Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 21:58
Фотоальбом

Ораниенбаум. Павильон Катальной горки

SM-A325F, XZ-1
32 29

Цикл материалов "Петербург в феврале 2023-го":

Отзыв об отеле Мини-отель Валери, Санкт-Петербург

Фарфоровый сюрприз на Итальянской

Санкт-Петербург. Февральские разочарования… и очарования, которых, к счастью, набралось немало!

 

Павильон Катальной горки «знаком» мне был с детства: очень нравилась его — еще черно-белая! — фотография из подаренного тетушкой набора открыток «Ломоносов». Ну, и конечно, интриговало название)). Правда, в ту пору я и понятия не имела, о том, что за горка такая. Не иначе думала, что зимой возле этого красивого здания делали ее из снега.

Потом-то, конечно, узнала, что на самом деле все оказалось куда интереснее! Невиданный в Европе аттракцион был задуман еще при Елизавете Петровне в конце 1750-х годов, а завершилось его строительство уже при Екатерине II, в середине 1770-х. Павильон являл собой «стартовую» площадку для горы, прообразом которой послужили ледяные горки, строившиеся к масленичным гуляниям. Длина «трассы» по прямой составляла 532 метра, а сам скат был к тому же волнообразным. Желающие острых ощущений поднимались на третий ярус павильона, на высоту 20 метров (почти шестиэтажный дом!), усаживались в специальные колясочки, и — вперед! Говорят, скорость достигала 40 километров в час. Даже и сейчас впечатляет, а уж тогда!

Нынче макет этого «чуда света» можно увидеть в цокольном этаже павильона. Фото будет ниже, там и о деталях удобнее будет поговорить.

Екатерина очень гордилась уникальной забавой, устроенной в парке ее «Собственной дачи». Горка была всесезонной, катались по ней в специальных «колясках» члены императорской фамилии, особо приближенные лица и гости. Иностранных гостей, посещавших Ораниенбаум, к Катальной горке приводили непременно. Говорят, многие из них совсем не горели желанием поучаствовать в лихом русском развлечении, но не позориться же перед русской императрицей!

Подтвержденных сведений о том, случались ли здесь какие-либо ЧП нет, но по преданию на подобной горке в Царском селе лишь недюжинная сила Григория Орлова однажды помогла не перевернуться «санкам» с Екатериной. Впрочем, скорей всего больших бед все же не происходило, иначе горку мигом бы ликвидировали. А она просуществовала 30 с лишним лет! После чего деревянная конструкция гениального Антонио Ринальди начала разрушаться от старости. К середине позапрошлого века катальную трассу разобрали вовсе, но павильон сохранился до наших дней.

Горку, конечно, жаль, однако павильон ценен сам по себе. Два «кабинета» и зал второго этажа это прелесть что такое! Три уникальных по художественной ценности интерьера! В которых в прежние времена не раз устраивались торжественные приемы и обеды.

К сожалению и павильону Катальной горки, как и многим прочим зданиям дворцово-паркового комплекса Ораниенбаума, после 1917-го года «досталось»… Так, в 1930-е павильон использовали для хранения зерна. Заметные повреждения он получил и в годы Великой Отечественной войны. Но уже в 1958 году, после проведения реставрационных работ, осуществлённых под руководством легендарного Михаила Михайловича Плотникова, павильон Катальной горки открыл двери для посетителей.

Однако с течением времени стало ясно, что здание вновь требует лечения, причем очень и очень серьезного. Потому уже в нынешнем веке павильон закрыли для посетителей на целых десять лет. Масштабная реставрация затронула буквально все — от крыши до подвалов. Восстановили кровлю, балюстраду террасы, укрепили конструкции, защищающие здание от осадков. Были полностью восстановлены интерьеры в стиле рококо с использованием материалов, идентичных историческим, включая уникальные наборные полы из искусственного мрамора и позолоченные настенные и потолочные росписи.

Частично скрытым реставрационными лесами я и увидела впервые павильон, приехав однажды летом в Ораниенбаум. Впрочем, исторический цвет — голубой — зданию на тот момент уже возвратили. Многие годы посетители парка видели павильон Катальной горки бирюзовым, но архивные данные и исследования специалистов позволили установить истину.

Помнится, как раз тогда на табличке возле павильона я прочитала о том, что после реставрации внутри разместится уникальная коллекция фарфора. Это ли не повод наведаться сюда еще раз?

Работы были завершены в 2022-м году — изящнейшая «игрушечка» екатерининских времен, стилизованная под итальянскую виллу, обрела былое великолепие. А в феврале 2023-го, при первой же возможности, я «прилетела» в Ораниенбаум, чтобы увидеть и фарфор, и другие сокровища этого мини-дворца. Что впечатлило больше — даже и не знаю, пожалуй — ВСЁ! Делюсь восторгами…

Снежная зима определенно к лицу голубому с белоснежным декором павильону.  Даже без собственно горы и "трассы" сам по себе павильон – прекрасный памятник искусства барокко. Автор проекта - Антонио Ринальди. Вроде бы в последнее время поговаривают о том, чтобы восстановить и саму горку. Правда, вряд ли деревянная конструкция "по образу и подобию" былых времен выдержит нынешний наплыв посетителей. Но хотя бы ради "посмотреть" с какими-нибудь показательными заездами (лотерею, например, учредить среди обладателей билетов?) было бы здорово.
Снежная зима определенно к лицу голубому с белоснежным декором павильону. Даже без собственно горы и "трассы" сам по себе павильон – прекрасный памятник искусства барокко. Автор проекта - Антонио Ринальди. Вроде бы в последнее время поговаривают о том, чтобы восстановить и саму горку. Правда, вряд ли деревянная конструкция "по образу и подобию" былых времен выдержит нынешний наплыв посетителей. Но хотя бы ради "посмотреть" с какими-нибудь показательными заездами (лотерею, например, учредить среди обладателей билетов?) было бы здорово.
Вот так некогда выглядела катальная горка. Фото из Сети. Собственное из-за бликов (макет в стеклянной витрине) не получилось. Грандиозное сооружение! Скатывались именно по "горбатой" части горы. Вверх-вниз и на солидной скорости, ведь должно было хватить инерции для следующего подъема!  По обеим сторонам от собственно спуска, предусматривались два деревянных помоста для обратного подъёма колясок.  Нижняя часть полукилометровой конструкции по замыслу Ринальди был декорирована колоннадой тосканского ордера аж из почти тысячи колонн (по мне так многовато, прямо частокол!) с несколькими воротами и двумя башнями.
Вот так некогда выглядела катальная горка. Фото из Сети. Собственное из-за бликов (макет в стеклянной витрине) не получилось. Грандиозное сооружение! Скатывались именно по "горбатой" части горы. Вверх-вниз и на солидной скорости, ведь должно было хватить инерции для следующего подъема! По обеим сторонам от собственно спуска, предусматривались два деревянных помоста для обратного подъёма колясок. Нижняя часть полукилометровой конструкции по замыслу Ринальди был декорирована колоннадой тосканского ордера аж из почти тысячи колонн (по мне так многовато, прямо частокол!) с несколькими воротами и двумя башнями.
 После реставрации открыли доступ на галерею второго яруса павильона. Прохаживаясь по «итальянской террасе» XVIII века, можно  оценить былую длину ската - аккурат между этими высоченными елями он и находился.
После реставрации открыли доступ на галерею второго яруса павильона. Прохаживаясь по «итальянской террасе» XVIII века, можно оценить былую длину ската - аккурат между этими высоченными елями он и находился.
 Спускались с горы в том числе и на таких вот колясочках ("триумфальных колесницах", а еще были гондолы и "осёдланные звери"). Конструкцию эту ещё в 1750-х годах придумал Андрей Константинович Нартов - для катальной горы в Царскосельском парке. На каждой «карете» устанавливалось по 12 металлических колёс: 4 основных, 4 перпендикулярных для отталкивания от боковой поверхности колеи, 4 маленьких, использовавшихся на вершинах горок, где основные колёса как бы зависали в воздухе. Всего таких колясочек было десять. В креслице усаживалась дама, а за ней вставал кавалер.  Желоба горки были устроены так, чтобы фиксировать нижнюю часть колясочки, дабы свести к минимуму вероятность схода с «маршрута» и обеспечить безопасность поездки на высокой скорости.  Говорят, слабонервные заморские гости забавы этой побаивались, но попробуй отказать Екатерине Великой!  А, несмотря на то, что Екатерина Ораниенбаум не любила (помня годы пребывания здесь в качестве супруги Петра III), со всем своим блестящим двором наведывалась государыня сюда не раз и посещение Катальной горы было непременной частью визитов.
Спускались с горы в том числе и на таких вот колясочках ("триумфальных колесницах", а еще были гондолы и "осёдланные звери"). Конструкцию эту ещё в 1750-х годах придумал Андрей Константинович Нартов - для катальной горы в Царскосельском парке. На каждой «карете» устанавливалось по 12 металлических колёс: 4 основных, 4 перпендикулярных для отталкивания от боковой поверхности колеи, 4 маленьких, использовавшихся на вершинах горок, где основные колёса как бы зависали в воздухе. Всего таких колясочек было десять. В креслице усаживалась дама, а за ней вставал кавалер. Желоба горки были устроены так, чтобы фиксировать нижнюю часть колясочки, дабы свести к минимуму вероятность схода с «маршрута» и обеспечить безопасность поездки на высокой скорости. Говорят, слабонервные заморские гости забавы этой побаивались, но попробуй отказать Екатерине Великой! А, несмотря на то, что Екатерина Ораниенбаум не любила (помня годы пребывания здесь в качестве супруги Петра III), со всем своим блестящим двором наведывалась государыня сюда не раз и посещение Катальной горы было непременной частью визитов.
Цокольный этаж теперь превращен в выставочное пространство, где  можно увидеть разные диковины екатерининских времен. Дракон XVIII век. Всего в Ораниенбауме таких два, и на самом-то деле это золоченое коронованное чудище представляет собой водослив! Время, источник поступления и первоначальное местонахождение в Ораниенбауме неизвестны. По всей видимости, они имели отношение к малым архитектурным формам в восточном вкусе, например к китайским беседкам, некогда существовавшим в парке Ораниенбаума.
Цокольный этаж теперь превращен в выставочное пространство, где можно увидеть разные диковины екатерининских времен. Дракон XVIII век. Всего в Ораниенбауме таких два, и на самом-то деле это золоченое коронованное чудище представляет собой водослив! Время, источник поступления и первоначальное местонахождение в Ораниенбауме неизвестны. По всей видимости, они имели отношение к малым архитектурным формам в восточном вкусе, например к китайским беседкам, некогда существовавшим в парке Ораниенбаума.
Среди прочего, в качестве анонса к парадным интерьерам верхнего этажа, здесь представлено несколько скульптур из Большого русского заказа. 1772 - 1773. Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, Мейсен. "Нептун и Фетида"
Среди прочего, в качестве анонса к парадным интерьерам верхнего этажа, здесь представлено несколько скульптур из Большого русского заказа. 1772 - 1773. Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, Мейсен. "Нептун и Фетида"
Группы из Большого русского заказа. 1772 - 1773. Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, Мейсен. "Триумф Амфитриты"
Группы из Большого русского заказа. 1772 - 1773. Королевская фарфоровая мануфактура, Германия, Мейсен. "Триумф Амфитриты"
На первом этаже павильона Катальной горки размещались хозяйственные помещения - Буфетная и Кухня, где блюда, приготовленные на кухнях Большого дворца, доводились до готовности и подогревались. В Буфетной размещалась трехконфорочная изразцовая "плита с котлом, духовой печью задвижками , решеткою, дверцами и листом".  После чего блюда подавались наверх.
На первом этаже павильона Катальной горки размещались хозяйственные помещения - Буфетная и Кухня, где блюда, приготовленные на кухнях Большого дворца, доводились до готовности и подогревались. В Буфетной размещалась трехконфорочная изразцовая "плита с котлом, духовой печью задвижками , решеткою, дверцами и листом". После чего блюда подавались наверх.
После катаний в Павильоне обычно устраивались чаепития.  Случались тут, как уже упоминала в предисловии к альбому, также торжественные обеды и приемы для узкого круга лиц. Так, например, 28 июля 1774 года в Ораниенбауме проходил Верховный Тайный совет, и по этому поводу в Круглом зале павильона состоялся торжественный обед, на котором присутствовало ближайшее окружение императрицы и иностранные послы. А 30 июня 1777 года здесь же был дан торжественный ужин в честь шведского короля Густава III.
После катаний в Павильоне обычно устраивались чаепития. Случались тут, как уже упоминала в предисловии к альбому, также торжественные обеды и приемы для узкого круга лиц. Так, например, 28 июля 1774 года в Ораниенбауме проходил Верховный Тайный совет, и по этому поводу в Круглом зале павильона состоялся торжественный обед, на котором присутствовало ближайшее окружение императрицы и иностранные послы. А 30 июня 1777 года здесь же был дан торжественный ужин в честь шведского короля Густава III.
Вход в Буфетную и Кухню располагался напрямую с улицы с западной стороны, где существовала наружная лестница, симметричная нынешней и не дошедшая до наших дней. Буфетная имела сообщение с «погребами», находившимися в цокольном этаже, посредством подъемного механизма. На его месте в настоящее время размещается винтовая лестница. В Буфетной представлены шкафы для хранения столового белья и посуды. Живописное убранство составляют натюрморты немецкой художницы Катарины Трой «Персики и виноград» и «Дыня и виноград», написанные на меди, и «Сцена на кухне» Бальтазара Принса.
Вход в Буфетную и Кухню располагался напрямую с улицы с западной стороны, где существовала наружная лестница, симметричная нынешней и не дошедшая до наших дней. Буфетная имела сообщение с «погребами», находившимися в цокольном этаже, посредством подъемного механизма. На его месте в настоящее время размещается винтовая лестница. В Буфетной представлены шкафы для хранения столового белья и посуды. Живописное убранство составляют натюрморты немецкой художницы Катарины Трой «Персики и виноград» и «Дыня и виноград», написанные на меди, и «Сцена на кухне» Бальтазара Принса.
Искушение, а не корзиночка!
Искушение, а не корзиночка!
В Кухне сохранился исторический вытяжной колпак печи. Штуковина эта даже интереснее посуды и прочего. Теперь такое редко где увидишь!
В Кухне сохранился исторический вытяжной колпак печи. Штуковина эта даже интереснее посуды и прочего. Теперь такое редко где увидишь!
Прежде, чем подняться наверх, в парадные комнаты, попадаешь в вестибюль.  С цветом стен реставраторам  пришлось «поколдовать». В XVIII веке краски были натуральными и пропускали свет. Сейчас же приходится применять различные техники наложения пигментов, чтобы добиться схожего эффекта.  «Родным» фоном здесь являлся любимый в то время «льняной серый», которые в банке с краской выглядит серым абсолютно, а на стене преображается в нежно-голубой.
Прежде, чем подняться наверх, в парадные комнаты, попадаешь в вестибюль. С цветом стен реставраторам пришлось «поколдовать». В XVIII веке краски были натуральными и пропускали свет. Сейчас же приходится применять различные техники наложения пигментов, чтобы добиться схожего эффекта. «Родным» фоном здесь являлся любимый в то время «льняной серый», которые в банке с краской выглядит серым абсолютно, а на стене преображается в нежно-голубой.
Поднимаясь по лестнице, в одной из ниш, встречаешь  "обманки" в виде детишек-калмыков. В конце XVIII столетия такими модно было украшать интерьеры. Говорят, посетители принимали их за живых людей и пугались. Нежные, однако, были)))
Поднимаясь по лестнице, в одной из ниш, встречаешь "обманки" в виде детишек-калмыков. В конце XVIII столетия такими модно было украшать интерьеры. Говорят, посетители принимали их за живых людей и пугались. Нежные, однако, были)))
А это потолок над парадной  лестницей. Замереть и любоваться... Парадная лестница занимает южный выступ павильона. Ее лепное убранство создано Альберто Джани в 1760-е годы в технике намазной лепки.   Намазная лепка — техника создания орнаментов и барельефов в низком рельефе, характерная для эпохи рококо.  На первом этапе изготавливается грубая отливка из гипса, которая доводится до необходимой формы на месте ручным способом — намазкой тонким раствором алебастра с последующей прорисовкой и прорезанием деталей рисунка. Степень насыщенности декоративными элементами усиливается по направлению снизу вверх.
А это потолок над парадной лестницей. Замереть и любоваться... Парадная лестница занимает южный выступ павильона. Ее лепное убранство создано Альберто Джани в 1760-е годы в технике намазной лепки. Намазная лепка — техника создания орнаментов и барельефов в низком рельефе, характерная для эпохи рококо. На первом этапе изготавливается грубая отливка из гипса, которая доводится до необходимой формы на месте ручным способом — намазкой тонким раствором алебастра с последующей прорисовкой и прорезанием деталей рисунка. Степень насыщенности декоративными элементами усиливается по направлению снизу вверх.
С верхней площадки лестницы, украшенной орнаментальной кованой решеткой, открывается вид на луг, где некогда располагалась катальная гора
С верхней площадки лестницы, украшенной орнаментальной кованой решеткой, открывается вид на луг, где некогда располагалась катальная гора
В центре площадки установлена мраморная скульптура «Аполлон и Дафна» работы флорентийского мастера Паскуале Романелли – копия XIX века с оригинала Джованнни Лоренцо Бернини.
В центре площадки установлена мраморная скульптура «Аполлон и Дафна» работы флорентийского мастера Паскуале Романелли – копия XIX века с оригинала Джованнни Лоренцо Бернини.
Ну вот как тут не зависнуть, любуясь?..
Ну вот как тут не зависнуть, любуясь?..
Всего наверху три зала. Налево - Штукатурный кабинет. Название свое он получил благодаря главному элементу декора - лепнине. Хотя все это изящество в моем представлении никак со словом "штукатурка" не ассоциируется))) Пол из искусственного мрамора был выполнен в 1765 году штукатурных дел мастером Гаэтано Спинелли. Для посетителей устроен здесь «помост», дабы не вредить единственному сохранившемуся в России полу из искусственного мрамора «стукко».  Несмотря на нелегкую судьбу павильона в 1930-е и разрушения Великой Отечественной войны, полы из искусственного мрамора на парадной лестнице, в Штукатурном кабинете и в Круглом зале сохранились на 90%.  Модная в XVIII  веке технология позволяла быстро и сравнительно недорого создать напольное покрытие, достойное императорского дворца.
Всего наверху три зала. Налево - Штукатурный кабинет. Название свое он получил благодаря главному элементу декора - лепнине. Хотя все это изящество в моем представлении никак со словом "штукатурка" не ассоциируется))) Пол из искусственного мрамора был выполнен в 1765 году штукатурных дел мастером Гаэтано Спинелли. Для посетителей устроен здесь «помост», дабы не вредить единственному сохранившемуся в России полу из искусственного мрамора «стукко». Несмотря на нелегкую судьбу павильона в 1930-е и разрушения Великой Отечественной войны, полы из искусственного мрамора на парадной лестнице, в Штукатурном кабинете и в Круглом зале сохранились на 90%. Модная в XVIII веке технология позволяла быстро и сравнительно недорого создать напольное покрытие, достойное императорского дворца.
Штукатурный кабинет, потолок.  И этот интерьер создан уже упомянутым Альберто Джани. В лепных композициях просматриваются изображения связок оружия и музыкальных инструментов в обрамлении растительного орнамента. Образцов подлинного розового цвета стен и потолков не сохранилось, ориентироваться при реставрации решили на оттенок розового на полу. Что, разумеется, сделало интерьер еще более гармоничным.
Штукатурный кабинет, потолок. И этот интерьер создан уже упомянутым Альберто Джани. В лепных композициях просматриваются изображения связок оружия и музыкальных инструментов в обрамлении растительного орнамента. Образцов подлинного розового цвета стен и потолков не сохранилось, ориентироваться при реставрации решили на оттенок розового на полу. Что, разумеется, сделало интерьер еще более гармоничным.
Шторы на окнах-дверях для выхода на террасу шили вручную по гравюрам XVIII столетия. То же самое с бахромой, шнурами и кистями — они полностью повторяют специально приобретенные в качестве примера детали декора того периода.
Шторы на окнах-дверях для выхода на террасу шили вручную по гравюрам XVIII столетия. То же самое с бахромой, шнурами и кистями — они полностью повторяют специально приобретенные в качестве примера детали декора того периода.
Фурнитуру на окнах-дверях воссоздали аналогичным способом: за образец взяли ручки и шпингалеты с окон-дверей Китайского дворца, отлитые по эскизам архитектора Антонио Ринальди. А на откосах что за прелесть! И какое  счастье, что все это можно не спеша рассматривать...
Фурнитуру на окнах-дверях воссоздали аналогичным способом: за образец взяли ручки и шпингалеты с окон-дверей Китайского дворца, отлитые по эскизам архитектора Антонио Ринальди. А на откосах что за прелесть! И какое счастье, что все это можно не спеша рассматривать...
В интерьере представлены резные плетеные кресла французской работы 1740-х годов, стол-консоль и ломберные столики русской работы 60-х годов XVIII века.
В интерьере представлены резные плетеные кресла французской работы 1740-х годов, стол-консоль и ломберные столики русской работы 60-х годов XVIII века.
Фарфоровые фигуры, расставленные на консоли и столиках – аллегории различных частей света: Европы, Азии, Африки и Америки. Думаю, что это - Европа...
Фарфоровые фигуры, расставленные на консоли и столиках – аллегории различных частей света: Европы, Азии, Африки и Америки. Думаю, что это - Европа...
Завораживают все эти утонченные детали...
Завораживают все эти утонченные детали...
А вот тут вероятнее всего Азия)))
А вот тут вероятнее всего Азия)))
Напротив Штукатурного кабинета расположен кабинет Фарфоровый.  Единственная его часть,  которой ничего «возвращать» не пришлось вот этот плафон с фигурами путти, к тому же чудом сохранивший оригинальный лиловый отлив фона.
Напротив Штукатурного кабинета расположен кабинет Фарфоровый. Единственная его часть, которой ничего «возвращать» не пришлось вот этот плафон с фигурами путти, к тому же чудом сохранивший оригинальный лиловый отлив фона.
В ходе реставрации плафон только расчистили от наслоений грязи, укрепили, обработали от плесени и точечно на фонах воссоздали утраты.
В ходе реставрации плафон только расчистили от наслоений грязи, укрепили, обработали от плесени и точечно на фонах воссоздали утраты.
И здесь тоже - окна-двери, обрамленные шторами, собранными в роскошные фалды.
И здесь тоже - окна-двери, обрамленные шторами, собранными в роскошные фалды.
На каждой из стен кабинета, в обрамлении из изящных веточек устроены полочки-консоли, опирающиеся на фигурки обезьян, головки путти, крылья и головы заморских птиц.  На консолях расположились и отдельные персонажи и целые скульптурные группы, в аллегорической форме прославляющие победу России в русско-турецкой войне.  Весь  представленный здесь фарфор был выполнен мастерами Мейсенской мануфактуры по моделям скульптора Иоганна Кендлера в единственном экземпляре специально для павильона Катальной горки в Ораниенбауме и мало того – именно для этого кабинета.  Называлась сия работа «Большой русский заказ», и состоял он из сорока фарфоровых «сюжетов».
На каждой из стен кабинета, в обрамлении из изящных веточек устроены полочки-консоли, опирающиеся на фигурки обезьян, головки путти, крылья и головы заморских птиц. На консолях расположились и отдельные персонажи и целые скульптурные группы, в аллегорической форме прославляющие победу России в русско-турецкой войне. Весь представленный здесь фарфор был выполнен мастерами Мейсенской мануфактуры по моделям скульптора Иоганна Кендлера в единственном экземпляре специально для павильона Катальной горки в Ораниенбауме и мало того – именно для этого кабинета. Называлась сия работа «Большой русский заказ», и состоял он из сорока фарфоровых «сюжетов».
После Февральской революции коллекцию разграбили…  Однако благодаря тому, что каждый фрагмент разбитых фигур сохранили, часть экспозиции удалось восстановить. Кроме того, сотрудники музея многие годы искали следы фарфорового «семейства»  павильона Катальной горки на различных аукционах и в каталогах продаж.   В результате почти все удалось вернуть «домой».
После Февральской революции коллекцию разграбили… Однако благодаря тому, что каждый фрагмент разбитых фигур сохранили, часть экспозиции удалось восстановить. Кроме того, сотрудники музея многие годы искали следы фарфорового «семейства» павильона Катальной горки на различных аукционах и в каталогах продаж. В результате почти все удалось вернуть «домой».
Но  - как именно фигурки разместить?! Никаких изображений кабинета в его первоначальном виде не существовало. Однако хранителю музейных предметов павильона Катальной горки Елене Макашовой удалось эту задачу решить. Вот как она оба этом рассказывает: «В начале работы мы с хранителем фарфора обрисовали контуры подставок предметов и затем прикладывали их к полочкам-консолям. Так я понимала, где может стоять та или иная фарфоровая группа. Предполагаю, что при заказе на Мейсенскую мануфактуру отправили шаблоны полок и фигуры сделали четко по этим формам. Кроме того, каждая из 40 фигур имеет не только свой аллегорический смысл, но и смысловую пару: Нептун и Амфитрита, Диана и Аполлон. Пары размещались на двух противоположных стенах и двух простенках друг напротив друга или симметрично».
Но - как именно фигурки разместить?! Никаких изображений кабинета в его первоначальном виде не существовало. Однако хранителю музейных предметов павильона Катальной горки Елене Макашовой удалось эту задачу решить. Вот как она оба этом рассказывает: «В начале работы мы с хранителем фарфора обрисовали контуры подставок предметов и затем прикладывали их к полочкам-консолям. Так я понимала, где может стоять та или иная фарфоровая группа. Предполагаю, что при заказе на Мейсенскую мануфактуру отправили шаблоны полок и фигуры сделали четко по этим формам. Кроме того, каждая из 40 фигур имеет не только свой аллегорический смысл, но и смысловую пару: Нептун и Амфитрита, Диана и Аполлон. Пары размещались на двух противоположных стенах и двух простенках друг напротив друга или симметрично».
Подсказкой стали и выемки на тыльной стороне некоторых статуэток — они делались для того, чтобы фигуры можно было вплотную поставить к тем участкам стены, где размещены объемные элементы лепки.  Вот так «затейливость», присущая  рококо, помогла возрождению этой жемчужины Ораниенбаума! Были бы полочки просто квадратными-прямоугольными– попробуй-ка определи, где-что стояло!
Подсказкой стали и выемки на тыльной стороне некоторых статуэток — они делались для того, чтобы фигуры можно было вплотную поставить к тем участкам стены, где размещены объемные элементы лепки. Вот так «затейливость», присущая рококо, помогла возрождению этой жемчужины Ораниенбаума! Были бы полочки просто квадратными-прямоугольными– попробуй-ка определи, где-что стояло!
А вот здесь в среднем «ярусе» можно увидеть фигурки боевых слонов. Двух!  И это  тоже целая история!
Один из них избежал трагедии 1917-го года, а от второго после разграбления павильона остались лишь подставка, хобот, задняя нога и фигура погонщика.  И вот однажды в музей поступила информация о том, что в Москве продают фигурку слона, у которой недоставало как раз тех частей, что хранились в фондах Ораниенбаума.
А вот здесь в среднем «ярусе» можно увидеть фигурки боевых слонов. Двух! И это тоже целая история! Один из них избежал трагедии 1917-го года, а от второго после разграбления павильона остались лишь подставка, хобот, задняя нога и фигура погонщика. И вот однажды в музей поступила информация о том, что в Москве продают фигурку слона, у которой недоставало как раз тех частей, что хранились в фондах Ораниенбаума.
Слона удалось купить и когда статуэтку привезли и состыковали с фрагментами из хранилища, всё идеально совпало!  Страдальца привели в порядок, и теперь он занял полагающееся ему место на полочке в отреставрированном Фарфоровом кабинете. Фото из Сети.
Слона удалось купить и когда статуэтку привезли и состыковали с фрагментами из хранилища, всё идеально совпало! Страдальца привели в порядок, и теперь он занял полагающееся ему место на полочке в отреставрированном Фарфоровом кабинете. Фото из Сети.
И даже под самым потолком есть полочки с фигурками! Не говоря о прочем декоре.
И даже под самым потолком есть полочки с фигурками! Не говоря о прочем декоре.
При первом взгляде на пол в Фарфоровом кабинете кажется, что и он фарфоровый. На самом деле это искусно расписанное дерево.   И если дерево здесь сохранилось с XVIII века, от рисунка практически ничего не оставалось.  На счастье уцелел орнамент, сделанный реставраторами в 1950-е годы. Они еще могли видеть «родной» пол или его фрагменты.  Для полноценной реставрации росписи современным специалистам пришлось целиком снять красочное покрытие, а затем,  основываясь на лекалах советского периода, воссоздать орнамент XVIII века.
При первом взгляде на пол в Фарфоровом кабинете кажется, что и он фарфоровый. На самом деле это искусно расписанное дерево. И если дерево здесь сохранилось с XVIII века, от рисунка практически ничего не оставалось. На счастье уцелел орнамент, сделанный реставраторами в 1950-е годы. Они еще могли видеть «родной» пол или его фрагменты. Для полноценной реставрации росписи современным специалистам пришлось целиком снять красочное покрытие, а затем, основываясь на лекалах советского периода, воссоздать орнамент XVIII века.
Круглый зал я "приберегла" напоследок, хотя именно в него попадаешь, поднявшись по парадной лестнице. От его великолепия голова кругом во всех смыслах!  Именно здесь проходили торжественные приемы и обеды. Диаметр зала двенадцать метров.
Круглый зал я "приберегла" напоследок, хотя именно в него попадаешь, поднявшись по парадной лестнице. От его великолепия голова кругом во всех смыслах! Именно здесь проходили торжественные приемы и обеды. Диаметр зала двенадцать метров.
Как все же здорово, что теперь умеют делать флористические копии цветов которые и  не отличишь от настоящих! Композиции эти так украшают музейные  интерьеры! Живых разве  напасешься?..
Как все же здорово, что теперь умеют делать флористические копии цветов которые и не отличишь от настоящих! Композиции эти так украшают музейные интерьеры! Живых разве напасешься?..
А "пьедестал" цветочный каков!
А "пьедестал" цветочный каков!
В росписи стен "заблудиться" можно... И фонари мне такие очень нравятся...
В росписи стен "заблудиться" можно... И фонари мне такие очень нравятся...
Плафон создает ощущение пребывания в беседке, увитой гирляндами цветов.
Плафон создает ощущение пребывания в беседке, увитой гирляндами цветов.

В средней части купола – два лепных золоченых венка.  Кажется, что сквозь трельяжную сетку (оказывается так называется решетчатая конструкция для вьющихся растений) видно голубое небо...
Роспись, лепку и позолоту в Круглом зале выполняли русские и итальянские мастера, работавшие в то время в России:  живописцы Серафино Бароцци и Стефано Торелли, уже упомянутые "штукатурщики" (дико звучит по нашим временам этот термин применительно к ТАКОЙ работе!)  Гаэтано Спинелли и Альберто Джани.
В средней части купола – два лепных золоченых венка. Кажется, что сквозь трельяжную сетку (оказывается так называется решетчатая конструкция для вьющихся растений) видно голубое небо... Роспись, лепку и позолоту в Круглом зале выполняли русские и итальянские мастера, работавшие в то время в России: живописцы Серафино Бароцци и Стефано Торелли, уже упомянутые "штукатурщики" (дико звучит по нашим временам этот термин применительно к ТАКОЙ работе!) Гаэтано Спинелли и Альберто Джани.
Росписи шести панно  в простенках выдержаны в мятно-зеленом и розоватом тонах. И эффект 3D присутствует тоже!
Росписи шести панно в простенках выдержаны в мятно-зеленом и розоватом тонах. И эффект 3D присутствует тоже!
В овальных десюдепортах над дверями зала  - морские божества. В этом - Амфитрита, жена Посейдона.
В овальных десюдепортах над дверями зала - морские божества. В этом - Амфитрита, жена Посейдона.
Пол Круглого зала сделан из искусственного мрамора.  Так как технология эта была диковиной ценились подобные полы дороже, чем изготовленные из натурального камня. Посетителям, так же как и в кабинетах разрешается ходить по «дорожке» из толстого стекла, проложенной вдоль части окружности зала. Во время последней реставрации стукко был укреплен, трещины заделаны. Затем пол отполировали до зеркального блеска, чтобы, как и в XVIII веке, поверхность его напоминала водную гладь.
Пол Круглого зала сделан из искусственного мрамора. Так как технология эта была диковиной ценились подобные полы дороже, чем изготовленные из натурального камня. Посетителям, так же как и в кабинетах разрешается ходить по «дорожке» из толстого стекла, проложенной вдоль части окружности зала. Во время последней реставрации стукко был укреплен, трещины заделаны. Затем пол отполировали до зеркального блеска, чтобы, как и в XVIII веке, поверхность его напоминала водную гладь.
В центральной части пола - круглый медальон-венок с фазаном, держащим в клюве веточку. Фото из Сети, т.к. самостоятельно запечатлеть птичку не получилось из-за бликов.
В центральной части пола - круглый медальон-венок с фазаном, держащим в клюве веточку. Фото из Сети, т.к. самостоятельно запечатлеть птичку не получилось из-за бликов.
Прощаясь, совершенно невозможно еще раз не полюбоваться верхней площадкой парадной лестницы...
Прощаясь, совершенно невозможно еще раз не полюбоваться верхней площадкой парадной лестницы...
Ну не красота ли?.. А в Питере было слякотно и противненько... Так что сбежать в один из загородных парков, ежели погода капризничает, очень неплохая идея!
Ну не красота ли?.. А в Питере было слякотно и противненько... Так что сбежать в один из загородных парков, ежели погода капризничает, очень неплохая идея!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому