Турист Елена (apreleva1409)
Елена
была сегодня 18:07
Фотоальбом

«Наслаждение фарфором». Еще один чудесный подарок Государственного Эрмитажа

SM-A325F
51 40
Санкт-Петербург: полезная информация

Цикл материалов "Санкт-Петербург в августе 2024":

Отзыв об отеле Мини-отель «Счастье» на Рубинштейна, 26, Санкт-Петербург

 

Эрмитаж в этом году любителей фарфора откровенно балует! Не успели остыть восторги от «фарфорового детства», как на почту мою прилетел анонс еще одной выставки, название которой было прямо-таки манящим: «Наслаждение фарфором: белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX — начала ХХ века».

Упустить возможность увидеть произведения, созданные на Императорском фарфоровом заводе исключительно из нерасписанного фарфора и бисквита, было бы грешно! Никогда еще на подобной выставке не бывала. Потому, конечно же, очередную поездку в Петербург запланировала так, чтобы непременно успеть — вся эта красота гостит в Эрмитаже до 15-го сентября.

Экспозиция даже превзошла ожидания, «зависла» я в зале надолго, несмотря на то, что впереди еще ждали Франс Снейдерс и фламандские натюрморты. Спасибо организаторам и за то, что на большом экране в зале демонстрировали фильм, рассказывающий о развитии жанра скульптуры на ИФЗ в годы правления Александра II, Александра III и Николая II, то есть с середины века 19-го до начала 20-го.

И первым делом в этом фильме кураторы выставки объясняли несостоятельность представления о том, что «в белье», то есть нерасписанными, оставались лишь предметы с технологическими дефектами. Наоборот — цветом, росписью какие-то недостатки можно было замаскировать. На белом же фарфоре любая трещинка или пятно будет заметна.

Творческие результаты художников представленного на выставке периода изменили восприятие фарфоровой скульптуры. Усовершенствование технологии процесса позволило изготавливать фигуры, которые и по своим размерам отныне не уступали скульптуре из бронзы, мрамора, камня и дерева. Причем, именно белая глазурованная и бисквитная пластика придала скульптурам из фарфора более высокий статус, возвела их на более высокую ступень в «табели о рангах» разных видов и жанров искусства. А белый цвет стал восприниматься самодостаточным, а не отсутствием росписи.

Расцвет скульптурного отделения завода в середине 19-го века во многом связан с художественной и организаторской деятельностью двух мастеров, последовательно его возглавлявших — Августа Карла Шписа (1817–1904), а затем — Августа Карла Тимуса (1865–1943). На выставке экспонируются, созданные по проектам скульпторов произведения: «Мальчик с собакой», «Сбор винограда», «Играющие дети», «Урок», «Девушка с птичьим гнездом», скульптурные портреты российских императоров (автор моделей А. К. Шпис); ваза-кувшин «Сатир и нимфа», сервиз-дежене «Розы» (автор моделей ‒ А. К. Тимус).

Помимо выдающихся творений корифеев белой пластики А. К. Шписа и А. К. Тимуса в зале можно увидеть скульптурные произведения по моделям известных художников, тесно сотрудничавших с Императорским фарфоровым заводом, — В. А. Серова, К. А. Сомова, С. Н. Судьбинина, А. В. Вернер, и других.

В 1850-е годы вершиной пластических возможностей бисквита стали цветочные букеты. На выставке представлен один из них, созданный талантливым скульптором Петром Ивановым. Мастер разработал новые рецепты бисквитной массы и технику моделирования непревзойденных по тонкости цветов. Причем это исключительно ручная лепка. Никакая «форма» в таких изделиях, конечно же, применяться не могла.

Многие произведения, особенно из частных коллекций, экспонируются впервые. Среди них скульптура «Иван да Марья», автором модели которой является скульптор-любитель Александр Егорович Тимашев, бывший в 1868 — 1878 годах министром внутренних дел Российской империи!

Декоративные произведения ИФЗ пользовались большим спросом у членов императорской семьи. Нередко скульптуры или вазы изготовлялись по заказу конкретного лица. Так, благодаря желанию супруги Александра II императрицы Марии Александровны, А. К. Шпис становится мастером-новатором в разработке скульптур с изображением детей. Причем, согласуясь со вкусами своей августейшей заказчицы, Август Шпис создает не абстрактно-миловидные сценки, а привлекает внимание к личности ребенка.

Славен бы Август Шпис и выполненными из фарфора портретными скульптурами членов императорской фамилии. Конечно же, эти работы многократно затем копировались.

В июле 1897 года на должность главного скульптора завода пришел Август Карлович Тимус. В его работах, в соответствии с веяниями времени — вот-вот наступит эпоха модерна — тщательная проработка деталей сменяется плавными, текучими линиями. В них особенно заметно желание автора насладиться именно возможностями самого материала — фарфора.

Собственно, именно этого — наслаждения фарфором — Императорский фарфоровый завод, Государственный Эрмитаж и владельцы частных российских собраний и желали каждому, кто посетит эту выставку.

Билет на сей раз покупала со входом по Церковной лестнице, хотя и с тем, который предполагает подъем наверх по Иорданской, сначала проходишь в этот двор с фонтаном. Церковная же мне оказалась как нельзя кстати - мигом вывела к нужным залам: Западине Восточной галереи и Николаевскому.
Билет на сей раз покупала со входом по Церковной лестнице, хотя и с тем, который предполагает подъем наверх по Иорданской, сначала проходишь в этот двор с фонтаном. Церковная же мне оказалась как нельзя кстати - мигом вывела к нужным залам: Западине Восточной галереи и Николаевскому.
Конец августа вообще-то. А тут - будто весна: рододендроны!
Конец августа вообще-то. А тут - будто весна: рододендроны!
Почему-то я всегда умудряюсь нарушить хронологию, и иду в музейных залах "не туда"))) Если только бдительные смотрительницы не направят в нужную сторону. Здесь таковой не нашлось, потому первым делом я увидела работы завершающего периода, относящиеся к уже к модерну, для которого были характерны обтекаемые формы, без тщательной проработки деталей. Сосуд с изображением птицы Феникс. 1914. Автор модели А.К.Тимус. Частное собрание В.В.Левшенкова. (Спасибо Светлане за "добытую" табличку!)
Почему-то я всегда умудряюсь нарушить хронологию, и иду в музейных залах "не туда"))) Если только бдительные смотрительницы не направят в нужную сторону. Здесь таковой не нашлось, потому первым делом я увидела работы завершающего периода, относящиеся к уже к модерну, для которого были характерны обтекаемые формы, без тщательной проработки деталей. Сосуд с изображением птицы Феникс. 1914. Автор модели А.К.Тимус. Частное собрание В.В.Левшенкова. (Спасибо Светлане за "добытую" табличку!)
Амурчик на дельфине, полагаю, того же периода, т.к. находился рядом с девами.
Амурчик на дельфине, полагаю, того же периода, т.к. находился рядом с девами.
Сервиз-дежене (для завтрака) «Розы». Автор модели  А. К.Тимус.
Сервиз-дежене (для завтрака) «Розы». Автор модели А. К.Тимус.
Скульптурная группа "Хоровод". 1915.  Частное собрание В.В.Левшенкова
Скульптурная группа "Хоровод". 1915. Частное собрание В.В.Левшенкова
Ваза-кувшин "Сатир и нимфа".  1901. Автор модели А.К.Тимус. Государственный Эрмитаж.
Ваза-кувшин "Сатир и нимфа". 1901. Автор модели А.К.Тимус. Государственный Эрмитаж.
Ваза на трех ножках в виде раков. 1892. Частное собрание В.В.Левшенкова
Ваза на трех ножках в виде раков. 1892. Частное собрание В.В.Левшенкова
Ваза "Совы". 1902. Автор модели А.К.Тимус. Государственный Эрмитаж.
Ваза "Совы". 1902. Автор модели А.К.Тимус. Государственный Эрмитаж.
Ваза "Пляшущие лягушки". 1901. А.К.Тимус. Государственный Эрмитаж.
А вот этих лягушек я совершенно точно раньше видела в цвете! В музее ИФЗ. Вот ссылка, если кто-то захочет увидеть: <a href='https://img.tourister.ru/files/2/8/9/3/0/4/8/1/original.jpg' target='_blank' class='ex_k_link'>https://img.tourister.ru/files/2/8/9/3/0/4/8/1/original.jpg</a>
Ваза "Пляшущие лягушки". 1901. А.К.Тимус. Государственный Эрмитаж. А вот этих лягушек я совершенно точно раньше видела в цвете! В музее ИФЗ. Вот ссылка, если кто-то захочет увидеть: https://img.tourister.ru/files/2/8/9/3/0/4/8/1/original.jpg
Ваза "Лебеди". 1900-е. Автор модели А.Л.Обер. Частное собрание В.С.Голубева
Ваза "Лебеди". 1900-е. Автор модели А.Л.Обер. Частное собрание В.С.Голубева
Ваза с рельефным стилизованным декором. Начало 1900-х. Автор модели А.К.Тимус. Частное собрание.
Ваза с рельефным стилизованным декором. Начало 1900-х. Автор модели А.К.Тимус. Частное собрание.
Основание лампы в виде верблюда с наездником. 1860-е. Автор модели А.К.Шпис. Частное собрание.
Основание лампы в виде верблюда с наездником. 1860-е. Автор модели А.К.Шпис. Частное собрание.
А эта фигурка Тамары Карсавиной стала символом Императорского фарфорового завода. 1940-е. Автор модели С.Н.Судьбинин (1913). Государственный Эрмитаж.
А эта фигурка Тамары Карсавиной стала символом Императорского фарфорового завода. 1940-е. Автор модели С.Н.Судьбинин (1913). Государственный Эрмитаж.
Скульптурная группа "Влюбленные". 1909. Автор модели К.А. Сомов (вот прямо ОЧЕНЬ Сомов! Угадывается!). Частное собрание В.В.Левшенкова. И буквально накануне вариант в цвете видела в Петергофе, в Музее коллекционеров. О котором, надеюсь, однажды напишу...
Скульптурная группа "Влюбленные". 1909. Автор модели К.А. Сомов (вот прямо ОЧЕНЬ Сомов! Угадывается!). Частное собрание В.В.Левшенкова. И буквально накануне вариант в цвете видела в Петергофе, в Музее коллекционеров. О котором, надеюсь, однажды напишу...
Скульптура "Балерина Анна Павлова в роли Жизели". 1920-е. Автор модели С.Н.Судьбинин. 1913). Частное собрание В.В.Левшенкова. Жаль не сохранила фото этой фигурки в другом ракурсе - там видна странная деталь: туфли на каблуках! Чего у Жизели быть не может ни в коем случае.
Скульптура "Балерина Анна Павлова в роли Жизели". 1920-е. Автор модели С.Н.Судьбинин. 1913). Частное собрание В.В.Левшенкова. Жаль не сохранила фото этой фигурки в другом ракурсе - там видна странная деталь: туфли на каблуках! Чего у Жизели быть не может ни в коем случае.
Скульптура "Отдых". 1905. Автор модели А.В.Вернер. Государственный Эрмитаж.
Скульптура "Отдых". 1905. Автор модели А.В.Вернер. Государственный Эрмитаж.
Скульптура "В раздумье". 1906 - начало 1910-х.  Автор модели А.В.Вернер. Государственный Эрмитаж.
Скульптура "В раздумье". 1906 - начало 1910-х. Автор модели А.В.Вернер. Государственный Эрмитаж.
Фигуры из серии "Народности России". 1910 - 1913. Автор моделей П.П.Каменский.   Частное собрание Г.А.Куневича. Очень известная серия, ее также можно увидеть в цвете в музее ИФЗ.
Фигуры из серии "Народности России". 1910 - 1913. Автор моделей П.П.Каменский. Частное собрание Г.А.Куневича. Очень известная серия, ее также можно увидеть в цвете в музее ИФЗ.
Скульптурная группа "Императрица Анна Иоанновна на охоте". 1912. Автор модели К.К.Рауш фон Траубенберг. Явно в руке у всадницы что-то было...  Государственный Эрмитаж.
Скульптурная группа "Императрица Анна Иоанновна на охоте". 1912. Автор модели К.К.Рауш фон Траубенберг. Явно в руке у всадницы что-то было... Государственный Эрмитаж.
Парные настенные украшения. Середина 19-го века. Частное собрание Ю.А.Ханина
Парные настенные украшения. Середина 19-го века. Частное собрание Ю.А.Ханина
Чайник с крышкой в стиле шинуазри. Середина 19 века.  Государственный Эрмитаж. Это ж надо придумать - один дракоша ручка, другой  - носик))
Чайник с крышкой в стиле шинуазри. Середина 19 века. Государственный Эрмитаж. Это ж надо придумать - один дракоша ручка, другой - носик))
Чернильный прибор. Середина 19 века.  Государственный Эрмитаж. Наверняка дамский. До чего цветочные гирлянды хороши!
Чернильный прибор. Середина 19 века. Государственный Эрмитаж. Наверняка дамский. До чего цветочные гирлянды хороши!
Скульптура "Мальчик с собакой". 1872. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж. Мальчонка этот - звезда выставки! И хорошо, что поместили его в отдельную витрину, которую можно обойти со всех сторон.
Скульптура "Мальчик с собакой". 1872. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж. Мальчонка этот - звезда выставки! И хорошо, что поместили его в отдельную витрину, которую можно обойти со всех сторон.
Фигурка около метра высотой. Вот в этом ракурсе размер понятнее.
Фигурка около метра высотой. Вот в этом ракурсе размер понятнее.
Скульптура "Л.В. Собинов в роли Ромео". 1950-е.  Автор модели С.Н.Судьбинин. Частное собрание В.В.Левшенкова.
Скульптура "Л.В. Собинов в роли Ромео". 1950-е. Автор модели С.Н.Судьбинин. Частное собрание В.В.Левшенкова.
Скульптура "Екатерина II с веером в маскарадном костюме". 1917.    Частное собрание В.В.Левшенкова.
Скульптура "Екатерина II с веером в маскарадном костюме". 1917. Частное собрание В.В.Левшенкова.
Скульптура "Дама с  маской". 1910-е. Автор модели К.А.Сомов. Частное собрание семьи Куниных.
Скульптура "Дама с маской". 1910-е. Автор модели К.А.Сомов. Частное собрание семьи Куниных.
Цветочный букет. Середина 1850-х. Скульптор П.И.Иванов. Госудраственный Эрмитаж.
Цветочный букет. Середина 1850-х. Скульптор П.И.Иванов. Госудраственный Эрмитаж.
Скульптура "Мария Магдалина". Середина 19 века. Государственный Эрмитаж.  Единственная на выставке, где чуть присутствует цвет.
Скульптура "Мария Магдалина". Середина 19 века. Государственный Эрмитаж. Единственная на выставке, где чуть присутствует цвет.
Слева - скульптурная группа "Играющие дети". 1863.  Справа - скульптурная группа "Урок". Автор моделей А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.  Такие фигурки очень любила супруга Александра II Мария Александровна. Нередко их делали по ее личному заказу. Причем тематика отражала взросление ее собственных детей: сначала совсем малыши, игры, потом, подросли и уже - урок.
Слева - скульптурная группа "Играющие дети". 1863. Справа - скульптурная группа "Урок". Автор моделей А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж. Такие фигурки очень любила супруга Александра II Мария Александровна. Нередко их делали по ее личному заказу. Причем тематика отражала взросление ее собственных детей: сначала совсем малыши, игры, потом, подросли и уже - урок.
Слева вверху - скульптура "Девушка в чепчике". Частное собрание В.В.Левшенкова. 1860-е. В центре - скульптура "Отдыхающая девушка". 1860-е. Частное собрание. Справа - скульптурная группа "Сбор винограда". 1850-е -1870-е. Автор моделей А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Слева вверху - скульптура "Девушка в чепчике". Частное собрание В.В.Левшенкова. 1860-е. В центре - скульптура "Отдыхающая девушка". 1860-е. Частное собрание. Справа - скульптурная группа "Сбор винограда". 1850-е -1870-е. Автор моделей А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Скульптурная группа "Поцелуй". 1850-е. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Скульптурная группа "Поцелуй". 1850-е. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Скульптура "Дама с розой". 1920-е. Автор модели В.В.Кузнецов (1914 - 1915).  Государственный Эрмитаж.
Скульптура "Дама с розой". 1920-е. Автор модели В.В.Кузнецов (1914 - 1915). Государственный Эрмитаж.
Скульптурная группа из цикла "Времена года" -  "Аллегория лета".1850-е.  Автор модели А.К.Шпис. Частное собрание.
Скульптурная группа из цикла "Времена года" - "Аллегория лета".1850-е. Автор модели А.К.Шпис. Частное собрание.
Фигура "Полевые цветы" из серии "Цветочный венок". 1854. Скульптура "Дворянин". 1850-1870. Государственный Эрмитаж.
Фигура "Полевые цветы" из серии "Цветочный венок". 1854. Скульптура "Дворянин". 1850-1870. Государственный Эрмитаж.
Парные скульптуры "Вакх" и "Вакханка". 1866. Автор моделей А.К.Шпис.  Государственный Эрмитаж.
Парные скульптуры "Вакх" и "Вакханка". 1866. Автор моделей А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Вот эта пара почему-то осталась без описания. Но главное - пара глазу приятная)))
Вот эта пара почему-то осталась без описания. Но главное - пара глазу приятная)))
Скульптура "Юноша-виноградарь". 1850-1870-е. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Скульптура "Юноша-виноградарь". 1850-1870-е. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Фигура "Малоросс". Начало 1860-х. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Фигура "Малоросс". Начало 1860-х. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Парные скульптуры "Девушка с птичьим гнездом".1871. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Парные скульптуры "Девушка с птичьим гнездом".1871. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Скульптура "Иван да Марья". 1870-е. Автор модели А.Е.Тимашев. На минуточку автор этот, будучи на досуге скульптором-любителем, являлся министром внутренних дел России!  Частное собрание В.С.Голубева.
Скульптура "Иван да Марья". 1870-е. Автор модели А.Е.Тимашев. На минуточку автор этот, будучи на досуге скульптором-любителем, являлся министром внутренних дел России! Частное собрание В.С.Голубева.
Скульптурная группа "Христос и Иоанн Креститель с ягненком". 1860-1870-е. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Скульптурная группа "Христос и Иоанн Креститель с ягненком". 1860-1870-е. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Скульптура "Цыганка". 1900. Автор модели А.К.Шпис (1872).   Государственный Эрмитаж.
Скульптура "Цыганка". 1900. Автор модели А.К.Шпис (1872). Государственный Эрмитаж.
Ваза декоративная с барельефом. 1861. Автор модели А.К.Шпис. Частное собрание В.С.Голубева
Ваза декоративная с барельефом. 1861. Автор модели А.К.Шпис. Частное собрание В.С.Голубева
Фонарь декоративный. 1890-е.  Государственный Эрмитаж.
Фонарь декоративный. 1890-е. Государственный Эрмитаж.
Бюст Екатерины II. 1872. По бисквитному оригиналу Ж.Д.Рашетта с мраморной скульптуры Ф.И.Шубина. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Бюст Екатерины II. 1872. По бисквитному оригиналу Ж.Д.Рашетта с мраморной скульптуры Ф.И.Шубина. Автор модели А.К.Шпис. Государственный Эрмитаж.
Скульптурный портрет великого князя Николая Александровича. 1912. Автор модели А.К.Шпис (1887). Частное собрание Ю.А.Левченко.
Скульптурный портрет великого князя Николая Александровича. 1912. Автор модели А.К.Шпис (1887). Частное собрание Ю.А.Левченко.
Вот этого не фарфорового, правда, мальчонку-путти захотелось к предыдущим фигурам "присовокупить". Висячий сад Малого Эрмитажа не видела я тысячу лет... Выйти туда и тогда было нельзя но окна были открыты. Где-то дома даже есть мое фото на фоне. Теперь - только через стекло всем этим можно любоваться.
Вот этого не фарфорового, правда, мальчонку-путти захотелось к предыдущим фигурам "присовокупить". Висячий сад Малого Эрмитажа не видела я тысячу лет... Выйти туда и тогда было нельзя но окна были открыты. Где-то дома даже есть мое фото на фоне. Теперь - только через стекло всем этим можно любоваться.
В  садик выходят окна  роскошного Павильонного зала с часами "Павлин". Часы в действии нынче можно увидеть на экране, справа от них.
В садик выходят окна роскошного Павильонного зала с часами "Павлин". Часы в действии нынче можно увидеть на экране, справа от них.
А над "Павлином"  - АХ!  Смерть шее)))
А над "Павлином" - АХ! Смерть шее)))

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому