мельчайших деталях воспроизведена обстановка залов и комнат, оказались очень полезными при восстановлении дворцовых интерьеров, утраченных по той или иной причине.
Неизвестный художник середины XIX века. Интерьер гостиной в доме Пашковых на набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге. 1850-е. Кажется, впервые вижу камин, устроенный в колонне в центре комнаты.
Неизвестный художник середины XIX века. Интерьер гостиной в доме Пашковых на набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге. 1850-е. Кажется, впервые вижу камин, устроенный в колонне в центре комнаты.
Петр Соколов. Портрет неизвестной в голубом платье и шубе. 1845.
Петр Соколов. Портрет неизвестной в голубом платье и шубе. 1845.
Петр Соколов. Портрет княгини О.А. Голицыной. 1847. Ольга Алексеевна Голицына (1822- 1979), урожденная Щербатова, дочь генерала от инфантерии, московского генерал-губернатора князя А.Г.Щербатова. С 1847 года жена князя С.Ф. Голицына.
Петр Соколов. Портрет княгини О.А. Голицыной. 1847. Ольга Алексеевна Голицына (1822- 1979), урожденная Щербатова, дочь генерала от инфантерии, московского генерал-губернатора князя А.Г.Щербатова. С 1847 года жена князя С.Ф. Голицына.
Петр Соколов. Портрет князя Ф.Ф.Гагарина. 1840-е. Федор Федоровчи Гагарин (1788 - 1863) - князь, генерал-майор, с декабря 1835 года в отставке. Для 50-ти с лишним лет - по тем-то временам! - замечательно выглядит, надо сказать...
Петр Соколов. Портрет князя Ф.Ф.Гагарина. 1840-е. Федор Федоровчи Гагарин (1788 - 1863) - князь, генерал-майор, с декабря 1835 года в отставке. Для 50-ти с лишним лет - по тем-то временам! - замечательно выглядит, надо сказать...
Петр Соколов. Потрет скульптора П.К.Клодта фон Юргенсбурга. Начало 1840-х.  Да-да, это ТОТ САМЫЙ Клодт, скульптор-анималист. Потому и лошадь! 
Петр Карлович принадлежал к старинной и родовитой семье балтийских немецких аристократов. Его отец, барон К.Ф.Клодт фон Юргенсбург, был боевым генералом, участником Отечественной войны 1812 года.  Однако сам Петр Карлович отказался от военной карьеры и в 1828 году вышел в отставку с твердым намерением стать скульптором.
Петр Соколов. Потрет скульптора П.К.Клодта фон Юргенсбурга. Начало 1840-х. Да-да, это ТОТ САМЫЙ Клодт, скульптор-анималист. Потому и лошадь! Петр Карлович принадлежал к старинной и родовитой семье балтийских немецких аристократов. Его отец, барон К.Ф.Клодт фон Юргенсбург, был боевым генералом, участником Отечественной войны 1812 года. Однако сам Петр Карлович отказался от военной карьеры и в 1828 году вышел в отставку с твердым намерением стать скульптором.
Петр Соколов. Портрет Е.В. Сухово-Кобылиной.  Евдокия Васильевна Сухово-Кобылина (1819 - 1893). И.П.Огарёв посвятил ей цикл стихов  Buch der Liebe  (Книга любви), (1841 - 1844). В книге этой 40 стихотворений. Нашла в Сети, почитала. Были же времена - три года и сорок стихов той, которая, как я поняла, взаимностью не отвечала...  Вот строки из одного из стихотворений: Как часто я, измученный страданьем,
Любовь мою вам высказать хотел;
Но ваш покой смутить моим признаньем,
Благоговея, никогда не смел.
Петр Соколов. Портрет Е.В. Сухово-Кобылиной. Евдокия Васильевна Сухово-Кобылина (1819 - 1893). И.П.Огарёв посвятил ей цикл стихов Buch der Liebe (Книга любви), (1841 - 1844). В книге этой 40 стихотворений. Нашла в Сети, почитала. Были же времена - три года и сорок стихов той, которая, как я поняла, взаимностью не отвечала... Вот строки из одного из стихотворений: Как часто я, измученный страданьем, Любовь мою вам высказать хотел; Но ваш покой смутить моим признаньем, Благоговея, никогда не смел.


