Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.
✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.
Подпишись на канал Туристер в Telegram
Цикл материалов "Санкт-Петербург в августе 2024":
Отзыв об отеле Мини-отель «Счастье» на Рубинштейна, 26, Санкт-Петербург
Эрмитаж в этом году любителей фарфора откровенно балует! Не успели остыть восторги от «фарфорового детства», как на почту мою прилетел анонс еще одной выставки, название которой было прямо-таки манящим: «Наслаждение фарфором: белая пластика Императорского фарфорового завода середины XIX — начала ХХ века».
Упустить возможность увидеть произведения, созданные на Императорском фарфоровом заводе исключительно из нерасписанного фарфора и бисквита, было бы грешно! Никогда еще на подобной выставке не бывала. Потому, конечно же, очередную поездку в Петербург запланировала так, чтобы непременно успеть — вся эта красота гостит в Эрмитаже до 15-го сентября.
Экспозиция даже превзошла ожидания, «зависла» я в зале надолго, несмотря на то, что впереди еще ждали Франс Снейдерс и фламандские натюрморты. Спасибо организаторам и за то, что на большом экране в зале демонстрировали фильм, рассказывающий о развитии жанра скульптуры на ИФЗ в годы правления Александра II, Александра III и Николая II, то есть с середины века 19-го до начала 20-го.
И первым делом в этом фильме кураторы выставки объясняли несостоятельность представления о том, что «в белье», то есть нерасписанными, оставались лишь предметы с технологическими дефектами. Наоборот — цветом, росписью какие-то недостатки можно было замаскировать. На белом же фарфоре любая трещинка или пятно будет заметна.
Творческие результаты художников представленного на выставке периода изменили восприятие фарфоровой скульптуры. Усовершенствование технологии процесса позволило изготавливать фигуры, которые и по своим размерам отныне не уступали скульптуре из бронзы, мрамора, камня и дерева. Причем, именно белая глазурованная и бисквитная пластика придала скульптурам из фарфора более высокий статус, возвела их на более высокую ступень в «табели о рангах» разных видов и жанров искусства. А белый цвет стал восприниматься самодостаточным, а не отсутствием росписи.
Расцвет скульптурного отделения завода в середине 19-го века во многом связан с художественной и организаторской деятельностью двух мастеров, последовательно его возглавлявших — Августа Карла Шписа (1817–1904), а затем — Августа Карла Тимуса (1865–1943). На выставке экспонируются, созданные по проектам скульпторов произведения: «Мальчик с собакой», «Сбор винограда», «Играющие дети», «Урок», «Девушка с птичьим гнездом», скульптурные портреты российских императоров (автор моделей А. К. Шпис); ваза-кувшин «Сатир и нимфа», сервиз-дежене «Розы» (автор моделей ‒ А. К. Тимус).
Помимо выдающихся творений корифеев белой пластики А. К. Шписа и А. К. Тимуса в зале можно увидеть скульптурные произведения по моделям известных художников, тесно сотрудничавших с Императорским фарфоровым заводом, — В. А. Серова, К. А. Сомова, С. Н. Судьбинина, А. В. Вернер, и других.
В 1850-е годы вершиной пластических возможностей бисквита стали цветочные букеты. На выставке представлен один из них, созданный талантливым скульптором Петром Ивановым. Мастер разработал новые рецепты бисквитной массы и технику моделирования непревзойденных по тонкости цветов. Причем это исключительно ручная лепка. Никакая «форма» в таких изделиях, конечно же, применяться не могла.
Многие произведения, особенно из частных коллекций, экспонируются впервые. Среди них скульптура «Иван да Марья», автором модели которой является скульптор-любитель Александр Егорович Тимашев, бывший в 1868 — 1878 годах министром внутренних дел Российской империи!
Декоративные произведения ИФЗ пользовались большим спросом у членов императорской семьи. Нередко скульптуры или вазы изготовлялись по заказу конкретного лица. Так, благодаря желанию супруги Александра II императрицы Марии Александровны, А. К. Шпис становится мастером-новатором в разработке скульптур с изображением детей. Причем, согласуясь со вкусами своей августейшей заказчицы, Август Шпис создает не абстрактно-миловидные сценки, а привлекает внимание к личности ребенка.
Славен бы Август Шпис и выполненными из фарфора портретными скульптурами членов императорской фамилии. Конечно же, эти работы многократно затем копировались.
В июле 1897 года на должность главного скульптора завода пришел Август Карлович Тимус. В его работах, в соответствии с веяниями времени — вот-вот наступит эпоха модерна — тщательная проработка деталей сменяется плавными, текучими линиями. В них особенно заметно желание автора насладиться именно возможностями самого материала — фарфора.
Собственно, именно этого — наслаждения фарфором — Императорский фарфоровый завод, Государственный Эрмитаж и владельцы частных российских собраний и желали каждому, кто посетит эту выставку.