Петр Соколов. Портрет И.И. Клодт фон Юргенсбург. 1845. Иулиана Ивановна Клодт фон Юргенсбург (1815 - 1859), урожденная Спиридонова, племянница скульптора И.П.Мартоса. С 1832 - жена П.К.Клодта фон Юргенсбурга. Дед Иулиании был богатым персом, принявшим православную веру и фамилию Спиридонов. Южное в облике чувствуется!  С большой симпатией описывает баронессу одна из современниц: «Она была не так красива, как миловидна и грациозна, и, главное, в ней был неиссякаемый источник жизнерадостности и веселья».
Петр Соколов. Портрет И.И. Клодт фон Юргенсбург. 1845. Иулиана Ивановна Клодт фон Юргенсбург (1815 - 1859), урожденная Спиридонова, племянница скульптора И.П.Мартоса. С 1832 - жена П.К.Клодта фон Юргенсбурга. Дед Иулиании был богатым персом, принявшим православную веру и фамилию Спиридонов. Южное в облике чувствуется! С большой симпатией описывает баронессу одна из современниц: «Она была не так красива, как миловидна и грациозна, и, главное, в ней был неиссякаемый источник жизнерадостности и веселья».
Петр Соколов. Портрет княгини Ф.Л.Голицыной. 1847. Феофила Петровна Голицына (1792 - 1882), урожденная Кройер. Портрет этот считается  одним из лучших среди акварелей 1840-х годов, демонстрируя неизменный стиль Соколова – сдержанный и поэтичный. Сложная композиция   овального портрета  построена на ритме мягких линий: закругленной спинки кресла, круглого столика, фигурной вазы с цветами, вариациях складок одежды. Поза модели непринужденна - свободно расположившись в кресле, княгиня задумчиво смотрит на зрителя.
Петр Соколов. Портрет княгини Ф.Л.Голицыной. 1847. Феофила Петровна Голицына (1792 - 1882), урожденная Кройер. Портрет этот считается одним из лучших среди акварелей 1840-х годов, демонстрируя неизменный стиль Соколова – сдержанный и поэтичный. Сложная композиция овального портрета построена на ритме мягких линий: закругленной спинки кресла, круглого столика, фигурной вазы с цветами, вариациях складок одежды. Поза модели непринужденна - свободно расположившись в кресле, княгиня задумчиво смотрит на зрителя.
Петр Соколов. Портрет А.О. Витали, жены скульптора. 1838. Аделаида Осиповна Витали (?- 1890), урожденная Рицци, с 1835 - жена скульптора И.П.Витали.
Петр Соколов. Портрет А.О. Витали, жены скульптора. 1838. Аделаида Осиповна Витали (?- 1890), урожденная Рицци, с 1835 - жена скульптора И.П.Витали.
Петр Соколов. Портрет Ю.П.Тизенгаузен. 1835. Юлия Павловна Тизенгаузен (1813 - 1889). Двоюродная сестра Долли Фикельмон (хозяйки одного из самых известных светских салонов Петербурга) и Юлии Самойловой (той самой, которую мы все знаем по портретам Брюллова)
Петр Соколов. Портрет Ю.П.Тизенгаузен. 1835. Юлия Павловна Тизенгаузен (1813 - 1889). Двоюродная сестра Долли Фикельмон (хозяйки одного из самых известных светских салонов Петербурга) и Юлии Самойловой (той самой, которую мы все знаем по портретам Брюллова)
Петр Соколов. Портрет мальчика. 1840. Только посочувствовать мальчикам тех времен - такие узкие туфельки!!!
Петр Соколов. Портрет мальчика. 1840. Только посочувствовать мальчикам тех времен - такие узкие туфельки!!!
Николай Алексеев. Портрет князей Никиты, Алексея и княжны Софьи Дондуковых- Корсаковых, детей князя Михаила Александровича Дондукова-Корсакова, вице-президента Санкт-Петербургской академии наук, цензора; действительного тайного советника.1847. На удивление прически у всех троих похожи))), а  папеньке этих детей Пушкин посвятил весьма ядовитую и не совсем приличную эпиграмму (если, конечно, она не приписана Пушкину, что нередко случалось).
Николай Алексеев. Портрет князей Никиты, Алексея и княжны Софьи Дондуковых- Корсаковых, детей князя Михаила Александровича Дондукова-Корсакова, вице-президента Санкт-Петербургской академии наук, цензора; действительного тайного советника.1847. На удивление прически у всех троих похожи))), а папеньке этих детей Пушкин посвятил весьма ядовитую и не совсем приличную эпиграмму (если, конечно, она не приписана Пушкину, что нередко случалось).
Владимир Гау. Портрет А.А. Столыпина. 1845. Алексей Аркадьевич Столыпин (1816 - 1858), двоюродный дядя  и друг М.Ю.Лермонтова. Дядя, кстати, был на два года младше племянника. Был известен под прозвищем Монго. (По одной из версий так звали его любимую собаку...).  Исследователи творчества Лермонтова предполагают, что поэт некоторые черты Монго-Столыпина привнёс в образ Печорина. А Тургенев некоторые факты биографии и черты личности Столыпина-Монго использовал при описании молодых лет Кирсанова в романе «Отцы и дети». Полагаю, что Павла Петровича?
Владимир Гау. Портрет А.А. Столыпина. 1845. Алексей Аркадьевич Столыпин (1816 - 1858), двоюродный дядя и друг М.Ю.Лермонтова. Дядя, кстати, был на два года младше племянника. Был известен под прозвищем Монго. (По одной из версий так звали его любимую собаку...). Исследователи творчества Лермонтова предполагают, что поэт некоторые черты Монго-Столыпина привнёс в образ Печорина. А Тургенев некоторые факты биографии и черты личности Столыпина-Монго использовал при описании молодых лет Кирсанова в романе «Отцы и дети». Полагаю, что Павла Петровича?
Александр Брюллов. Портрет графини Н.В.Строгановой. 1830-е. Наталья Викторовна Строганова. (1800 - 1854), урожденная баронесса Кочубей, с 1820 - жена графа А.Г.Строганова.
Если вспомнить, что акварель не терпит правки - вот как, КАК?! можно эти прозрачные рукава писать сходу?! Ни единой линии не меняя?!
Александр Брюллов. Портрет графини Н.В.Строгановой. 1830-е. Наталья Викторовна Строганова. (1800 - 1854), урожденная баронесса Кочубей, с 1820 - жена графа А.Г.Строганова. Если вспомнить, что акварель не терпит правки - вот как, КАК?! можно эти прозрачные рукава писать сходу?! Ни единой линии не меняя?!
Некоторые акварели лежали в витринах и фотографировать их было архи трудно... Владимир Гау. Портрет двух детей. 1843.
Некоторые акварели лежали в витринах и фотографировать их было архи трудно... Владимир Гау. Портрет двух детей. 1843.
Александр Брюллов. Портрет Е.П.Бакуниной. Не позднее 1832. Дар А.В.Лебедева. 1962. Екатерина Павловна Бакунина (1795 - 1869), фрейлина, сестра А.П. Бакунина, лицейского товарища А.С.Пушкина. Брала уроки рисования у А.П.Брюллова, известно, что в 1832 году выполнила копию  с этого портрета.
Александр Брюллов. Портрет Е.П.Бакуниной. Не позднее 1832. Дар А.В.Лебедева. 1962. Екатерина Павловна Бакунина (1795 - 1869), фрейлина, сестра А.П. Бакунина, лицейского товарища А.С.Пушкина. Брала уроки рисования у А.П.Брюллова, известно, что в 1832 году выполнила копию с этого портрета.
Николай Алексеев. Портрет княжон Ольги, Надежды и князя Владимира Дондуковых-Корсаковых. 1847.  Немало, однако, было детей у Михаила Александровича. Эта троиц , пожалуй, лучше удалась художнику, чем предыдущая.
Николай Алексеев. Портрет княжон Ольги, Надежды и князя Владимира Дондуковых-Корсаковых. 1847. Немало, однако, было детей у Михаила Александровича. Эта троиц , пожалуй, лучше удалась художнику, чем предыдущая.
Александр Брюллов. Портрет графини Е.А.Воронцовой и княжны Е.М.Голицыной. 1825. Наряды роскошные, но как же, должно быть, жарко в них было на берегу южного моря!
Александр Брюллов. Портрет графини Е.А.Воронцовой и княжны Е.М.Голицыной. 1825. Наряды роскошные, но как же, должно быть, жарко в них было на берегу южного моря!
Александр Руссов (Волков-Муромцев). Улица  в Каире. Полдень. 1896. Совершенно незнакомая мне фамилия и интересный псевдоним. Конечно, поискала в Сети сведения об этом художнике. Оказалось, что к тому же он был известным ученым в области химии и агрономии.  Брал частные уроки рисования в Дрездене и учился живописи в Мюнхенской академии художеств, после чего решил посвятить себя искусству и отказался от академической карьеры. В 1880 году вместе с семьей поселился в Венеции, с 1883 года жил в одном из дворцов семейства Барбаро, переименованном в палаццо Барбаро-Волкофф. С 1891 года состоял в любовной связи с Элеонорой Дузе, одной из известнейших актрис мира; одно время Дузе даже жила в венецианском дворце Руссова.
Писал акварельные пейзажи, интерьеры храмов и дворцов, портреты и жанровые сцены в академической салонной манере. Большинство работ хранится в зарубежных частных собраниях.
Александр Руссов (Волков-Муромцев). Улица в Каире. Полдень. 1896. Совершенно незнакомая мне фамилия и интересный псевдоним. Конечно, поискала в Сети сведения об этом художнике. Оказалось, что к тому же он был известным ученым в области химии и агрономии. Брал частные уроки рисования в Дрездене и учился живописи в Мюнхенской академии художеств, после чего решил посвятить себя искусству и отказался от академической карьеры. В 1880 году вместе с семьей поселился в Венеции, с 1883 года жил в одном из дворцов семейства Барбаро, переименованном в палаццо Барбаро-Волкофф. С 1891 года состоял в любовной связи с Элеонорой Дузе, одной из известнейших актрис мира; одно время Дузе даже жила в венецианском дворце Руссова. Писал акварельные пейзажи, интерьеры храмов и дворцов, портреты и жанровые сцены в академической салонной манере. Большинство работ хранится в зарубежных частных собраниях.
Иван Крамской. Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874.
Иван Крамской. Девочка с бельем на коромысле среди травы. 1874.
Иван Крамской. Семья художника. 1866. Изображены Софья Николаевна Крамская, жена художника, вероятно, с сыном Анатолием и Феодора Романовна Салтыкова, теща художника.
Иван Крамской. Семья художника. 1866. Изображены Софья Николаевна Крамская, жена художника, вероятно, с сыном Анатолием и Феодора Романовна Салтыкова, теща художника.
Федор Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.  Кстати, на удивление, на выставке "цветов, бабочек и птичек", кроме этих, и  вовсе не было. Хотя при слове "акварель" прежде всего они в уме и возникают.
Федор Толстой. Букет цветов, бабочка и птичка. 1820. Кстати, на удивление, на выставке "цветов, бабочек и птичек", кроме этих, и вовсе не было. Хотя при слове "акварель" прежде всего они в уме и возникают.
Константин Маковский. Девушка со щеткой. 1901. Люблю Константина больше всех прочих Маковских! У него все женщины красивые, даже "со щеткой"))) А щетка-то - с помпонами!
Константин Маковский. Девушка со щеткой. 1901. Люблю Константина больше всех прочих Маковских! У него все женщины красивые, даже "со щеткой"))) А щетка-то - с помпонами!
Владимир Маковский. Собиратель картин и рисунков. 1869. Не Третьяков, да... Плоховато дела идут у собирателя явно...
Владимир Маковский. Собиратель картин и рисунков. 1869. Не Третьяков, да... Плоховато дела идут у собирателя явно...
Петр Шмельков. Тайком от жены. 1865. Надеюсь, собакен все же воду  пьет, хотя видочек у этого барбоса!!!))) Тоже новое для меня имя. Петр Шмельков - русский художник, карикатурист-сатирик. Родился в 1819 году в семье крепостного крестьянина. В 1843 получил вольную от своего владельца графа Зубова. В 1830-х годах учился в Москве у художников-иконописцев, затем в Художественных классах, позднее преобразованных в МУЖВЗ. В 1848 году Шмельков ушел из МУЖВЗ и поступил на службу в Кадетский корпус, где преподавал до конца жизни, давая одновременно частные уроки. С конца 1850-х годов он сотрудничал с журналами «Развлечение» и «Зритель», печатая в них сатирические рисунки.
Петр Шмельков. Тайком от жены. 1865. Надеюсь, собакен все же воду пьет, хотя видочек у этого барбоса!!!))) Тоже новое для меня имя. Петр Шмельков - русский художник, карикатурист-сатирик. Родился в 1819 году в семье крепостного крестьянина. В 1843 получил вольную от своего владельца графа Зубова. В 1830-х годах учился в Москве у художников-иконописцев, затем в Художественных классах, позднее преобразованных в МУЖВЗ. В 1848 году Шмельков ушел из МУЖВЗ и поступил на службу в Кадетский корпус, где преподавал до конца жизни, давая одновременно частные уроки. С конца 1850-х годов он сотрудничал с журналами «Развлечение» и «Зритель», печатая в них сатирические рисунки.
Петр Шмельков. Купец перед фотографом. 1857
Петр Шмельков. Купец перед фотографом. 1857
Петр Шмельков. Умывание. 1860-е. Явно тоже тайком от жены)))
Петр Шмельков. Умывание. 1860-е. Явно тоже тайком от жены)))
Павел Чистяков. Старик за чтением. 1880.  Жаль, что блики, но уж очень хотелось хотя бы так эту работу показать - техника потрясающая!
Павел Чистяков. Старик за чтением. 1880. Жаль, что блики, но уж очень хотелось хотя бы так эту работу показать - техника потрясающая!
Владимир Маковский. Молебен на крестьянском дворе. 1886. Эскиз картины "Молебен на Святой неделе", которая находится в Серпуховском историко-художественном музее.
Владимир Маковский. Молебен на крестьянском дворе. 1886. Эскиз картины "Молебен на Святой неделе", которая находится в Серпуховском историко-художественном музее.
Александр Маковский. На пруду. 1899. Эскиз-варинат картины "На пруду. Пейзаж с  прачками и детьми" (Русский центр искусств, Калининград)
Александр Маковский. На пруду. 1899. Эскиз-варинат картины "На пруду. Пейзаж с прачками и детьми" (Русский центр искусств, Калининград)
Михаил Зичи. Народное гулянье. 1857. Тоже никогда не слышала, а оказывается в царской России   творчество Зичи  пользовалось огромной популярностью, однако позже он был незаслуженно забыт.  По происхождению - венгр, из знатного рода Зичи.  Большую часть жизни провел в России. Прежде всего Зичи прославился  как виртуозный рисовальщик, создавший как циклы книжных иллюстраций (к произведениям Лермонтова, Гоголя и т. д.), так и большое количество сцен из русской жизни — как придворной, так порою и народной, а также жизни национальных окраин России. Особенно почитается Зичи в Грузии как автор первого цикла иллюстраций к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Сооружение слева меня интригует - кто бы сказал, что за штуковина такая?.. Производит впечатление чего-то "технологического"!
Михаил Зичи. Народное гулянье. 1857. Тоже никогда не слышала, а оказывается в царской России творчество Зичи пользовалось огромной популярностью, однако позже он был незаслуженно забыт. По происхождению - венгр, из знатного рода Зичи. Большую часть жизни провел в России. Прежде всего Зичи прославился как виртуозный рисовальщик, создавший как циклы книжных иллюстраций (к произведениям Лермонтова, Гоголя и т. д.), так и большое количество сцен из русской жизни — как придворной, так порою и народной, а также жизни национальных окраин России. Особенно почитается Зичи в Грузии как автор первого цикла иллюстраций к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Сооружение слева меня интригует - кто бы сказал, что за штуковина такая?.. Производит впечатление чего-то "технологического"!
Владимир Маковский. Остатки прежнего величия. 1876.  Лошадёнка -  обнять и плакать...
Владимир Маковский. Остатки прежнего величия. 1876. Лошадёнка - обнять и плакать...
Алексей Корзухин. После благополучного подряда. 1893. Алексей Иванович Корзухин - один из лучших русских живописцев бытового жанра. Родился в семье крепостного промывщика золота. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. Начиная с 1848 года, почти десять лет Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.  В 1858 году поступил в Императорскую Академию художеств, где успешно учился в классе исторической живописи. Один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.
Алексей Корзухин. После благополучного подряда. 1893. Алексей Иванович Корзухин - один из лучших русских живописцев бытового жанра. Родился в семье крепостного промывщика золота. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. Начиная с 1848 года, почти десять лет Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе. В 1858 году поступил в Императорскую Академию художеств, где успешно учился в классе исторической живописи. Один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.
Владимир Маковский. В харчевне. 1886.
Владимир Маковский. В харчевне. 1886.
Петр Соколов. В кабинете директора Императорских театров А.И.Сабурова. 1860-е. Автор - старший сын Петра Федоровича Соколова.
Петр Соколов. В кабинете директора Императорских театров А.И.Сабурова. 1860-е. Автор - старший сын Петра Федоровича Соколова.
Федор Васильев. Развалины мельницы. 1871-1873. Подготовительный рисунок для картины "Заброшенная мельница", ныне находится в Третьяковской галерее.
Федор Васильев. Развалины мельницы. 1871-1873. Подготовительный рисунок для картины "Заброшенная мельница", ныне находится в Третьяковской галерее.
Исаак Левитан. Осень. Середина 1890-х.
Исаак Левитан. Осень. Середина 1890-х.
Николай Ярошенко. Портрет Д.И.Менделеева в мантии почетного доктора права Эдинбургского университета. 1885.
Николай Ярошенко. Портрет Д.И.Менделеева в мантии почетного доктора права Эдинбургского университета. 1885.
Илья Репин. Портрет Д.И.Менделеева в мантии почетного доктора права Эдинбургского университета. 1885.
Явно Менделеев позировал одновременно  и Репину, и Ярошенко. Интересно сравнивать!
Илья Репин. Портрет Д.И.Менделеева в мантии почетного доктора права Эдинбургского университета. 1885. Явно Менделеев позировал одновременно и Репину, и Ярошенко. Интересно сравнивать!
Валентин Серов. Венера перед зеркалом. 1890-е. Исполнено с одноименной картины Тициана. Очень неожиданный для меня Серов!
Валентин Серов. Венера перед зеркалом. 1890-е. Исполнено с одноименной картины Тициана. Очень неожиданный для меня Серов!
Петр Соколов (младший). Мальчик-матрос. Портрет великого князя Алексея Александровича. 1860.
Петр Соколов (младший). Мальчик-матрос. Портрет великого князя Алексея Александровича. 1860.
Алексей Стрелковский. Красавица. 1858. Алексей Иванович Стрелковский - художник-акварелист, академик Императорской Академии художеств. В 1857 году получил звание академика портретной акварельной живописи от Академии художеств. Девушка - прелесть!
Алексей Стрелковский. Красавица. 1858. Алексей Иванович Стрелковский - художник-акварелист, академик Императорской Академии художеств. В 1857 году получил звание академика портретной акварельной живописи от Академии художеств. Девушка - прелесть!
Михаил Виллье. Выход из церкви. 1870-180-е. Изображен кафедральный собор Святого Александра Невского в Париже.  Михаил Яковлевич Виллие (допустимо– Вилье)  -  известный живописец-пейзажист, действительный член Императорской Академии художеств. Работал преимущественно акварелью. Несмотря на то, что Виллие в период 1865-85 годов жил преимущественно за границей и создал там множество написанных акварелью и маслом работ, он поддерживал самые тесные связи с Россией, участвовал в выставках Академии и Общества русских акварелистов.
Михаил Виллье. Выход из церкви. 1870-180-е. Изображен кафедральный собор Святого Александра Невского в Париже. Михаил Яковлевич Виллие (допустимо– Вилье) - известный живописец-пейзажист, действительный член Императорской Академии художеств. Работал преимущественно акварелью. Несмотря на то, что Виллие в период 1865-85 годов жил преимущественно за границей и создал там множество написанных акварелью и маслом работ, он поддерживал самые тесные связи с Россией, участвовал в выставках Академии и Общества русских акварелистов.
Столько деталей, что захотелось показать их поближе.
Столько деталей, что захотелось показать их поближе.
Павел Соколов. Портрет семьи Муромцевых. 1854. Павел - средний сын Петра Федоровича Соколова.  Русский живописец, академик Императорской Академии художеств. От отца Павел Соколов унаследовал любовь к творчеству А. С. Пушкина. В частности, им были выполнены иллюстрации к «Евгению Онегину» и «Капитанской дочке». Рисунки к «Евгению Онегину», мастерски исполненные свинцовым карандашом, считаются одними из лучших иллюстраций к поэме. Они были созданы в годы, близкие к пушкинской эпохе (1855—1860), и ими восхищались многие современники Пушкина.
Павел Соколов. Портрет семьи Муромцевых. 1854. Павел - средний сын Петра Федоровича Соколова. Русский живописец, академик Императорской Академии художеств. От отца Павел Соколов унаследовал любовь к творчеству А. С. Пушкина. В частности, им были выполнены иллюстрации к «Евгению Онегину» и «Капитанской дочке». Рисунки к «Евгению Онегину», мастерски исполненные свинцовым карандашом, считаются одними из лучших иллюстраций к поэме. Они были созданы в годы, близкие к пушкинской эпохе (1855—1860), и ими восхищались многие современники Пушкина.
Илья Репин. Портрет С.А.Шевцовой. 1872. Софь Алексеевна Шевцова - старшая сестра В.А.Шевцовой, жены И.Е.Репина (с 1872 по 1887 годы). Жена В.Е.Репина, старшего брата художника.
Илья Репин. Портрет С.А.Шевцовой. 1872. Софь Алексеевна Шевцова - старшая сестра В.А.Шевцовой, жены И.Е.Репина (с 1872 по 1887 годы). Жена В.Е.Репина, старшего брата художника.
Василий Суриков. Итальянка. 1884.
Василий Суриков. Итальянка. 1884.
Василий Суриков. Букет. 1884. В Риме Суриков застал знаменитый карнавал, самой живописной частью которого была битва цветов. Участники шествия запасались букетами и кидали ими друг в друга. Этот эпизод так вдохновил художника, что он задумал картину «Римский карнавал». Для живописной композиции 1884 года, изображающей, как веселая итальянка в сияющей розовой одежде замахивается, чтобы кинуть с балкона букет, Суриков исполнил несколько акварелей. Одна из них – «Букет» – принадлежит собранию Третьяковской галереи. Звучными цветовыми пятнами художник уверенно "лепит" формы розовых бутонов - даже не очень похоже на акварель! Собранные в тугой букет, цветы, кажется, только-только срезаны.
Василий Суриков. Букет. 1884. В Риме Суриков застал знаменитый карнавал, самой живописной частью которого была битва цветов. Участники шествия запасались букетами и кидали ими друг в друга. Этот эпизод так вдохновил художника, что он задумал картину «Римский карнавал». Для живописной композиции 1884 года, изображающей, как веселая итальянка в сияющей розовой одежде замахивается, чтобы кинуть с балкона букет, Суриков исполнил несколько акварелей. Одна из них – «Букет» – принадлежит собранию Третьяковской галереи. Звучными цветовыми пятнами художник уверенно "лепит" формы розовых бутонов - даже не очень похоже на акварель! Собранные в тугой букет, цветы, кажется, только-только срезаны.
Анна Остроумова-Лебедева. Амстердам. 1913.
Анна Остроумова-Лебедева. Амстердам. 1913.
Александр Бенуа. Весенний день в Трианоне. 1921
Александр Бенуа. Весенний день в Трианоне. 1921
Елена Поленова. На дворе зимой. 1885. Младшая сестра Василия Поленова, Елена начала рисовать в девять лет, училась у Павла Чистякова, Ивана Крамского и Шарля Шаплена. А в 1880 году она стала первой русской художницей, которую отправили в заграничную командировку. Затем Поленова руководила мастерской резьбы в Абрамцеве, а мебель по ее эскизам украшала многие аристократические гостиные. Также художница писала акварельные пейзажи и жанровые картины маслом, собирала русские народные сказки и создавала к ним иллюстрации.
Елена Поленова. На дворе зимой. 1885. Младшая сестра Василия Поленова, Елена начала рисовать в девять лет, училась у Павла Чистякова, Ивана Крамского и Шарля Шаплена. А в 1880 году она стала первой русской художницей, которую отправили в заграничную командировку. Затем Поленова руководила мастерской резьбы в Абрамцеве, а мебель по ее эскизам украшала многие аристократические гостиные. Также художница писала акварельные пейзажи и жанровые картины маслом, собирала русские народные сказки и создавала к ним иллюстрации.
Елена Поленова. Пейзаж с воронами. 1880-е.
Елена Поленова. Пейзаж с воронами. 1880-е.
Елена Поленова. Пейзаж. 1890-е
Елена Поленова. Пейзаж. 1890-е
Альберт Бенуа. Пейзаж с лодкой.  1891.
Альберт Бенуа. Пейзаж с лодкой. 1891.
Константин Сомов. В детской. 1898. Неожиданно для меня. До сих  пор видела довольно манерные работы Сомова. А тут такая милота...  Интересен "портрет" в зеркале!
Константин Сомов. В детской. 1898. Неожиданно для меня. До сих пор видела довольно манерные работы Сомова. А тут такая милота... Интересен "портрет" в зеркале!
Константин Сомов. Купальщицы. 1904.
Константин Сомов. Купальщицы. 1904.
Константин Сомов. Радуга. 1908.  Так что этой выставке я благодарна и за то, что узнала очень разного Сомова.
Константин Сомов. Радуга. 1908. Так что этой выставке я благодарна и за то, что узнала очень разного Сомова.
Константин Сомов. Ноктюрн. 1925. Очень верное название, как мне кажется. До того утонченно-поэтичный пейзаж!
Константин Сомов. Ноктюрн. 1925. Очень верное название, как мне кажется. До того утонченно-поэтичный пейзаж!
Константин Сомов. Спящая дама. 1909. Вот это более привычный для меня Сомов. Дама хороша... Помещена была в витрину, потому пришлось с ней помучиться, но уж очень хотелось "унести с собой")))
Константин Сомов. Спящая дама. 1909. Вот это более привычный для меня Сомов. Дама хороша... Помещена была в витрину, потому пришлось с ней помучиться, но уж очень хотелось "унести с собой")))
Георгий Якулов. Скачки. 1906. Прочитала об этой работе, конечно, уже потом, но сразу же подумалось о чем-то японско-китайском. Оказалось и в самом деле - работа выполнена, когда художник, полный дальневосточных впечатлений, вернулся в Москву после окончания Русско-японской войны. Толчком к созданию «Скачек» стали наблюдения на московском ипподроме, где возбужденная толпа зрителей напомнила Якулову «маньчжурский тайфун».
Георгий Якулов. Скачки. 1906. Прочитала об этой работе, конечно, уже потом, но сразу же подумалось о чем-то японско-китайском. Оказалось и в самом деле - работа выполнена, когда художник, полный дальневосточных впечатлений, вернулся в Москву после окончания Русско-японской войны. Толчком к созданию «Скачек» стали наблюдения на московском ипподроме, где возбужденная толпа зрителей напомнила Якулову «маньчжурский тайфун».
Будто бы наблюдаемые в реальности сценки, полные житейских мелочей, также напоминают бытописание, характерное для китайского или японского искусства. Показ этой акварели стал ее выставочным дебютом в современной России. Последний раз «Скачки» экспонировались на ХIV выставке Московского товарищества художников в начале прошлого века.
Будто бы наблюдаемые в реальности сценки, полные житейских мелочей, также напоминают бытописание, характерное для китайского или японского искусства. Показ этой акварели стал ее выставочным дебютом в современной России. Последний раз «Скачки» экспонировались на ХIV выставке Московского товарищества художников в начале прошлого века.
Михаил Врубель. Серафим. 1904 - 1905
Михаил Врубель. Серафим. 1904 - 1905
Михаил Врубель. Роза. 1904. Эта работа стала эмблемой выставки.
Михаил Врубель. Роза. 1904. Эта работа стала эмблемой выставки.
Виктор Борисов-Мусатов. Портрет дамы. 1902.
Виктор Борисов-Мусатов. Портрет дамы. 1902.
Виктор Борисов-Мусатов. Реквием. 1905. Это последнее произведение художника,  посвящено оно памяти безвременно умершей подруги семьи и постоянной модели его картин Надежды Юрьевны Станюкович.
В образах женщин в старинных платьях узнаваемы героини других картин художника. Девушка в центре группы резким движением оборачивается назад, нарушая плавный ритм шествия, приковывая к себе взгляд зрителя. В чертах ее лица угадывается образ Надежды Станюкович. Призрачные фигуры, покинутая усадьба – «Реквием» кажется прощанием не только с любимой Музой художника, но и с тем созданным им миром грез, который вскоре будет окончательно сметен вихрем революции.
Виктор Борисов-Мусатов. Реквием. 1905. Это последнее произведение художника, посвящено оно памяти безвременно умершей подруги семьи и постоянной модели его картин Надежды Юрьевны Станюкович. В образах женщин в старинных платьях узнаваемы героини других картин художника. Девушка в центре группы резким движением оборачивается назад, нарушая плавный ритм шествия, приковывая к себе взгляд зрителя. В чертах ее лица угадывается образ Надежды Станюкович. Призрачные фигуры, покинутая усадьба – «Реквием» кажется прощанием не только с любимой Музой художника, но и с тем созданным им миром грез, который вскоре будет окончательно сметен вихрем революции.
И люстра тоже хороша!
И люстра тоже хороша!

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому